Ирландские легенды: Эра Девайна

Ара Парсегян оставил после себя прекрасное наследство  - великолепная футбольная программа, входившая в число лучших команд нации, популярность во всей стране и достаточно большое количество сильных школьных выпускников, желавших продолжить образование именно в Нотр Даме.

Реформы внутри университета привели к тому, что наконец-то в кампус стали принимать девушек. Наличие прекрасного пола было одним из тех барьеров, что мешал многим талантливым паренькам выбрать «ирландцев» в качестве своей новой футбольной команды.

Помня прошлые ошибки, руководство университета не стало искать приемника Парсегняна среди собственных воспитанников и решило пригласить специалиста, уже заработавшего себе хорошую репутацию.


Выбор ректората пал на опытного пятидесятиоднолетнего Дэна Девайна, недавно уволенного из «Грин-Бэй Пэккерс». Несмотря на то, что Девайн был признан лучшим тренером НФК в 72м, выведя с результатом 10-4 «упаковщиков» в плей-офф, затем он так и не сумел закрепить свой успех. Более того, Девайн инициировал обмен, феноменально ослабивший команду из Висконсина. Так, за 34-летнего квотербэка «Лос-Анджелес Рэмс» Джона Хэндла «сырноголовые» отдали право выбора в двух первых раундах, двух вторых раундах и двух третьих раундах следующих драфтов, что мгновенно вызвало ураган негодования со стороны фанатов франшизы.

Тем не менее, как тренер Девайн высоко ценился. Это был грамотный, пусть временами и жёсткий, наставник, способный привить команде свою философию, своё видение игры, приносившие победные результаты. Дэн успел отметиться великолепными достижениями в качестве тренера Аризоны Стэйт с 1955-1957гг., где его результат побед составил 27-3-1, включая идеальный сезон 10-0 в 57м и титул чемпионов конференции. А в 1958-1970гг. он возглавлял университет Миссури, показав результат побед 93-37-7, также выиграв с «тиграми» два титула чемпионов конференции и победив в «Орандж Боуле» 1960 года, «Блубонет Боуле» 1962 года, «Шуга Боуле» 1965 года и «Гэйтор Боуле» 1968 года.

Одним словом, в Нотр Дам приехал титулованный наставник, умеющий создавать сильные футбольные коллективы. А других команд в кампусе университета теперь уже просто бы не потерпели.

Однако не всё было так гладко. Точнее, Девайну, несмотря на его опыт, пришлось столкнуться с тяжёлыми психологическими проблемами. Представьте, он пришёл не на место человека, показавшего плохой результат, нет, он пришёл заменить очередную «ирландскую легенду», завоевавшую два титула национальных чемпионов и одержавшую множество потрясающих великих побед.

Куда бы ни шёл Девайн, чтобы он ни Делал, чтобы он ни говорил. Его постоянно сравнивали с Парсегняном. Согласитесь, подобное тяжело выдержать любому человеку.

Но тренер Дэн, осознавая весь груз ответственности, что взвалился на его плечи, справился и доказал, что сам является потрясающим наставником.

Дебют

Придя в Нотр Дам со своей устоявшейся философией, Девайн обнаружил много общество в своей игровой концепции с моделью игры Парсегняна. Но если Ара предпочитал более скоростной и разносторонний бэкфилд, то Дэн любил давить, предпочитая выносные комбинации, равномерно распределённые на нескольких хафбэков и квотербэка. Наличие мощного выноса по центру обеспечивало широкие возможности для пасовой игры, где попеременно 2 или три футболиста могли открываться по всему полю.

Проведя достаточно напряжённые недели весенних тренировок, новый тренер определил круг своих лидеров, среди которых значились квотербэк Рик Слэджер, раннинбэки Джером Хивенс, Эл Хантер, Джим Браунер и Марк МакКлэйн, а также тайт-энд Кен МакКафи и ресиверы Дэн Келлехер и Тед Бургмеир.

Постоянно давление, перемешанное со средними передачами при плэй-экшене и неожиданными короткими пасами на одного из раннинбэков. Основными принимающими бегущими стали МакКлэйн и Эл Хантер.

Защита же, оставленная Парсегняном, могла внушать ужас абсолютно любой программе НСАА – быстрые взрывные энды, обладавшие неплохими габаритами и грамотная скоростная линия сэкондари.

Сентябрь прошёл для «ирландцев» удачно. Сначала они в Бостоне на глазах у 61,5 тысячи зрителей одолели в принципиальном райвалри «орлов» из местного колледжа 17:3, а затем катком прошлись по Пардью 17:0 и Норсвэстерну 31:7.

Беда пришла, откуда её мало кто ждал. Ещё один принципиальный враг , «спартанцы» из Мичиган Стэйт, начавшие было сезон не слишком ярко, особенно это касалось их обороны, выиграли в гостях у Нотр Дама 3:10. Нападение Девайна ничего не смогло предложить своим соперникам. Вся наступательная мощь раз за разом упиралась в стену из мичиганцев, а редкие передачи хорошо читались и не были визитной карточкой хозяев. Команде определённо требовалось больше внимания уделить броскам квотербэка, и «спартанцы» это наглядно продемонстрировали.

Затем последовали четыре ярких победы – над Северной Каролиной 21:14, рубка с ВВС 31:30, Флотом 31:10, Джорджией Тэк 24:3, Майами 32:9 и два поражения от злейших врагов из Южной Калифорнии 17:24 и Питтсбурга 20:34.

Сезон 1975 года «ирландцы» завершили с результатом 8-3, что было признано неплохим началом, и Девайн продолжил свою работу.

Обретая славу

1976 год стал выпускным для квотербэка Нотр Дама Рика Слэджера. Девайн, продолжавший исповедовать любимый ещё Парсегняном «вишбоун» оставил у себя в штабе и одного из его главных генералов, координатора обороны Джо Йонто, доведшего игру эндов при 4-3 практически до совершенства.

На «ирландцев» возлагались огромные надежды, однако уже дебютный матч все их перечеркнул. В родных стенах подопечные Девайна разгромно уступили будущим чемпионам из Питтсбурга, в составе которых блистал раннинбэк Тони Дорсетт, награждённый по окончании сезона Хайсманн Трофи, а затем ставший легендой «ковбоев» из Далласа.

Сезон в целом Нотр Даму удался. Они потерпели ещё лишь два поражения. Оба, правда, от принципиальных соперников – Джорджии Тэк со счётом 14:23 и Южной Калифорнии со счётом 13:17.

Всё те же 8-3, но на этот раз Девайна и его команду пригласили в Джексонвилль сразиться в «Гэйтор Боуле» со «львами» ставшего уже тогда легендарным Джо Патерно из Пенн Стэйт.

Пенсильванцы ничего не смогли поделать с нападением «ирландцев» и были раздавлены 20:9. Одним из лучших игроков сезона у Нотр Дама признали энда Росса Браунера, награждённого Аутлэнд Трофи.

Дэн Девайн доказал, что не зря получил место главного тренера «ирландцев».  Скептики стали меньше бросать критических стрел в адрес наставника, сумевшего сделать два победных сезона, а сам тренер вышел из тени Парсегняна, заметно сковывавшей его действия.

Праведный гнев

Сезон 1977 стал особенным для Девайна и его команды. Наконец-то «ирландцев» считали фаворитами, поместив на третье место в нации перед началом чемпионата.

Действительно, в распоряжении тренера Дэна было 11 стартеров прошлого сезона. Среди них такие великолепные защитники как Росс Браунер, Вилли Фрай и корпус лайнбэккеров , возглавляемый талантливым Бобом Голичем, в линии сэкондари же блистал второкурсник Дэйв Вэймер.

Нападение было не менее сильным: раннинбэки Джером Хивенс,   Вагас Фергюсон, Дэйв Митчелл и Терри Юрикк, на приёме играли Кен МакАфи и Крис Хайнес, кроме того, Девайн обладал очень хорошим «конвертом».

Но время шло вперёд. Постоянно выносить становилось всё тяжелее. Игра требовала паса. И без квотербэка, способного не только блестяще выводить в прорыв раннинбэков либо устремляться туда самому, но и способного отдать точную передачу, было уже крайне тяжело обойтись.

С первых дней пребывания в кампусе Девайн нашёл своего любимчика. Им стал неприметный юноша, пришедший в команду годом ранее при Парсегняне. Его звали Джо Монтана, и он играл на позиции квотербэка.

Джо настолько приглянулся наставнику, что тот, придя домой, сказал своей жене, что хочет попробовать Монтану в качестве основного квотербэка в весенних тренировках. На вопрос жены, кто же такой этот Джо Монтана, Девайн ответил, что тот человек, который будет кормить их семью в течении следующих нескольких лет.

Джо поступил в Нотр Дам в 1974 году, когда команду тренировал Парсегнян. В то время стать «ирландцем» мечтало много мальчишек, а потому конкуренция на каждой позиции была высока. Монтана получил хорошее футбольное образование в Пенсильвании. Однако футбол не был его любимым видом спорта. Юноша показывал великолепные достижения в главной для себя игре – баскетболе. Парнишка был настолько хорош, что получил предложение из университета Норт Каролайна Стэйт.  Но всё-таки возможность стать частью Нотр Дама взяла своё, и молодой талант отправился в кампус «ирландцев».

Девайн не видел в своём любимце стартового квотербэка в 75м, отводя ему роль при обманных комбинациях. Либо выпуская на поле при неуверенной игре основного квотербэка. В отличии от мобильного Рика Слэджера Джо не мог похвастаться хорошей работой ног и являлся исключительно пасовым квотербэком, что ограничивало возможности его использования на поле. В 75м Монтана за сезон сделал 66 попыток паса, 28 из которых нашли своих адресатов, на 507 ярдов, при этом он бросил 4 тачдауна и 8 перехватов. Согласитесь, не самые впечатляющие цифры, и у Джо было достаточно критиков, как в стенах кампуса, так и за его пределами.

Весь сезон 1976 года Монтана и вовсе пропустил из-за травмы плеча.

И всё-таки именно его Девайн видел стартовым квотербэком в сезоне 1977 года.

Именно так и родилась легенда Джо Монтаны. Одно из величайших игроков в истории футбола.

Он никогда не был самым точным, самым хладнокровным, самым быстрым или самым хитрым. Просто у него было огромное сердце, и Девайн сумел это разглядеть.

В матче открытии «ирландцам» предстояло отправится в Питтсбург в гости к «пантерам», ставшими неудобным соперникам в последние годы для Нотр Дама.  Однако хозяева лишились своего главного оружия, хафбэка Тони Дорсетта, ушедшего в НФЛ, и теперь являлись лишь крепким середняком. Феноменальная оборона «ирландцев» ничего не позволила сделать сопернику. Они были быстрее, сильнее и злее. Энд Вилли Фрай сломал запястье квотербэку Питтсбурга Мэтту Кавано, после чего сопротивление «пантер» было подавлено полностью. Как итог, 19:9 победа подопечных Девайна.

Однако уже на следующей неделе случился коллапс, и Нотр Дам уступил команде Миссисипи 13:20. Безусловно, это поражение шокировало всех и обрушило волну критики. Прежде всего, на нападение «ирландцев» и Джо Монтану, не способного делать ярды ногами.

Сам Девайн находился в сложной ситуации. С одной стороны, многие считали, что квотербэк Расти Лич способен стать стартером и повести вперёд «ирландцев», с другой – Джо Монтана запомнился своими феноменальными камбэками в матчах 75 года с Северной Каролиной и ВВС. Усложняло выбор между квотербэками то обстоятельство, что Монтана был взят ещё Парсегняном, а вот Лич являлся одним из первых студентов, кого удалось пригласить Девайну.

Разногласия, однако, были не только внутри головы наставника команды. Начался серьёзный конфликт между защитой и нападением. Оборона Нотр Дама выглядела достаточно неплохо, в то время, как атака не смогла набрать 20 очков в первых двух стартовых матчах чемпионата.

Собрание лидеров команды – Росса, Фрая, Браунера, Юрикка и Стива Орсини, сплотило программу. Также они попросили тренера сделать стартовым квотербэком Лича в предстоящем поединке с Пардью.

Расти Лич действительно начал тот матч, но сыграл неудачно, и в четвёртой четверти, когда счёт был 24:14 в пользу футболистов Пардью, Девайн выпустил на поле Монтану. Джо сделал то, что он умел лучше всего. Он просто вытащил победу, бросив два тачдаун-паса на Кена МакАфи. Нотр Дам с трудом победил 31:24, но вопрос со стартовым квотербэком был решён окончательно.

{youtube}sXdZIsHgh9s{/youtube}

Затем последовала тяжёлая победа над Мичиган Стэйт 16:6 и разгром Армии 24:0, подготовившие почву для одного из самых ярких моментов в истории футбольной программы университета Нотр Дама.

22 октября «ирландцам» предстояло принимать у себя «троянцев» из Южной Калифорнии, самых ненавистных и принципиальных оппонентов. Гости приехали, полные желания разнести своих соперников. Двумя неделями ранее они в родных стенах в упорной борьбе уступила Алабаме 20:21 и теперь намеревались разделаться с «ирландцами», чьё нападение выглядело крайне бледно.

Специально для поднятия боевого духа за несколько месяцев до этой встречи Девайн заказал комплект зелёных футболок, которые были отменены 14 лет назад, к этой игре. Всем студентам была роздана одежда зелёного цвета, а игрокам непосредственно перед началом матча в раздевалке выдали новую форму. Возле Сорин Холла собралась обезумевшая толпа, пребывавшая в настоящем восторге от своих действительно ирландских, цветов. Не нужно было слов. Мотивация и так была запредельной. Как итог, пятая команда нации была разгромлена одиннадцатой со счётом 49:19.

«Ирландцы» возвращались в чемпионскую гонку, но оступаться уже было нельзя.

{youtube}y2gHOZvjGeg&feature=related{/youtube}

Флот и Джорджия Тэк были размазаны 43:10 и 69:14 соответственно. Теперь у Нотр Дама появилось и нападение.

На пути команды Девайна встал сильный коллектив из Клемсона, шедший пятнадцатым в нации. «Тигры» выступали в родных стенах и надеялись нанести поражение «ирландцам». Матч получился крайне упорным и нерезультативным. В заключительном отрезке встречи хозяева вели 10 очков, но Монтана вновь проснулся и совершил фантастический камбэк, принеся своей программе победу 21:17.

Оставшиеся две встречи в чемпионате Нотр Дам легко выиграл у ВВС - 49:0 и Майами - 48:10. Теперь подопечные Дэна Девайна представляли собой совершенный механизм, прозванный «зелёной машиной».

Регулярный сезон закончился, предстояло определить участников Боулов. Итоговая таблица выглядела на тот момент следующим образом: 1. Техас (11-0) 2. Оклахома (10-1). 3 Алабама (10-1) 4. Мичиган (10-1) 5. Нотр Дам (10-1).

«Длиннорогие», в составе которых блистал бесподобный раннинбэк Эрл Кэмпбелл, фактически оформили себе чемпионские кольца, для эффектной точки им был необходим серьёзный соперник в домашнем «Коттон Боуле». Такой оппонент нашёлся сразу же в лице «ирландцев», с которыми техасцы уже не первый раз за последнюю декаду встречались в постсезонном матче.

Программы сражались в «Коттон Боуле» в 70м и 71м, года и, если первый раз верх взяли «Лонгхорнс», то на следующий год их победная серия, составлявшая 30 матчей, прервалась. Во много благодаря феноменальной обороне, которую Парсегнян доверил стоить своему верному помощнику Джо Йонто.

Йонто был координатором обороны и при Девайне.

Матч обещал стать очень жарким.

Поклонники «ирландцев» прятали свои цвета и символику, т.к. боялись быть избитыми суровыми южанами. И, к слову, те смельчаки, что надевали цвета любимой команды имели большие неприятности. Безумная ревущая толпа белых агрессивных протестантов, от маленького ребёнка до дряхлого старика, без умолку пела оды своим любимцам и поносила проклятых католиков.

За несколько дней до игры Джо Йонто неожиданно сказал команде, что Нотр Дам должен победить, заверив, что Техас будет играть в свой любимый «вишбоун», и он хорошо знает, как их остановить, даже несмотря на наличие Эрла Кэмпбелла, награждённого Хайсманн Трофи.

Обе команды готовились к матчу. Матчу, обещавшему стать золотым.

Одним из самых эффектных и запоминающихся моментов той встречи стал выход из раздевалки футболистов Нотр Дама в своих зелёных футболках под неодобрительный гул и свист со стороны техасских зрителей. «Ирландцы» вышли предельно собранными. Всё время, пока они находились в Далласе их оскорбляли, над ними насмехались, и теперь пришла пора отомстить. На выходе из раздевалки игроки Нотр Дама видели надпись, начерченную мелом их тренером: «Не важно, как вы начали – важно, как вы закончите».

Праведный гнев команды Девайна уничтожил «длиннорогих» со счётом 38:10.

Более семидесяти тысяч техасских глоток были вынуждены замолчать и приветствовать новых национальных чемпионов. Титул отправлялся в холодную Индиану.

Закрывая семидесятые

После триумфа 1977 года Девайн пробыл с командой ещё 3 сезона и решил отойти от дел.

В 78м «ирландцы» завершили чемпионат с результатом 8-3, но затем смогли вновь выиграть «Коттон Боул», в потрясающем по накалу матче одолев Хьюстон. Это бы выпускной год Джо Монтаны.

{youtube}xu1Ce4yzzo4&feature=related{/youtube}

Потеряв своего ведущего квотербэка, Нотр Дам выглядел уже не столь ярко в 79 и показал средние 7-4.

В свой последний сезон Девайн вновь вывел «ирландцев» в постсезон с результатом 9-1-1, где в «Шуга Боуле» их ждали футболисты Джорджии, но не сумел победить в последней для себя игре. «Бульдоги» оказались сильнее 17:10.

15 августа 1980 года Дэн Девайн покинул кампус Нотр Дама и закончил с футболом навсегда. Великий наставник хотел больше времени проводить со своей женой.

Начинались восьмидесятые. Новая эра. Новая музыка. Новая одежда. Новый мир. И «ирландцев» ждали новые победы.