Происхождение "G"


"G"rumble (Вместо предисловия) К написанию этой статьи меня подтолкнул вопрос, который неоднократно возникает при просмотре игр университетской команды Джорджии: «Почему у Грин-Бэй и Джорджии очень похожие логотипы и есть ли между ними какая-то связь?». Обсуждения в темах трансляций показали, что даже сторонники Бульдогов и Упаковщиков не знакомы со всеми аспектами истории происхождения логотипов своих команд. Когда-то мне довелось стать свидетелем спора, в котором дискутирующие болельщики с упорством доказывали, что именно их лого старше, при этом не оперируя достоверными фактами. Удивительно, что история происхождения одного, в общем-то, и того же логотипа, пусть и в двух разных вариантах цветового оформления, может вызывать столь многочисленные споры.

"G"enealogy "G"raphics (Эволюция футбольного лого)
Сейчас трудно представить Упаковщиков без узнаваемого логотипа. Но так было не всегда. С момента основания и до начала 50-х годов ХХ в., в эру, когда франчайзом руководил Эрл «Кёрли» Лэмбо, у команды вообще отсутствовал отличительный символ, как и у многих других команд НФЛ того времени. Несмотря на то, что первые эмблемы появились ещё у команд основателей Лиги, они не получили массового распространения. Правда в конце 30-х – начале 40-х гг. отметился новый всплеск моды: именно этим временем датируются первые логотипы Чикаго Кардиналс, Кливленд Рэмс, Чикаго Бэарз, Бостон/Вашингтон Редскинс. Вероятно, такая ситуация объясняется возможностями полиграфии и материалами амуниции того времени. Символы команд чаще всего появлялись на постерах, рекламных плакатах, билетах и программках к матчам. На амуницию рисунки с лого франчайзов наносились редко и чаще всего размещались на джерси в виде нашивки на груди. Условия изменяться с появлением металлопластиковых шлемов, которые официально утверждены НФЛ в 1949 г. Годом ранее, Фред Герке, игрок Лос Анжелес Рэмс, рисует на шлеме бараньи рога – отличительный знак команды.



Владелец Баранов Дэн Ривз связался с руководством Лиги, чтобы получить решение о легитимности нанесения изображения, поскольку до этого команды применяли разную расцветку шлемов для лучшего распознавания квотербэком своих ресиверов. «Ты владелец, делай, что хочешь!», – таков был официальный ответ. Ребрендированные шлемы дебютировали во время предсезонного матча на Мемориал Колизеум между Рэмс и Редскинс. 105-ти тысячная толпа встретила новинку пятиминутной овацией. В последующие годы логотипы появились шлемах многих профессиональных и студенческих команд.
"G"allery (Основные и альтернативные логотипы Пэкерз)После ухода Эрла Лэмбо, в 1951 г. Упаковщики представили свой первый официальный логотип. Неказистая эмблема состояла из зелёного слова «Packers», размещённого между воротными стойками на фоне футбольного мяча, оформленных в оранжевом цвете с едва заметной жёлтой тенью. Иногда изображение воспроизводилось без стоек ворот.



В 1956-1961 гг. Пэкерз в качестве своей эмблемы используют новое изображение. На фоне вертикально стоящего золотого мяча расположена карта зелёного цвета в форме штата Висконсин, со значком звезды, указывающим на географическое расположение Грин-Бэй. Поверх очертаний штата изображён квотербэк в золотой форме с № 41, занёсший руку с мячом для броска.



Кстати, и сегодня многих интригует цифра 41 на джерси игрока. Большинство считает, что на лого изображён Эрни Хербер, первый великий квотербэк в истории команды, носивший этот номер в 1932-1933 гг. Противники замечают, что за свою 11-летнюю карьеру в Грин-Бэй, Хербер использовал аж восемь разных номеров (12, 16, 19, 26, 38, 41, 45, 68) и более всех запомнился с цифрой 38 на груди. К тому же под 41-м номером выступал другой легендарный игрок Упаковщиков – Кларк Хинкл в 1936 г. Официального разъяснения от историков Пэкерз не существует, поэтому загадка цифры 41 ещё долго будет будоражить умы болельщиков. В 1959 г. командой был представлен и первый альтернативный логотип, в виде переплетённых золотых букв «G» и «B» на зелёном фоне. Он использовался на кепках, рубашках, куртках тренеров и игроков до 1969 г. Отмечу, что в истории Упаковщиков было 7 вариантов альтернативных лого. Я не буду подробно описывать каждый, а предлагаю читателям ознакомится с подготовленной иллюстрацией.



Грин-Бэй Пэкерз полностью прекратили использовать кожаные шлемы ещё в 1951 г., приняв металлопластиковые в золотой (жёлтой) раскраске. Но ни один из упомянутых логотипов не появлялся на шлемах Упаковщиков в эти годы. Пока Винс Ломбарди не захотел видеть обновлённые защитные головные уборы игроков своей команды, а Ломбарди всегда получал то, чего хотел. С этого момента начинается история одного из самых узнаваемых спортивных символов в мире.



"G"enesis (Рождение) Согласно официальной версии, новый логотип был разработан перед началом сезона 1961 г. специально для наклеек на шлемы. По указанию генерального менеджера и тренера Винса Ломбарди разработкой нового символа занялся менеджер по экипировке Джеральд «Папа» Брэйшер. Помощник Брэйшера, студент-искусствовед колледжа Св. Норберта Джон Гордон, сделал графический набросок, а компания «Romo Display Advertising Inc.» из Грин-Бэй произвела художественный рендеринг. Что же за история скрывается за сухой официальной информацией, и кто же такие Джеральд «Папа» Брэйшер и Джон Гордон? Любопытно? Давайте разбираться. «Папа» Брэйшер, пожизненный холостяк, работал над эскизом логотипа ночью в своей комнате в отеле «Юнион», расположенном в юго-западном пригороде Грин Бэя, местечке Де Пер. МакКим Бойд, чья семья владела и управляла отелем с 1918 г., сказал в интервью в марте 2013 г., что Брэйшер ночью выходил из своей комнаты и показывал грубые карандашные наброски его отцу в баре отеля. «Для нас «Папа» был частью семьи, – говорил Бойд, – Он объяснял, что пытается подогнать очертания буквы «G», обозначающую «Грин-Бэй», место базирования команды, в форму футбольного мяча». Джон Гордон, вспоминал, что перед началом тренировочного лагеря 1961 г. «Папа» обратился к нему, поскольку не обладал навыками художника. Идея Брэйшера была проста – буква «G» на фоне футбольного мяча. С юношеским энтузиазмом Джон попытался предложить свои варианты. «Я сказал: «Давай, «Папа», это же скучно», – вспоминает он. Но Брэйшер был неприступен. Конец дискуссии. «…концепция принадлежала «Папе», но фактическая конфигурация исходного изображения была моей», – говорил Гордон в интервью. На следующий день молодой художник принёс карандашный черно-белый рисунок в комнату для оборудования: «Я очень нервничал что тренер Ломбарди увидит мой набросок». Но эскиз очень понравился Брэйшеру и был немедленно одобрен Ломбарди. Финальный дизайн и цветовая схема была доработана сотрудниками фирмы Romo Display Advertising Inc. (ныне Romo Durable Graphics), которая в том момент занималась всей полиграфической продукцией Пэкерз. Фирмой были отпечатаны специальные наклейки, и Гордон вспоминал, что они с Брэйшером наклеивали их на шлемы.
Интересно, что первоначальный логотип Гордона был длиннее и уже того, что предложил Билл Мортри, дизайнер Romo. По мнению нынешнего директора компании Джона Дарлинга, такое изменение изображения было сделано по практическим соображениям, поскольку уменьшив размер картинки всего лишь на один дюйм, производитель получал еще один ряд изображений на полиграфическом листе.
Кстати, в начале нашего века сотрудниками Romo Durable Graphics была сделана неудачная попытка найти первые оригинальные наклейки или подготовительные эскизы. Очевидно, что по завершению работ, все материалы были возвращены заказчику и были утеряны или полностью использованы.
За свою работу Romo получило 4 абонемента на Лэмбо Филд, которые закреплены за компанией и поныне: Сектор 114, Ряд 46, места 1-4. Также известно, что Винс Ломбарди отправил Romo письмо, позволяющее компании воспроизводить логотип без уплаты лицензионного сбора НФЛ. Но компания не воспользовалась возможностью извлечь коммерческую выгоду из письма (не говоря уже о том, что оно было утеряно и этот факт остается только интересной подробностью в ​​истории Romo Durable Graphics).
      

"G"enerators (Создатели) 

Одна из самых любимых фигур в истории франчайза, Джеральд «Папа» Брэйшер, для Пэкерз был гораздо большим, чем менеджер по экипировке. Он отдал команде 21 год жизни (1956-1977), в течении которых готовил амуницию для сотни игроков Упаковщиков при пяти главных тренерах. «Папа» Брэйшер был скрытым активом нашей команды, большим джентльменом, преданным Грин-Бэй Пэкерз. Он всегда стремился сделать все, чтобы помочь игрокам и команде добиться успеха» – сказал Барт Старр в 2013 г. Лори Кек, секретарь Винса Ломбарди в 1961-1968 гг., вспоминала: «Папа» жил и дышал Упаковщиками, они были его жизнью, он любил свою работу, и его любили все. Я никогда не встречала никого, кто был так любим».

Брэйшер, уроженец Ошкоша (Висконсин), присоединился к персоналу Пэкерз в 1956 г., после более чем 30-летней карьеры в качестве тренера школьной футбольной команды Ист Де Пер Хай Скул. Некоторое время он также возглавлял баскетбольную и бейсбольную команды школы. «Папа» получил своё прозвище не вследствие отеческого отношения к игрокам и подопечным, а ещё в юности из-за популярного комикса «Dit and Dad». Он был очень любим жителями Де Пер, которые в 1964 г. назвали городской парк в его честь.
Бад Йоргенсен, тренер и менеджер Пэкерз, предложивший Брэйшеру работу в команде, в интервью Green Bay Press-Gazette в июле 1982 г. вспоминал: «Он посмотрел на меня с ошеломлённым взглядом и сказал: «Ты шутишь?». Он хотел выпрыгнуть прямо из движущегося автомобиля и вернуться в Грин-Бэй, поскольку боялся, что эту работу отдадут другому». «Папа» очень часто любил упоминать, что в том году Барт Старр был таким же новичком, как и он. Брэйшер с большой ответственностью относился к своим обязанностям, не чураясь и сверхурочной работы, если это было необходимо. Например, перед финальной игрой НФЛ 1962 г. против Нью-Йорк Джайантс, «Папа» провёл всю ночь подбирая шипы ботинок для каждого игрока, чтобы улучшить сцепление с обледеневшим газоном Янки Стэдиум. Знаменитый оффенсив гард Пэкерз Джерри Крамер вспоминал профессионализм «Папы»: «Что я больше всего помню о «Папе», так это то, что он был невидим. Он делал свою работу и делал её хорошо: все было на высоте, от обуви до ремешков для подбородка». Легенда Упаковщиков Пол Хорнунг упоминал, что Брэйшер был одним из немногих сотрудников, на которых Винс Ломбарди никогда не кричал. Форрест Грегг, ещё один легендарный игрок и тренер команды, говорил: «Папа» был особенным человеком и важной частью команды. Он мог заставить нас посмеяться, а иногда и напомнить за какой франчайз мы играем». Кроме работы в Пэкерз «Папа» в нескольких сезонах помогал с экипировкой бейсбольным командах Милуоки – Брэйвз и Брюэрс, а также во время весенних тренировок Калифорнии Энджелс. Брэйшер ушёл в отставку перед началом сезона 1977 г. и умер в июле 1982 г. в своём номере в отеле «Юнион» в Де Пере в возрасте 81-го года.

Молодой студент-искусствовед Джон Гордон в 1960-1968 гг. был помощником Брэйшера. Он работал неполный рабочий день, а в его обязанности входило следить за шкафчиками игроков и проверять наличие амуниции, необходимой для игр и ежедневных тренировок. В свободное время Джон рисовал портреты игроков и членов их семей. Он создал неплохой портрет «Папы», который сейчас можно увидеть на фотографии в коллекции Общественного музея Нэвилла.
Ныне Джон Гордон адъюнкт-профессор искусства в Колледже Св. Норберта. О своём участии в разработке дизайна логотипа и своими воспоминаниями Джон поделился в июне 2010 г. в письме к Тому Мерфи, архивисту Зала славы Грин-Бэй Пэкерз, и в нескольких интервью для прессы Висконсина в марте 2013 г.

      "G"ame (Официальный дебют) 

Внедрение нового логотипа прошло буднично. Не было никакого анонса или рекламы. Более того, в официальном ежегоднике Упаковщиков за 1961 г. нет ни одного упоминания о новом фирменном знаке франчайза. Логотип, ныне украшающий шлемы Пэкерз, впервые был представлен 5 августа 1961 г. во время традиционной предсезонной внутрикомандной игры на старом Сити Стэйдиум в Грин-Бэй.

Дату первой игры, в которой дебютировали шлемы с новым логотипом, установили официальный историк Упаковщиков Клифф Кристл и сотрудник Green Bay Press-Gazette Джефф Эш, неофициальный хранитель фотоархива Пэкерз, просмотрев все фотографии тренировочного лагеря и предсезонки 1961 г.


"G"rowth (Развитие и изменение дизайна) 

Первоначальный дизайн лого немного отличался от современного. Форма овала, более узкого на концах, действительно напоминала футбольный мяч. На протяжении последующих лет форма была модифицирована. «Мне этот вариант не нравится, – говорит Гордон о новом дизайне, – ему не хватает футбольной символики». Когда же случились эти изменения? Джон Гордон считает, что в 1964 г., когда Упаковщики разрешили футбольной программе Университета Джорджии использовать похожий логотип. Клифф Кристл, основываясь на исследованиях старых фотографий Пэкерз, считает, что изменения были постепенными, а современную форму овал окончательно приобрёл до начала сезона 1970 г.

Последнее изменение логотипа было произведено Упаковщиками в 1980 г.: вокруг овала появилась узкая золотая полоса-окантовка.

      "G"reatness (О «Величии») 

Среди болельщиков Пэкерз очень популярна версия, что буква «G» на логотипе их любимой команды означает «Greatness» («Величие»). Но при детальном рассмотрении эта гипотеза оказывается красивым мифом. В начале февраля 2011 г. бывший раннингбэк Джайантс, в то время журналист, Тики Барбер обнародовал на Yahoo!Sports видео, в котором утверждал, что знаменитая буква «G» на логотипе Упаковщиков означает не «Green Bay», а «Greatness». По мнению автора ролика, Ломбарди специально вложил такой смысл в логотип команды, чтобы осознание величия добавляло мотивации игрокам Пэкерз во все времена. Барбер не назвал источников своих сведений. Косвенно он сослался на Брэйшера, при этом ошибочно назвав «Папу» Джорджем. Утверждение Барбера было перепечатано некоторыми авторитетными изданиями, например, Sioux City Journal, что добавило ему лоска легитимности. Гипотеза настолько быстро распространялась, что официальный представитель Грин-Бэй Пэкерз, помощник директора по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям Аарон Попки, вынужден был давать опровержение. Ответ на многочисленные запросы был следующим: «В нашей истории нет ничего, что подтверждало правдивость этих сведений. Архивариус Зала славы Упаковщиков сказал то же». Почему же официально Пэкерз отказались от такой трактовки своей эмблемы. Все довольно просто – нет достоверных источников, подтверждающих гипотезу Барбера. Не кажется ли вам странным, что десятки, если не сотни книг о Ломбарди и Пэкерз каким-то образом упустили этот факт? Не странно ли, что история «Величия» всплыла ровно через 50 лет после рождения логотипа? Тогда откуда же Барбер получил эти сведения? Как выяснили позже заинтересованные болельщики, скорее всего, источником стала статья о команде из Википедии. Гипотеза о «Greatness» была добавлена в статью анонимным автором в июне 2010 г. В свою очередь, возможным источником сведений для Википедии мог стать фильм «Legend of Lambeau Field» с DVD-диска 2003 г. В главе о финальной игре НФЛ 1961 года есть такая фраза: «Lombardi added a "G" to the Packers' helmet in 1961. And it stood for "great". The team posted the league's best record, and earned the right to host the championship game». По предположению автора блога packersuniforms.blogspot.com, «great» из этого отрывка в фантазии анонимного автора Википедии превратилось в «Greatness».

      "G"enerosity (Широкая натура) 

Заканчивая статью попробую ответить на вопрос, заставивший меня сесть за клавиатуру. Так как же вышло, что у Грин-Бэй Пэкерз, Джорджии Бульдогс и Грэмблинг Стэйт Тайгерс очень похожие, хотя и не идентичные логотипы? Ответ, как ни банально, довольно прост: запатентовав свою новую эмблему как фирменный товарный знак, Упаковщики разрешили ограниченное использование (имеется ввиду копия, отличающаяся от оригинала пропорциями и цветовой гаммой) университету Джорджии в 1964 г. и Государственному университету Грэмблинга в 1965 г. В Джорджии слегка переделали логотип, изменив цвета и сделав его вертикально уже. Эмблема же Грэмблинг Стэйт ближе к логотипу Упаковщиков и отличается только разницей в используемой гамме. Различия между лого представлены на рисунке.

Однако среди приверженцев Бульдогов встречается несколько иная трактовка. Первые шлемы футбольной команды университета Джорджии с логотипом были представлены в 1962 г. Эмблема в форме буквы «G» красного цвета, стилизованной в виде прямоугольного блока, вытянутого вертикально, располагалась на серебряном фоне шлема. Этот вариант использовался в нескольких играх сезона 1962 г. Через два года, перед сезоном 1964 г., новый главный тренер программы Винс Дули занялся изменением дизайна формы. В том числе он намеревался заменить серебряный цвет шлемов на красный и внедрить новую эмблему в виде чёрной буквы «G» на белом фоне. За разработку лого взялась Энн Дональдсон, жена помощника тренера Джона Дональдсона, которая имела учёную степень по искусству. Дули понравился предложенный Энн эскиз, но поскольку он уж очень был похож на логотип Упаковщиков, тренер посчитал, что будет лучше согласовать его использование. Спортивный директор Джорджии Джоэл Ивс запросил у Пэкерз разрешение, которое и было получено.

Таким образом, болельщики Бульдогов считают, что их эмблема не была скопирована с лого Грин-Бэй, а была создана независимо. Вердикт о том, насколько оригинальной может быть идея, когда подобное решение уже три года используется на спортивном рынке, оставляю на усмотрение читателей. Кстати, первоначальная форма овала Джорджии тоже больше походила на футбольный мяч, как это видно на фото ниже. Тем не менее, сейчас логотип спортивной программы университета Джорджии является отдельной зарегистрированной торговой маркой.



Мне удалось найти информацию, что разрешение на использование логотипа для Грэмблинг Стэйт было отчасти данью уважения воспитаннику данного университета Вилли Дэвису, легендарному дефенсив енду, выступавшему за Пэкерз в 1960-69 гг., избранному в Зал футбольной славы в Кантоне в 1981 г.
Грэмблинг Стэйт в 1997 г. провёл незначительный редизайн логотипа, добавив к чёрной букве «G» на жёлтом овальном фоне внешнюю чёрную окантовку. А в 2005 г. дирекция университета и вовсе пыталась изменить логотип спортивной программы, поскольку подошло к концу действие лицензии. Но бывшие игроки, болельщики и выпускники университета воспрепятствовали ребрендингу. Также очень похожий логотип в красно-жёлтой гамме применяет спортивная программа колледжа в Калифорнии Садлбек Гаучос (Saddleback College Gauchos), но информацию о том, с какого времени и на каких условиях используется данное лого, мне обнаружить не удалось.
На этом позвольте поставить точку в истории одного из самых знаковых брендов в спортивном мире, которая, как надеется автор, была интересной и познавательной."G"racias!

       Сергей «peacock» Павленко

       по материалам Green Bay Press-Gazette, Milwaukee Wisconsin Journal Sentinel, packers.com, wikipedia.org, packersuniforms.blogspot.com, www.romoinc.com


Комментарии

peacock
Спасибо всем за отзывы
brave
Очень серьезная работа.
gbfan
Спасибо! Gениально!)
Gianty
Спасибо, большое! С удовольствием прочитал.


BraveHeart
Упс )) *подход :) исправьте, плиз
BraveHeart
Монументальный труд и креативный проход (это я про заголовки). Большое спасибо :)
GBP Ruslan
Дякую Сергій! Тоже давно интересовал этот вопрос.
Ivanov
Сергей молодец, отличная статья
Widells
Очень круто и достойно, Серега - красава.
vanaku
Круто. Спасибо. Професиональный подход