Почему Майк Томлин не посадит Биг Бена на лавку ни сейчас, ни потом

GettyImages-1344660719-1024x681.jpg

Если вы ждали, что на своей еженедельной пресс-конференции главный тренер Питтсбурга Майк Томлин объявит о том, что в стартовом составе Бена Ротлисбергера заменит Мейсон Рудольф, то вы вряд ли знакомы с ситуацией в команде.

Между тем, разговоры о том, что Биг Бен как результативный квотербэк себя исчерпал, набирают обороты, как в местной, так и в национальной прессе. Есть мнение, что отправить ветерана на покой следует еще до ближайшего матча против Денвера.

Вряд ли Томлин читал эти комментарии перед тем, как пришел в спорткомплекс медицинского центра Питтсбургского университета и начал отвечать на многочисленные вопросы о 39-летнем Ротлисбергере, играющем за Стилерз уже 18 лет. В четвертый раз за последние девять лет команда имеет отрицательную разницу побед и поражений после первых четырех матчей чемпионата. Ротлисбергер, за исключением пары четвертей, в последних 11 играх не соответствует своим же высочайшим стандартам уровня будущего члена Зала славы.

Во вторник Томлин на несколько вопросов о своем квотербэке дал один и тот же ответ в духе «он делает то, что делает». Перевожу: Бен по-прежнему лучший для этой работы и это не обсуждается сейчас, и не будет обсуждаться через пару месяцев. За исключением одного момента.

«У него есть все, кроме мобильности», — сказал Томлин. — «По этому поводу мне сказать нечего. В молодости Бен мог хорошо бегать, но эти времена остались позади. Кроме этого момента, я не вижу ничего в отношении техники и качества игры, что мы не могли бы с ним улучшить».

В карьере Томлина и раньше были трудные времена. Он не выигрывал Супербоул с 2008 года. За последние десять лет его победы в плей-офф можно пересчитать по пальцам одной руки, хотя Ротлисбергер, раннинбэк Левеон Белл и ресивер Антонио Браун находились в расцвете сил.

Для Ротлисбергера же столь значительный спад в новинку. Раньше рефрен звучал как «Питтсбург не может победить без Бена», теперь он сменился на «Питтсбург не может победить с Беном». Болельщики призывают заменить его на Мейсона Рудольфа или Дуэйна Хаскинса. Такое же мнение высказывают бывшие игроки команды. Будущее квотербэка входит в число самых горячих тем на различных футбольных шоу.

«Мы с Беном достаточно долго занимаемся футболом и понимаем, как все устроено», — говорит Томлин. — «Мы любим Питтсбург. Мы любим фанатов Стилерз, ценим их страсть, осознаем свою ответственность перед ними. Он — квотербэк, я — главный тренер. Нас хвалят, когда все идет хорошо, мы готовы к негативу, когда что-то не получается. Такова наша жизнь».

На пресс-конференции Томлин выглядел и говорил так, словно выбора не существует и это объяснимо. Ротлисбергер это его квотербэк. Сейчас Стилерз проиграли уже трижды в четырех матчах, но их календарь один из самых тяжелых в лиге. В 2013 году команда стартовала с 0—4, затем выиграла восемь из двенадцати матчей и не попала в плей-офф из-за кикера Чифс Райана Саккопа, не забившего филд-гол. В 2018 году Питтсбург начал с 1—2—1, выиграл шесть матчей подряд и пропустил плей-офф из-за смазанной концовки. В 2019 году после старта 1—3, когда Ротлисбергер не играл из-за травмы, Стилерз выиграли семь из девяти матчей и снова провалили финиш.

Тогда квотербэк был моложе и еще не перенес операцию на локте. Эти факторы стали дополнительным поводом для разговоров о его замене. В выходные в матче с Пэкерс Ротлисбергер сделал несколько плохих передач, в том числе две на Джуджу Смит-Шустера, которые могли бы изменить ход встречи.

Можно привести встречный аргумент, что Смит-Шустер мог бы принять первую из них. Но были и другие неверные решения, которые смотрелись особенно ужасно на фоне Аарона Роджерса. Томлин говорил так, словно оправдывал ошибки Бена, но в его словах было и зерно истины.

«Отчасти это его вина. Но виноваты и все мы, команда», — сказал Томлин. — «Мы должны продолжать работу. Некоторые проблемы связаны с изменением планов из-за отсутствующих игроков. На прошлой неделе мы потеряли Чейза Клейпула, и пришлось подстраиваться. Но я не буду оправдываться. У нас было несколько возможностей для биг-плеев, которые мы не использовали. Это важный компонент продвижения вперед и набора очков».

Новый координатор нападения, новая система, новая линия нападения и несогласованность с принимающими усилили проблемы в игре Питтсбурга. И в то же время, ряд этих проблем связан с действиями Ротлисбергера. Он превратился в квотербэка, который читает защиту перед снэпом, а затем бросает чекдаун, так как не может избежать давления и реализовать запланированный розыгрыш. Не помогает ему и отсутствие внятного выноса, обещанного тренерами. В каких-то эпизодах Бена подвели ресиверы, защита тоже не так сильна, как ожидалось. Чемпионат набирает ход и Стилерз не могут починить все на ходу.

Они могут поменять квотербэка, но Томлин к этому не готов и не пойдет на такой шаг. И это тоже выглядит обоснованно.

Мейсон Рудольф не сделает Питтсбург сильнее здесь и сейчас. Это не тот игрок, которого нужно оценить по ходу сезона. Большая часть футболистов Стилерз сейчас играет на однолетних контрактах и в следующем году команда сильно изменится. Независимо от того, сможет ли Рудольф стабильно играть так, как в последнем матче прошлого регулярного чемпионата, вопрос с квотербэком Питтсбурга в 2022 году будет открытым.

В распоряжении Томлина нет выбранного в первом раунде квотербэка вроде Трея Лэнса, Джастина Филдса или даже Джордана Лава. В лучшем случае у него есть два бэкапа на контрактах. Отказ от Биг Бена команду не улучшит. Куда больше ей поможет сам Ротлисбергер, если разберется со своими внутренними проблемами.

По субъективным ощущениям, в воскресенье из сорока его передач пять были откровенно плохими. Это резерв для улучшения игры.

«Это задача для тренера квотербэков Майка Салливана», — сказал Томлин. — «Позиционные тренеры сосредоточены на технических аспектах игры, они постоянно анализируют выступления игроков. Развитие навыков важно на любой позиции, но для квотербэка вдвойне».

Статистика Ротлисбергера сейчас похожа на ту, что была в прошлом сезоне, когда Стилерз стартовали 11—0. Пасовые попытки, точные передачи, процент комплитов и ярды на попытку практически идентичны. Зато снизилось число тачдаунов, выросло количество перехватов, пасовый рейтинг один из худших в карьере. Бен всего в трех полученных сэках от прошлогоднего сезонного показателя.

Перестраивающееся нападение при этом выглядит очень похожим на то, что было.

В прошлом году за первые четыре матча Бен сделал шесть передач на 25+ ярдов. В этом сезоне их пять. В 2020 году 30% его бросков было на 20 и более ярдов, такими пасами он сделал 11 тачдаунов. Сейчас в четырех матчах он бросил на эту дистанцию 11 из 21 передачи.

«Для того, чтобы глубокая передача стала успешной, обе стороны должны быть на одной волне», — говорит Ротлисбергер. — «Они должны понимать схему прикрытия и ситуацию на поле. Я бросаю мяч и должен сделать так, чтобы он прилетел куда нужно. Независимо от того, где принимающие на поле и кто их прикрывает».