«Как побеждать в НФЛ?»: почему Билл Полиан и Тони Данджи высоко оценивают решение Чикаго нанять Мэтта Иберфлуса

Из глубины комнаты тренер Баккэнирз Тони Данджи наблюдал, как звездный линейный защиты Уоррен Сапп спорил с координатором Монте Киффином и тренером Родом Маринелли. Это происходило во время просмотра записи матча 7 недели, в котором Тампа обыграла Вайкингс 24-13.

Сапп доказывал, что он не стоял в стороне, а пытался догнать раннинбэка Роберта Смита во время его 57-ярдового забега. Тренеры с ним не соглашались.

«Я хорошо помню тот случай», — говорит Данджи. — «Уоррен спорил по этому поводу и обиделся на Монте Киффина».

Сапп не знал, что Данджи присутствовал при этом.

«Они спорили все громче», — продолжает Данджи. — «И я просто сказал: Уоррен, если Монте говорит, что это была лень, значит, это была лень. И все сразу замолчали. Это словно бы задало тон всем остальным».

Это был поворотный момент сезона 1996 года, первого для Данджи на посту главного тренера Баккэнирз. У команды было достаточно талантов — Сапп, лайнбэкер Деррик Брукс, сэйфти Джон Линч, раннибэк Майк Олстотт и другие — но культура организации требовала перемен. Данджи, Киффин и Маринелли создали свою систему оценки того, что они видели на тренировках и в матчах. Лави Смит в той команде тренировал лайнбэкеров.

«Это был способ измерить энергетику и прилагаемые усилия», — говорит Данджи. — «И главной вещью в этой системе, беспокоящей всех, была лень. Всего один эпизод мог перечеркнуть все положительные моменты. Ипарничастоспорилипоэтомуповоду».

Примером служат действия Саппа во время 57-ярдового выноса Смита по левому краю поля. Он ускользнул от Линча, и Сапп бросился в погоню.

«Я гнался за одним из самых быстрых парней в Америке, а ты говоришь, что я ленился», — вспоминал Данджи ответ Саппа.

Но его усилий тогда оказалось недостаточно. Вытолкнуть Смита за пределы поля удалось корнербэку Мартину Мэйхью.


Данджи вспоминал, что Маринелли сказал Саппу: «В моем блокноте, Уоррен, если я вижу, как ты меняешь скорость, я отмечаю, что ты ленился. Если ты замедляешься — ты ленишься. А если ты ускоряешься, то значит, ты не работал на максимум с самого начала, а значит, тоже ленился».

У Саппа, будущего члена Зала славы, выбранного под 12 номером на драфте 1995 года, был стандарт, которому нужно было соответствовать.

Так было у каждого.

«Все жили по этому стандарту», — говорит Данджи в интервью TheAthletic. — «Каждого оценивали одним и тем же способом. Это был высокий стандарт. И парни приходили и спорили каждый раз, когда им говорили, что они ленились. Они были чувствительны к этому. Ноэтоустановиловысокуюпланкуиработало».

Такую же высокую планку рассчитывает установить и руководство Чикаго Бэарз.

Синхронные поиски следующих генерального менеджера и главного тренера возглавил Билл Полиан, бывший генеральный менеджер Биллс и Колтс, избранный в Зал славы как функционер. По его словам, президент клуба Джордж Маккаски установил два основных принципа:

1) Мы собираемся провести самый широкий и глубокий поиск, чтобы не только соответствовать новым требованиям Правила Руни, но выйти за их пределы;

2) Мы хотим получить лучшего человека. Не надо зацикливаться на том, атакующий он или защитный тренер, или на каких-то теориях. Давайте наймем лучшего тренера и лучшего генерального менеджера, которых сможем найти.

При выборе следующего генерального менеджера Бэарз использовали один и тот же протокол для собеседования со всеми 13 кандидатами. Единый подход должен был дать нужные ответы.

«Мы хотели выяснить, насколько они способны к диалогу, умеют инструктировать отдел персонала, и все это включало множество деталей о методах и шкалах оценок и критических факторов для каждой должности», — говорит Полиан. — «Это привело к тому, что требовалось — философским вопросам о том, какие позиции наиболее важны, а какие взаимозаменяемы, и это напрямую связано с операциями с потолком зарплат».

Райан Полс, получивший работу генерального менеджера, позже описал это как возвращение в «школу скаутов». Он оценил этот подход и получил удовольствие от процесса. Полиан описал это как «азы управления отделом персонала».

«Был очень-очень уверен в себе и точно понимал, как выглядит современный рынок кадров, как на него влияет схема и потолок зарплат», — рассказал Полиан в интервью. — «Он понимал и знал, как действовать с учетом всех этих параметров и факторов, определяющих комплектование команды».

Следующим шагом — или «перерастанием», как выразился Полиан — было понимание того, как такая философия влияет не только на подбор персонала и работу с ним, но и на отношения с главным тренером. Кандидаты на пост генерального менеджера представляли свои списки претендентов на место главного тренера. Координатор защиты Колтс Мэтт Иберфлус входил в список Полса и ряда других соискателей.

«Вы будете удивлены. Несмотря на отсутствие однородности, одни и те же имена встречались раз за разом», — говорит Полиан. — «Это не было единогласно, но происходило часто. Мы были уверены в отношении Райана и людей, с которыми он хотел поговорить. Этобылоегорешение. Джорджяснодалэтопонять. Мы хотели нанять генерального менеджера до выбора главного тренера и следующие решения должен был принимать уже он».

Когда в 2001 году тренер ди-бэков Баккэнирз Херм Эдвардс ушел в Джетс, поиски замены привели Данджи к Майку Томлину, тогда работавшему тренером секондари в университете Цинциннати. Данджисказал, чтослышалонем «хорошиевещи».

«Благодаряэтому, яуслышалтакиежехорошиевещиобАланеУильямсе»,— говорит Данджи.

Томлин и Уильямс вместе играли в колледже Уильяма и Марии, и Данджи нанял обоих. Томлин работал с ди-бэками, Уильямс стал одним из ассистентов по работе с защитой.

«Он был очень похож на Майка», — говорит Данджи.

Когда после окончания сезона 2001 года Данджи был уволен, Уильямс стал единственным ассистентом из выдающейся защиты Тампы, строившейся в течение пяти лет, последовавшим за ним в Индианаполис. Полиан, бывший тогда генеральным менеджером Колтс и президентом клуба, нанял Данджи в том же году. Уильямс стал тренером ди-бэков.

«Он все делал идеально», — говорит Данджи. — «Он был готов. Он не бросался в глаза, но был разумным, солидным, и казался именно тем человеком, которого вы ищете».

Данджи, Уильямс и координатор защиты Рон Микс — работавший со Смитом в Сент-Луисе — установили такую же систему оценок в Индианаполисе. В 2001 году Смит ушел из Тампы на место координатора защиты Рэмс. Чикаго наняли его своим главным тренером в 2004 году.

Система оценок Баккэнирз распространялась по всей лиге.

«Вот так нужно побеждать в НФЛ», — говорит Данджи. — «Люди будут смотреть на схемы, нападение, моушены, все остальное, что приходит в лигу и уходит из нее. Но вы все равно побеждаете, не побеждая самого себя. Вы побеждаете за счет приложенных энергии и усилий — особенно в защите. Если ты не стараешься изо всех сил и не совершенствуешь свою технику, тебе лучше иметь в составе по-настоящему выдающихся игроков, чтобы победить».

Иберфлус и его философия HITS нашли отклик у Бэарз и Полиана. Старая система оценки вернулась, теперь прячась под аббревиатурой, означающей «усердие, интенсивность, отбор мяча и игровой интеллект».

«Все точно так же», — вспоминает Полиан. — «Я очень хорошо знаком с этим».

Это похоже на то, что было в Колтс при Данджи, и то, что Чикаго внедряли при Смите. Теперь Бэарз вновь возвращаются к этой идее.

«Все создано для того, чтобы количественно оценить множество вещей — в первую очередь продуктивность, но на самом деле прилагаемые усилия», — говорит Данджи, Колтс которого обыграли Бэарз Смита в Супербоуле XLI. — «Это то, что вы ищете — дополнительные усилия».

«Если некоторые парни беспокоятся о том, почему они не играют, или почему они не получают столько же снэпов, что ж, вот ответ. У нас очень объективная система. Если ты провел на поле Xрозыгрышей, то получаешь Xплюсов или Xминусов. Никакой субъективности, и это то, чего мы хотели добиться».

Все команды оценивают своих игроков. Но не все главные тренеры делают это одинаково.

«Есть то, что Пол Браун называл вечными истинами, вечной правдой об этой игре, и даже если системы меняются и игра развивается, эти истины остаются незыблемы», — говорит Полиан. — «Упорство, скорость, способность приложить силу, чтобы сбить оппонента с ног — это основы игры».

«И если вы живете этой философией — если на 100% выкладываетесь всегда, а это входная плата, а не что-то, за что вам дают медаль — то вы получаете команду, которая играет так, как мы играли в Индианаполисе, так, как играли Бэарз при Лави, так, как будет играть команда Иберфлуса».


 Уильямс, координатор защиты Чикаго, научился этому у Данджи. Он один из четырех тренеров защиты, отправившихся за Иберфлусом из Колтс в Бэарз. Иберфлус учился этому у Маринелли более пяти лет, проведенных вместе с ним в Далласе. Затем он расширил эти идеи в Колтс, вместе с Уильямсом.

«Мэтт был первым человеком, который придумал свести все в аббревиатуру, чтобы парням было легче запомнить», — говорит Уильямс. — «Но он также разработал хороший способ измерять эти качества. Когда вы говорите о стандарте и его выполнении, о возможности посмотреть запись и оценить степень соответствия, внести коррективы, философия HITS — это отличный способ измерений».

«Благодаря стараниям, интенсивности, отборам мяча и умной игре, мы можем оценивать себя от матча к матчу, от сезона к сезону, мысля категориями: улучшаемся ли мы или сдаем назад. Это отличный способ делать это».

 Когда во время собеседований обсуждался квотербэк Джастин Филдс — будь то Полс, Иберфлус или другие кандидаты — Бэарз сохраняли свой коллективный разум открытым и непредвзятым.

«Это не то, что вы хотели услышать. Это то, что имело смысл», — говорит Полиан. — «У нас не было никаких заготовленных идей насчет того, что мы хотим, чтобы люди соответствовали какому-то стандарту, за исключением превосходства. Икаждыйсогласился: мынезнаем, кемстанетДжастин».

«Он не был готов играть, когда его поставили в состав в этом сезоне. И любой новичок, оказавшийся в такой ситуации, не сможет избежать проблем. Он должен был узнать, что такое НФЛ. А теперь давайте посмотрим, сможем ли мы направить его на верный путь, как схематически, так и технически, чтобы сделать его лучшим квотербэком. У него есть талант, с которым можно работать, но на данный момент он не сформирован».

Полиан, автор книги «Планы Супербоула: игроки Зала славы раскрывают ключи к величайшим футбольным династиям», будет смеяться над идеей, что для достижения результатов в НФЛ нужен главный тренер с атакующим мышлением.

«Давайте подумаем: парень по имени Чак Нолл был защитным тренером и работал довольно хорошо, хотя, как описывает Терри Брэдшоу, и с большим количеством шероховатостей», — говорит Полиан. — «Парень по имени Тони Данджи справился, работая с Пейтоном Мэннингом, не так ли? Дон Шула работал с Дэном Марино. Я остаюсь при своем мнении».

Это еще не все. Некто по имени Билл Беличик выиграл много матчей с парнем, которого зовут Том Брэди, а Майк Томлин также удачно справлялся с Беном Ротлисбергером. Неплохо работают вместе Майк Врейбел и Райан Таннехилл.


Как философия HITSИберфлуса и система оценки применимы к нападению, в частности к Филдсу на позиции квотербэка, предстоит выяснить.

Но сделать это реально. Спросите у Данджи.

«Вы используете те же принципы», — говорит он. — «В случае с квотербэком вы не будете постоянно говорить об упорстве. Новыполниллионсвойпланнарозыгрыш? Сделаллисвойфинт? Исполнилбросок? Какимибынибыликатегории, заслужиллионсвойплюсвэтойситуации?»

«Возможно, ты все сделал правильно, исполнил бросок, но мы планировали другой розыгрыш, прочитав такую защиту. Тогда ты получаешь плюс за бросок, но минус за неверно принятое решение».

Стандарты должны быть установлены и соблюдаться — для каждого игрока. Это начинается с Иберфлуса.

«Я рад за него», — говорит Данджи. — «Он проводит в жизнь философию, которую закладывали мы — я, Лави, Род, Монте. Мы всегда говорим, что не так много тех, кто верит — вы можете победить, приложив для этого все усилия. Мэтт несет этот факел».

Однажды это уже сработало в Чикаго.

«Иберфлус —честный человек», — говорит Полиан. — «Нет ни одной живой души, кто работал бы с ним и не сказал бы, что он предан своему делу, трудолюбив, уверен в себе, полон энтузиазма, дисциплинирован и отлично находит общий язык с другими. Это все то, что вам нужно от главного тренера».