Ирландские легенды: Эра Фрэнка Лихи

После гибели Кнута Рокне казалось, что футбольная программа университета Нотр Дама не скоро оправится от столь существенной потери и на долгие годы уйдёт в тень.

Но подходила к концу «великая депрессия». Появлялись рабочие места, всё больше людей переставало голодать. Надежда, родившаяся в сердцах простых американцев, поселилась и в стенах кампуса «ирландцев».

Сезоны 1931-1933гг. командой Нотр Дама руководил бывший помощник Рокне Хитли Андерсон, в 1918-1921 годах защищавший цвета «ирландцев», когда тех возглавлял тренер Кнут.

Андерсон не сумел добиться успехов в рекрутинге  и после того, как в первые два свои года в качестве наставника команды он показал неплохие 6-2-1 и 7-2, последовал провальный сезон 1933 года, где Нотр Дам имел ужасный результат 3-5-2. Во многом это было обусловлено тем, что после смерти Рокне количество талантливых школьных выпускников, желавших продолжить учёбу в стане «ирландцев» резко сократилось. Андерсон был вынужден покинуть свой пост, отправившись в Северную Каролину.


Его место занял очередной бывший подопечный Рокне, один из легендарных «четырёх всадников», Элмер Лэйден, сумевший за несколько лет поставить родную программу на ноги. Многие считают Лэйдена самым успешным тренером в истории команды, который так и не сумел завоевать титул национальных чемпионов.

Тем не менее, Лэйдену удалось главное – не дать утонуть в волне новых общественных и социальных потрясений, а также сломаться под натиском набиравших обороты других программ, тому фундаменту, что создал для Нотр Дама Рокне. В период с 1934 по 1940 года, когда Лэйден являлся главным тренером команды, результат побед «ирландцев» составил 47-13-3.

Да, ему не удалось привести своих парней к триумфу. Да, блеск в глазах школьников при упоминании футбольной команды Нотр Дама заметно потускнел. Но Лэйден сделал главное - не дал команде рассыпаться и стать историей.

Однако давление со стороны прессы, а также заманчивое предложение стать во главе перспективной профессиональной лиги НФЛ, привело к уходу Лэйдена с поста главного тренера «ирландцев».

Начало

Так, начиналась новая эра в истории футбольной программы Нотр Дама. Так начинались для них сороковые, отмеченные бесконечной печатью скорби, смерти и разрушений, обрушившихся на всё человечество.

Для планеты начиналось тяжёлое время. Начиналось оно и для США.

Честь возглавить команду выпала ещё одному её бывшему воспитаннику, также выступавшему под руководством Рокне, тридцатичетырёхлетнему Фрэнку Лихи. После окончания учёбы в Нотр Даме Лихи сразу же подался в тренеры, став готовить линейных сначала для университета Джорджтауна, Мичиган Стэйт и Фордхэма.

По прошествии восьми лет судьба подарила шанс Фрэнку стать главным тренером, и он воспользовался им на все сто, возглавив «орлов» из колледжа Бостона. За два года в качестве наставника «Иглз» рекорд побед Лихи составил 20-2, включая идеальный сезон 1940 года, когда бостонцы с результатом 10-0 были названы пятыми в итоговом национальной рейтинге и получили приглашение на участие в Шуга Боуле, где их соперниками стали футболисты Теннеси, разместившиеся на строчку выше в таблице и также не знавшие поражений в том сезоне.

Это был выдающийся матч, по окончании которого молодой Лихи сумел взять верх над самим Робертом Нэйландом, двумя годами ранее сделавшим Теннеси национальными чемпионами. Авторитет Нэйланда был признан во всей Америке, и после триумфа над таким монстром Лихи засверкал в лучах славы, со своими подопечными став  одним из главных героев сезона.

Лучшей кандидатуры на освободившийся пост главного тренера для Нотр Дама было не найти. И университет сделал предложение своему будущему выпускнику. Лихи с радостью его принял, но вот из Бостона его совершенно не хотели отпускать. Разгорелся сильный скандал, и в итоге Лихи всё-таки стал наставником «ирландцев», которыми будет руководить в течение одиннадцати лет.

Главным отличием в тренерской концепции Лихи от своих предшественников стало повышенное внимание к игре передней линии команды. Если раньше тренеры сутками напролёт ломали головы, пытаясь усовершенствовать свою комбинационную игру, придумывая различные выносные и пасовые комбинации и формации, то Лихи старался научить своих фронтальных футболистов дать возможность партнёрам совершить задуманную комбинацию. И отказался от художеств своих предшественников, даривших поклонникам яркую атакующую игру.

Фанаты «ирландцев» были шокированы, когда тренер Фрэнк, находясь в здравом рассудке, объявил, что будет исповедовать древнюю Т-формацию, изобретённую ещё в 80-х годах 19-го столетия Уолтером Кэмпом.

Но Лихи не был футбольным романтиком, он был прагматиком. Тем человеком, что принял участие в создании знаменитых «гранитных плит»  университета Фордхэма, покорившего нацию своей мощной силовой игрой, главной движущей силой которой была неудержимая передняя линия.

Да, пас в перёд нравился зрителям. Болельщик с радостью заполнял стадион, надеясь увидеть красивые передачи и приёмы. Но, по мнению Лихи, пас был больше эффектен, нежели эффективен в сравнении с выносом. Если посмотреть на доминировавшие в те годы команды, то в глаза бросаются университет Миннесоты в 1934-1936 и 1940 взявший национальное чемпионство, и, конечно же, «Чикаго Бэарс» в последнем финале НФЛ одолевшие «Вашингтон» 73-0. Да, и те и другие на момент начала 1941 года считались образцом футбольной мощи, и те и другие были приверженцами именно «Т-формации».

Полюбившийся общественности «Нотр Дам Бокс», с успехом перенятый и профессионалами, где один игрок обязательно располагался на краю, готовый к приёму, уступил место «Т-формации», чьей отличительной чертой являлось расположение в ряд семерых линейных, квотербэка за центром и трёх в ряд игроков бэкфилда – двух хавбэков и одного фулбэка.

Все упрёки к новому тренеру по поводу зрелищности исчезли уже в первый сезон, когда «ирландцы» стали буквально уничтожать своих оппонентов. Первые пять встреч команда выиграла с общим счётом 142:27, и готовилась проделать тоже с более серьёзными соперниками. И первого ноября 1941 года состоялся один из самых упорных и жёстких матчей в истории футбола. На «Янки Стэдиум» «кадеты» из академии Вэст Поинта принимали ставших заклятыми врагами «ирландцев». Феноменально подготовленные физически будущие офицеры также не знали поражений и точно также уничтожали оппонентов мощной силовой игрой. В тот день ни одна команда так и не сумела взять верх. Это было безумное месиво, где тренерская мысль и тактические ходы, уступили место отваге, доблести, самоотверженности и бесстрашию. Футболисты обеих программ с остервенением и бешенством, ломая и ударяя, бросались друг на друга. Ушибы, переломы, травмы, отбитое солнечное сплетение, грязь и кровь, перемешавшиеся во рту и бесконечная боль – вот картина той встречи. Матч завершился со счётом 0:0.

Однако подобно Бородинскому сражению, итог того противостояния оказался совершенно разным для сторон – ослабленная и измученная «Армия» затем уступит на выезде Гарварду и Пенсильвании, а воодушевлённая выдержанным экзаменом против одного из самых тяжёлых соперников молодая команда «ирландцев» проявит характер и одолеет футболистов «Флота» 20:13, Норсвестэрна 7:6 и Южной Калифорнии 20:18. По итогам сезона Нотр Дам поставят на общее третье место . Именно так «ирландцы» вернулись на футбольный олимп, где о них стали забывать.

Следующий год стал для подопечных Лихи менее удачным – 7-2-2 и итоговое шестое место.

Возвращение на олимп

Сезон 1943 года стал последним в форме «ирландцев» для их квотербэка Анджелло Бертелли, пришедшего в команду вместе с Лихи в 1941м. Сначала его поставили играть тэйлбэка, но в 1942м Анджело был переведён на позицию под центра. Фрэнку Лихи очень понравилось, как новичок Бертелли распоряжался мячом, набросав из бэкфилда 1027 ярдов и 8ТД, реализовав 57% своих передач. Поэтому именно ему тренер доверил стать основным разыгрывающим в следующем сезоне. Анджело не сразу влился в роль и допускал ошибки, но в итоге сумел набросать солидные по тем временам 1039 ярдов и 10ТД, к концу года освоившись на новой для себя позиции. Окончивший морские курсы Бертелли не мог позволить себе ещё год провести в стенах кампуса, когда страна принимала участие в жестокой и кровопролитной войне, и поэтому хотел провести лучший сезон в своей карьере.

Несмотря на тяжёлое расписание, уготовившее «ирландцам» встречи с командами Джорджии Тэк и Мичигана, к играм с главными тогда соперниками – программами «Армии» и «Флота», по понятным причинам находившимся на пике популярности и располагавшими лучшими игровыми ресурсами, Нотр Дам подошёл без поражений, уверенно одержав верх во всех пяти поединках.

Футболистов из Аннаполиса, имевших на момент встречи третий номер посева, «ирландцы» разнесли со счётом 33:6. Этот матч стал последним в составе команды для Бертелли, вскоре после поединка призванного на службу в армию. Его статистика по итогам того сезона составила 512 ярдов и 10ТД пасом, с 70% реализации, выносом в тот год он практически не занимался. Несмотря всего на 6 проведённых матчей, Анджелло по итогам года стал обладателем Хайсман Трофи.

Потеряв своего лидера, команда Фрэнка Лихи приехала на «Янки Стэдиум», где их ждали скатившиеся на второе место в рейтинге после ничьей 13:13 с Пенсильванией футболисты «Армии». На позиции квотербэка у Нотр Дама вышел новичок Джонни Лючак. Бремя лидерство легло на плечи выпускника хафбэка Крейтона Миллера, предпочитавшего тренировкам, на которых он так ни разу и не был за все годы, проведённые в Нотр Даме, игру в гольф и свидания с девушками. Тем не менее, красавчик Миллер был любим партнёрами, студентами и обладал феноменальным талантом, позволившим ему набрать на выносе в 43м 911 ярдов и 13ТД.

Ещё одним лидером той команды стал сын польских мигрантов Зигмунт «Зигги» Чаробский, игравший на позиции правого такла. Впрочем, помимо него блестяще сыграл весь фронт команды, а энд Джон Янкор, такл Джим Уайт, гард Пэт Фили и центр Херб Коулман попали по итогам сезона в символическую сборную.

После победы над «Армией» ослабленный уходом ряда футболистов Нотр Дам был в шаге от чемпионства, но для этого ему было необходимо побеждать шедшую восьмым в рейтинге команду Норсвэстерна и своего главного преследователя – школу пилотов Айовы, занимавшую второе место.

Матч с «дикими кошками» стал лёгкой прогулкой для подопечных Лихи и завершился со счётом 25:6.

Всё должно было решиться 20 ноября на «Нотр Дам Стэдиум», в очном поединке хозяев и приехавших за титулом национальным чемпионов футболистов Айовы. Команда из «кукурузного штата» не представляла какой-либо университет, это были парни, решившие стать пилотами во Второй Мировой и направленные в специально созданную школу, которая действовала на протяжении почти всей войны. Отмечу, что в ту команду попадали не случайные люди или школьники – это было место, где обучение проходили старшекурсники университетов Айовы, Джорджии, Северной Каролины и колледжа Святой Марии, а тренировать их призывали на год одного из лучших наставников нации. В 43м им стал Дон Фурот, прославившийся своими успехами с командой Миссури.

Несмотря на превосходство в атлетизме и габаритах, гости не сумели одолеть Нотр Дам, уступив в напряжённой борьбе со счётом 14:13. Дорога к чемпионству для «ирландцев» была открыта. Сезон команда Фрэнка Лихи закрывала поединком со слабыми Грэйт Лэйкс, в победе над которыми не сомневался никто.

Однако у последних соперников «ирландцев» было своё мнение, и они сумели сделать невозможное – обыграть Нотр Дам. В Чикаго, при поддержке родных трибун, футболисты «Великих Озёр» выгрызли победу 19:14 у израненной ослабленной травмами и уходом на фронт ведущих игроков лучшей команды нации.

Тем не менее, с результатом побед 9-1 «ирландцы» были названы новыми национальными чемпионами, поскольку сумели по ходу сезона взять верх над тремя своими главными преследователями, также имевшими лишь по одному поражению – Айовой, Флотом и Мичиганом.

Спустя 13 лет Нотр Дам вновь забрался на вершину, доказав всем, что победных дух живёт в кампусе университета Божьей Матери.

В лучах войны

В 1944 году Фрэнк Лихи отправился на флот в звании лейтенанта, за своим тренером последовали и некоторые футболисты команды. В том сезоне «ирландцами» руководил Эд МакКивер, а год спустя его сменил Хью Девор. Команда сыграла неплохо, но, потерпев по два поражения в каждом из сезонов, высоких оценок не получила.

Жестокая кровопролитная война подошла к концу. Верные сыны Америки возвращались домой. Увы, не все. Казалось, весь воздух был тогда пропитан ароматом победы. Да, это касается не только нашей многострадальной Родины, но и других государств, сражавшихся с Германией и её союзниками.

Не удивительно, что настроения в обществе способствовали возвышению спортивных команд, имевших отношения к армии или флоту. Так, именно «кадеты» из Вэст Поинта становились национальными чемпионами в 44м и 45м годах. Толпы юношей ломились в двери главного военного университета США, не меньшее количество вчерашних школьных выпускников желало на несколько лет поселиться в стенах Аннаполиса. Наступал рассвет военных программ, не пользовавшихся доселе бешеной популярностью. Теперь у них не было проблем ни с рекрутингом, ни с финансированием, ни с чем-либо ещё. У них вообще не было проблем. Они были гордостью нации. Её лицом. И стать частью этого лица желало большинство подростков тогдашней Америки, пережившей ужасное время беспощадной и разрушительной войны.

В 46м Фрэнк Лихи вернулся с флота в стены родного Нотр Дама. Вернулись с войны в команды и некоторые игроки. Теперь «ирландцам» предстояло вспомнить о том, как вести войну на футбольном поле и дать бой непобедимым кадетам из Вэст Поинта.

В распоряжении Лихи оказались Джон Лючак, почти вся его передняя линия и молодой талантливый парнишка, который не смог стать «ирландцем» раньше, поскольку был несколько лет на фронте Эмиль Ситко. Материал, необходимый для создания мощного коллектива Т-формации у Лихи был, дело оставалось за малым.

С первых дней начала студенческого футбольного чемпионата сезона 1946 года внимание прессы было приковано к трём коллективам, являвшимся заклятыми врагами – Армии, Флоту и Нотр Даму. Первые две программы уповали на звёздный рекрутинг и атлетическое превосходство. «Ирландцы» же смогли заявить почти половину состава, ставшего золотым в 43м, и надеялись на тренерский гений Фрэнка Лихи.

Однако вопреки прогнозам, футболисты из Аннаполиса, руководимые первый сезон лейтенантом Томасом Хэмильтоном, полностью провалили сезон, после победы над Виллановой в матче-открытии, «моряки» проиграли все оставшиеся матчи в году, включая принципиальнейшую встречу с Нотр Дамом.

«Ирландцы» весело съездили в Балтимор, уничтожив подопечных Хэмильтона 28:0 и теперь настраивались дать бой на «Янки Стэдиум» команде Армии, в составе которой блистали великолепный хафбэк Гленн Дэвис и обладатель Хайсман Трофи 1945 года фуллбэк Док Бланчард.

Игра века

Итак, 9 ноября 1946 года, «Янки Стэдиум» город Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. Первые в национальном рейтинге «кадеты» против посеянных на тот момент вторыми «ирландцев». Обе программы шли в сезоне 6-0, показывая великолепный мощный выносной футбол. Перед этой встречей «кадеты» имели серию из 25 подряд, а последнее поражение нанесено им было именно Нотр Дамом. Правда, в 44м и 45м Армия разнесла «ирландцев» 59:0 и 48:0 соответственно.

А перед глазами у Фрэнка Лихи проносился 1941 год и тот самый матч с Армией. Этот тренер знал, как укротить самого сильного и опасного зверя.

По мнению прессы, несмотря на возвращение золотого состава и его тренера в стены кампуса Нотр Дама, «чёрные рыцари» должны были брать верх. Да, любому коллективу было тяжело противостоять бэкфилду, где помимо Бланчарда, награждённого Хайсманном в 45м, играл ещё и Дэвис, который удостоился престижнейшего трофея как раз в 46м, стоит вспомнить и о квотербэке Арнольде Таккере, одном из лучших в нации.

Зрители, предвкушавшие пиршество атаки, к своему удивлению увидели крайне защитный матч, в котором героически проявили себя игроки обеих команд. Особенно это касается линейных, костьми ложившихся на поле, но сумевших остановить вынос соперников. К слову, семеро лайнмэнов, принявших участие в той встрече, удостоились попадания в сборную недели. Градус борьбы зашкаливал, никто не хотел уступать, и даже хрупкий Джон Лючак, самоотверженно действовал в обороне, сумев в одиночку остановить оппонента в дюйме от своей энд-зоны.

Обе стороны проявили себя блестяще, и два нападения, до этой встречи набиравшие в среднем более 30 очков за матч, так и не смогли отличить ни разу. Феноменальная игра и феноменальная ничья 0:0.

{youtube}HJppHbrhdns{/youtube}

После той встречи и Нотр Дам и Армия выиграют оставшиеся матчи, но всё-таки первое место будет отдано «ирландцам». И по сей день данное решение вызывает множество споров и вопросов. Но, как бы там ни было, теперь можно было в полный голос заявить, что Фрэнк Лихи вернулся. И не просто вернулся, а вернул чемпионство своей родной программе.

Золотое многоточие

Следующий сезон стал годом квотербэка Джона Лючака и всех «ирландцев», сумевших одержать верх в девяти матчах из девяти. Лючак получил Хайсмана, а Нотр Дам очередное золото. Однако ряд рейтингов разместил на первом месте другой коллектив, сделавший идеальный сезон – команду университета Мичигана. В 48м «Росомахи» снова победят во всех девяти играх и получат долгожданное чемпионство. За тот успех мичиганцы вполне могут благодарить футболистов Южной Калифорнии, сыгравших вничью с подопечными Фрэнка Лихи в последнем матче сезона.

Год спустя Нотр Дам вернёт себе золото, катком пройдясь по всем соперникам. Главным героем «ирландцев» станет правый энд Леон Харт, которого в конце сезона наградят Хайсман Трофи. Мощный жёсткий он бесстрашно боролся в защите и был крайне полезен в нападении, не только ставя великолепные блоки, но и неожиданно открываясь для приёма, чем не раз ставил в тупик оборону соперников. За свою карьеру в колледжах Харт трижды становился национальным чемпионом и три раза включался в сборную по итогам года. По окончании  учёбы Леон провёл хорошую профессиональную карьеру, став трёхкратным чемпионом НФЛ в составе «Детройта».

Закат эры Фрэнка Лихи

После войны общество получило мощный импульс для развития. Ничто не стояло на месте. Наука, телевидение и даже спорт. Стали придумываться новые формации, всё больше внимания уделялось пасу. Развивался и университет Нотр Дама, превратившийся за сто лет своего существования из небольшого частного колледжа в элитное учебное заведение с очень жёсткими требованиями к абитуриентам и  студентам. Не каждый выпускник хотел отдаться на четыре года в тиски католической дисциплины со всеми ей присущими лишениями, и не каждый родитель хотел отдать своего ребёнка в подобное учреждение. И уж тем более, на Нотр Дам даже не думали смотреть представители протестантских конфессий, коих в Америке и по сей день большинство. Иными словами, создавать боеспособный коллектив в подобных условиях становилось всё тяжелее и тяжелее. Фрэнк Лихи и его Т-формация отнюдь не устарели, нет. Данную атакующую модель с успехом исповедовала в то время, скажем, Оклахома. Но «ирландцы» уже не были на вершине. Да, они по-прежнему были где-то рядом, однако место на олимпе пришлось уступить другим. Пройдёт не один год, прежде чем команда Нотр Дама вновь заберётся выше всех, но это будет уже совсем другая история…

Результат Фрэнка Лихи в Нотр Даме (1941-1953): 87-11-9, 4 титула национальных чемпионов