Беличик и Маквей знают: система должна подстраиваться под игроков. Никак не наоборот
Если вы решили стать тренером в НФЛ, вам следует знать следующее: игроки ценят и уважают тренерский талант и понимание футбола больше, чем что-либо другое. История работы, резюме, политические пристрастия или религиозные взгляды - все это вторично. Их заботит только, способен ли их тренер, их лидер помочь им стать лучше, совершенствовать свое футбольное мастерство. Если они смогут развить свои навыки - они поднимутся на новый уровень как игроки, а, значит, в дальнейшем смогут заработать больше денег. Футболисты могут сказать представителям медиа массу приятных слов о своих наставниках, но все они не будут иметь никакого смысла, если он не смог заслужить их уважение.
А заслужить его он может лишь одним способом - показать, что действительно разбирается в футболе.
Не важен и возраст, 53-й Супербоул - лишнее тому подтверждение. Шону Маквею исполнилось 33, Биллу Беличику - 66. Оба заслужили полное доверие своих игроков, потому что те знают: тренерский талант заключается в умении создать систему, наилучшим образом раскрывающую возможности спортсменов, а не в попытке использовать старую систему невзирая на лица.
Легко рассуждать о создании системы, гораздо сложнее - воплотить слова в жизнь. Многие тренеры пытаются работать так, как привыкли, не учитывая навыки и уровень таланта имеющегося персонала. Их знания не выходят за пределы знакомых им схем, а их эго - огромно. Они ожидают от игроков того, чего от них ожидать нельзя, рассчитывают, что если система откажется функционировать - фронт-офис отыщет новых исполнителей, потому что они-то в курсе того, как правильно играть в футбол, проблема не в их мировоззрении, а в парнях, выходящих на поле.
В последние годы хорошим примером попытки натянуть сову на глобус были Балтимор Рэйвенс. Гари Кубиак руководил нападением команды в 2014-м, когда Вороны смогли одержать победу в Супербоуле, квотербэком-чемпионом стал Джо Флакко. Но в его арсенале была мощная выносная игра, которая снимала с Джо давление и помогала эффективно пасовать. Набор умений и навыков игроков той команды идеально подходил Кубиаку. Но он покинул команду, чтобы стать главным тренером Денвер Бронкос, а Рэйвенс продолжили нанимать на позицию координатора специалистов по West Coast Offense, рассчитывая, что они помогут квотербэку вновь найти ритм, позволивший Балтимору совершить марш-бросок по плей-офф.
И, как мы теперь знаем, поиски оказались безуспешными. Флакко так ни разу и не стал похожим на себя прежнего, не мог найти ритм (похоже, что он вообще на это не способен) и тайминг, и играл гораздо ниже уровня ожиданий. В 2018-м Рэйвенс осознали, что хотят невозможного, отказались от West Coast и стали играть в ином ключе, запустив нападение, похожее на системы нападения NCAA, чтобы помочь новичку Ламару Джексону, вышедшему на поле после травмы Флакко, войти в игру, и тем самым смогли сохранить сезон, попав в плей-офф. Сам Флакко не принимал никакого участия в этом преображении.
Когда Шон Маквей встал у руля Рэмс, он первым делом пересмотрел свой подход к работе. При всей уверенности в собственной правоте, которую он показал во время интервью на должность главного тренера, он доказал, что его сильной чертой является умение приспосабливаться к новым условиям и новому персоналу. Вместо системы West Coast, которую он изучал в Тампе и с которой имел дело в Вашингтоне, он разработал совершенно новую систему, готовую раскрыть талант его молодого квотербэка и маскировать недостатки линии нападения, а также способную помочь его лучшему игроку, Тодду Герли, засиять.
Маквей стал главным тренером Рэмс в возрасте 31 года, и, вместо того, чтобы оставаться в зоне комфорта, расширил свой арсенал и разработал плейбук, позволивший квотербэку-второгодке Гоффу почувствовать себя надежно защищенным и давший ему возможность делать спокойные и простые броски. Маквей не собирался заставлять Гоффа играть в привычном тренеру ритме, наоборот, он понимал, в чем сила его квотербэка, и, самое главное, понимал, в чем его слабости.
Нападение Маквея в Лос-Анджелесе не имело ничего общего с нападением Редскинс. Вынос, который играют Бараны, играется через внешний и внутренний зонный блок, а почти все их пасы были брошены из плей-экшен. Маквей заставляет защиту играть против выноса, отдавая мяч Герли и Андерсону, закрывать всю длину поля, бросая бомбы, и всю его ширину, играя спред или пасуя в развесистое дерево маршрутов. И, даже если Патриотам удастся остановить вынос Рэмс, те будут продолжать играть плей-экшен. Потому что плей-экшен - это лицо сегодняшних Рэмс.
Нападение Баранов начинается с первого хода, с выноса, все остальное - лишь последующие звенья цепи, тянущиеся друг за другом. Маквей играет с блоком из 7 человек чаще, чем любой другой тренер в НФЛ, потому что не любит, когда игроки его блока закрывают соперников один-в-один. Рэмс играют даблтим в нападении чаще других в том числе потому, что могут себе это позволить, они знают, что пара ресиверов так или иначе будет открыта.
Большинство комбинаций в плейбуке Лос-Анджелеса составлены так, чтобы избавить Гоффа от необходимости делать дроп-бэки. И это не шпилька в адрес Гоффа, это реверанс в сторону Маквея. Гофф большую часть времени работает в чистом конверте и имеет достаточно времени для броска. Все, что делают Рэмс в нападении, начинается с плей-экшена, и у Гоффа всегда есть возможность посмотреть в поле, пытаясь увидеть разрывы между ресивером и ди-беком и найти открытого адресата. Такое ощущение, что, работая в Вашингтоне, Маквей уделял много времени просмотру старых пленок Редскинс времен Джо Гиббcа, и исписал за просмотром не один блокнот.
Чтобы понять, насколько важно уделять внимание урокам истории игры, достаточно вспомнить Билла Уолша. Холл-оф-фейм тренер 49ерз часто изучал игру нападения времен single wing, сидя с блокнотом на переднем сиденье клубного автобуса по пути на стадион. Он любил изучать оффенсы прошлых лет, и это позволяло ему по-новому взглянуть на игру.
Как и Уолш, Беличик увлечен изучением истории развития футбола, и это позволяет ему находить ответы на актуальные вопросы. Думаю, глядя на схемы Маквея с семью блокирующими, он не раз вспоминал игру нападения Вашингтона Гиббса.
Знание истории, понимание принципов эволюции позволяет таким тренерам, как Маквей и Беличик завоевывать внимание своих учеников и подопечных. Их философия постоянно меняется, подстраиваясь под грани таланта и навыки игроков. Беличик постоянно размышляет о том, как получить от Кайла Ван Ноя больше, чем получили от него Лайонс. Маквей думает о том, как использовать Роберта Вудса эффективней, чем это делали Биллс. Они не просят своих игроков подстроиться под свое видение игры, они меняют свои системы, чтобы подчеркнуть сильные стороны футболистов.
Когда Беличик входит в зал собраний в среду утром и инструктирует игроков, рассказывает им о том, как они должны играть, чтобы стать чемпионами, команда внимает каждому его слову. Не потому, что он сильный оратор или выдающийся мотиватор, а потому, что знает - его футбольный интеллект и мудрость сделают их сильнее. То же самое происходит и в раздевалке в Лос-Анджелесе.
Задумывались ли вы над тем, почему в течении последнего года с хвостиком в НФЛ появилось 15 новых главных тренеров? Главным образом потому, что фронт-офисы и тренеры эксплуатируют те системы, которые, по их мнению, наилучшим образом соответствуют их пониманию футбола, а через пару лет, когда меняются ростеры, не хотят понять, что философия уже не соответствует талантам и скиллам игроков. Генеральные менеджеры приглашают на интервью тренеров, которые разделяют их взгляд на футбол, говорят с ними о схемах, но упускают из виду, что речь идет о решении насущных проблем, а не о понимании игры. Команды нанимают тренеров, способных культивировать "их" философию нападения, зачастую упуская из виду, что философия не соответствует персоналу на поле.
Представьте, как выглядели бы нынешние Рэмс, если бы Маквей заставлял Гоффа играть так, как играло его нападение в Вашингтоне. Их просто не было бы в Супербоуле. И, повторимся, это сказано не в укор Гоффу, это иллюстрация того, что выбор схемы, соответствующей талантам футболистов, собранных в твоей команде, приводит к успеху.
И Маквей, и Беличик - до сих пор студенты. Они продолжают учиться, ищут новые пути к победе, завоевывают внимание и уважение игроков. И добиваются успеха.