Нападение Чипа Келли 101: Inside run game
Несмотря на репутацию, новый главный тренер 49-х Чип Келли давно утверждал, что нет ничего принципиально нового в его нападении. "Мы не делаем ничего такого, что никогда не было сделано в футболе раньше", - сказал Келли журналистам во время своего второго тренировочного лагеря НФЛ. «Я говорил это с первого дня: мы не делаем ничего революционного в нападении». А если Чип Келли на самом деле не пытается кардинально изменить игру в футбол своими схемами, тогда что именно он делает в атаке?На этот вопрос мы постараемся ответить в течение ближайших нескольких недель разбив различные аспекты схем Келли. Существует ряд заблуждений о его нападении, которые распространены в футбольном интернете. Мы хотим отделить предположения от реальности и сегодня начнем с внутреннего выноса.
Это первая часть обзора нападения Чипа Келли, которая посвящена двум основным способам внутреннего выноса: inside zone и power.
Нападение Келли имеет репутацию утонченного. Философски, конечно, однако, атака Келли имеет больше общего с power run Джима Харбо, чем многим хотелось бы думать. И вот почему: Харбо набивает формацию фулбэками, тайт-эндами и дополнительными лайнменами так, что кажется, что он может вынести мяч через глотку. Келли же запускает вынос, растягивая защиту с помощью большого количества принимающих.
Inside Zone Основа выносной игры Чипа Келли, вернее, вся ее суть – это inside zone. «Inside zone вынос – это наша рабочая комбинация», - сказал Келли в своей лекции в 2009 году. «Это наш фирменный почерк. Мы хотим выносить мяч и быть физической выносной командой. Это не тонкости игры». Тонкость проявляется в зонной схеме блокировки, которая лежит в основе выносной игры и укрепляет репутацию его нападения, как недостаточно мощного и жесткого. Ведь зонный блок должен быть немного "мягче", если другие схемы блокировки получили название «power», не так ли? Не совсем. По своей сути, inside zone - это создание двойных блоков, отодвигание защитников назад и вертикальное движение фронта. В "зонном" розыгрыше главное структура разбора защитников, то есть то, как лайнмен нападения должен определить защитника, которого он должен блокировать. Сколько "зон" на самом деле требуется для розыгрыша, определяется расстановкой обороны. Оффенсив лайнмен перед каждым розыгрышем должен задать себе один вопрос: я прикрыт или нет? Если прикрыт, имеется ввиду, что защитник находится прямо над ним, то он работает с этим защитником. В большинстве случаев лайнмен будет делать шаг в сторону розыгрыша (то направление, куда идет вынос) как и принято в «зонном» выносе, но его настоящая работа – двигать защитника назад. Если лайнмен не прикрыт, имеется ввиду, что прямо над ним нет защитника, то он делает шаг в сторону розыгрыша, что бы создать двойной блок с соседним блокировщиком.
Создание двойных блоков - это то, почему Келли сроднился с inside zone. Это силовой футбол, который направлен на то, что бы «выбить дурь» из защитника и затолкать его в колени лайнбэкеру. Это то, чего Келли хочет от своего нападения. Inside zone в версии Чипа Келли - это процесс определения кто кого блокирует. Он начинается с центра, который определяет точку отсчета, так называемого «нулевого» защитника. Правило определения нуля простое: защитник, который кроет А-гэп со стороны розыгрыша и есть 0. Таким образом, если розыгрыш назначен вправо, то центр берет на себя защитника, который стоит напротив гэпа справа от него (от центра). Ответственность остальных лайнменов распределяется следующим образом: гарды берут на себя первые номера, тэклы вторые.
Из-за того, что Келли использует спред-формации, в "боксе" редко бывает более шести защитников (может семь, если Чип ставит ТЕ рядом с линией). В сочетании с высоким темпом нападения (up-tempo - буквальный перевод, прим.пер.) это дает возможность линейным нападения легко определить «нулевого» защитника и установить схему блокировки. Здесь нет необходимости определять, какой фронт выставляет защита. Лайнменам нужно всего лишь сосчитать защитников. Как говорит Келли: «если число защитников насчитывает не более шести, то мы можем разыграть эту комбинацию». Если защитников всего пять, то схема блокировки еще проще – за каждого защитника отвечает один линейный.
Если все пять защитников находятся на линии скримиджа, то «зонирование» не применяется. Каждый лайнмен просто блокирует защитника по системе нумерации (о – центр, 1 – гард, 2 – тэкл). Если один из пяти защитников находится не на линии скримиджа, то лайнмены делают двойной блок там, где это необходимо, контролируя лайнмена защиты прежде чем переходить к блокировке лайнбэкера. «Мы должны обезвредить лайнмена защиты прежде, чем переходить к лайнбэкеру», - говорит Келли своим игрокам. «Если лайнбэкер находится на расстоянии вытянутой руки от лайнмена, то можете идти на него. Никогда не бросайте двойной блок, что бы сразу бежать на лайнбэкера».
Если защита ставит еще одного (5+1) защитника в бокс, чтобы остановить вынос – что происходит в большинстве розыгрышей – у Келли есть несколько способов, как обыграть этого «свободного» защитника. Основной способ, который является наиболее спорным – это зоун-рид. Если в боксе шесть защитников, то квотербэк отвечает за шестого игрока в "боксе". Он читает и контролирует его. Квотербэк должен заблокировать его, но не в коем случае не физически, так как это мисматч (несоответствие физических данных). Если защитник атакует раннинбэка, то он выносит мяч сам и оставляет его (шестого защитника) вне игры. Зоун-рид, который использует Келли - это не тактика, создающая возможность выноса для квотербэка. Скорее, это такое расширение схемы блокировки, позволяющее нейтрализовать преимущество защитников в численности. Как Келли объяснял это на семинаре: «Мы хотим, что бы мяч получал раннинбэк. Мы не хотим, что бы квотербэк выносил мяч. Ситуация может заставить квотербэк сделать вынос, но защитники могут выбить мяч из его рук. Поэтому мы хотим, что бы квотербэк делал вкладку, пока это представляется возможным».
Как и многие аспекты нападения Чипа Келли, зоун-рид - это математическая идея. В более традиционной выносной схеме, где квотербэк не является угрозой выноса, оборона всегда может поставить еще одного защитника в бокс и получить перевес в количестве. При блокировке с помощью квотербэка (бесконтактной, напомню), численное преимущество защитников становится преимуществом для нападения. Защитник, которого линейные не могут заблокировать (чисто математически: пять против шести) оказывается перед выбором кого нужно атаковать: раннинбэка или квотербэка? И он часто делает неправильный выбор. Зоун-рид - это всего лишь вариация зонных схем Чипа Келли. Что делает эту концепцию такой привлекательной и почему это служит основой для нападении Келли? Дело в простоте и гибкости. Простота inside zone делает разбор защиты на линии скримиджа простым и понятным для лайнменов нападения, что является важным в быстром нападении Келли. И в то же время, это достаточно удобный инструмент для решения проблем, которые могут возникнуть у лайнменов, без изменения зон их ответственности.
Power
Другая любимая комбинация Келли для внутреннего выноса, является одной из тех, которые должны быть знакомы поклонникам 49-х, так как это было визитной карточкой команды под управлением Джима Харбо: power play. Как вы, наверное, можете себе представить, версия Келли отличается немного, но основные принципы те же. Power направлен на достижение двух целей: 1) использовать усилие созданное даун блоками, что бы создать движение в точке атаки и перекрыть сторону, противоположную розыгрышу; 2) создать численный перевес путем перемещения лайнмена нападения в сторону розыгрыша с противоположной стороны в образовавший проход для дальнейшей блокировки на втором уровне.
Одна из проблем, с которой мы должны считаться при выносе из шотгана, это то, что направление движения раннинбэка зависит от его расположения. Например, если раннинбэк расположен слева от квотербэка, то вынос идет в правую сторону линии (конечно, бегущий всегда может сделать катбэк в другую сторону, но первоначальное направление движения линии и выноса - вправо). Защита знает это, конечно, и часто начинает хитрить, смещаясь в сторону, противоположную расположению раннинбэка. Келли использует power таким образом, что это делает его идеальным дополнением inside zone, используя то, что защита пытается хитрить. В power версии Келли, вынос идет в ту же сторону, на которой расположен раннинбэк. Таким образом, все выглядит, как будто будет идти обычный зонный вынос, но разница начинается после вкладки мяча. В это время раннинбэк изменяет направление на противоположное и следует за гардом, который идет в созданный проход (то есть гард выполняет функцию фулбэка).
Inside zone и power не являются уникальными концепциями нападения. Почти у каждой команды есть похожие версии двух этих комбинаций. То, как Келли маскирует эти розыгрыши, может отличаться от того, что делают другие команды НФЛ, но это все старые, проверенные временем комбинации, которые использовались и до прихода Келли в лигу. Этот испытанный подход, а не «трюковые» розыгрыши - вот что лежит в основе нападения Чипа Келли.
Спасибо Алексу Стреляеву за идею и группе «Kiss» за музыкальное сопровождение.
Использование текста, выражений и букв без разрешения автора карается…