Зак Уилсон борется не только с травмами, но и с "эффектом Махоумса"
Именно в худшем матче своей футбольной жизни новичок Джетс Зак Уилсон отдал одну из самых классных передач нынешнего сезона. В заключительной четверти игры второй недели против Новой Англии, когда Джетс уже были разгромлены, Уилсон, к тому моменту бросивший четыре перехвата, собрался и исполнил 27-ярдовый пас на Брекстона Бэрриоса. Ресивер двигался по глубокому корнер-маршруту против Кавер-2, а мяч был направлен в стык зон ответственности корнербэка и сэйфти. Согласно Next Gen Stats, учитывающей дистанцию броска, время и отрыв ресивера от защитника (составлявший менее ярда), вероятность комплита составляла всего 14%.
За первые шесть недель регулярного сезона - почти столько успел отыграть Уилсон, прежде чем серьезно потянул заднюю крестообразную связку коленного сустава - было успешно выполнено 4366 передач. Только в пяти случаях вероятность комплита была ниже, чем в данном эпизоде. Этот бросок показал, насколько хорошим пасующим может быть Уилсон. Теперь ему нужно каким-то образом продемонстрировать, что он готов делать это на постоянной основе. Хотя бы потому, что есть Майк Уайт, а Роберт Сахел тонко намекнул, что выпустит Уилсона на поле лишь в одном случае: когда тот будет гарантированно здоров. Под эту формулировку подходит что угодно. Например: Уайт будет в старте до тех пор, пока у Джест идет игра. Конечно, никуда Уилсон не денется и еще получит свое игровое время - в этом ли году или в следующем. Но пока карьера второго оверолла развивается хуже некуда.
Инсайдеры задаются вопросом: не является ли данная ситуация «эффекта Махоумса», когда молодые игроки пытаются делать эффектные и нестандартные броски, расходящиеся в последствии на вирусные видео в соцсетях. Уилсон играл так и во время выступлений за Бригам Янг - как раз тогда его начинали сравнивать с Махоумсом. Но подобный стиль и профессиональный футбол не слишком совмещаются. Даже великий Махоумс в нышеншем сезоне испытывает грандиозные проблемы, уже бросив 10 перехватов.
Пять полных матчей - это небольшой объем выборки для любого новичка, тем более для квотербэка, но все достаточно видели Уилсона, чтобы сделать два вывода. Во-первых, у этого парня есть особенный талант. Во-вторых, он все еще учится тому, как и когда свой талант следует применять.
Зак Уилсон испытывает серьезные трудности. За указанный отрезок он бросил больше всех перехватов, имея показатель комплитов в 57,3%, он 31 из 32 квалифицированных квотербэков, его QBR 22,6 хуже, чем у других четырех новичков. К моменту травмы Уилсон сделал на 32 броска больше, чем выбранный в четвертом раунде Дэвис Миллс из Хьюстона, но имел на тачдаун меньше.
«Зак именно такой, каким я его и представлял», — говорит один из скаутов из АФК. — «Игра развивается для него слишком быстро и это нормально. Трудно нормально играть в обеих фазах без отсутствующего левогого тэкла Бектона. Он неточен, но он стрелок».
Вне конверта Уилсон выглядит как Супермен, превращая роллауты и скрэмблы в яркие розыгрыши. Внутри он больше похож на Кларка Кента: ничем не примечательный, немного неуклюжий и не такой динамичный. Это наблюдение подтверждается статистикой Уилсона за 6 сыгранных матчей:
- Внутри конверта: 88 из 141 (62,4%), 956 ярдов, 2 тачдауна, 7 перехватов, QBR 19,8 — худший в лиге.- Вне конверта: 10 из 30 (33,3%), 161 ярд, 2 тачдауна, 2 перехвата, QBR 38,0 — не очень хорошо, но пропорционально лучше, чем его эффективность в конверте.
Мэтт Боуэн, дибэк в прошлом, а ныне аналитик ESPN, воодушевлен. На записях он видит много признаков прирожденного ганслингера, что оправдывает уровень преддрафтового хайпа Уайта, но считает, что молодой игрок не может преодолеть ряд привычек, перенесенных из студенческого футбола.
«Тренер рассуждает так. Есть молодой и наверняка талантливый квотербэк. Нужно усовершенствовать моменты, корни которых лежат в его неопытности. Некоторые из них прибыли с игроком из колледжа», — говорит Боуэн. — «У него много лишних перемещений, ноги постоянно двигаются и не фиксируются перед броском. Тренеры обычно хотят, чтобы их квотербэк был мобилен в конверте, но временами это лишает его статичной опоры для броска. В колледже он делал это лишь потому, что мог. Слишком слабые защиты. Здесь же уровень противодействия принципиально другой».
Боуэн говорит, что Уилсон должен найти баланс и научиться выходить из конверта только при острой необходимости. Сейчас его действия нарушают тайминг комбинаций и он не может адекватно считывать третью линию обороны. В лагере квотербэк работал над этим, стараясь выполнять комбинации так, как они были задуманы на бумаге. Это лучший способ освоить новое нападение - никаких экспериментов и вольностей.
Боуэн проводит аналогию с Аароном Роджерсом, у которого ушел целый сезон на адаптацию к схемам Мэтта Лафлера. В 2019 году звездный квотербэк часто играл как бы «вне структуры». Он делать это хорошо за счет своих навыков и опыта. Затем период адаптации прошел и в 2020 году Роджерс стал MVP лиги. Держите это в уме, оценивая Уилсона, которому было всего шесть лет, когда Роджерс начинал играть в НФЛ. Многие забывают, что и Патрик Махоумс целый год провел за спиной Алекса Смита, а затем и еще одно полноценное межсезонье.
«У Зака большой талант и потенциал», — говорит один из защитников, игравших против Джетс в этом году. — «Он чертовски атлетичен, а сила руки на высшем уровне. Он способен исполнить бросок в любую точку поля. Я уверен, что в будущем он может стать кем-то вроде Джоша Аллена».
Этот защитник напомнил, что Уилсон в той игре был плох, но добавил: «Ему должны помогать остальные. Линия нападения обязана держать конверт, давать ему время, дабы он ощутил уверенность. Ресиверы должны открываться и ловить без дропов, включая мячи 50 на 50. Схема должна соответствовать способностям, а не таланту игрока. Я не говорю, что у Джетс всего этого нет. Скорее, сейчас это работает не так, как нужно новичку».
Забавно, что он упомянул Аллена. Статистически первые пять матчей обоих квотербэков очень похожи. Это же отметил и главный тренер команды Роберт Салех. На байвике Уилсон работал со своим личным тренером - в прошлом квотербэком Джоном Беком. Он говорит, что слишком задумывается над некоторыми своими бросками. Сначала тренеры говорили ему быть «скучным». Сейчас Зак находится в режиме «жми на газ» и уверен, что после возвращения на поле сможет улучшить свою эффективность.
Боуэн перечислил несколько розыгрышей, в которых Уилсон показал свой потенциал и мастерство. Последний пример был в матче пятой недели против Атланты: 27-ярдовый пас на Дензела Мимса в центральную часть поля против зонного прикрытия. «Это было хорошее чтение, предвидение действий в прикрытии и шикарный бросок», — сказал Боуэн.
Talked with @RichCimini today on #Jets rookie QB Zach Wilson…
— Matt Bowen (@MattBowen41) October 18, 2021
The natural throwing traits we see on the tape — plus the areas of growth/development needed in his game.
Piece will be up later this week. @NFLMatchup pic.twitter.com/AFUGWw93n6
Эта передача была сделана из конверта, а не во время одного из скрэмблов в стиле игры на своем заднем дворе. Немногие квотербэки обладают способностью бросить мяч на 50 ярдов, перемещаясь вдоль линии скримиджа на максимальной скорости, как это делал Уилсон в некоторых эпизодах. Да, это дар. А иногда и проклятие…