Дэниел Джонс намерен выйти на поле в воскресенье. Как же работает протокол сотрясения в НФЛ?

GettyImages-1235810811-1024x683.jpeg

В среду утром главный тренер Джайантс Джо Джадж проводил пресс-конференцию на террасе с видом на тренировочное поле. Пока он объяснял, что получивший в последнем матче сотрясение Дэниел Джонс «может просто наблюдать за занятием», квотербэк вышел на газон в полной экипировке.

Когда Джаджу сказали об этом, он едва не вывернул шею, пытаясь увидеть поле через установленные вокруг камеры. Вид тренера говорил о том, что он очень удивлен происходящим.

Оставим недопонимание внутри команды в стороне. Но для перспектив Джонса выйти на поле уже в это воскресенье его выход на поле в среду это обнадеживающий фактор. Он не принимал непосредственного участия в тренировке, уйдя с тренером на дальнее поле, где совершал короткие рывки, выполнял упражнения на работу ног и немного побросал мяч. С главной командой работал его бэкап Майк Гленнон.

Медицинский персонал Джайантс разрешил Джонсу такой уровень активности, так как он проходит пятиэтапный протокол НФЛ по возвращению игроков к работе после сотрясений мозга. Без выполнения этой процедуры ни один игрок не получает разрешение на выход на поле.

«Я бы сказал, что сейчас у него все в порядке», — заявил Джадж. — «Посмотрим, что будет к концу недели».

Джонс получил травму, столкнувшись с лайнбэкером Далласа Джабрилем Коксом шлем в шлем в конце первой половины воскресного матча. Персонал команды быстро осмотрел квотербэка и вызвал карт, чтобы отправить его в раздевалку. Позже стало известно, что у него сотрясение мозга.

Со стороны было очень тревожно видеть, как Джонс, пошатываясь, пытался вернуться в хадл, но бывший врач Чарджерз Дэвид Чао сказал, что первые признаки после сильного удара могут быть обманчивы.

«Все переживают по поводу того, что он споткнулся», — говорит Чао. — «Но из моего небольшого опыта, я все же ортопед, это проблема с равновесием. Она не всегда означает, что у игрока серьезное сотрясение. Такие симптомы не всегда коррелируют с тяжестью повреждения».

Признаков того, что Джонс получил сильное сотрясение, нет. На последних минутах матча он беседовал со своими родителями возле раздевалки. Его партнер по команде Логан Райан сказал, что во время перелета из Далласа Джонс читал книгу. В понедельник сам квотербэк сказал, что чувствует себя хорошо.

Бывший тайт-энд Джайантс Скотт Симонсон знает, насколько обманчивыми могут быть внешние признаки. Будучи новичком Рэйдерс в 2014 году, он получил сильный удар по голове в одном из предсезонных матчей. По словам Симонсона, с газона он поднялся как пьяный боксер, момент удара вспомнить не смог, но после игры не ощущал никаких других симптомов и был допущен уже к следующему матчу.

На семнадцатой неделе сезона 2019 года Симонсон на тренировке получил удар локтем от партнера по Джайантс. Он почувствовал головокружение, но не придал этому значения. Через несколько минут ему стало хуже, и тренеры увели тайт-энда с поля. Симптомы сотрясения, в основном чувствительность к свету, сохранялись еще несколько дней и в течение недели он не смог пройти протокол сотрясения.

«Это единственные два сотрясения в моей карьере. Одно странное и одно очевидное», — говорит Симонсон. — «Даже если все выглядит плохо, это не значит, что все плохо на самом деле. Бывает и наоборот».

Так что же представляет собой протокол сотрясения в НФЛ? Он состоит из пяти этапов: отдых и восстановление, аэробика, специфичные футбольные упражнения, бесконтактная футбольная активность, полноценная футбольная активность. В последний этап входит получение разрешения от независимого невролога. Временных рамок для перехода от одной стадии к другой нет, все индивидуально для каждого случая.

Еще один бывший тайт-энд Джайантс Ретт Эллисон получил сотрясение мозга на десятой неделе сезона 2019 года, пропустил остаток чемпионата, а в межсезонье вообще завершил карьеру. Кейден Смит, ещё один игрок команды, заработал сотрясение на девятой неделе прошлого сезона. Уже через три дня он прошел четвертый этап протокола и в среду на десятой неделе смог принять участие в бесконтактной тренировке. К пятнице Смит тренировался полноценно, а в воскресенье вышел на поле и сыграл 41 снэп.

«Я думаю, что мой случай больше был связан с обезвоживанием. Я выпил педиалайт (средство для восстановления электролитного баланса) и уже минут через десять чувствовал себя лучше», — вспоминает Смит. — «Физически я чувствовал себя хорошо, но часть теста на сотрясение не прошел и поэтому не смог доиграть матч. Потом пришлось проходить протокол, но это было довольно просто и быстро».

Таким образом, то, что Джонс к среде продвинулся до третьей стадии протокола, нет ничего необычного.

«Эти пять шагов не представляют собой нечто специфичное», — говорит Чао. — «Нигде не говорится о том, что один этап должен занимать день или два».

Ключевой элемент протокола сотрясения это базовый тест, который все игроки, будучи здоровыми, сдают перед сезоном. Симонсон рассказал, что он проходится на компьютере и занимает около двадцати минут. В тест включены различные упражнения, направленные на проверку кратковременной памяти и времени реакции. Например, игроку демонстрируют группу из пятнадцати слов, а затем показывают слова по одному, спрашивая, были они в первоначальной группе.

«Это не формальность, которую можно легко пройти», — говорит Симонсон. — «В некоторых моментах тест становится очень сложным. Они проверяют, насколько быстро вы реагируете. При сотрясении мозг работает медленнее, может возникать дезориентация».

 По итогам тестов каждому игроку присваивается свой базовый показатель. По мере прохождения этапов протокола сотрясения, один и тот же тест выполняется несколько раз, пока врач не убедится, что спортсмен вернулся к исходному уровню.

Последний этап это получение разрешения от независимого невролога. Для игроков Джайантс это обычно означает поездку на консультацию на Манхэттен. Медицинский персонал клуба не отправит Джонса на это собеседование, пока не будет уверен в том, что квотербэк успешно его пройдет.

«Вы идете к неврологу, и он задает вопросы о ваших симптомах. Могут проводить и дополнительные тесты», — рассказывает Симонсон. — «Затем он может дать зеленый свет. Но к нему вы не поедете, пока зеленый свет не даст команда».

Джонс идет по такому же графику, что и квотербэк Бронкос Тедди Бриджуотер неделей ранее. Получив сотрясение мозга в матче четвертой недели, он не тренировался в среду, ограниченно приступил к занятиям в четверг, в пятницу работал полноценно, а в субботу уже получил разрешение от специалиста.

Нет причин подгонять Джонса пройти протокол быстрее.

«Если процесс в какой-то момент дал сбой, то на эту неделю все кончено», — говорит Чао. — «Если независимый невролог поймет, что что-то идет не так, то разрешения он не даст. Нужен некоторый баланс. Чаще всего мы видим сценарий, по которому восстанавливался Тедди. В течение недели персонал команды убеждается, что восстановление идет хорошо, в пятницу игрока допускают к полноценным тренировкам, чтобы в субботу он мог получить разрешение».

В среду Джонс хорошо двигался и совершал рывки на максимальной скорости. Если не произойдет ничего экстраординарного, то в четверг он сможет перейти к бесконтактным тренировкам.

«Восстановление после сотрясения не всегда происходит линейно», — рассказывает Чао. — «Иногда вы можете побегать и почувствовать себя хуже после нагрузки».

По словам доктора Чао, нет никакой реальной пользы от того, что игрок будет оставаться вне игры после того, как прошел все стадии протокола и получил разрешение. Так что, если Джонс будет допущен, то в воскресенье мы увидим его на поле. Пока ситуация развивается по плану, но Джайантс еще предстоит посмотреть, как квотербэк пройдет два последних этапа.

«Мы ждем его и продолжаем готовить других парней к матчу», — сказал Джадж в понедельник. — «Надеюсь, он будет играть. Но узнаем мы это только к концу недели».