От Джима Харбо к Кевину О’Коннелу: взгляд изнутри на выбор главного тренера Вайкингс

GettyImages-1357982554-1024x683.jpg

Миннесота Вайкингс потратили несколько недель на собеседования с кандидатами на пост главного тренера. Майк Зиммер был уволен в январе, после того как команда второй сезон подряд не вышла в плей-офф, а сам он задушил организацию своим упрямым стилем руководства. После назначения на должность генерального менеджера Квеси Адофо-Менсы, поиски нового тренера заметно активизировались. Последний из претендентов, с которым предстояло провести интервью, был самым неоднозначным из всех.

Джим Харбо приехал в штаб-квартиру Вайкингс преисполненный своей фирменной уверенности. Он рассчитывал вернуться в НФЛ, к мечте о Супербоуле, после семи лет, проведенных в Мичиганском университете.

Прибытие Харбо взбудоражило всех. При всей своей эксцентричности и вопросов к его навыкам общения с людьми и стилю руководства, 58-летний специалист обладает потрясающей энергетикой и сразу же словно заполняет собой любое помещение, куда входит. От конференц-зала в офисе до просторного крытого стадиона. Этим качеством он заметно отличается от других претендентов на вакансию — 36-летнего координатора нападения Рэмс Кевина О’Коннела, 43-летнего координатора защиты Джайантс Патрика Грэма и 45-летнего координатора защиты Рэмс Рахима Морриса. Все они моложе Харбо, хотя у Морриса уже есть опыт руководства Тампой и Атлантой.

Харбо был последним в очереди на собеседование, что в сочетании с его резюме, включавшем работу в Сан-Франциско с тремя финалами НФК и выходом в Супербоул, а также вывод Мичигана в плей-офф студенческого футбола и победу над Огайо Стейт, делало его гораздо более привлекательным кандидатом.

Но, как сообщают инсайдеры, пока фанаты Вайкингс предвкушали приход именитого специалиста, а СМИ писали о том, что это собеседование всего лишь формальность, руководство Миннесоты дало Харбо понять, что конкурировать он будет всерьез. Внутри организации были те, кто высказывал сомнения, что его жесткие методы работы, изводившие окружающих в Сан-Франциско и Энн-Арборе, подойдут команде, только что избавившейся от напряженности режима Зиммера и Рика Спилмана.

Харбо знал, что будут вопросы. Он знал о том, что его считают тренером, с которым трудно работать, и провел не один день, готовясь отвечать на них во время интервью. Он один из самых успешных тренеров НФЛ последнего десятилетия (44—19—1), и он верил, что его резюме и смелость убедят тех, кто принимает решения в организации: владельцев клуба Зиги и Марка Уилфов, генерального директора Эндрю Миллера и генерального менеджера Адофо-Менсу (с последним Харбо работал в Сан-Франциско).

Но, как сообщают источники, предложения контракта так и не последовало. Вместо этого Вайкингс предпочли обратиться к услугам О’Коннелла. Сделка с учеником Шона Маквея не может быть оформлена официально до Супербоула, но именно он должен стать десятым главным тренером в истории франшизы.

Для сторонних наблюдателей, которые были под впечатлением достижений Харбо, это стало шоком. Но для многих инсайдеров, связанных с Вайкингс, это решение стало логическим завершением процесса, направленного на изменения в клубе, который слишком долго балансирует на грани посредственности и претендента на плей-офф. Репортеры The Athletic поговорили с несколькими источниками, чтобы понять, как в Миннесоте пришли к решению нанять О’Коннелла, когда все указывало на Джима Харбо.

Когда Вайкингс проводили собеседования с кандидатами на место генерального менеджера, каждого просили назвать трех тренеров, с которыми они хотели бы работать. Параллельно, чтобы не слишком отстать от разгоняющейся тренерской карусели, руководство франшизы пообщалось и с группой тренеров, которые их заинтересовали.

Когда две недели назад генеральным менеджером стал 40-летний Адофо-Менса, было известно, что он является поклонником координатора нападения Пэкерз Натаниела Хакетта. Он входил в ту группу тренеров, с которыми беседовали боссы Вайкингс. Но Хакетт стал главным тренером Бронкос в тот же день, когда был нанят и Адофо-Менса. Поэтому он назвал руководству фамилии О’Коннелла, Грэма и Харбо.

Ранее The Athletic писал, что Харбо, приведший Мичиган к победе в конференции и выходу в плей-офф, хочет вернуться в НФЛ. Его связи с Адофо-Менсой со времен их совместной работы в 49ерз позволили сделать простой вывод.

Вскоре после своего назначения, Адофо-Менса провел виртуальные собеседования с Грэмом и Харбо. Грэм впечатлил руководителей команды своим умом и полученным в Лиге Плюща образованием. Он вошел в число финалистов вместе с О’Коннеллом, Моррисом и координатором защиты 49ерз Димеко Райансом. Затем генеральный менеджер Вайкингс позвонил Харбо, чтобы узнать, действительно ли тот заинтересован в возвращении в НФЛ. Главный тренер Мичигана ответил утвердительно.

Таким образом, Харбо стал четвертым финалистом. Когда Райанс отказался претендовать на эту работу, появились слухи о том, что ему что-то известно. В понедельник представители Вайкингс побывали в Лос-Анджелесе, где провели встречи с О’Коннеллом и Моррисом. Первый произвел сильное впечатление. Он изучил состав команды в прошедшем сезоне, пришел с готовыми идеями по улучшению команды и смог предложить некоторые нюансы в отношении квотербэка Кирка Казинса, с которым ранее один год работал в Вашингтоне.

Так О’Коннелл быстро стал фаворитом для руководства франшизы, искавшего путь перестройки атмосферы в штаб-квартире команде с упором на лидерские качества, инклюзивность и продуктивное сотрудничество. Именно эти связи развалились под давлением Спилмана и Зиммера. О’Коннелл соответствовал этим требованиям и хорошо сочетался с взвешенным стилем работы Адофо-Менсы. Положительно оценивали и его опыт работы с нападением, это считалось соответствующим тому, в каком направлении развивается футбол.

Но поиски на этом еще не закончились.

Во вторник в Миннесоте в течение девяти часов руководители клуба общались с Грэмом. Он работал координатором защиты всего три года, но недостаток опыта не смущал Вайкингс, пока кандидат впечатлял лидерскими качествами и готовностью работать с другими. В конце концов, именно на глазах Уилфов молодой тренер Майк Томлин вошел в штаб Брэда Чилдресса, проработал год координатором защиты, а затем ушел в Стилерз и выиграл с ними чемпионский титул.

Для тех, кто считал процесс поисков шоу, в котором работа уже отдана Харбо, длительность собеседования и его тщательность должны было указывать на противоположное. Это было сигналом, что процесс далек от завершения.

Своими действиями и заявлениями Вайкингс дали понять, что среда не станет просто днем празднования возвращения Харбо в НФЛ. Знали в клубе и о непредсказуемости тренера, которого называют… нетрадиционным.

Харбо, как и все остальные, должен был пройти собеседование.

Но не факт, что сам тренер воспринимал это именно так. Когда он уезжал из Энн-Арбора, в Мичигане говорили, что это было похоже на прощание. Родители новичков команды говорили, что тренер предупредил их, что намерен найти работу в НФЛ.

Не было 100% согласия по поводу его кандидатуры и среди руководителей Вайкингс. Хотя вину за его конфликт с руководством в Сан-Франциско многие возлагают на бывшего генерального менеджера Трента Балке, опасения вызывало то, как невероятно успешный отрезок в исполнении 49ерз закончился так быстро и огнеопасно. Вопросы вызывал его стиль руководства и его сочетание с новыми целями клуба в эпоху после Зиммера и Спилмана. В Миннесоте слишком устали от переменчивого характера главного тренера и генерального менеджера, который был неспособен заставить его работать.

Марк Уилф и лайнбекер Эрик Кендрикс, лидер раздевалки, говорили о необходимости восстановления единства между игроками и руководством. И теперь им нужно было для этого следовать за Джимом Харбо?

Другим нравилась идея объединить тренера-ветерана и неопытного генерального менеджера. По их мнению, Харбо с его послужным списком был идеальным кандидатом для команды, которая не хочет уходить в полную перестройку. Учитывая, что контракт Казинса действует еще год, а защита команды возрастная, провести серьезные изменения в составе быстро не получится. В январе Марк Уилф сказал, что, по его мнению, команда недалека от претендентов на титул, и он не хочет сносить все и начинать с нуля. Харбо неоднократно доказывал, что может принять команду и добиться с ней больших успехов, чем удавалось предыдущим тренерам. Он делал это в университете Сан-Диего, в Стэнфорде, в 49ерз и в Мичигане. Почему бы не попробовать повторить это здесь?

Интерес Адофо-Менсы к Харбо тоже можно считать определенным заявлением. Он был в Сан-Франциско в последние дни работы тренера. И если кто-то и знает, что стоит держаться от него подальше, то это был бы именно Адофо-Менса.

Поначалу казалось, что все идет хорошо. Харбо оценил новую сверкающую базу клуба, в офисе обратили внимание на ряд его положительных качеств. В какой-то момент тренеру начало казаться, что идет к тому, что он больше не вернется в Энн-Арбор.

Но у Вайкингс еще оставались сложные вопросы. Они хотели знать больше о его подходе к руководству, умении работать с другими. Они хотели знать больше о ситуации в Сан-Франциско. Они хотели знать его видение того, как команда может выйти в Супербоул впервые с 1977 года.

Около 15:00 ситуация по каким-то причинам начала меняться. Если у Харбо и был какой-то импульс, толкавший его к этой работе, то он исчез. Около 18:30 ESPN сообщили, что Харбо позвонил спортивному директору Мичигана Уорде Мануэлу и сказал, что возвращается.

Причина этого не связана с деньгами или другими условиями контракта. Как сообщают, Вайкингс так и не сделали тренеру официального предложения. Судя по всему, ни одна из сторон не испытывает каких-то обид, только осознание того, что это был не тот случай.

После этого клуб окончательно переключил свое внимание на О’Коннелла. На самом деле, он и не выпадал из их поля зрения. Харбо был главным претендентом на работу, но мысли руководителей Вайкингс все время возвращались к парню, который был выбран Пэтриотс в третьем раунде драфта в 2008 году и один сезон был дублером Тома Брэди, а затем побывал в Джетс, Долфинс и Чарджерс. Он произвел положительное впечатление на всех, в отличие от Харбо. Именно его и сочли подходящим партнером для Адофо-Менсы.

На общем плане, думали они, начало новой инновационной эры с сотрудничества 40-летнего генерального менеджера, готового делегировать полномочия, и 36-летнего главного тренера, умеющего управлять современным нападением, это лучшая идея.

Положительным фактором для О’Коннелла стал и успех других бывших ассистентов Шона Маквея — Мэтта Лафлера в Пэкерз, Зака Тейлора в Цинциннати и Брэндона Стейли в Чарджерс.

В этом чемпионате Рэмс в значительной степени опирались на 11 персонал, а ресивер Купер Капп провел выдающийся сезон. Вайкингс легко было представить, что новый тренер сможет создать что-то похожее с Джастином Джефферсоном. К тому же, с учетом большого количества вопросов к квотербэку, кому как не О’Коннеллу, год работавшему с Казинсом в Вашингтоне, давать на них ответ?

За четыре года своей игровой карьеры О’Коннелл сделал лишь шесть попыток паса. Тренером он стал в 2015 году, начав работать с квотербэками в Кливленде. Затем карьера развивалась стремительно. После сезона работы с Адофо-Менсой в 49ерз в 2016 году, О’Коннелл провел три года в Вашингтоне, а в 2020 году стал координатором нападения в штабе Шона Маквея.

Успехи следовали один за другим, и теперь Рэмс с О’Коннеллом готовятся сыграть в Супербоуле против Цинциннати. Такую же конечную цель ставят и в Миннесоте.

Официально объявление о назначении тренера состоится после финального матча.

Если выбор Харбо представлял собой риск, то и О’Коннелл это, безусловно, рискованный выбор. Он никогда не был главным тренером, не отвечал в Рэмс за плей-коллинг. Но в НФЛ в целом наблюдается тенденция к омоложению рядов главных тренеров. Вайкингс это одна из последних команд, двинувшихся в этом же направлении после отставки 65-летнего Зиммера.

Что это будет значить для развития команды, пока неясно. Был ли Харбо тренером для того, чтобы «побеждать сейчас»? Означает ли выбор молодого О’Коннелла готовность к перестройке? Необязательно. Пэкерз с 42-летним Лафлером трижды выиграли дивизион и два раза играли в финале НФК. Рэмс с 36-летним Маквеем три раза побеждали в дивизионе и сыграют во втором за пять лет Супербоуле.

На другой чаше весов Зиммер, за восемь лет два раза победивший в дивизионе, и выигравший два матча плей-офф.

Но мы точно знаем, что с Адофо-Менсой и О’Коннеллом Миннесота будет другой. В команду пришли перемены, пусть и не, которых ждали.