Драфтуем по-новому. Часть 1
За последние годы ничто в лиге не менялось столь же кардинально, как отношение к драфту. Едва ли не каждый его аспект пережил серьезную модификацию – я говорю, главным образом, об изменившихся принципах подхода к драфту и другое дело, как много фронт-офисов это поняли и приняли. Речь не только о появившемся с 2011 года ограничении по зарплатам новичков (привет, Сэм Брэдфорд), квотербэк-ориентированности лиги и новых подходах в оценке таланта проспектов. Есть новые тренды, на которые стоит обратить внимание. Сегодня разберем первый, как мне кажется, самый важный.
Овердрафтинг квотербэков – вчерашний день
Не новость, что командам регулярно требуются пасущие в старт. В первом раунде брали Эй Джей Мануэла и Джонни Мэнзела, Блейна Гэбберта, Блейка Бортлза и Пакстона Линча – нет смысла вспоминать всех героев. Подобные дорогостоящие провальные пики делались тогда, делаются сейчас и будут делаться дальше. Если не выбрать другой путь. Например, заняться поиском стартовых квотербэков в более низких раундах. В старой НФЛ попытки найти такового в промежутке со 2 по 4 раунды было делом редким и зачастую бесплодным. Но за последние несколько лет парадигма сменилась.
С 2013 по 2018 франшизы выбрали со 2 по 4 раунд 25 квотербэков – в среднем по 4 пасующих за драфт – это больше, чем за любой аналогичный период времени за всю историю лиги. За эти же годы в первом раунде команды выбрали 17 квотербэков, из которых полноценными стартерами стали 12. А вот из тех 25 только 3. Вроде бы немного, но мы говорим не о шансе заполучить обычного игрока, а о шансе заполучить франчайз-квотербэка – футболиста, непосредственным образом влияющего на исход любого матча и сезона в целом, футболиста, вокруг которого строится стратегия развития команды и принимаются решения на рынке свободных агентов - о шансе и стоимости этого шанса.
Квотербэки выбранные в средних раундах прошлого века и первом десятилетии нового, по сути не тянули даже на бэкапов. На возросшую популярность 2-4 раунда повлиял драфт 2012, когда в третьем ушли Рассел Уилсон и Ник Фоулз (два будущих чемпиона Супербоула), а в четвертом Кирк Казинс (будущий первый квотербэк НФЛ со 100% гарантированным контрактом). Да, будущего не знал никто. Но с течением времени выяснилось, что парни из этого драфт-окна способны играть не хуже, а то и много лучше первораундовых пиков. Плюс цена лотерейного билета 2-4 раунда значительно ниже прайс-листа первого. С этим сложно спорить.
Последний раз парень из первого раунда выигрывал Супербоул в сезоне 2015 – его звали Пейтон Мэннинг. До него два Супербоула взяли ребята из 3 и 6 раунда. Затем четыре Супербоула достались парням из 6 и 3 раунда. Хм-м. За последние десять сезонов только четверо квотербэков, выбранных в первом раунде, поднимали над головой Ломбарди Трофи (самый «свежий» из них - Джо Флакко 2008). Трижды Супербоул выигрывали пасующие из раундов 2-4. Столько же раз выигрывал человек по имени Том.
Тенденция на квотербэков из средних раундов наверняка продолжится и на драфте 2019.
Во-первых, сегодня позиция квотербэка ценнее, чем когда-либо: с 2016 года количество пасовых ярдов по всей лиге выросло на 20%. Выплаты квотербэкам стремительно увеличиваются – из десяти топ-контрактов по средней зарплате шесть принадлежат им – идея заполучить максимально дешевого парня на ближайшие четыре года выглядит весьма соблазнительно. Современных квотербэков-новичков со стартовым потенциалом редко усаживают на скамейку. Подобное «развитие» за спиной опытного товарища не модно из-за доказанной неэффективности. Максимум, что могут себе позволить тренерские штабы – один сезон, а лучше его часть. Вспоминаем Махоумса, Трубицки, Джексона. Основная масса проспектов выходит в старте с первой недели, если, конечно, это не баст, «зарекомендовавший» себя еще в тренировочном лагере. Благодаря тренду на развитие молодого квотербэка через официальные матчи, генеральные менеджеры, находя пасующего во 2-4 раунде, защищают свое вечно дымящееся кресло. Потраченный драфт-капитал выглядит незначительным по сравнению с пиками первого раунда (еще хуже, если фронт-офис пошел на трейд-ап), и даже если студент окажется бездарностью, он никак не пошатнет позиций ГМа. Зато в случае успеха «прозорливый» генеральный менеджер возвысит свой рейтинг в глазах владельца до небес (и до нового контракта).
Во-вторых, сегодняшние квотербэки из средних раундов однозначно лучше своих предшественников. На уровне колледжей, старшей школы и даже младших классов эпидемия спрэд-нападения достигла невероятных масштабов, что автоматически сказалось на объеме пасовых попыток. Больший бросковый опыт напрямую повлиял на уровень выходящих на драфт квотербэков. Они подтянулись к парням из первого раунда, подняв среднюю температуру по больнице. Но даже в этих условиях, несмотря на огромное количество видеозаписей, команды продолжают испытывать серьезные проблемы с адекватной оценкой игроков. И причина тому вновь спрэд-оффенс.
В наши дни любой квотербэк попадает в НФЛ из чистого спрэд-нападения или системы, где этот элемент занимает ее значительную часть. Парни не имеют представления о снэпах из-под центра (посмотрите на последние серии «Лагеря квотербэков Грудена», где данный аспект выглядит анекдотом практически у любого проспекта). Они не понимают, как назначать пас-протекшн о-лайн. Они с удивлением обнаруживают, что в профессиональном футболе ресиверы не бегают простых маршрутов, так как нападение завязано на пасовых паттернах. Мало того, адресата передачи назначает и подсказывает бровка - заранее, до снэпа. Отсюда растут ноги знаменитого РПО – ран-пас-опшен футбол появился не от хорошей жизни. Да, сейчас РПО, добравшись до НФЛ вместе с новыми молодые тренерами, превращается в равноценную часть атаки, глубокую и хорошо продуманную, но изначальный принцип основывался на простоте: прочитал цель – бросай, если открыта – сделай вкладку или чек-даун, если закрыта, либо беги сам. Одномерный уан-рид футбол. Другими словами, в колледже квотербэки не несут персональную ответственность за происходящее на линии скримиджа до снэпа и не контролируют нападение.
В прошлом сезоне Майк Мэйок, еще до того, как стать генеральным менеджером Окленд Рэйдерз, объяснял, что поиск квотербэков с реальным опытом управления атакой на поле, является ключевой задачей скаутов в современном футболе.
К чему я все веду. Если ты не умеешь оценивать квотербэка, то и риски должны быть соответствующими – то есть, минимальными. До тех пор, пока франшизы не смогут корректно определять перспективы пасующих, нет особого смысла тратить дорогостоящий пик первого раунда на спрэд-бум-баста. Разумнее и безопаснее выбрать игрока другой позиции, чей скилл и чье будущее прогнозируется с хорошей вероятностью. Всего через две недели мы сможем узнать, насколько Мэйок и представители фронт-офисов других франшиз, воспользуются этой логикой.