Тренд 2018 – покупка ресиверов в середине сезона. Есть ли в этом смысл?



Шквал активности на рынке принимающих перед самым дедлайном – весьма нетипичная ситуация для НФЛ. В основной массе сезонов закрытие окна переходов не влекло за собой масштабных сделок, но в этом году поразительно число команд проапгейдило свой корпус ресиверов.


Действующий чемпион Филадельфия добавила Голдена Тейта из Детройта, заплатив третьим раундом за одного из лучших по набранным ярдам после ловли (топ-7 прямо сейчас). Хьюстон, спустя неделю после потери Уилла Фуллера до конца сезона по причине убитого колена, отправил в Денвер пик 4 раунда за глубокую угрозу по имени Демариус Томас. В конце октября Даллас расщедрился на первый раунд за Амари Купера, забрав его из танкующего Окленда. Месяцем ранее Нью-Ингленд по сходной цене приобрел у потерявшего терпение Кливленда тонну редко используемых талантов Джоша Гордона, рассчитавшись пиком пятого раунда.

Подобная миграция ресиверов непривычна для лиги. С 2010 года история знает лишь четыре значимых перехода. И столько же состоялось в 2018, причем все они с впечатляющими вывесками – пробоулеры из первых двух раундов драфта плюс два победителя Супербоула (Тейт с Томасом). Каждый из четырех принимающих попал в команду, чьи обоснованные планы на плей-офф еще живы.

Всплеск интереса к ресиверам – побочный продукт сезона 2018, в котором атака приравнена к культу, а рекорды падают один за другим – самый грандиозный год в летописи НФЛ для нападения практически по всем доступным показателям. Едва ли не каждый квотербэк имеет цифры, превратившие бы его в икону лет 20 назад (каждый, кто не играет за Баффало). Сегодня у вас не может быть слишком много пасовых опций – только недостаточно много.

Чифс с трудом хватает Тревиса Келси, Карима Ханта, Сэмми Уоткинса и Тайрека Хилла, чтобы опустошить колчан Махоумса. Рэмс принципиально играют из персонала с тремя ресиверами, загружая с помощью Гоффа Тодда Герли, Брендина Кукса, Роберта Вудса и до недавних пор Купера Каппа, которого легко заменит Джош Рейнолдс. Иглз, Тексанс, Каубойз и Пэтриотс явно пытаются идти в одном строю с лидерами. Но подобные внутрисезонные подписания ресиверов не самый надежный шаг.

С 2000 года история знает 13 таких переходов – большинство ресиверов оказались бастами для новой команды. Замечу, что здесь перечислены только те принимающие, кто сыграл по ходу сезона в двух франшизах. Но поверьте, примерно такого же успеха добились и те, кого обменяли в межсезонье.


Единственным бесспорным примером успешного трейда в новом веке стал попавший в 2010 году в руки Беличика (важно: второй раз за карьеру) Дион Брэнч. Он оказал немедленное влияние на атаку Патриотов, заработав в первой же игре 98 ярдов с тачдауном. Брэнч завершил 11-матчевую кампанию с 706 ярдами и 5 тачдаунами, добавив еще 59 ярдов и один тачдаун в коротком постсизоне. Однако у игрока уже был опыт работы с Нью-Инглендом, за который он отыграл первые четыре сезона карьеры, перебравшись на полноценный контракт в Сиэтл (где, кстати, не блистал). Поэтому трейд лишь воссоединил Брэнча с бывшим квотербэком и бывшим главным тренером, плейбук которого кардинальные перемены наверняка обошли стороной. Лайфхак, на который стоит обратить внимание фронт-офисам: обмен наверняка будет успешным, если приобрести бывшего игрока (он же MVP Супербоула) и вернуть его под управление тренера и квотербэка, по которым давно плачет Зал славы.

Еще одна сделка, которую можно считать успешной, состоялась в сезоне 2007, когда Чарджерз выкупили у Майами, закончивших тот год 1-15, Криса Чемберса. В том числе и с его помощью Сан-Диего добрались до игры за титул чемпиона АФК. За 13 матчей (включая плей-офф) ресивер поймал 5 тачдаунов, но в среднем за игру делал меньше 4 приемов.

По большому счету основная масса переходов выглядит провально, если говорить про команды, потратившие и денежные ресурсы, и драфт-капитал. Возвращение Рэнди Мосса в Миннесоту не было столь же триумфальным, как это случилось с Дионом Брэнчем, ибо борьба за власть с главным тренером Бредом Чилдрессом спустя четыре недели стоила ему работы. При этом Мосс стартовал с 4 приемов на 81 ярд и тачдауна, что подтверждает вышеописанную теорию. Даже несмотря на то, что Перси Харвин и Джерри Райс после обмена в два раза увеличили среднее количество ярдов на приеме за матч, обе карьеры не получили продолжения: Харвин задержался в Джетс до конца 2014, после чего скорее числился, чем играл в Баффало, незаметно для всех повесив бутсы на гвоздь, а Райс и вовсе закончил с футболом после 9 игр за Сиэтл. Рой Уильямс ограничился 198 ярдами в 10 матчах в рядах Каубойз в сезоне 2008 – и это спустя два года после того, как он считался одним из лидеров лиги (2006 Рой закончил третьим принимающим по общему количеству ярдов и пятым по ярдам за игру) – невероятное, фантастическое разочарование постигшее Даллас, учитывая, что они отдали Детройту пики первого, третьего и шестого раунда. Карьера Деррика Мейсона закончилась после обмена в Хьюстон. Келвин Бенджамин… ну от Баффало ничего другого и не ожидалось. Добавьте сюда Деза Брайанта (теперь его зовут Брендон Маршалл) – бесплатно, но бесполезно. Один порвал ахилл после семимесячного простоя – организм банально забыл, что такое полноценные нагрузки в НФЛ - другой попросту не знает, чем заняться в реальном мире, стараясь максимально оттянуть момент погружения в непривычную среду.

При этом большинство людей банально не понимает, насколько сложно играть ресивером. Принимающие в НФЛ – это одни из лучших атлетов на планете, поэтому болельщики считают, что чистый атлетизм и есть ключ к успеху. Некоторые утверждают, что быстроногие квотербэки из колледжей должны переметнуться в ресиверы при переходе в профессионалы. Но успешно выступать на этой позиции невероятно тяжело. Большинство квотербэков-студентов при трансфере терпят неудачу: быть ресивером - это не просто правильно выстроиться и быстро бежать. Из 13 принимающих, выбранных в первом раунде на драфтах 2015-2017, только двум удалось заработать 500 или больше ярдов в стартовом сезоне.

Разные команды предъявляют разные требования к игре против защитников. Хороший ресивер обязан установить идеальное взаимопонимание с пасующим: уметь не просто открыться, а знать, как это сделать именно там, где нужно и когда нужно квотербэку - умственная работа, не физическая. Ресиверу могут потребоваться месяцы или сезоны, чтобы почувствовать парня, раздающего мячи. Вот почему необходимы сборы и летний лагерь с конкретной системой нападения. И даже тогда надежное взаимопонимание вряд ли сформируются.

Вот почему переходы принимающих в середине сезона редки и часто провальны. Безусловно, часть неудач связана с окружающими игрока обстоятельствами. Некоторые ресиверы на момент трейда уже были выхолощены и морально, и физически. В других случаях их неправильно использовала новая команда. Кому-то помешали проблемы в раздевалке, когда человек оказался инородным элементом в слаженном организме.

Однако нынешний сезон выделяется не только прорывными цифрами в атаке. Джош Гордон - талантливый фрик, который в Патриотах с четвертой недели – уже успел сыграть в семи матчах. Притирка закончилась спустя три игры (усредненный 41 ярд за игру) – за последние четыре его результативность взлетела до средних 88 ярдов. Невероятно короткий срок, учитывая все вышеописанные сложности процесса интеграции. Если парень не сорвется в штопор, что с ним неоднократно случалось, то через год на футбольном небосклоне – оптика с многократным увеличением не пригодится - мы будем наблюдать новую сверхновую.

Неплохо идут дела и у Амари Купера. Амбициозный Даллас, так и не определившийся с первой скрипкой после ухода Брайанта, мгновенно перезапустил механизм нападения (помог двойной байвик – ресивер получил на изучение плейбука и контакт с Прескоттом 21 день). За два сыгранных матча в цветах Каубойз принимающий получил 18 таргетов (11 приемов) на 133 ярда с одним тачдауном. Эффект от угрозы, в которую пришлось поверить сопернику, распространился даже на Зики Эллиота.

Возможно и Тейт с Томасом добьются успеха. Дадим им время. Возможно и они смогут наладить ментальную связь с новыми квотербэками (даже у Брауна с Ротлисбергером время от времени отключается wi-fi). Вся статистика до сезона 2018 кричала, что формула «купил, включил и заработало» была придумана не для игроков этой позиции. Но теперь – кто знает?