Брайану Флоресу предстоит трудная борьба, но он может добиться прозрачности в кадровых вопросах
В первый день Месяца черной истории, бывший главный тренер клуба НФЛ Брайан Флорес подал коллективный иск против лиги и трех команд, способный изменить и сделать более прозрачной практику найма новых сотрудников в клубах лиги. В иске, поданном в федеральный суд против НФЛ, Майами Долфинс, Нью-Йорк Джайантс и Денвер Бронкос, выдвигаются обвинения в нарушении федерального законодательства, законов штата и городов, связанные с увольнением из Долфинс и привлечением его в качестве фиктивного участника собеседований в двух других клубах.
Флорес утверждает, что ответчики нарушили статью 1981 Закона о гражданских правах 1866 года. Он был принят Конгрессом, чтобы обеспечить гражданство США бывшим рабам и защитить их право на исполнение контрактов. Сейчас статья 1981 делает незаконными попытки любой негосударственной стороны, например НФЛ или франшизы, намеренно дискриминировать человека при подписании или исполнении контракта.
В иске говорится и о нарушении другого федерального закона, раздела VII Закона о гражданских правах 1964 года. В этом разделе говорится о незаконности дискриминации представителей защищенных классов со стороны работодателя. К защищенным классам закон относит расовые меньшинства. Этот раздел расширяет статью 1981, позволяя истцам подавать иски как о преднамеренной дискриминации в сфере трудоустройства, так и о дискриминации по признакам непропорционального воздействия. В рамках иска о непропорциональном воздействии истец утверждает, что существует практика трудоустройства, которая на первый взгляд является нейтральной, но на практике более жестко применяется в отношении защищенного класса.
Один из пунктов, в которых иск Флореса затрагивает вопросы непропорционального воздействия, утверждает, что среди главных тренеров клубов НФЛ, тренеров квотербэков, координаторов нападения и защиты, чернокожие составляют незначительное меньшинство. При этом Флорес утверждает, что на этих должностях существует «конвейер», например, когда тренеры квотербэков переходят в разряд координаторов нападения, а те, в свою очередь, становятся главными тренерами. Если клубы НФЛ практикуют наем главных тренеров из этой системы, и если чернокожие специалисты в непропорционально большей степени лишены к ней доступа, то можно предъявить иск о непропорциональном воздействии в соответствии с разделом VII.
При этом у работодателей есть возможность защиты от применения этого раздела. Они могут обезопасить себя от связанных с этим исков, утверждая, что даже если нейтральная с виду практика жестко относится к представителям защищенного класса людей, то это может быть вызвано деловыми соображениями. В данном случае клубы НФЛ могут утверждать, что опыт работы тренером квотербэков необходим, чтобы стать координатором нападения, или, что опыт работы координатора необходим, чтобы стать главным тренером. Однако, на судьбу иска Флореса и защиты клубов может повлиять тот факт, что главными тренерами назначались люди, не обладающие таким опытом.
Чтобы подать иск о нарушении требований раздела VII, необходимо сначала подать заявление в Комиссию по равным возможностям в сфере трудоустройства. Учитывая заявления, сделанные в иске, адвокаты Флореса должны будут сделать это в ближайшее время.
Наряду с претензиями к нарушениям федерального законодательства, Флорес утверждает, что были нарушены Закон штата Нью-Джерси против дискриминации, Закон штата Нью-Йорк о правах человека и Закон города Нью-Йорк о правах человека. Первый запрещает дискриминацию по расовому признаку при приеме на работу. Во втором объявляется, что на территории штата гражданин имеет право на трудоустройство без дискриминации по расовому признаку. Третий объявляет незаконной расовую дискриминацию в сфере трудоустройства в городе Нью-Йорк. Можно предположить, что эти требования включены в иск, так как штаб-квартира НФЛ находится в Нью-Йорке, а Джайантс — в Нью-Джерси. Если в иск будут включены и другие клубы, что весьма вероятно, так как к делу присоединится больше заявителей, то в него можно будет внести изменения, заявив о нарушении антидискриминационных законов других штатов.
В ответ на поданный иск, НФЛ опубликовала заявление: «Лига и наши клубы глубоко привержены обеспечению справедливой практики трудоустройства и продолжают добиваться прогресса в представлении равных возможностей во всех наших организациях. Многообразие является основой всего, что мы делаем, и есть некоторые проблемы, которым клубы и команда руководителей уделяют больше времени. Мы будем защищаться от этих необоснованных претензий».
Иск Флореса это первый случай за время действия правила Руни, когда бывший главный тренер клуба НФЛ в судебном порядке оспаривает эффективность практики по обеспечению многообразия при трудоустройстве. Принятое в 2003 году в ответ на возмущение по поводу увольнений и общего мизерного количества чернокожих среди главных тренеров в лиге, правило Руни первоначально требовало от клубов проводить собеседование с как минимум одним представителем национальных меньшинств при найме главного тренера. Позднее правило было расширено и теперь требует собеседования с двумя представителями меньшинств, причем одно должно происходить в очном формате. Это же правило должно соблюдаться при найме сотрудников на другие важные посты, в том числе генерального менеджера, ассистента главного тренера и обоих координаторов.
Так как чернокожие кандидаты на посты главных тренеров с длинными резюме, победами в Супербоулах и хорошими результатами, практически не получают работу, возникли вопросы о том, достаточно ли правила Руни для того, чтобы устранить этот расовый разрыв при трудоустройстве и продвижении внутри организаций. Согласно иску Флореса, всего 15 чернокожих главных тренеров было нанято с момента принятия правила Руни, при том, что открыто было 129 вакансий. В настоящее время в лиге всего один чернокожий главный тренер. Некоторые утверждают, что судебный иск был необходим, чтобы в практике найма специалистов в НФЛ произошли какие-то изменения.
«Я говорил, особенно после прошлого периода кадровых изменений и сейчас, что для изменения ситуации потребуется судебный иск или законодательные меры», — говорит Кеннет Шропшир, директор Глобального института спорта при университете штата Аризона. — «Я не испытывал оптимизма ни по поводу первого, ни в отношении второго. Для человека, подавшего подобный иск, это может означать конец карьеры. И я не представляю, как можно решить проблему на уровне законодательства».
Пока Флорес остается единственным истцом в этом деле.
Шропшир утверждает, что Флорес проявил отвагу не только в том, что стал первым тренером, оспорившим сложившуюся практику в суде, но и в том, как он построил свой иск. Его заявление начинается с цитаты Мартина Лютера Кинга: «Мораль не может быть закреплена законодательно, но поведение можно регулировать. Закон не может заставить работодателя любить меня, но он может помешать ему отказать мне в работе из-за цвета моей кожи».
На двух страницах заявления Флорес утверждает: «В некоторых важнейших аспектах НФЛ остается расово сегрегированной и управляется подобно плантации. Ее 32 владельца — ни один из которых не является чернокожим — получают значительную прибыль в результате труда игроков, 70% которых чернокожие. Владельцы смотрят за матчами из своих роскошных лож под крышами стадионов, в то время как их чернокожая рабочая сила, составляющая большинство, каждое воскресенье ставит на кон свое физическое и ментальное здоровье, чтобы НФЛ и владельцы клубов пожинали плоды в виде миллиардов долларов».
«Он мог бы написать формальную жалобу», — говорит Шропшир. — «Но когда вы читаете это, то понимаете разницу. Он словно говорит: позвольте показать вам, насколько я серьезен». Вслед за тем, как Колина Каперника заклеймили позором за выступление против проблемы, лежащей за пределами лиги, Флорес говорит: «Я выступаю против того, что происходит внутри лиги, даже зная, что меня тоже могут заклеймить».
Флорес просит суд классифицировать его иск как коллективный. По его оценкам, в состав группы истцов может войти около 40 человек, включая всех чернокожих главных тренеров, координаторов, генеральных менеджеров и претендентов на эти должности за рассматриваемый период времени. Вероятно, что НФЛ и другие ответчики выступят против подобной классификации, пытаясь сузить рамки иска и возможные финансовые потери.
Исторически сложилось так, что в исках, связанных с трудовым законодательством, основные препятствия приходится преодолевать истцам.
«Флорес столкнется с теми же препятствиями, что и типичный истец с заявлением о дискриминации в сфере занятости», — говорит Тан Бостон, доцент школы права Дейтонского университета и практикующий адвокат. — «Он должен будет представить доказательства непропорционального воздействия, на которое он ссылается, в отношении условий работы в НФЛ. Например, результаты команды при том или ином тренере являются публичной информацией, но они не всегда являются решающим аргументом при принятии кадровых решений. На них могут влиять вопросы, связанные с трудовой дисциплиной, культурой команды и множество других факторов, информация о которых не является доступной. Работники часто оказываются в невыгодном положении, не имея той информации, которой располагают работодатели, что связано с политикой конфиденциальности и неразглашения».
«Получение доступа к досье и условиям найма сотрудников до начала судебного разбирательства будет непростой задачей. Эта проблема будет усугубляться большим количеством команд-работодателей под зонтиком НФЛ».
В Денвер Бронкос на просьбу о комментарии ответили заявлением: «Обвинения, выдвинутые Брайаном Флоресом в отношении Бронкос в сегодняшнем заявлении, являются вопиюще ложными».
«Наше интервью с мистером Флоресом по поводу вакансии главного тренера состоялось в запланированное время в 07:30 утра 5 января 2019 года в отеле в Провиденсе, штат Род-Айленд. На собеседовании присутствовало пять руководителей организации, оно длилось около трех с половиной часов и завершилось незадолго до 11:00».
«Страницы подробных заметок, анализа и оценок по итогам интервью демонстрируют глубину нашей беседы и искренний интерес к мистеру Флоресу как кандидату на пост главного тренера».
«Процесс нашего выбора был тщательным и справедливым, чтобы определить наиболее квалифицированного кандидата на вакансию. Бронкос будут решительно защищать целостность и ценности нашей организации и ее сотрудников от подобных необоснованных и пренебрежительных обвинений».
В Майами Долфинс в ответ на просьбу о комментарии ответили так: «Мы знаем об иске из сообщений СМИ, которые появились сегодня днем. Мы решительно отвергаем любые обвинения в расовой дискриминации и гордимся разнообразием и инклюзивностью нашей организации. Утверждение о том, что мы действовали в манере, противоречащей честности игры, неверно. На данный момент мы воздерживаемся от дальнейших комментариев по этому иску».
От Нью-Йорк Джайантс ответа на запрос комментария сразу же не последовало.
Независимо от исхода дела, положительный момент для Флореса и других лиц, утверждающих, что они подверглись дискриминации при приеме на работу в НФЛ, станет тот факт, что если дело перейдет в стадию изучения, то истцы, скорее всего, получат доступ к важным документам, освещающим внутренние процессы приема на работу в клубах. Истцы также смогут дать показания под присягой по поводу практики найма в лиге. Доступ к документам и результаты их допросов могут дать критически важное представление о том, что именно препятствует продвижению большего числа чернокожих претендентов на тренерские должности в НФЛ.
По всей видимости, важным результатом, которого Флорес пытается добиться своим иском, является прозрачность. В заявлении утверждается, что при назначении, продлении контрактов, увольнении и повторном приеме на работу к белым и черным применяются разные стандарты, что чернокожим тренерам платят меньше. В нем утверждается, что правило Руни не работает, потому что клубы подходят к проведению собеседований недобросовестно. Флорес просит суд вынести решение, которое позволило бы увеличить влияние чернокожих и обеспечить объективность при принятии кадровых решений. Также он добивается прозрачности определения заработной платы для сотрудников на ключевых должностях.
Тан Бостон из Дейтонского университета верит, что независимо от юридического исхода дела, Флорес добился определенного успеха уже самой подачей иска.
«Дыма без огня не бывает», — говорит он. — «Правило Руни было введено НФЛ как защита от потенциальных судебных исков. Если клубы ведут себя неискренне, используя его, и это будет доказано, то Флорес может добиться успеха по существу дела. Даже если ему не удастся справиться с задачей, то ему в любом случае удастся привлечь внимание к однородной практике найма в НФЛ, продолжающейся два десятилетия после введения правила Руни. Кажется крайне маловероятным, что лига, 70% игроков которой чернокожие, в 2022 году не способна произвести на свет более одного квалифицированного чернокожего главного тренера».