Сломанный механизм
Болельщикам Далласа последние недели только и остается, что причитать “а вот если бы был Ромо, то команда боролась за Супер Боул”. Те, кому надоела эта фраза, объясняющая проблемы команды, или кому надоел нарратив, что у Далласа остались шансы, приводят разумный аргумент - если команда уровня Супер Боула, то она не проиграла бы 6 игр подряд. Можно указать в качестве примера Индианаполис или Питтсбург, одерживающих победы со своими запасными квотербеками, или в конце концов то, что Кессел провел сезон 11-5 в составе Нью Ингланда. Но в ситуации с Далласом по-большому счету все утыкается именно в одного игрока. Я постарался для себя разобраться кто виноват, что делать, а для вас, возможно, будет интересно как элитный квотербек выводит игру команды на новый уровень, попутно маскируя всевозможные слабости.В Далласе была выстроена очень интересная и изящная система, раскрывающая сильные стороны команды и прячущая слабые. Что же из себя представляла эта система? За образец я возьму 2014 год. Да, в составе команды произошли изменения, где-то Даллас ослаб, где-то наоборот усилился. Но все эти изменения, при взгляде на картину в целом, не играют большой роли и не повлияли сильно на работу системы. Случись форс-мажоры.
Сконцентрирую свое внимание в первую очередь на нападении, потому что это главная движущая сила команды и именно здесь главные проблемы.
Сразу сделаю сноску. Много копий было сломано над проблемой ДеМарко Мюррея. Статистика этого сезона показывает, что Кавбойз удалось решить ее достойно. 4.5 ярда за вынос в 2015, против 4.6 в 2014; команда идет по графику 460 выносов за сезон (508 в 2014); а за игру команда зарабатывает выносом на 20 ярдов меньше. Даллас по-прежнему находится уверенно в верхней части таблице по основным выносным показателям. Учитывая, что регресс Мюррей не избежал бы, а Даллас в новом сезоне столкнулся с серьезными проблемами из-за травм, думаю, что в оптимальных условиях, отряд не заметил бы потери бойца.
Мне бы очень интересно было оказаться в стане защиты соперника Далласа и узнать, как они решают задачи, которые перед ними ставит нападение, а задач много.
В первую очередь, нападение Далласа очень-очень сбалансировано. 476 пасовых комбинаций и 508 выносных. Что пас, что вынос представляют собой равнозначную угрозу.
Если вы обратитесь к логам игры Далласа в прошлом сезоне, легко заметить, что сразу со всем справиться почти никому не удалось.
Выделяется только первая игра против Филадельфии (в матче против Аризоны Ромо не принимал участия). Но для Далласа эта игра была очень не удобна, так как проходила в четверг после сандей-найта. Ромо не смог подойти в оптимальной форме к этой игре. Обусловлено это было его тренировочным режимом, и тем что он предпочел не получать укол обезболивающего перед этой конкретной игрой. Тем не менее, это не отменяет заслуг Иглз. Так же можно заметить и корреляцию между игрой Ромо и Мюррея. Если не очень впечатляющую игру проводил один, то у другого она была очень успешна. В целом так или иначе Даллас успешно двигал мяч и набирал ярды. Оба элемента нападения сильны сами по себе, а в правильном сочетании создавали гремучую смесь.
Философия нападения Далласа уходит корнями в, так называемый, “Эйр Корьелл” - прародитель всего вертикального нападения в НФЛ. Главная задача этой философии - вынудить защиту защищать все поле. Главные атрибуты - хорошая выносная игра и длинные маршруты принимающих, в сочетании с наличием простых чек-даунов. Все это есть у Далласа, при этом подбор исполнителей позволяет диктовать свои условия, виртуально всегда имея ответ на поле на те задачи, которые ставит защита соперника.
Вам нужен суперэлитный корнербек, что бы играть один в один против Деза Брайанта. Если такого нет, то в помощь надо обязательно отряжать сейфети, в противном случае Ромо с очень большой вероятностью выберет Деза. Сдержать его одному крайне сложно, а в игре на джамп-боллах равных в лиге ему, возможно, нет.
Вы не можете отряжать большое количество людей в прикрытие, вас просто замучают выносом. Отмечу, что Даллас очень любит и умеет выносить из построений с тремя принимающими.
Вы так же не можете концентрироваться на остановке выноса, вас уничтожат длинными пасами. Помимо Брайнта у Далласа на противоположной бровке есть Теренс Уильямс, лидер два последних сезона в команде по ярдам за прием (16.7 и 16.8 ярда).
Хотите играть зонное прикрытие? Отлично, есть Джейсон Уиттен, Коул Бизли и в начале этого сезона большую роль в нападении получил Лэнс Данбар. Они найдут дыры в зоне.
Все это дало дало в сочетание второе выносное нападение и очень успешную вертикальную пасовую игру (Ромо был лидером лиги по ярдам за попытку 8.5 и проценту комплитов 69,9%).
Стоит отметить и тот стиль игры, который Даллас навязывает своим соперникам. Команда почти не использует будничный по нынешним меркам ноу-хадл, играют его ситуативно, в двухминутном нападении или когда надо бежать, набирать очки. На пожар так же не спешат. Наоборот используется очень медленный стиль игры. Даллас был 22ым в лиге по проведенным драйвам (179, 11.2 драйва за игру), но уже 18ым по количеству розыгрышей (1043), 14ым по розыгрышам за драйв (5.8) и 3им по времени потраченному на драйв (2:53 минуты). Все это вытекает в лучший показатель в лиге по владению мячом (32:51). Таким образом, обладая одним из лучших нападений в лиге, как в абсолютных цифрах (7ое по ярдам, 5ое по очкам), так и по своему КПД (2ой показатель успешности третьих даунов - 47%; 2ое место по очкам за драйв - 2.49), Даллас затягивает в сражение на своих условиях и в чем превосходит подавляющее количество команд в лиге.
При всей своей сбалансированности и силе нападение Далласа имеет один очень большой изъян. Оно до ужаса предсказуемо.Не берусь судить почему так. Слабость тренерского штаба, вера в свои схемы и исполнительское мастерство игроков, доверие своему квотербеку, что он доведет комбинацию на поле до ума и выберет лучшее ее развитие или еще что-то. Я не считаю себя продвинутым зрителем в плане понимания тактического рисунка, и не акцентирую свое внимание на этом во время игры. Все мое смотрение сводится к “вууууу, бомба!” или “о, вынос, пошел, пошел, пошел”. В лучшем случае, я ищу где на поле выстраивается интересующий меня игрок. Но даже я, смотря игры чаще всего по одному разу и вооружившись простой, общедоступной статистикой, могу выявить определенные тенденции. Что же может сделать человек, знающий на что смотрит, тяжело представить.
Это касается определенных групп персонала. Например, с Данбаром на поле вынос почти не играется; стандартная I-формация, где один из принимающих Харрис/Вайтхед - это вынос, причем Харрис/Вайтхед отправится в моушен и пристроится с боку к О-лайн.
Заметно это и в плейколле. Даллас очень любит выносить на первых даунах (в ситуации 1&10 281 вынос и 119 пасов), при этом по совершенно не понятной мне причине почти не используется плей-экшен, да при таком-то выносе и пассе. Есть еще интересные сплиты. Вынос почти эксклюзивно играется с квотербеком под центром (421 раз из под центра и 51 раз из шотгана). Пасовые комбинации в основном играются из шотгана (391 пас из шотгана, 76 из под центра). Добавив сюда минимальное использование плей-экшена, можно с большой долей вероятности определить, что тебя ждет только по построениям. Скринов тоже мало, а уж как бы мне хотелось больше видеть бабл-скринов и кросс маршрутов для Деза, я молчу. Новые элементы в нападение инсталлируются крайне тяжело.
Сюда накладывается хроническая болезнь штаба Далласа, в ситуация когда игра находится в подвешенном, пограничном состоянии, впадать в кому и играть еще более предсказуемо. Странно, что в ситуации когда спина приперта с стенке, этого нет, есть и мысль и агрессия. В общем, за две минуты до конца, мяч у нападения, я предпочел бы проигрывать 4 очка, а не вести 4.
Пару слов о защите. Она является главным бенефициаром того, что нападение постоянно держит мяч у себя. Меньше драйвов, меньше розыгрышей. Защита Далласа достаточно проста по своему устройству, главный акцент делается на солидную игру, чтобы не пропустить биг-плейев и затягивание в заочное соревнование с нападением Далласа в эффективности.
Что же произошло в этом сезоне? Лишившись почти одновременно двух своих главных шестеренок механизм Далласа разбалансировался. И если потерю Деза можно было пережить, игры разума в стиле Пейтона или Брейди не самая сильная сторона Ромо, но он бы справился с этим вполне достойно, то травма самого Ромо стала критическим ударом. К сожаление, никто из принимающих не смог сделать серьезный шаг в перед, подающий надежды, Данбар вылетел с разрывом связок колена. Деревянный Уидден может похвастаться только тем, что красиво бросает мячик. Кессел может хоть как-то управлять нападением, но вот его рука не позволяет совершать хорошо дальние передачи, так важные в этом нападении. Если бы был здоров Дез все время, но увы.
Часто Даллас упрекают, что он серьезно не озаботился бекапом для Ромо. На самом деле это не так. Перед стартом сезона 2012 года был подписан трехлетний контракт с Кайлом Ортоном. Перед стартом сезона в прошло году Ортом захотел на пенсию, получив в итоге релиз, правда сезон проведя не на диване, а в Баффало. Даллас остался с Уидденом. Мертвый деньги от контракта Ортона распространились и на 2015 год, плюс в целом сложная финансовая ситуация в прошедшее межсезонье, было не до поисков бекапа. Обмен с Баффало ради Кессела был сделан почти моментально, как запахло жаренным, но даже для него пришлось расчищать место, реструктуризуя контракт Уиттена. Можно еще сказать, что Даллас предпочел защищать Ромо при помощи О-лайн, где теперь играет четыре игрока из пяти с талантом первого раунда.
В итоге получилась следующая картина. Большинство тенденций описанных мной сохранились. Например, Даллас проводит меньше всех драйвов (85), но тратит больше всего времени на них (в среднем 3:13 за драйв), имея лучший показатель владения мячом (34:05). Но из-за отсутствия стабильной вертикальной игры количество ярдов за розыгрыш упало с 6.1 до 5.6. Упала и эффективность нападения (38% успешности третьих даунов, 1.8 очка за драйв). Соперники просто концентрируются на выносе, совершенно не уважая пас, время от времени отряжая двойное прикрытие на Уиттена или еще кого-то. Плюс, сказался консерватизм тренерского штаба.
На амбразуру должна была броситься защита, но она не собирались для это задачи. Если вы смотрели последний сандей-найт, то наверняка видели графику, как защита Далласа играет по четвертям. Самый лучшие - первая и третья четверти, самая худшая, с большим отрывом - четвертая. Ей просто не хватает сил тащить лямку одной. Многие статистические показатели прошлого и этого сезона практически идентичны, пропущенные ярды за игру (355.1 в 2014, 352.2 в 2015), ярды за розыгрыш (5.8 и 5.7), лучше стала защита на третьих даунах (44% реализации и 38%). Но от команды отвернулась удача. В прошлом сезоне было сделано почти по два терновера за игру (31). Защита закончила 16.8% драйвов соперника перехватом или фамблом, позволив закончить набором очков только 31.3% драйвов (первый и девятый показатель в лиге). В этом году 4 терновера, 4.6% драйвов с потерей и как следствие 40.2% драйвов для соперника закончились набором очков (31ый и 24ый показатель в лиге). В итоге в место 22 очков за игру в 2014, 25.5 в 2015. Для ослабшего нападения это слишком много.
Но я уверен, даже такой регресс способно компенсировать нападение, набиравшее год назад почти на 10 очков больше за игру, чем сейчас (29.2).
Дез уже начинает делать вещи, с его присутствием на поле всем становится проще, Ромо смотрелся хорошо до травмы, удается иногда даже утюжить выносом, и защита выглядит временами очень хорошо. Проблема в том, что в оптимальном составе нападение Далласа вышло только на одну игру в этом сезоне.
Через неделю вернется Ромо, 10-6 все еще в игре.