Джет-свип. Плей-коллинг изнутри



Любители американского футбола не могли не слышать это название. Данный розыгрыш не является какой-то инновацией в мире американского футбола. Более того, этот широкий вынос не особенно сложен в исполнении. С другой стороны, это неожиданный и эффективный инструмент, позволяющий перемещаться в сторону зачетной зоны соперника большими шагами. Кроме того - это один из способов вывести его оборону из равновесия. 


Что такое джет-свип? Реактивный поворот - формальный перевод термина, подразумевающий, что речь идет о быстром и агрессивном действии группы игроков нападения. Попросту говоря, это выносной аутсайд розыгрыш, предназначенный для того, чтобы владеющий мячом игрок на большой скорости добрался до эдж-зоны (участка поля между крайним защитником в “боксе” и боковой линией) и, обогнув крайнего защитника, устремился в апфилд.

Исполнитель должен обладать мощью и скоростью - да, той самой реактивной скоростью. Джет-свип, если хотите, это дополнительная попытка вернуть мяч в поле после кик-оффа. Разгон ретернера происходит задолго до первого потенциального контакта с ганнерами. Тоже самое относится и к джет-свипу. И вовсе не случайно, что в нем часто задействуют кик-ретернеров, как наиболее скоростных и скоординированных футболистов, способных избегать тэклов.

Но есть и важное отличие. Скорость кик-ретернера компенсируется встречной скоростью. Если предположить, что 10 заблокировали 10 и снять их с доски, то против возвращающего футболиста будет играть один защитник, бегущий ему на встречу. Шансы у обоих равные. Дальше в ход вступает мастерство катбэков и реакция. Если же мы говорим про джет-свип, то ресивер изначально имеет преимущество, так как он до снэпа находится в моушене, а значит и выскакивает на линию скримиджа с приличным ускорением, тогда как защитники только начинают набирать ход. Все что ему нужно - умение быстро бегать и крепко стоять на ногах. Обычная физика игрока с низким центром тяжести, не обремененная какими-то исключительными способностями.

Безусловно, значительно больше подобных комбинаций играется в студенческих чемпионатах. Это было и есть весьма мощное оружие колледжей на протяжении многих лет. Главная причина состоит в защите, которая не способна на регулярной основе пробиваться через о-лайн. В отличие от НФЛ, где с этим проблем значительно меньше, так как давление на линию нападения может оказываться постоянной основе с использованием ротации между основой и скамейкой, на которой зачастую присутствуют футболисты очень высокого уровня, чего не бывает у студентов.

Подготавливая материал, я без труда обнаружил такого рода широкий вынос среди команд Лиги, доказывающих, что проверенные временем концепции продолжают работать на самом высоком уровне. Более того, в сезоне 2014 это был тренд среди координаторов нападения НФЛ.

В прошлом году ресивер Далласа Лаки Уайтхед и квотербэк Брендон Уиден на 7 неделе в первой четверти матча показали Гигантам из Нью-Йорка, что такое настоящий джет-свип. Скоростной принимающий оформил забег на 15 ярдов - ровно столько, сколько было нужно “Каубойс” для первого дауна.

Сезон 2014. Стартовая неделя. Миннесота играет еще в Сент-Луисе против “Рэмс” и Кордаррел Паттерсон оформляет 23 ярда после джет-свипа. За весь матч координатор нападения Викингов Норв Тернер трижды прибегал к этой концепции.

Да что там регулярка. В Супербоуле 2013 года тренерский штаб Сиэтла по ходу стартовой четверти дважды использовал эту комбинацию, причем в чистом виде, безо всякого тюнинга - ровно так, как про это рассказывают в учебниках. Уилсон и Харвин на первой и на последней минутах сыграли абсолютно идентичные джет-свипы справа налево. В первом случае ресивер набрал 29 ярдов и если бы не заступ, то забег закончился бы тачдауном, во втором 14 ярдов. Оба раза “Сихокс” заработали первый даун. Оба драйва закончились набором очков.

Джет-свип может успешно применяться и в качестве розыгрыша-завесы, благодаря которому вы позволяете себя обмануть. Точно так, как это происходит на представлениях классных фокусников. Вы видите только то, на чем акцентируют ваше внимание, на что вас программируют, но сам момент обмана из раза в раз ускользает.

На 5-й неделе регулярного чемпионата 2014 Каролина принимала Чикаго и сладкая троица в лице Катлера, Джеффри и Форте разыграла фейковый джет-свип, позволивший отгрызть 8 ярдов, легко конвертировав 2-и-1 в первый даун.

Есть варианты фейкового джет-свипа с пасовым окончанием, когда квотербэк не отдает мяч ни игроку в моушене, ни раннинбэку (который уходит на блок), а играет плей-экшн.

Джет-свип играется не только из-под центра. Есть варианты с построениями пистол и шотган. Все тот же Сиэтл продемонстрировал местной публике как это делается в матче открытия сезона 2014.

Уилсон и Харвин словно по инерции продолжили терзать защиту Денвера - ведь если откинуть межсезонье, то игра с “Пэкерз” стала следующей после успеха в Супербоуле. То, что сработало 7 месяцев назад, сработало вновь. Разве что квотербэк “Сихокс” встал в четырех ярдах позади мяча, позволив Харвину промчаться между о-лайн и собой. Специалисты даже дали джет-свипу из гана отдельное имя - Fly Sweep, хотя концептуально в розыгрыше абсолютно ничего не поменялось.

Как видите, команды НФЛ не только не брезгуют джет-свипом, а наоборот, активно его внедряют в свои плейбуки. Он эффективен. Но это одна сторона медали. Если о-лайн не сможет противостоять давлению из “бокса”, то захват игрока с мячом позади линии скримиджа гарантирован. Потеря ярдов как минимум. В данном случае игрока выносящего мяч можно сравнить с квотербэком, который получил сэк.

В чем принципиальная концепция джет-свипа? Давайте разберем ее на примере розыгрыша Split 11 Left Jimbo Z 79 Trap Zero LT.

Чтобы вы понимали, порядок слов и цифр в каждой команде свой. Например, в самом начале может определяться выносной это розыгрыш или пасовый, затем формация, потом действие или маршрут игрока с мячом и так далее. В данном случае порядок следующий: кто выходит, как встают, что играют, кто с мячом, направление движения мяча, схема работы блока, индивидуальные указания. Если вы смотрели первую серию свежего Хард Нокса с “Рэмс”, то в курсе, что от Гоффа требовалось называть в хаддле комбинации, состоящие из 18-19 слов и цифр. Так что в данном примере используется простенький розыгрыш. Но и его вполне достаточно, чтобы понять суть концепции джет-свипа.

Split 11 Left - персонал и формация, которые необходимо использовать в данной комбинации. Сплит подразумевает симметричное расположение двух ресиверов относительно центра о-лайн. Персонал 1 раннинбэк и 1 тайт-энд. Последний усиливает блок с левой стороны (Left).

Jimbo - весь секрет в букве J и только. Таким способом координатор нападения спрятал слово Jet. Так игрокам, при изучении плейбука, проще запомнить, что играется в данном случае.

Z - этот игрок будет выносить мяч, что в принципе и так понятно, учитывая позицию тайт-энда на противоположной стороне о-лайн, но на всякий случай Z-ресиверу напоминают о своих обязанностях.

79 - таким цифровым способом закодирован гэп между X и Y-ресиверами, на который Z-ресивер должен ориентироваться при выносе. В левую сторону каждый игрок промаркирован нечетными цифрами, вправо, соответственно, четными.


Power Zero LT - правила блокировки для лайнменов, включая тайт-энда. X и Y-ресиверам никакой дополнительной информации сообщать не нужно - их действия прозрачны. Зато обязательно нужно предупредить левого тэкла (LT) - он выделен из группы блока и работает обособленно, прокладывая путь для Z-ресивера в апфилде, помогая заблокировать кого-то из спустившихся ди-бэков или отскочивших лайнбэкеров.

И вот как это работает.

Снэп-каунт. Квотербэк под центром и кричит “Ready”. В этот момент Z-ресивер стартует моушен. Боковым зрением квотербэк видит начало движения и мысленно считает до двух - за это время принимающий должен достигнуть правого хэша. Синхронизация важна как никогда. Квотербэк должен развернуться в правую сторону на 180 градусов и мгновенно сделать вкладку. Рассинхрон вынудит замедлиться ресивера, чтобы не проскочить меш-поинт - точку передачи мяча. А ведь именно набранная скорость и продолжающееся ускорение - главный залог успешного джет-свипа. Раз-два и “Go”. Снэп! Квотербэк, отдав мяч на первом шаге назад, продолжает движение назад, делая еще один шаг на встречу раннинбэку, который направляется в его сторону. Фейк на вкладке и бегущий, имитируя вынос, работает аутсайд-ран вправо. Чем короче время между реальной вкладкой и мнимой, тем эффективнее будет обманута защита, которой так или иначе, придется на все это реагировать.

X и Y-ресиверы, услышав в хаддле команду 79, поняли, что за коридор под вынос отвечают именно они. А значит внешний принимающий должен выдавливать своего защитника к бровке, а внутренний в сторону схватки. Чем они и начинают заниматься. Это происходит примерно на линии скримиджа. Команда Trap Zero, предназначенная о-лайн и тайт-энду, означает, что все они должны ориентироваться относительно центра (Zero - ноль в системе кодировки). Центр остается на месте, а правая и левые стороны линии нападения начинают блокировать на встречу друг другу, пытаясь захлопнуть ловушку (Trap). Z-ресивер бежит в спину Y-ресивера, чтобы успеть сориентироваться, в какой гэп перспективнее нырнуть - в запланированный 79 или раскрывшийся 57. Нечто вроде опции. Его поддерживает левый тэкл, который должен расчистить оставшиеся помехи.


Главная задача игрока, несущего мяч - проскочить линию скримиджа и вырваться в опен-филд. Дальше все зависит от его ног, ловкости и умении устоять. Инерция позволит ему добрать дополнительные ярды даже после контакта.

Джет-свип моушен можно добавить к любой выносной или пасовой комбинации. Джет-свип позволяет быстро изменять формацию. Это простой способ доставить мяч вашему плеймейкеру. Легко создаваемый мисматч для последнего защитника, который оказывается один в один против вашего самого быстрого игрока. Это не универсальный рецепт на все случаи жизни, но это работает.

В конце хочу заметить, что даже американские комментаторы иногда ошибаются в определении сыгранной комбинации, называя сыгранный джет-свип как End around или даже Reverse. Это не верно. Энд-эраунд и Реверс - совсем другие концепции широкого выноса (хотя и чем-то похожие ), о которых мы поговорим в другой раз.

Комментарии

rotoz
Спасибо )
Griffiths
Спасибо! Как всегда радуешь качественным контентом!
rotoz
Summerinx написал:
Цитата
Split 11 Left
А разве дополнительно ТЕ не надо указать, что это анбалансд формэйшн, чтоб он на линии был?
Многое упрощено.
Summerinx
Цитата
Split 11 Left
А разве дополнительно ТЕ не надо указать, что это анбалансд формэйшн, чтоб он на линии был?
Yorik11
В маддене заскриптованный розыгрыш, постоянно проходит
rotoz
Алексей Простой написал: что там говорить про американских, тут и наши ошибаются )))
Наши не могут ошибаться, потому что наши знают футбол лучше их )
Алексей Простой
что там говорить про американских, тут и наши ошибаются )))