Проклятье Сэма
Американский журналист Сид Цайглер ищет ответ на вопрос: «Почему Майкл Сэм не нужен НФЛ?». Повествование в статье ведётся от первого лица (автора оригинала текста). Let’s go!
I: Начало. Чуть более года назад, а если точнее, то на следующий день после выигранного «Сихокс» Супербоула, бывший ди-энд университета Миссури сделал шокирующее заявление, которое поставило на уши всю Лигу и тех, кто имеет к ней хоть какое-либо отношение: 24-летний футболист, собиравшийся выходить на драфт, признался, что он гей.
В ближайшие месяцы Сэм удостоился похвалы от многих известных людей. Эрик Диккерсон поздравил его, Майкл Ирвин назвал своим другом, Роберт Квинн приветствовал его в Rams, и даже президент США Барак Обама отозвался лестным словом о Майкле.
Спустя три часа после признания, на футбольных интернет-просторах началось извержение «килотекстов». За день до этого, CBS Sports в своём мок-драфте закрепил за Майклом 90-й выбор, т.е. третий раунд. После смелого поступка, котировки нашего героя понизились практически вдвое, упав до 160-го пика (примерно середина пятого раунда). Известный американский портал считает, что быть геем в НФЛ – значит потерять большие деньги и уважение.
Некоторые анонимные источники и вовсе развернули в Сети кампанию против Сэма, проходившую под лозунгом «Футбол ещё не готов к принятию открытых геев». В итоге, Майкл будет выбран в седьмом раунде. В начале «регулярки» от него откажутся Rams, к седьмой неделе Cowboys, после чего он очутится на отшибе Лиги.
Ни одна команда не подпишет его даже в тренировочный состав, ни одна команда не наберёт его номер, когда закончится сезон, чтобы предложить ему предварительный контракт (совершенно безопасная сделка, без каких-либо вложений и рисков). Ни одна команда не проявит вообще никакого интереса к первому футболисту, сделавшему каминг-аут.
Двадцать пять ди-эндов получат предложения от 17 франшиз. Сэма в их числе не будет. Удивило ли это специалистов?
«Да», - сказал бывший тренер 49ers и Lions Стив Мариуччи, нынче работающий на канале NFL Network, - «Это удивило меня».
Такая же реакция была и у гуру MMQB Питера Кинга: «Это вне моего понимания. Сэм отлично зарекомендовал себя в тренировочном лагере Rams, о нём хорошо отзывались в прэктис-скуад Cowboys. Но, несмотря на это, он оставался вне игры на протяжении 10 недель, и никто не предложил ему предварительный контракт. А ведь Майкл очень хочет играть и он постоянно вкалывает».
II: Цифры никогда не врут – игра Сэма не является причиной его отсутствия в НФЛ. Чтобы убедиться в этом утверждении, достаточно посмотреть на статистику Сэма, и на другие, не менее интересные данные.
Майкл является единственным за последние двадцать лет Защитником Года одной из больших конференций (ACC, Big Ten, Big XII, Pac 12 и SEC), которому не удалось в свой дебютный год закрепиться в активном ростере команды НФЛ. Единственный из 89-и. Сто процентов были в ростере, а Сэм – нет. Сто процентов!
Возможно, Сэм не самым лучшим образом проявил себя в командах, в которых он числился?
За четыре предсезонных матча с Rams, Майкл сделал 11 тэклов и 3 сэка (кто-то считает, что два, «отменяя» сэк на Мэнзеле). Это были второй и первый показатель (соответственно) в «Сент-Луисе», и четвёртый в НФЛ (сэки).
Из двадцати ди-эндов, которые сделали в предсезонных матчах хотя бы один сэк и хотя бы шесть тэклов (у Сэма больше), лишь двое не были на протяжении всего сезона в активном ростере или тренировочной команде. Только Майкл и бывший Saint-Raider-Cowboy Мартез Уилсон оказались вне ростера к восьмой неделе.
Из 31 новичка (с 2010 года), которым в предсезонных матчах удавалось сделать два и более сэков и десять и более тэклов (и снова же, у Сэма показатели лучше), лишь трое (10%) не смогли закрепиться хотя бы в тренировочной команде.
Голая статистика – фигня, скажете вы. Нужно посмотреть на то, как он действовал на поле!
Здесь нам на помощь приходят умельцы из PFF, которые изучают абсолютно каждый розыгрыш, абсолютно каждого футболиста. Из ТОП-70 ди-эндов «предсезонья-2014» (Сэм – 45), только трое оказались вне ростеров команд НФЛ (наш герой, 33-летний Израэль Идонидже и незадрафтованный новичок Крис Реддинг).
Сэм попал в три категории меньшинства: 1%, 4% и 10%. Ни один другой футболист не попал хотя бы в две из них. Всё ещё думаете, что именно плохая игра является главной причиной его неудач?
Теперь обратим внимание на показатели футболистов, имеющих схожие с Сэмом антропометрические показатели.
Интересно сравнить Майкла с Ником Ридом (Лучший ди-лайнмэн 2008 года в Pac 12). Последний был выбран на Драфте-2009 под 247 номером (на два пика выше, чем Сэм). Как и у нашего героя, у Рида «нестандартные» габариты для его позиции. По факту, Ник даже на один дюйм ниже и на десять фунтов легче. У обоих были примерно одинаковые показатели на «комбайне» (40 ярдов и вертикальный прыжок). В итоге, Рид пробился в состав «Сихокс», а Сэм после седьмой недели не может найти себе команду.
Посмотрим на ди-эндов, с которыми было заключено предварительное соглашение на следующий сезон (2015). Данные кандидатов: рост 185-195 см, вес 115-127 кг, 40 ярдов за 4,70-4,90 секунд. Данные Сэма: 188 см, 118 кг, 4,71 секунда. Дополнительным показателем станет количество сэков, сделанное в университете. У Майкла их 18,5, из которых 11,5 в последний год обучения в Миссури, и как минимум по одному в каждом сезоне.
Зак Томпсон. Он на три дюйма выше Сэма, столько же весит, у него идентичные показатели на «комбайне». За всю свою карьеру в Wake Forest он сделал 10,5 сэков. По итогам предсезонных матчей, рейтинг PFF Зака составил -1,9, у нашего героя +0,6. Томпсон в «Балтиморе», Майкл – нет!
Джил Брандт, бывший сотрудник Cowboys, ныне работающий на Sirius XM's NFL Radio сказал мне насчёт Сэма следующее: «Он слишком медленный и слишком «миниатюрный», он тот, кого включают в заявку последним».
В прошлом году Брандт позитивно отозвался о «патриоте» Заке Муре. Чуть выше Сэма, не быстрее и не крупнее. В Division II Concordia он сделал в выпускной год на 4,5 сэка меньше, чем Майкл в SEC. По мнению Джила у этого парня есть потенциал, у Сэма – нет!
Леон Макки был подписан «викингами» 6 января. Он чуть выше Майкла, столько же весит и немного быстрее и у него на один жим больше, чем у Сэма. За последние два года в Texas Tech Макки сделал ноль(!) сэков. Наш герой – 16.
У Джулиуса Уормсли такой же рост и вес, как и у Майкла. Он чуть медленнее, но слегка сильнее. В Conference USA за всю карьеру Джулиус сделал 14,5 сэков, что на четыре меньше, чем у Сэма в SEC. Уормсли в «Сиэтле», наш герой – нет!
Райан Робинсон, Сэм Монтгомери, этот список футболистов, с примерно такими же характеристиками, как и у Сэма, можно продолжать довольно долго. Но между теми, кто в списке, и Майклом, есть две существенные разницы: 1) Наш герой продуктивнее, 2) Он – гей.
III: Розовый слон. В прошлом году анонимные представители фронт-офисов команд НФЛ предрекали Сэму крах. Так оно и получилось.
Брюс Эрианс задавался вопросом, почему спортсмены-геи боятся делать каминг-аут? Он рассказал, что в последнем сезоне в его команде был один футболист-гей. Также он оказал поддержку Робу Бракелу, сотруднику Cardinals, который признался в своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Кроме этого, Эрианс как-то пообещал, что, несмотря на защитную схему 3-4, он присмотрится к Сэму.
«Я не думаю, что в раздевалке могут возникнуть какие-то проблемы. Все трудности могут быть связаны с болельщиками. Особенно с теми, кто находится по ту сторону баррикад. Страшно представить, что они могут выкрикивать в адрес игрока-гея», - поделился своим мнением хэд-коуч «Аризоны».
Однако результаты опросов (73% американцев сказали, что они поддержат команду, которая подпишет гея) и количество проданных джерси (второй результата среди всех новичков) свидетельствуют о том, что болельщики ничего не имеют против Майкла.
Корнербек Giants Террелл Томас не разделяет мнение Эрианса: «В раздевалке всё не так, как на поле. Здесь много шуток и некоторые парни всё время ходят абсолютно голыми, и они навряд ли продолжат это делать».
Я был в раздевалке Patriots после победы в Супербоуле. Там были женщины, и там был я. Я – гей. Гей в раздевалке, и я точно знал, что я здесь не один такой. Большинство игроков тоже об этом знали. И как вы думаете, что? Парни ходили голыми. Они не стали цеплять носки на свои причинные места. Никто не занимался подобной ерундой. Почему? Потому что проблема «Гей в раздевалке» самая раздутая в истории футбола после истории со сдутыми мячами!
«Если он хороший футболист, то у него не будет проблем. Я не думаю, что сексуальная ориентация играет хоть какую-то роль. Я вообще не считаю это проблемой», - сказал ди-энд «патриотов» Зак Мур, когда я спросил у него о том, смог бы Сэм влиться в коллектив НИ.
Сэм делил душевую с игроками не одной, а двух команд НФЛ. Вот это да! Правда в том, что его везде хорошо принимали, и что никто не выражал ему свою неприязнь.
Интересное наблюдение. За два сезона команды Майкла («Даллас» и Миссури) показали результат 19-3, когда он был в составе. Да, он не играл за «ковбоев», но как только они его «отрезали», то сразу же дважды уступили.
«Я не знаю никого, кто смог бы пережить подобное информ-цунами и спокойно вернуться в игру. Майкл никого не насиловал и никому не причинил зла», - заявил Кинг.
Футболисты Rams, Cowboys и Tigers хорошо относились к Сэму. Болельщики, как дома, так и на выезде, одаривали его аплодисментами, покупали джерси с его именем. Когда медиа оказывали на него давление, он не обращал на это внимания.
«Во время тренировочного лагеря он неохотно шёл на контакт с представителями СМИ. Они несколько раз приходили на базу, но ничего не смогли добиться», - рассказал Ховард Балзер (преданный болельщик «Сент-Луиса» и член выборного комитета Зала Славы НФЛ).
У Майкла нет проблем в раздевалке, нет проблем с болельщиками, нет проблем с прессой, он, несмотря на свои «неклассические» габариты, способен давать результат. Так в чём же его беда, почему он вне НФЛ? Сэм – гей!
IV: Без шансов. Во время Супербоула я спрашивал: «Почему у Сэма не получилось заиграть в НФЛ?». Многие отвечали: «Далеко не все университетские игроки могут закрепиться на следующем уровне». И в качестве примера приводили Тима Тибо. Обладатель Хайсмана-2007, дважды победитель BCS National Champion, о таланте которого говорили все, кому не лень, теперь работает на телевидении.
Знаете в чём разница между Тибо и Сэмом? У первого был шанс, а у второго нет. Некоторые говорят, что Майкл не смог проявить себя во время предсезонных матчей, когда приводишь им цифры, они всё «сливают» на игру против бэкапов.
В дебютный год Сэма у него не было таких шансов, как у других. С каждым последующим матчем, игра Майкла становилась всё увереннее. Против Dolphins он сделал хит, харри и шесть тэклов. Согласно PFF, в пассиве у Сэма нет ни одного мисс-тэкла.
«Майкл проделал великолепную работу. Он пришёл к нам, он ежедневно вкалывал. Я думаю, он стал лучше, он сделал нас лучше. Он был прекрасным дополнением к нашей команде», - поделился своими мыслями главный тренер «Далласа» Джейсон Гарретт.
В тренировочной команде «ковбоев» Сэм исполнял всё, что ему скажут. Он даже успел засветиться в нападении.
Так что же ещё должен сделать Майкл, чтобы попасть в основной состав команды НФЛ? «Как и большинство молодых футболистов, он должен продолжать играть», - считает Гарретт, - «Он должен лучше преподнести себя, а это приходит с опытом».
Безусловно, но без контракта с одной из франшиз Лиги, у него просто не получится набраться этого опыта.
V: Планы на 2015 год. «Тяжело осознавать, что тебя «отрезали». Тяжело из недели в неделю околачивать пороги офисов. Тяжело быть вне игры и при этом улучшать свою подготовку без команды, с которой можно было бы готовиться. Так что, когда на горизонте маячит возможность вернуться в игру, её следует использовать сполна. В такой ситуации психологическая устойчивость гораздо важнее атлетических и футбольных данных», - считает тренер ди-лайн «патриотов» Брэнден Дэйли.
В НФЛ полно примеров, когда футболисты успешно возвращались в игру. Далеко ходить не надо. Стоит лишь вспомнить недавний Супербоул. За пять минут до конца большого финала главным фаворитом на звание MVP считался ресивер «Сихокс» Крис Мэттьюс. Он был незадрафтованным новичком в 2011 году и после предсезонки в Browns, его «отрезали».
Два года он провёл в Арена и в канадской лиге, где был признан 2012 CFL Most Outstanding Rookie of the Year. Свою первую ловлю в карьере в НФЛ Крис сделал в Супербоуле, всего на его счету четыре кэтча на 109 ярдов и один тачдаун.
По другую сторону находился Силвер Силига, ноуз-тэкл Patriots. Он тоже в 2011 году был незадрафтованным новичком, подписал контракт с 49ers, и покинул их расположение в день открытия. Затем в тренировочную команду его подписал «Денвер», после чего обменял в «Сиэтл», где его снова «отрезали», опять подписали в тренировочную команду, и опять «отрезали». В итоге он попал в прэктис-скуад «патриотов», а 6 декабря (тогда же, когда и Мэттьюс), Силига оказался в основном составе будущих чемпионов.
Самая замечательная из подобных историй произошла с Уорреном Муном. В 1978 году он стал незадрафтованным новичком. В то время в НФЛ косо смотрели на чёрных QB. Поиграв пять лет в CFL, Мун возглавил нападение «Ойлерс». Теперь Уоррен в Зале Славы.
«Я хочу сказать, что ты не должен нравиться всем 32 командам Лиги. Ты должен нравиться одной. Если у тебя есть мечта, то ты должен работать, должен следовать за ней», - считает член Зала Славы Аенис Уильямс.
Практически все, с кем я разговаривал, верят в то, что у Сэма есть будущее, если он продолжит упорно трудиться.
Адам Шефтер рассказал мне, что он отправил сотни резюме, когда искал свою первую работу. Он был рад получить хоть какой-нибудь ответ. Теперь же, спустя годы, он стал одним из самых уважаемых журналистов, освещающих НФЛ. Шефтер не сомневается в том, что у Сэма обязательно появится шанс.
Главное оружие нашего героя – его психологическая устойчивость. Иначе он не смог бы сделать то, что сделал.
«Майкл безумно сильно хочет быть профессиональным футболистом. Он ежедневно тренируется и не теряет надежду», - рассказал агент Сэма, Кэмерон Вайс.
В ближайшие месяцы Сэму придётся решить, что делать дальше. Пробиваться в НФЛ, или попробовать себя в КФЛ. Брандт уверен, что Канада идеально подошла бы Майклу, такой же точки зрения придерживаются и некоторые другие специалисты, а вот Кинг считает иначе.
«Я надеюсь, что до первого апреля он подпишет контракт с какой-нибудь командой. И это позволит ему провести полноценную предсезонную подготовку. Именно в этот период лучше всего изучать потенциал футболиста. Сэм должен находиться в окружении хэд-коуча и тренера ди-лайн. Майкл обязан поработать с ними на протяжении десяти недель», - уверен Кинг.
Что же, возможно, ближайший месяц станет определяющим в жизни первого открытого гея-футболиста.
P.S. Добавлю немного от себя. Эл никогда не любил «ярлыков». Будучи ассистентом в университете, он поддерживал чёрных. Он первым назначил главным тренером команды НФЛ чёрного специалиста. Он плевал на стереотипы. И, как мне кажется, будь Дэвис-старший сейчас жив, Сэм оказался бы именно в Raiders :-)