Как работают RPO-концепции и почему они создают такие сложности для защит

teaching_tuesdays_07-1024x683.jpg

Ран-пас опшен – это достаточно простые концепции, изначально опробованные в студенческом футболе, став за последние несколько лет неотъемлемой частью профессиональной игры. Тем не менее, их до сих пор не способны раскусить многие болельщики и, что еще хуже, даже ряд комментаторов. Некоторые из них умудряются именовать RPO обычные зоун-рид розыгрыши, в которых попросту нет пасовой опции, вводя в заблуждение рядовых фанатов.

RPO – это концепты, в которых квотербэк имеет выбор из трех опций: сделать вкладку, самостоятельно вынести мяч или исполнить передачу. Ключевой фактор здесь – именно пасовая составляющая. Опция паса становится изысканным способом защиты выносных комбинаций от команд, традиционно загружающих бокс или мгновенно бросающих в ран-стоп игроков третьей линии обороны.

Некоторые комментаторы (привет, Крис Коллинсворт) в каждом шотган-пасе видят RPO или фейк-RPO, но это не так. Определить, что это такое, можно взглянув на работу линии нападения. Если линейные остаются за линией скримиджа, не пересекают ее и работают на пас-блоке – это плей-экшен. Если же линия выдвигается вперед, выставляя выносные блоки – это RPO.

При ран-пас опшен квотербэки используют различные риды. Они могут считывать защиту в пре-снэпе, либо после снэпа, что в итоге способствует окончательному выбору варианат развития комбинации. Некоторые концепции RPO более сложные и включают в себя два рида – до и после ввода мяча в игру.

Вот хорошие примеры от Джона Грудена, на которых можно объяснить работу RPO.

У Рэйдерз вариант ран-пас опшен с использованием внешней зоны с левой стороны линии под широкий вынос и с правой стороны под баббл-скрин пас. Вариант с баббл-скрин обычно анализируется квотербэком до снэпа. Так что Дерек Карр тоже искал численное преимущество, попросту подсчитывая количество игроков защиты и нападения для принятия дальнейшего решения.

1.png

У Пантер три защитника на стороне, зарезервированной под баббл-скрин. Двое из них глубже 10-ярдовой отметки, так что Карр не берет их в расчет. Идея состоит в том, что если обороняющиеся расположены слишком далеко от линии скримиджа, то им не попросту успеть разбить блоки баббл-скрин комбинации. По подсчетам Карра, против трех игроков Рэйдерз Каролина выставила лишь одного защитника, что является невероятно серьезным преимуществом.

2.png

Карр принимает верное решение, бросив пас на ресивера Хантера Ренфроу, находящегося позади блокирующих. Линия нападения поднялась на второй уровень, расставляя выносные блоки, что подтверждает наше предположение об RPO. Если бы Каролина еще до снэпа среагировала на группу принимающих, ей бы пришлось убрать часть защитников из бокса, что сподвигло бы Карра на переход к варианту с широким выносом в левую сторону. Игроки о-лайн понятия не имели, какое решение примет их квотербэк после снэпа, поэтому стали работать на блоках под возможный вынос, который, в данном случае, не понадобился.

3.png

Во втором примере Рэйдерз назначают инсайд-вынос вправо и стик-концепт слева (он предназначен для прикрытий с двумя глубокими ди-бэками). В этом случае Карр не видит преимущества нападения до снэпа и ему приходится работать в пост-снэп риде. Линия нападения разбирает для блоков всех защитников в боксе, исключая инсайд-лайнбэкера с бэксайда (сторона поля, куда не играется вынос). Этот защитник становится ответственностью квотербэка Лас-Вегаса. Таких игроков еще называют "конфликтными защитниками". Он отвечает за А-гэп, защищаясь не только против выноса, но и против паса - лайнбэкер обязан прикрывать хук-зону рядо с собой. Концепция придумана для того, чтобы разыграть этот конфликт – защитник не знает, что в первую очередь ему придется делать.

4.png

Слева от линии тайт-энд Уоллер уводит за собой флэт-защитника, в том время как Ренфроу бежит стик-раут, разворачиваясь в зону, которую и должен прикрывать конфликтный инсайд-лайнбэкер. Напомню, что именно Карр отвечает за этого игрока Кливленда, считывая его действия (перемещения) после снэпа.

5.png

Часть линии, со стороны плейсайд (сторона, в которую изначально планируется играть комбинацию), выставляет выносные блоки, а часть о-лайн с бэксайд – пасовые. Такое разделение обязанностей среди линейных – не рядовое событие. Далеко не все команды практикуют подобные вещи. Чаще всего при RPO о-лайн работает исключительно на ран-блоках.

6.png

Инсайд-лайнбэкер выдвигается вперед, приближаясь к А-гэпу, готовясь остановить вынос по центру и оставляя уйму пространства для маневров Ренфроу. Ход за Карром, который должен прервать вкладку и оставить мяч у себя.

7.png

Так и вышло. Карр все видел, вновь приняв верное решение - квотербэк исполнил точную передачу на Ренфроу, который остался абсолютно один.

В некоторых RPO приходится делать риды и до, и после снэпа. Так что лучший вариант защиты против ран-пас опшен – играть плотное мен-ту-мен прикрытие, что исключает присутствие конфликтного защитника на поле. Все обороняющиеся футболисты получают конкретные назначения в прикрытии - каждый знает своего оппонента. Некоторые команды используют против RPO сэйфти, бросая их в зону, оставляемую конфликтным защитником. Однако этот мув автоматически ослабляет кавредж на плейсайд, что квотербэки (или координаторы) быстро вычисляют, получая преимущество через обычный плей-экшен. Лучший момент для игры через ран-пас ошпен - ситуация, когда защиты показывают зонное прикрытие. RPO – это головная боль для любых оборонительных порядков, однако с распространением ран-пас опшен в лиге, координаторам защит придется отводить десятки страниц в своих плейбуках под борьбу с этим явлением.

RPO – это не убер-оружие. Главная слабость ран-пас опшен концепций – те самые ран-блоки. Свод правил НФЛ гласит, что линейные нападения (или нелегальные принимающие) не имеют права выдвигаться дальше, чем на 1 ярд от линии скримиджа, если они не контактируют с защитником. Грубо говоря, они не могут прямиком выбежать на второй уровень обороны. Так что квотербэки, сразу после снэпа, обязаны принимать моментальные решения (в отличие от плей-экшена, когда пасующие могут часами танцевать в конверте в поиске целей) и быстро избавляться от мяча, прежде чем его лайнмены слишком далеко углубятся в даунфилд (и получат флаг). Кроме того, квотербэк оказывается раздетым перед пас-рашем – ведь линия работает не на пасовых блоках.

Комментарии

rotoz
OZ-36 написал: Судя по комбайнам, многие ресиверы бегают 40 ярдов за 4,3 секунды. Делим пополам, ибо передачи на 20+ считаются глубокими. Релиз 2,5 секунды очень быстрый - подходит для РПО. Всё же сначала нужно разогнаться, так что минимум 3 секунды - а это уже подарок линии для любого квотера в лиге.
Что такое разогнаться? А 40 ярдов они с разбега что ли начинают? 20 ярдов - это до 2,5 секунд забег. Нормально тут все. Плюс не забываем и время на полет мяча - значит квотер должен его выкидывать еще раньше.
OZ-36
Судя по комбайнам, многие ресиверы бегают 40 ярдов за 4,3 секунды. Делим пополам, ибо передачи на 20+ считаются глубокими. Релиз 2,5 секунды очень быстрый - подходит для РПО.
Всё же сначала нужно разогнаться, так что минимум 3 секунды - а это уже подарок линии для любого квотера в лиге.
rotoz
Да, не на постоянке, конечно. Прикормить короткими и затем длинный.
Алексей Простой
rotoz написал: Тем не менее, в студентах уже активно пробуют передачи на второй и даже третий уровень. Так что следующий этап развития РПО - мгновенные пасы в даунфилд, а не скрины.
второй и третий уровень это ты имеешь ввиду средний и дальний пас? ну я согласен, но это не на постоянной основе. ИТТР уже написал про кавередж. Бывает защита оверреактит на скрин и можно закинуть за шиворот, но для этого надо кормить скринами в течение игры. А по факту
РПО это раз два три и бросил, или еще быстрее. А забросы в даунфилд это все очень ситуационно.
Андрей Гордиенко
плюс время полета мяча


но в любом случае это для blown coverage

rotoz
Судя по комбайнам, многие ресиверы бегают 40 ярдов за 4,3 секунды. Делим пополам, ибо передачи на 20+ считаются глубокими. Релиз 2,5 секунды очень быстрый - подходит для РПО.
SirMichael
rotoz написал: Так что следующий этап развития РПО - мгновенные пасы в даунфилд, а не скрины.
А как там принимающий окажется? Телепортируется? Нельзя «мгновенно» стать открытой целью в даунфилде.
rotoz
Алексей Простой написал: По поводу совмещения ран и пас блоков нужно отметить, что они зависят он набора комбинаций которые сочетаются в РПО. В первом примере пас блоки не нужны, поскольку не смотря на то, что скрин фактически пас, но формально это вынос. Ну и слава богу Атлетики упомянули про то что это "быстрая игра". Маршруты трехшаговые, их мало, поэтому заслоны, кресты, скрины и тп. В общем такое себе оружие. Для молодых и модных.
Тем не менее, в студентах уже активно пробуют передачи на второй и даже третий уровень. Так что следующий этап развития РПО - мгновенные пасы в даунфилд, а не скрины.
Алексей Простой
По поводу совмещения ран и пас блоков нужно отметить, что они зависят он набора комбинаций которые сочетаются в РПО. В первом примере пас блоки не нужны, поскольку не смотря на то, что скрин фактически пас, но формально это вынос.

Ну и слава богу Атлетики упомянули про то что это "быстрая игра". Маршруты трехшаговые, их мало, поэтому заслоны, кресты, скрины и тп. В общем такое себе оружие. Для молодых и модных.

Король Блондинов
На самом деле очень круто!