Поспешные и ошибочные кадровые решения – вот что встало между Уилсоном и Сиэтлом

pete-carroll-russell-wilson.jpg

Ошеломляющий мув, вызвавший шок и трепет во всей НФЛ и прилегающих окрестностях – это решение Сихокс избавиться от звездного квотербэка Рассела Уилсона. Команда согласилась отправить 9-кратного пробоулера и чемпиона Супербоула в Денвер, согласившись на компенсацию в виде трех ветеранов, двух пиков первого раунда, двух пиков второго и одного пика пятого.

Пойдя на этот шаг, Сиэтл впервые за десятилетие остается без франчайз-квотербэка в своем ростере, потенциально находясь на грани полномасштабного ребилда (отчисление Бобби Вагнера, желание продать Тайлера Локетта), одновременно с этим обеспечив Денвер недостающим ключевым элементом, позволяющим мгновенно вернуться в борьбу за титул АФК. Такого рода обмен – действительно меняющий обстановку в обеих конференциях - весьма редкое явление в лиге. Трейд вызвал эйфорию у одних фанатов и опустошение у других.

Как случилось, что Сиэтл добрался до стадии саморазрушения? Зачем было отдавать Уилсона, когда у квотербэка еще оставалось два года по лояльному контракту, а он сам находится в расцвете сил, в возрасте Христа? Оглядываясь назад, можно уверенно заявить, что сделка (с Денвером или кем-то еще) назревала задолго до того, как в прошлом году Уилсон перестал скрывать чувства и озвучил свое разочарование чередой неудачных кадровых решений, включая вечные проблемы с линией нападения, провальными драфтами и отсутствием какого-либо успеха в плей-офф.

На старте карьеры Уилсон оказался в идеальной ситуации для управления нападением в команде с исторически классной защитой и невообразимой выносной игрой, базировавшейся на звере по имени Маршон Линч. Разобравшись с Мэттом Флинном в первом же тренировочном лагере и заработав место в старте с первой же недели, он привел Сихокс как минимум к одной победе в постсизоне в каждом из своих первых четырех сезонов, обеспечив франшизе первый Ломбарди Трофи в истории, когда в 2013 развалил в Супербоуле Бронкос (вот ирония) 43-8.

Но начиная с 2016, когда доминировавшая раньше оборона начала стареть, а организация в целом продолжала прибывать в шоке после упущенной победы во втором Супербоуле подряд – и как много тогда говорилось про новую династию. В итоге, Сиэтл настигла засуха. Даже несмотря на то, что Уилсон продолжал сиять, бросив 30+ тачдаунов в четырех из последних пяти сезонов, начиная с сезона 2016 команда выиграла в общей сложности только две игры плей-офф, ни разу не пройдя дальше дивизионного раунда.

За тот же самый период времени, три других команды из НФК Запад добирались до матча за титул конференции, а две из них – Сан-Франциско и Рэмс – сыграли в Супербоуле, причем последние его даже выиграли.

В основе всех проблем Сиэтла лежит следующее: генеральный менеджер Джон Шнайдер и фронт-офис постоянно лажали на рынке свободных агентов, будучи не в состоянии добавить в ростер игрока, способного что-то изменить на поле, доминирующую звезду, предпочитая тратить деньги весьма неэффективно, подписывая бывших бастов, вроде тэкла Люка Джокела за $8 миллионов. Год за годом команда работала по схеме «дешево, но много», словно охотник за скидками и уцененным товаром, непрерывно распыляя ресурсы.

И Шнайдер, и Пит Кэрролл, который также обладает титулом исполнительного вице-президента по футбольным операциям, изо всех сил пытались вернуть себе магию, разыскивая таланты на драфтах. С одной стороны, они добыли таких топовых ресиверов, как Тайлер Локетт и Ди Кей Меткалф, но с другой, потратили кучу высоких пиков непонятно на что. Например, выбрав в первом раунде 2019 ди-энда-лавочника Эл Джея Коллиера или лайнбэкера Джордина Брукса – тоже в первом раунде 2020. И это тоже отбросило франшизу назад по сравнению с другими контендерами.

Кроме того, Шнайдер сотворил то, что теперь можно рассматривать как ход, сломавший верблюду хребет – он обменял пару пиков первого раунда в Джетс, чтобы перед сезоном 2020 приобрести сэйфти Джамала Адамса. И хотя в тот момент защитник был выбран в первую команду Олл-про, обмен выглядит критическим решением для судьбы всей франшизы. А ведь фронт-офис уже наступал на эти грабли, когда отдавал первые раунды за ресивера Перси Харвина и тайт-энда Джимми Грэма, получив взамен неутешительные результаты.

Сихокс год за годом пролетали мимо титулов, а то и плей-офф. Неудачи офиса копились и копились, нарастая, как снежный ком, катящийся с горы. Как результат – сверхамбициозный Уилсон, познавший на старте карьеры сладость побед, все больше разочаровывался в команде и особенно в тренерском штабе, который, как он считал, ограничивал его работу с мячом, не позволяя стать шеф-поваром Сиэтла. В прошлом сезоне The Athletic утверждали, что Уилсон отказывался общаться с тренерами всю неделю, предшествовавшую игре с Аризоной, так как ощущал, что проделанная им работа не ценится и не уважается персоналом.

В конце концов, после окончания сезона 2020, подстегиваемый еще и тем фактом, что Том Брэди, покинувший Нью-Ингленд, выиграл Супербоул в свой первый же год в рядах Бакс, Уилсон переступил через себя и командный дух. Сразу после того, как Сихокс (12-4) вылетели из вайлд-кард раунда, проиграв Рэмс – плей-офф вновь завершился очень быстро – квотербэк через журналистов обратился к команде, буквально умоляя привлечь больше суперзвезд, бросив под автобус свою линию нападения, ссылаясь на то количество хитов, которое он принимает на себя и пожаловавшись на то, что его голос не учитывается при найме атакующего персонала.

Затем и агент Уилсона – Марк Роджерс – плеснул бензина в огонь, зажженный его же клиентом, сообщив ESPN о четырех командах, ради которых квотербэк готов отказаться от пункта о запрете обмена, прописанного в его контракте. В тот момент трейд казался вероятным, если не неизбежным.

Но даже после того, как появились сообщения о том, что Шнайдер обсуждал возможную сделку с генеральным менеджером Чикаго Райаном Пейсом, Сиэтл не стал обменивать Уилсона. Игрок и команда работали над налаживанием отношений, стараясь сгладить ситуацию. В итоге, номер 3 ничего не бойкотировал, не требовал новой сделки и спокойно вышел под центр в матче открытия сезона. На короткое мгновение показалось, что все хорошо.

Однако, как и на протяжении последних лет пяти, Сихокс вновь провалили работу по привлечению талантов к Уилсону. Их лучший ход, улучшающий хронически дырявую о-лайн – это обмен пика 5 раунда на Гейба Джексона, что незначительно улучшило пас-протекшен. Несколько контрактов со свободными агентами и вовсе не увенчались успехом. Особенно памятно мартовское подписание корнербэка Акелло Уизерспуна, которой спустя пять месяцев был продан в Питтсбург, прямо по ходу тренировочного лагеря.

Имея всего три выбора на драфте 2021 (спасибо трейду Джамала Адамса), Сихокс получили минимальную производительность и от своего класса новичков. Ресивер Дуэйн Эскридж, которого команда выбрала вместо центра Крида Хамфри, пропустил 7 матчей из-за сотрясения мозга, полученного уже на первой неделе. Корнербэк Тре Браун из четвертого раунда пропустил большую часть сезоны из-за проблем с задней поверхностью бедра. Пик шестого раунда - оффенсив-тэкл Стоун Форсайт - сыграл 14 снэпов.

Последние недели сезона запомнились неоднократными публичными заявлениями Уилсона о том, что он хочет остаться в Сиэтле. От отказался от идеи играть на Восточном побережье, сказав, что рассчитывает выиграть с этой командой еще три Супербоула. Неделю назад, на Комбайне, Кэрролл и Шнайдер в один голос заявили, что «не собираются» участвовать ни в каких сделках по Уилсону.

Вот только НФЛ – это хитрый и динамичный бизнес, где все очень быстро меняется. Зная, что Уилсон потребует не меньше $45М в год по новому контракту и, возможно, даже не будет заинтересован в его повторном подписании из-за своего тотального разочарования в организации, получив мощное предложение от Денвера (угрожавшего отдать все тоже самое за Аарона Роджерса), Шнайдер и Кэрролл решили, что время расстаться с лучшим квотербэков в истории франшизы пришло, и спустили курок.

Будь мозговой траст Сиэтла более агрессивен, он бы заключал контракты со звездными свободными агентами, а не выискивал ролевых игроков на дешевые сделки – и тогда все могло закончится иначе. Экономия высоких пиков, более успешная скаутская работа на драфте – все это, безусловно, уменьшило бы растущие опасения Уилсона. А отчаянная сделка по приобретению Джамала Адамса так и останется предметом горячего обсуждения в рядах болельщиков Сихокс и, вероятно, финальным триггером в этой эпопее, несмотря на оправдания офиса, связанные с отсутствием информации о драфт-классе 2021 из-за пандемии COVID-19.

Шнайдер и Кэрролл попросту плохо работали. Они не приложили достаточных усилий по созданию чемпионского ростера вокруг Уилсона. Все, что от них требовалось – прислушиваться к своей единственной звезде и выбираться из ямы, где они оказались за последние несколько лет. Вместо этого, они проглотили итоги худшего сезона за последнее десятилетие, предпочтя перелистнуть страницу. Кто знает, возможно это лучший исход для обеих сторон.