Звук тишины на стадионах НФЛ

Есть несколько специалистов, ответственных за звук, который вы слышите во время трансляции футбольного матча, и, помимо вашей тещи на кухне и вашего отоларинголога, среди них следует выделить звукорежиссёров. Их работа не так проста, как кажется, ведь звуки поля и трибун, сливающиеся в один сплошной гул, надо разделить и распределить в соответствии с картинкой. В конечном итоге продукт должен получится идентичным тому, что зритель услышал бы на поле, но с некоторыми отличиями. Об этом и поговорим.  

Хороший звукорежиссёр может заставить зрителей почувствовать, что они близки к действию, позволяя им четко слышать хлопок квотербэка в хадле, или аудиблы на линии скримеджа, даже если никто на трибунах не может это расслышать. Выкрики на поле, звуки ударов - всё это сливается с атмосферой на трибунах. Всё, что вы слышите во время телетрансляции, на самом деле является тщательно продуманной и отредактированной версией игры, которая отражает приоритеты лиги и удовлетворяет телевизионные сети, которые платят сумасшедшие деньги за права на трансляцию, а заодно обеспечивает болельщикам приятный просмотр.

Но, как мы понимаем, без рёва трибун и выкриков фанатов саундтрек с игры мало чем отличался бы от звука тренировки. Шум трибун меняется в зависимости от действий команд на поле и реакции зрителей. Это позволяет нападению замаскировать свои розыгрыши или создаёт моменты особого оживления, а комментаторам позволяет подчеркнуть накал борьбы. Теперь всё вышеописанное будет совершенно другим, так как всем уже порядком надоевший 2020-й год внёс свои коррективы и в футбол, к которому мы привыкли. По крайней мере, именно так начнется сезон. Вы уже догадались, что это из-за коронавируса. Двадцать шесть команд планируют провести свои матчи открытия при пустых трибунах. К настоящему моменту фанаты уже привыкли к отсутствию шума толпы. НБА довольно успешно создали виртуальную атмосферу, транслируя на экраны лица болельщиков, наблюдающих за трансляцией. НФЛ же надеется, что в конечном итоге болельщики смогут находиться на трибунах, хоть и в ограниченном количестве, но лига готова к тому, что просмотр футбола в этом сезоне будет радикально отличаться от всего, что было в истории. 


Лига сообщила командам, что предоставит каждой из них интершум, созданный звукооператорами, для воспроизведения на стадионе. Все фрагменты отличаются друг от друга и специально разработаны для каждой команды. Игроки и тренеры будут слышать звук из динамиков, а лига будет воспроизводить другой поток ранее записанного звука для телевещания. Звук толпы будет включаться перед снэпом и иметь уровень громкости 70 децибел. Для сравнения, 75 децибел - это громче, чем могут создать тихони из Цинциннати и меньше, чем горластая толпа в Канзас-Сити. К примеру, когда хозяева защищаются в красной зоне или нападение заносит тачдаун, то звук переполненных трибун может достигать 115 децибел. Бред Рикс, звукорежиссёр, создавший звук трибун для нескольких стадионов, говорит, что хороший стадион во время матча шумит как рок-концерт, или как Боинг при взлете, поэтому квотербэкам, отдающим команды, приходится кричать. 



Рикс сказал, что его попросили создать систему громкой связи, которая могла бы звучать громче, чем толпа, а объявления должны быть слышны сквозь крики фанатов. Создание подобной системы не только будет сложным и дорогим, но и вызовет вопросы у организации по охране труда.  Шум трибун достигает своего пика, потому что нарастает постепенно и позволяет нашим ушам адаптироваться, точно так же, как уши адаптируются при прослушивании хард-рока на хайвее, мы делаем звук погромче, чтобы он выделялся из гула машин. Искуственная система звука с такой же громкостью будет похожа на то, как будто вы оставили тот же уровень громкости, а затем включили музыку в закрытом гараже.  Лига работает над тем, чтобы звук был более естественным. Будет создан «базовый шум», но, согласно меморандуму, разосланному командам, он не будет воссоздавать обычную звуковую атмосферу игрового дня. Почему это важно? При уменьшении уровня шума команды, отдаваемые на линии скримеджа, будут слышны лучше, чем обычно, и это может повлиять на баланс сил между защитой и нападением. Бывший лайнмен нападения НФЛ, Джо Томас, высказался по этому поводу примерно так: “Защита и без того может раскусить многое из задуманного противником, но в этом году, при четко слышных аудиблах и командах, для обороны многие моменты будут похожи на ограбление по-итальянски”.


Томас так же отметил, что после 2011 года некоторые игроки защиты больше внимания уделяют телевизионным трансляциям игры с будущими противником, чем плёнке all-22, показывающей всё поле, но не имеющей звука.  С 2011 НФЛ начала добавлять в трансляцию звук с линии скримеджа, который улавливают микрофоны одного из гардов или центра, а не тот, что используют судьи. Несмотря на то, что судьи могли ретранслировать хороший звук, проблема была в том, что они находились позади игроков защиты во время снэпа и часто их трансляцию «затаптывала толпа», так что лига сменила тактику, и теперь запись идёт от центра или гарда, а судья с микрофоном стоит позади линии нападения.


Лайнбэкер Бронкос Вон Миллер говорит, что всегда предпочитал смотреть игру в телевизионной трансляции, так как имел возможность почерпнуть из неё много важного и полезного для себя.




Даже в домашней игре вы можете иногда услышать что-нибудь из реплик гостей.


Опытному защитнику не нужно слышать всё до последнего слова, Это скорее похоже на расшифровку кода. Подбор ключевых слов для конкретных розыгрышей. Так что если это возможно при шуме в 100 децибел, то при 70 и подавно. 


Если в хадле вы повторяете одно и тоже слово несколько раз, то, насколько бы глупым или глухим ни был ваш противник, он всё равно должен выудить хоть какую-то пользу из доносящихся звуков. Так что можно предположить, что в этом сезоне нападение будут обкрадывать чаще, чем прежде.


Что же остаётся нападению? Скорее всего, если сквозь 70 децибел будет утекать слишком много информации, то команды вынуждены будут переходить на беззвучные аудиблы на снэпе.


В этом сезоне это будет целая игра в игре, о которой прежде никто не задумывался.


Некоторые команды уже работают над решением проблемы. Координатор нападения Патриотов Джош Макдэниелс признаётся, что планирует посвятить гораздо больше времени разбору игры с телетрансляции, включая разбор комбинаций своей команды. “Гораздо легче скрыть свои сигналы, чем изменить их”, - говорит он. 


“Вы не можете начать говорить на другом языке, понимаете о чем я? Если вы всю жизнь говорили на английском, то вряд ли успеете выучить испанский к первой неделе сезона.”


Разница в аудиблах Laser и Larry может быть существенной, они могут означать разные действия на поле, поэтому частая смена ключевых слов может запутать тех, кто ими пользуется.


Тренеры тоже беспокоятся о том, что будет слышно из их разговора на бровке (читай - крика). НФЛ требует, чтобы микрофон, соединённый с камерой, двигающейся вдоль поля, отключался между двумя 35 ярдовыми линиями, чтобы не улавливать разговоры, происходящие возле скамейки, но этого расстояния иногда бывает недостаточно, чтобы избежать подслушивания особо эмоциональных выкриков тренеров. Толпа не всегда производила достаточно шума, чтобы прикрыть все, что говорится «в кулуарах», и эти случайные утечки могут стать гораздо более распространенными в этом году.


Для комментаторов потерять рев трибун - все равно что потерять одного из персонажей своего рассказа, который они излагают телезрителям  в прямом эфире. Когда в прошлогоднем плей-офф Чифс совершали самый крутой камбэк в истории команды против Тексанс, то через экран телевизора можно было ощутить накал страстей на стадионе Эрроухед. Когда дефенсив-энд Джей Джей Уотт получил травму в конце сезона в 2017 году, внезапная тишина, охватившая стадион, подчеркнула серьезность момента.

“Если мы говорим о фанатах, то я всегда считал, что футбол намного «разговорчивей», чем бейсбол или баскетбол“, -говорит, Джим Платт, ответственный ESPN за выпуск футбольной трансляции по понедельникам.


Для обычной трансляции Monday Night Football используются 23-25 микрофонов расположенных по всему стадиону, а так же на игроках и судьях. Из них 4 параболических микрофона, те, что выглядят, как прозрачный пластиковый таз и помогающие записывать звук с поля. Микрофоны на камерах, параболические микрофоны на верхнем ярусе трибун. В некоторых играх количество микрофонов может быть близким к 50.



Среди людей, которых вы не видите во время игры, но которые сильно влияют на то, что вы слышите, есть суб-микшеры, задача котороых - смешивать звуки толпы с шумом на уровне поля. Затем они передают этот микс на центральный пульт, где звук комбинируется с голосом комментаторов, дикторов и любыми дополнительными элементами, такими, как музыкальная тема или заставки для рекламных роликов, чтобы создать конечный продукт, который слышит аудитория. Звукорежиссеры расценивают эти звуки как слои, которые необходимо сбалансировать друг с другом. Это звуки самой игры, общение между игроками и тренерами, плюс шум толпы и система громкой связи, комментаторов и аналитиков. Съёмочная группа всегда является наиболее слышимым верхним слоем хорошего микса, но шум трибун всегда помогает рассказать об игре больше.


В любом матче есть динамика. Спады, подъёмы, хозяева получают мяч, Роджерс получает мяч, Брэйди бросает перехват. Когда Мэннинг отдавал команды нападению, то на стадионе было тихо, как в церкви, все хотели расслышать “Омаху” самостоятельно.



Никто не собирается воссоздавать эти перепады настроений, одна из особенностей хорошего звука для трансляции - это его соответствие происходящему на экране. Для зрителей было бы странно слышать крик толпы и видеть пустые трибуны. Реалистичность - вот задача, к которой стремятся люди, создающие звуковую дорожку.  В этой работе много тонкостей. Начнём с того, что фанаты на трибунах не только дерут глотку, но и создают звуковую волну внутри чаши стадиона. В зависимости от того, наполнен ли стадион зрителями или там только лишь пустые пластиковые кресла, один и тот же звук будет слышен по разному. Именно поэтому так странно звучат трансляции игр НБА, где с недавних пор полюбили подкручивать уровень шума. Наше ухо ловит фальшь, болельщика не проведёшь. 


Телетрансляция передаёт созданный звукорежиссёром «живой звук». Посудите сами, ведь, сидя на трибунах, невозможно услышать, что кричит квотербэк, а сидя на диване - запросто.


Звук стадионов тоже разный, с открытых он улетает быстрей, у закрытых будет эффект эхо. Результаты будут отличаться в зависимости от того, где расположены динамики.


На стадионах НФЛ существует три основных типа планировки звуковой системы. Куполообразные стадионы, такие как домашние площадки Кардиналс, Вайкингс, Каубойс, Лайонс, Рэмс, Чарджерз и Рэйдерз, усиливают звук сверху с помощью динамиков, по существу свисающих с крыши. Кроме того, существуют так называемые распределенные звуковые системы, в которых динамики размещаются в промежутках вокруг нижней чаши стадиона. Это большинство стадионов под открытым небом, таких, как у Пэтриотс, Джетс, Джайантс, Иглс, Сихокс, Долфинс, Джэгуарз, Баккэнирз, Тайтанс, Бронкос, Браунс, Бенгалс. Все они имеют распределенные системы. Последний тип установки, используемый 49ерз на стадионе Левис и Чифс на стадионе Эрроухед, называется системой эндзоны, все динамики размещаются рядом.


Стадионы с распределенными системами должны иметь возможность транслировать заранее записанный шум толпы и при этом иметь относительно нормальный звук как на поле, так и на телекартинке. Поскольку динамики размещаются вокруг чаши стадиона, то шум будет равномерно распределен по стадиону и исходить примерно из тех же мест, как если бы его создавали фанаты. Фальшивый шум толпы на крытых стадионах может показаться немного более чуждым, так как звук будет идти на поле сверху, а болельщики обычно не аплодируют, сидя под куполом. Труднее всего будет настроить системы эндзоны, поскольку они обеспечивают только один концентрированный источник звука.


Всё это означает, что преимущество домашнего поля в этом сезоне может быть не столь ценным. К примеру Чифс держат рекорд Гиннеса по самому громкому реву толпы на стадионе (142.2 дБ), установленный во время их победы над Патриотами в 2014 году. В этом сезоне размещение акустической системы Эрроухед в одной эндзоне может привести к тому, что звук из динамиков будет менее ощутимым, чем шум вентиляторов. Некоторые игроки могут даже не заметить большой разницы. Мелвин Гордон подписал контракт с Бронкос, перейдя в это межсезонье из Чарджерз, которые провели свои первые три сезона в Лос-Анджелесе, играя в Dignity Health Sports Park, стадионе на 27000 мест, на котором играют L.A. Galaxy из MLS. Команда не особо переживает за искусственный звук и не ожидает ощутимых изменений.


“Чувак, у нас все равно не было фанатов”, - говорит Гордон.



Как правило, чем ближе фанаты чувствуют игру, тем лучше. Сведенные звукооператорами звуковые дорожки, как правило, пользуются успехом потому, что они создают у нас впечатление присутствия в группе игроков или на скамейке, чтобы мы чувствовали себя реальными свидетелями происходящего, даже несмотря на то, что фрагменты разговора, которые мы в конечном итоге слышим, сильно отфильтрованы. Огромное количество микрофонов, которые команды вещания используют во время игр и кропотливая работа по их установке на стадионе, заполненном более чем 80 000 человек, демонстрируют желание собрать более аутентичные звуки с каждого яруса трибун. Результаты этого труда невероятно эффективны, судя по культурному доминированию НФЛ. В 2019 году 41 из 50 самых просматриваемых американских телетрансляций были играми НФЛ, что говорит о популярности профессионального футбола и умении телесетей показывать игры убедительно, интересно и жизненно.


Тем не менее, звукорежиссеры должны следить за тем, чтобы все не было слишком реалистичным.

“То, что вы слышите по телевизору, - это искусственный имидж“, - сказал Стивенс, ”Если вы находитесь на трибуне во время футбольного матча, то можете услышать свисток судьи. Или если бы игровой момент эфектного тэкла призошёл совсем близко от вашего места на нижних уровнях, то вы могли бы услышать столкновение шлемов. Но, вообще говоря, вы не слышите криков квотербэка, также не слышно звука контакта на линии скримеджа“.


Болельщики на стадионе обычно не слышат сильнейших ударов или криков боли игроков, когда последние получают травму. Томас говорит, что обычно он мог игнорировать весь шум во время игр, за исключением команд своего квотербэка или коллег-лайнменов. По его словам, одним из редких исключений был момент, когда он услышал звук ломающейся кости тогдашнего центра Браунс, Алекса Мака, в матче 2014 года против Стилерз.

Ни лига, не телекомпании не хотели бы, чтобы такие звуки просачивались в эфир.


Задач много и они нетривиальны, аудиотехники, держащие параболические микрофоны, должны оценивать траекторию мяча каждый раз, когда квотербэк отдаёт пас, суб-микшеры и работники центрального пульта должны делать обоснованные предположения о том, какие микрофоны включать, выключать, поднимать или опускать в важные моменты, они стараются уловить богатство звука, оставляя в стороне агонию или ругательства.



“Лига - наш партнер, и у нас есть аудитория, которую нужно защищать”, - говорит Стивенс. “Вы просто стараетесь, насколько возможно, отсеивать по пути все плохое”.


Звуковые микшеры обычно избегают работы с параболическим микрофоном на боковой линии рядом с тренером, который оказывается в порыве эмоций рядом с тем местом, откуда исходит смачный удар шлема о шлем. Они также выключат звук, когда игрок кричит от боли, или не будут проигрывать оптимистичную музыку с изображением травмированного  игрока, лежащего на на земле. Это, вероятно, создает гораздо более приятную для глаз картинку трансляции, но достигается за счет маскировки элементов игры, которые неприятны для зрителей, но являются обычным явлением для игроков.


Если трансляции НФЛ будут напоминать трансляции других спортивных состязаний с пустых стадионов, в эфир попадут некоторые вещи, которые сети, вероятно, предпочли бы не показывать. Даже из мест, где используется искусственный шум толпы, по телевизору звучит больше ругательств, чем обычно, вызывая как восторг, так и шок. Стивенс так же говорит, что всегда будет с юмором относиться к неизбежным ошибкам при работе над звуком. Например, во время последнего Супербоула, очень плотная униформа, натянутая на микрофон, закреплённый у лайнмена, привела к странному шумоподавлению во время трансляции.


“Я не знаю, как описать это, чтобы вы могли это напечатать”, - пытается подобрать слова Стивенс. “Это звучало так, как будто кто-то пускал газы”.


Мы надеемся, что объединённый в одно целое звуковой эффект пустых трибун и искусственного шума толпы не будет звучать смешно, но, скорее всего, мы услышим изменения в том, как команды общаются на поле, как те, кто ответственны за трансляцию, создают живые впечатления в совершенно разных обстоятельствах и, возможно, даже в том, как фанаты относятся к тому, что часто бывает жестокой игрой. Рев толпы - типичный звук футбола. При его отсутствии мы действительно можем впервые услышать необычные для нас звуки.


Комментарии

Pechatnik
SirMichael написал: Pechatnik написал: Всегда рады новым материалам от новых людей! Спасибо! Леша, Ник Асиновский уже несколько лет для сайта пишет. Это наш специальный ванкуверский корреспондент
Ждем на Пати)
SirMichael
Pechatnik написал: Всегда рады новым материалам от новых людей! Спасибо!
Леша, Ник Асиновский уже несколько лет для сайта пишет. :) Это наш специальный ванкуверский корреспондент
Pechatnik
Всегда рады новым материалам от новых людей! Спасибо!
Pedro Alvadorez
Вот это объём работы! Спасибо!