Насилие на стадионах. Рост проблемы и методы борьбы с ней

Джо Бауер и его жена Шэрон отправились на M&T Bank Stadium в Балтиморе, чтобы посмотреть игру Рэйвенс против Окленд Рэйдерз. Как сообщила полиция Балтимора, в тот момент, когда семейная пара направлялась к выходу, спор между болельщиками двух команд перерос в конфликт, после чего один из фанатов Рэйдерз нанёс удар 55 летнему Бауеру.
Владелец абонемента на игры Рэйвенс упал и ударился головой об асфальт.
Бауер получил черепно-мозговую травму. Доктора считали, что его шансы выжить не превышают 30%. Несмотря на то, что с тех пор состояние мужчины улучшилось, от последствий он до сих пор не оправился, и его семья сомневается том, что он когда-либо сможет полностью восстановиться. В момент, когда НФЛ имеет наибольшую популярность, чем когда либо, и ежегодно получая около 13 миллиардов прибыли, Лига встретилась с потенциальными угрозами своему доминированию на американском спортивном рынке: падение телевизионных рейтингов, непоследовательность действий в случаях, когда игроки вовлечены в истории связанные с насилием в семье, а также постоянные несчастные случаи на поле, связанные с сотрясениями в частности и травмами в целом. Но наряду со всеми этими факторами появляется новая, не менее серьёзная, угроза – поведение болельщиков на стадионах НФЛ и вокруг них. И многие обеспокоены тем, что это может стать причиной нежелания ряжа болельщиков посещать матчи.
«Если вы в сомнениях, идти ли всей семьей на стадион, значит – проблема существует», говорит Эми Траск, бывший исполнительный директор Рэйдерз, трудившийся в комитете безопасности НФЛ, «Это не проблема одной команды. Это проблема всех 32 команд. Клубы знают об этом. Лига знает об этом»
В последние годы НФЛ предпринимала значительные усилия по улучшению обстановки на стадионах, определяя проблемные места и снабжая клубы инструкциями по созданию атмосферы дружелюбия. Но успехи были лишь частичны, проблема выплеснулась с трибун на парковки, места традиционных тейлгейтов.
Хотя число арестов среди болельщиков колеблется от сезона к сезону, общая тенденция очевидна – оно растет с 2011 года. К такому выводу пришли в Washington Post, изучив данные полиции за последние 5 лет. В прошлом году среднее количество арестов составляло 6.34 за матч. На 10-й неделе было арестовано 126 болельщиков, это вторая по количеству задержаний неделя за пятилетний период. На первом месте стоит 14-я неделя 2012 года, с 129 арестами.

Чаще других арестовывают болельщиков на матчах следующих команд:
- Чарджерз (24.6)
- Джайнтс (22.5)
- Джетс (21.5)
- Рэйдерз (17.8)
- Стилерз (16.8)
- Сихокс (0.8)
- Бэарз (0.8)
- Бакканирз (0.8)
- Тексанс (1.0)
- Пантерз (1.4)
Число задержаний во время вечерних дивизионных игр вдвое превышает среднее значение. И таких матчей немало, Лига часто ставит их в праймтайм.
Количество арестов вырастает в случае поражения команды хозяев, независимо от того кто был оппонентом.
Washington Post использует данные 29 из 31 юрисдикций, в которых находяться стадионы НФЛ (Нью Йорк Джайантс и Нью Йорк Джетс делят MetLife в Нью Джерси). Власти Кливленда и Нового Орлеана не предоставили информацию несмотря на многократные запросы. Чтобы предоставить читателям более подробный отчет, газетчики посетили многие стадионы и опросили более 20 официальных представителей НФЛ и правоохранительных органов.
Чиновники НФЛ оспаривают тезис о том, что посещение стадионов не всегда бывает безопасным, и считают, что посещение матча полностью соответствует представлениям о семейном отдыхе. Однако, с другой стороны лига весьма пристально следит за поведением болельщиков. Некоторые же места выглядят особенно важными для активного контроля представителями полиции, это, к примеру, парковки, места, не попадающие в сферу ответственности Лиги, где потребление алкоголя в значительной степени не контролируемо.
Статистика утверждает, что максимальное число арестов за игру происходило в Окленде. Однако НФЛ объясняет это тем, что после инцидента с дракой и перекидыванием стеклянными бутылками в Сан-Диего ввели более жесткие нормы для посетителей стадиона, и такое количество арестов связано с тем, что руководство полицейского департамента проводит политику нулевой терпимости.
Следом за Сан-Диего идут Нью-Йорк (точнее говоря, Ист-Ратерфорд, Нью-Джерси), Окленд и Питтсбург. По поводу арестов в этих городах Лига имеет то же мнение, что и в случае с Сан-Диего. Также в сферу пристального внимания НФЛ попадают Сан-Франциско, Цинциннати, Кливленд и Филадельфия.

Проблемные города этим списком не заканчиваются. В октябре прошлого года мужчина был ранен после игры Каубойс на выходе со стадиона в Далласе, позже он скончался от полученных ран. Годом ранее болельщик был до полусмерти избит в Санта Кларе. В 2013 году 30 летний мужчина погиб в драке на парковке стадиона Канзас Сити.
В ноябре 2015, Мэтью Девис посетил матч в Окленде вместе со своей подругой и ещё двумя членами семьи. На выходе со стадиона он получил от фаната Рэйдерз удар сзади такой силы, что ему потребовалась срочная медицинская помощь и сканирование мозга. Причиной нападения стала джерси Джетс, в которую был одет пострадавший.
Девис не собирается когда-либо еще возвращаться на стадион в Окленде и назвал его словом «джунгли». «Вы постоянно находитесь под прессом издевательств» - так описал впечатления от пребывания на стадионе.
Это только самые громкие случаи последних лет. Не все инциденты приводят к арестам, намного чаще происходят словестные перепалки, распространены пьянство, царит общий климат хамства.
Согласно тем же статистическим данным за последние 5 лет стадионы в Чикаго, Сиэтле, Тампе и Хьюстоне, замыкают список самых опасных мест, здесь количество арестов за игру минимально. Стадион FedEx Field в Лэндовере с показателем в 2,7 ареста за игру находится в середине списка. Стадион M&T Bank Stadium в Балтиморе имеет показатель в 1.5 ареста за игру и делит «дисциплинированную» часть списка пополам.
Полицейские департаменты Атланты, Детройта и Миннеаполиса предоставили только данные о задержаниях внутри стадионов, но и в этом случае статистика не нулевая.
Ни Лига, ни правоохранительные органы не могут с точностью сказать, где может возникнуть проблема, и это затрудняет работу по профилактике и предотвращению нарушений.
«Всё что необходимо сделать, будет сделано», заявил тренер Рэйвенс Джон Харбо после инцидента в Балтиморе. «Мы - семья. Это внутрисемейное дело»
В 2008 году, когда Джефри Миллер отправился в Окленд, чтобы присутствовать на своей первой игре Мандей Найт в качестве главы Отдела безопасности НФЛ, он увидел много знакомых вещей, и не всё из увиденного ему понравилось.
«Я будто присутствовал при каком-то тюремном бунте», сказал Миллер, бывший коммисар полиции Пенсильвании, только весной отошедший от дел после 8 лет работы на НФЛ. Его заменила бывший шеф полиции Вашингтона Кати Ланье. «Я смотрела по сторонам и видела, как много полицейских использует электрошок прямо за стенами стадиона, это было невероятно. Я считаю, что с этим срочно нужно что-то делать».

Беспорядки на парковках
В первый месяц службы Миллера он посещал стадионы и порой не верил своим глазам, в большинстве случаев эмоции относились к зоне парковок. Он видел, как фанаты дрались с полицейскими, а тех, кто ходил отлить в кусты, наплевав на био туалеты, было вообще не сосчитать.
Фанатов, заметно пьяных ещё до начала игры, спокойно пропускали на стадион, там они сразу направлялись к ларькам с алкоголем, где напивались еще сильнее. Многие из них с трудом держались на ногах уже на билетном контроле.
«Тэйлгеты изменились за последние годы», говорит Лу Марсиани, директор центра, ответственного за безопасность болельщиков в университете Южной Каролины. «Они начинаются слишком рано, и к моменту начала игры многие болельщики уже пьяны»
Каждый год НФЛ приглашает четырёх официальных лиц от каждого клуба (нередко среди них бывают и владельцы команд) принять участие в семинаре по безопасности, на котором Миллер представляет годовой отчёт о том, как команды работают над проблемами безопасности. Каждую организацию он оценивал по шкале от 1 до 4, где 1 была высшей оценкой, а 4 - самой плохой.
Миллер не уточняет, по какой системе он оценивает команды, но каждый, кто просто посмотрит на отчет, сражу скажет, что команды из Бостона, Аризоны, Каролины и Нью-Йорка чаще всего получают высокие оценки, в то время как, Баффало, Окленд и Сан Франциско часто оказываются в нижней части списка.
В последние 8 лет НФЛ ввела «кодекс поведения» лиги, а также общий список «методов работы», призванный повысить безопасность похода на стадион.
После ряда инцидентов была создана анонимная горячая линия, чтобы болельщики могли сообщить о любых нарушениях общественного порядка. Службы безопасности стали строже относиться к подвыпившим фанатам, иногда отказывая им в праве посетить матч. Большинство команд ввело практику полного отказа от курения и запрета сквернословия. Любой, кто уличен в нарушении существующих правил, лишается права на покупку билетов до тех пор, пока не сдаст письменный экзамен, стоимость которого – 250 долларов, на право посещения стадионов НФЛ.

По словам пресс-службы НФЛ, с 2014 по 2015 год количество арестов внутри стадионов уменьшилось на 32%, также уменьшилось число болельщиков, которым закрыт вход на арены. Но лига вынуждена признать, что поведение фанатов на парковках - это отдельная тема. НФЛ отчиталась о том, что в прошлом сезоне было произведено около 500 задержаний на околостадионных парковках, что на 6% больше, чем в предыдущем году. В большинстве случаев статистика, собранная Washington Post,не делит правонарушителей на тех, кто был задержан в чаше стадиона, и тех, кто «отличился» возле нее.
«Мы видим, что инцидентов становится меньше, но даже один такой случай - это уже слишком много», - говорит Брайн Маккарти, официальный представитель НФЛ. «Мы признаём это и мы очень серьёзно относимся к проблеме».
НФЛ не контролирует парковки, не регламентирует время открытия, и тейлгейт – один из способов «оттянуться» перед началом матча. Некоторые команды открывают ворота парковок уже за пять часов до кикоффа. Многие клубы позволяют тем, кто участвует в тейлгейтах, находиться на парковке целый день, независимо от того, есть у них билеты на игру или нет. Большинство парковок на стадионе FedEx открывается за четыре часа до начала, но паркинг Red Zone - за пять.
«Представьте, что у вас есть бар размером в несколько акров, но в нём нет ни одного вышибалы», - так описывает это явление Уильям Кэрр, юрист из Канзас-Сити, в июле подавший иск против Чифс.
Три года назад 30 летний Кайл Ван Уинкл посетил игру с товарищами. Перед тем, как покинуть Эрроухэд, он болтался по парковке, где влез на чей-то автомобиль. Кэрр, приводящий в пример ещё 60 различных случаев правонарушений около стадиона Чифс в период с 2000 по 2013 год, сообщает о том, что группа тэйлгейтеров, ни один из которых не имел билета на игру, избила Ван Уинкла до потери сознания. Позже ему помогли забраться в автобус, но уже через короткое время он был найден без сознания, позже в госпитале врачи констатировали его смерть.
В иске говорится, что организация Чифс создала праздничную атмосферу, не обеспечив безопасность посетителям мероприятия. Кэрр утверждает, что во время драки свидетели происшествия пытались вызвать помощь, но не смогли найти никого из ответственных за охрану порядка. В поданном ответном иске Чифс полностью отрицают свою вину.

Отсутствие четкой картины
Четырнадцатая неделя сезона 2014 года. Мужчина на стадионе Qualcomm Stadium в Сан-Диего был арестован за прилюдное справление нужды , в Цинцинати было совершено нападение на офицера Поля Брауна, у болельщика на Lambeau в крови был обнаружен уровень алкоголя в 3.07 промиле (такая концентрация может оказаться смертельной), а в Вашингтоне произведены аресты за хулиганство и кражу.
Но игра между 49ерз и Рэйдерз вызвала наибольшее беспокойство в офисе НФЛ. Предыдущая встреча соседей случилась в 2011 году, тогда на парковке возле стадиона Candlestick уровент насилия был настолько вопиющим, что Лиге пришлось отменить ежегодные предсезонные встречи между этими командами. В тот день один из потерпевших был избит до потери сознания, а другой, пытавшийся ему помочь, получил четыре огнестрельных ранения. Внутри стадиона и около него вспыхивали драки.
Билл Смит, адвокат, практикующий в Bay Area, и подавший иск против 49ерз от имени человека, получившего черепно-мозговую травму в 2014 году, описывает ситуацию так: «Алкоголь и бравада, плюс к тому же ещё и криминальная активность, типичная для этого района – убийственное сочетание».
По данным, полученным Вашингтон Пост, основную обеспокоенность в НФЛ вызывает то, что нельзя заранее предсказать, где и когда случится следующий инцидент. В прошлом году худшей с точки зрения безопасности оказалась 10 неделя, в течении которой на стадионах НФЛ происходило 9.7 задержаий. Предшествовавшая этому неделя была самой спокойной в сезоне, лишь 2.5 ареста на стадион. Всё это делает попытку профилактики правонарушений схожей с игрой в лотерею.

Задолго до игры Рэйдерз и Найнерз Лига озаботилась возможными проблемами. Джеффри Миллер за месяц до игры предупреждал о том, что не стоит назначать встречу на вечернее время, он отправил послания главе безопасности и еще двум официальным представителям НФЛ на Западном Побережье, а также проинформировал главу городской полиции и главу полиции округа, предложив увеличить присутствие правоохранителей на стадионе. Миллер рекомендовал создать мобильные группы полицейских, которые могли бы передвигаться на скутерах, гольфкарах, а также переодеть сотрудников в джерси играющих команд.
Лига предписывает командам закрывать точки по продаже алкоголя еще в третьей четверти, однако Рэйдерз рекомендуется заканчивать торговлю выпивкой еще в перерыве.
В конечном счете игра началась в 13:25, но полиция оказалась неготовой (по мнению Миллера) к обеспечению порядка, в итоге правоохранители зафиксировали 49 происшествий, пятый показатель за пятилетний интервал 2011-2015.
Обрадованная болельщица вскочила на кресло после того как Дерек Карр отдал тачдаун-пас, сидевший позади неё мужчина толкнул её, женщина пролетела несколько рядов и упало на одно из кресел, повредив лицо так, что её пришлось накладывать швы. Спутник болельщицы удостоился лишь обыденного «сожалею, брат» от виновника случившегося.
Сразу после игры, завершившейся победой Окленда 24-13, на парковке был избит мужчина. По словам полицейских, побои могут сделать его инвалидом на всю оставшуюся жизнь. Нападавшие задержаны, при обыске у одного из них были обнаружены кастет и наркотики.
Всего в тот день полицейские открыли 21 дело о хулиганстве, 25 человек закончили вечер в тюрьме Санта-Рита.

Кто отвечает за безопасность?
Наибольшее количество проблем возникает, как правило, в местах, где Лига, клубы и местная полиция не могут разграничить сферы ответственности.Кейси Найс, помощник шерифа округа Аламида (в его обязанности входит работа на матчах Рэйдерз в оклендском Колизее) сообщает, что удивлен тому, что стадион продолжает оставаться одним из самых криминальных в стране, несмотря на то что полиция принимает всё больше усилий по обеспечению безопасности. Быть может, эта статистика обусловлена нулевой терпимостью команды по отношению к хулиганам.
Также он высказал предположение, что агрессивный образ фаната Рэйдерз – преувеличение и результат годами сложившейся репутации. Однако его слова идут вразрез с полицейскими отчетами, согласно которым во время выездных игр Рэйдерз количество арестов по сравнению с играми в Окленде вырастает на 70%. Заметные тенденции к увеличению количества задержаний наблюдаются во время выездных игр Питтсбурга, Филадельфии и Сан-Франциско.
Найс не рассказал, сколько сотрудников полиции задействовано во время игр (в планы команды не входит обнародование подобной информации), он сообщил, что полиция усиливает патрули и отправляет дополнительных сотрудников на проблемные игры, а именно вечерние встречи и внутридивизионные противостояния.
Также он рассказал, что периодически контактирует с офисом НФЛ и регулярно посещает ежегодные семинары НФЛ, на которых обсуждается безопасность, но при этом он никогда не получал от НФЛ список рекомендаций по обеспечению охраны порядка.
И он не переживает по этому поводу, он уверен в том, что должным образом экипированные и обученные местные полицейские лучше, чем некто, сидящий в трех тысячах миль от арены в пиджаке в офисе, знают, как бороться с хулиганами.
«Я занимаюсь безопасностью», - говорит Найс. «Их работа – развлекать публику».
P.S. О статистических выкладках.
Вашингтон Пост отправил официальные запросы во все плицейские департаменты, под чью юрисдикцию попадает территория стадионов НФЛ. 29 из 31 департамента предоставили полную или частичную статистику, Кливленд и Новый Орлеан предпочли промолчать в ответ. Некоторые данные не принимались в расчет при анализе, так как были признаны недостоверными. Баффало, Майами и Окленд предоставили отчеты только о части домашних игр в период с 2011 по 2015 годы, Сент-Луис предоставил данные по арестам за сезон, без детализации по играм. Детройт. Миннеаполис и Атланта не предоставили данных об инцидентах на парковках возле стадионов.