NFLRUS.ru

ОСНОВАН 14 ОКТЯБРЯ 2007 ГОДА ВСЕ ОБ ИГРАХ И СОБЫТИЯХ В МИРЕ NFL

Run&Shoot Offense. Что это и с чем его едят

Разбираемся в стратегии Беги и Бросай в американском футболе.

Run and Shoot – система нападения в американском футболе, которая делает акцент на моушене ресиверов и корректировки маршрутов «на лету», исходя из построений защиты. Была придумана тренером школьной команды из города Мидлтаун, штат Огайо, Гленном «Тигром» Элисоном, а координатор нападения Портленд Стейт Даррел «Маус» Дэвис отшлифовал и популяризировал эту систему.

Давайте взглянем на нее поближе.

В таких схемах обычно используются формации с одним раннинбеком и четырьмя принимающими, также иногда используется один тайт энд для помощи в блоке на выносе. В системе обширно используются моушены ресиверов вдоль линии розыгрыша перед снэпом для создания более выгодных для нападения разменов и определения схем защиты

Базовой идеей Run&Shoot является умение подстроиться под защиту на ходу, когда принимающие вольны выбирать маршрут по ситуации в зависимости от того, что они видят в защите. И квотербеку соответственно необходимо читать и реагировать на действия защиты, больше импровизируя на линии розыгрыша, чем в любой другой системе нападения. И поэтому данная система считается довольно сложной для использования и требует хорошего понимая футбола от персонала нападения.

Нападение в чистом виде предполагает наличие двух уайд ресиверов по краям построения и двух «слотбэков» (ресиверов, находящихся в слоте позиции, в одном шаге от линии розыгрыша).

Многие команды НФЛ использовали Run&Shoot в начале 90-ых, выставляя реальных ресиверов (true receivers) на все четыре позиции принимающих. Виды раннинбеков варьировались от небольших игроков, которые могут хорошо играть на приеме, до медведеподобных силовых выносящих. Наиболее частые пасовые розыгрыши из таких формаций стремятся растянуть игроков защиты по полю. Когда такие розыгрыши часто повторяются, защита начинает уделять меньшее внимание угрозе выноса, тогда идет простой прорыв между тэклами, и это обычно приносит успех нападению.

История формаций.

Изобретатель оригинальной концепции Гленн Элисон начинал с использования схем с перегруженной левой стороной линии нападения для скрэмбла квотербека. Он называл это «The Lonesome Polecat». Спустя год он стал задействовать более сбалансированные формации, как на картинке ниже. Такая формация имеет большое сходство с Flexbone нападением.


В оригинале Run&Shoot предполагал, что квотербек начинает розыгрыш из-под центра, а за ним в паре ярдов находится раннинбек. Но позже, во время своей работы в Университете Гавайев тренер Джун Джонс ставил своего квотербека Колта Бреннана в шотган, и в таком случае бегущий располагался справа от него.


Другими формациями, которые вы могли видеть в Run&Shoot системах, были «Trips» схемы, когда три принимающих располагались на одной стороне от линии розыгрыша. В большинстве случаев этого добивались моушеном W или Y ресивера, когда один из них передвигался на другую сторону построения.


Использование Run&Shoot

Названия игроков и моушенов.

У каждой команды есть своя система обозначений, но все они строятся на одних и тех же базовых принципах. Чтобы сделать розыгрыши нагляднее, ресиверам в Run&Shoot системах даны имена, соответствующие их позициям. Одним из таких обозначений является вариант давать ресиверам обозначения W (винг), X, Y и Z, а раннинбекам – S-Back

Первоначальные движения ресиверов можно обозначать, используюя кодовые имена вместо «право» и «лево» (left и right) - "Lil and Rob," "Liz and Rip," или "Lion and Ram.". Например, квотербек говорит

«X Лиз, W Лиз, Y Гоу, Z Рип, SB флэт», т.е. X и W ресиверы бегут налево, Y ресивер бежит гоу маршрут, Z бежит направо, SB уходит на флэт (вдоль линии розыгрыша к бровке).

Ключевые концепты

  • Бросать на открытого принимающего

  • Если квотербек читает 5 или меньше человек в боксе, играть вынос. Это значит, что традиционные схемы защиты 3-4 и 4-3 убирают двух человек из бокса в прикрытие. Бокс – это пространство в около одного ярда за тайт эндом или оффенсив тэклом с одной стороны и ярд аналогично с другой, да 5 ярдов за линией розыгрыша.

  • Использовать моушены и формации для рассредоточения защитников и для того, чтобы узнать, что намерена играть оборона. Если кто-либо делает моушен и корнербек следует за ним на протяжении всего передвижения, то это мэн-ту-мэн или блиц. Если защитник этого не делает, они скорее всего играют зонную защиту. Но такая тактика постепенно изжила себя в начале 90-ых, когда появились зонные схемы блица.

Преимущества

  • Вынуждает использовать защиту с 4 или 5 корнербеками, частые замены более низких и легких ди-бэков (например 1.80 м и 86 кг) на место более высоких и тяжелых лайнбекеров (1.87 м и 104 кг). Это дает нападению преимущество в выносной игре, т.к. большому раннинбеку легче блокировать и выносить в таком случае. При подключении выносов по центру превосходящие по габаритам бегущие (обычно 100-110 кг) имеют больше шансов на набор приличных ярдов в противостоянии с корнербеком (80 – 90 кг). Это также позволяет ресиверам сбрасывать больше тэклов 80-киллограмовых корнеров, чем 120-киллограмовых лайнбекеров.

  • Читая корнербеков, ресиверы могут бежать маршруты в открытые зоны при зонном прикрытии или переигрывать своих оппонентов в игре один-на-один. Это также позволяет квотербеку двигать мяч вертикально по полю или использовать то, что защита позволяет ему и играть в короткий пас, давая возможность своим принимающим набирать ярды после ловли. С того времени, как в даунфилде стало использоваться больше разнообразных маршрутов, тем самым затрудняя работу защиты, успешный квотербек получал возможность не только набирать большое количество ярдов в свою статистику, но и иметь приличные цифры в показателе «ярды за попытку паса».

  • Нет необходимости менять персонал из-за смен игроков и типов прикрытия в защите. Вследствие этого нападение может продолжать свои драйвы без каких-либо замен из своей базовой формации в зависимости от защитных порядков соперника. То есть, если защиты играла свою базовую формацию 4-3, а на следующем розыгрыше перешла на 3-4, нападению вообще ничего не надо менять.

  • Нападение увеличивает пространство для работы раннинбеков, позволяя им набирать те же ярды за 10-14 выносов, что соперник может набрать за 25. Также, имея угрозу в образе скоростных ресиверов, нападение таким образом может освобождать пространство для своих бегущих по краям.

  • Крейг Хэйуорд, фуллбек из Атланты Фэлконс у Джуна Джонса (работал там в 1977-1981 гг) набрал больше 2000 ярдов на выносе в данной системе нападения, также имея 30+ приемов за 2 года и 10+ ярдов каждой ловле.

Недостатки

  • Когда в данных системах не использовали тайт эндов и фуллбеков, был велик риск получить удар квотербеку, т.к. не было дополнительных блокировщиков, чтобы при случае останавливать блиц. Даже если квотербеки не попадали под сэки, их все равно били, пока раннинбеки не научились распознавать блицы и снижать их эффективность, защищая своего квотербека.

  • Команды часто используют выносную игру, чтобы сохранить владение мячом, особенно когда они имеют преимущество в счете. И нападение Run&Shoot часто подвергается критике, т.к. они скорее предпочтут положиться на пас, чем сконцентрироваться на выносной игре. В пример можно привести Уалд Карт Раунд AFC 1992 года, когда Хьюстон Ойлерс, получив преимущество 35-3 против Баффало Биллс, вместо того, чтобы убивать время выносом и претворять лидерство в победу, заказали 22 пасовых розыгрыша и только 4 выноса во второй половине и естественно проиграли 41 – 38.

  • Многие комментаторы отмечают, что в Ред Зоун эта система нападения менее эффективна, т.к. до зачетной зоны соответственно 20 или меньше ярдов. В такой ситуации у нападения меньше места для маневра и растягивания обороны, чем где бы то ни было.

Игроки по позициям для Run&Shoot

Квотербекам чаще всего необходимо быть подвижными, и иметь быстрый релиз, особенно если есть проблемы с первым. Сила рук не играет сильно уж большой роли, но квотербеку необходимо уметь выполнять разные виды бросков. Джим Келли был ростом 1,95 м и весил 97 кг, Андре Уэйр – 1,87 м и около 90 кг, Дэвид Клингер – 1,9 м и 95 кг, Колт Бреннан – 1,9 м и 93 кг, Уоррен Мун – 1,9 м и 97 кг.


Хафбэки часто по комплекции были схожи с фуллбеками, т.к. иногда в выносных комбинациях не был предусмотрен ведущий блокирующий, да и в случае блица хафбек оставался единственным игроком рядом с квотербеком. Чак Уизерспун обладал ростом 1,7 м и 104 кг, вышеупомянутый Крейг Хейуорд – 1,8 м и 108 кг.


Ресиверы могли варьироваться по габаритам, хотя Даррел Дэвис склонялся к небольшим принимающим, которые соответственно были более взрывными и быстрыми. Андре Ризон – 1,85 м и 86 кг,

Стерлинг Шарп – 1,83 м и 95 кг, Дрю Хилл – 1,76 м и 77 кг.

Оффенсив лайнмены должны были обладать плотным телосложением для хорошего пасс протекшена, и быть достаточно быстрыми для постоянных дропбеков. Джейми Дьюкс - 1,85 м и 132 кг, Билл Фрэлич – 1,96 м и 127 кг.


Эволюция концепции Run&Shoot

Когда все больше и больше тренеров стали включать элементы данного нападения в свои схемы, некоторые из них совершенствовали свои личные системы. «Маус» Дэвис склонялся к большей сбалансированности в своем нападении, используя мобильность ресиверов и их умение резко менять направление. Нападение также строилось на средних и быстрых бросках, которые бы позволяли как можно быстрее передать мяч из рук квотербека принимающим.

Джон Дженкинс был одним из первых тренеров, который начал шаманить со схемами Run&Shoot. Он стал добавлять больше агрессивной атаки на вертикальных маршрутах, предпочитая создавать проблемы защите в даунфилде. Дженкинс не только предпочитал закидывать мяч далеко в поле, он использовал раннибеков больше для изменения темпа игры, в сравнении с тем, что делал Маус Дэвис с Хьюстон Гэблерс (USFL) и Детройт Лайонс.

С момента своего назначения главным тренером университета Гавайев, Джун Джонс тоже стал дорабатывать концепцию Run&Shoot. Он полностью исключил систему небольшого ролл-аута квотербека и переместил последнего с позиции под центром в шотган. Это дало большее количество времени в конверте для квотербека, когда он еще находился на расстоянии от защитников. Тимми Чанг, один из самых преуспевающих игроков Джонса, добился больших успехов в формации шотган.

В то время как Кевин Гилбрауд мотался по НФЛ, работая координатором нападения, он стал внедрять элементы системы нападения Эрхарда-Перкинса, используя сразу несколько раннинбеков и задействуя тайт эндов как на блоке, так и на приеме.

Источник en.wikipedia.org
Kazak

onepride написал: От чего зависит быстрота релиза мяча у квотербека?
Строго от его техники и физических возможностей кб. Некоторым быстрый релиз так и не доступен.
onepride
Lions кстати активно использовали это нападение в начале 90-х , и Барри Сандерс преуспел. Во многом именно преимущество, создаваемое такой схемой (мало человек в боксе) дало ему возможность сделать свою феноменальную статистику.
onepride
От чего зависит быстрота релиза мяча у квотербека?
onepride
Спасибо! Интересно) А "Run n Gun" нападение в Madden - это не то же самое?)
Алексей Простой
спасибо