Inside the playbook: базовое дерево маршрутов в НФЛ
Переходим к последнему компоненту, который определяет формацию атаки любой команды НФЛ. Это пасовые концепции (passing concepts). Пасовые концепции включают в себя расположение ресиверов на поле и маршруты, по которым они играют. Эти две вещи настолько взаимосвязаны, что их редко рассматривают по отдельности и говорят о концепциях как о целом комплексе двух взаимосвязанных элементов. Пасовые концепции подразумевают разное количество принимающих для разной игровой ситуации и схемы. Они во многом зависят от персонала и, наоборот – для определенной пасовой комбинации могут вывести более заточенный под нее персонал.
Пасовых концепций в современной лиге огромное множество, поскольку игра в пас сейчас является основной движущей силой практически любой атаки. Разговор о них предстоит очень долгий и не менее интересный. Уложить его в рамки одной, пусть даже и большой, статьи совершенно не реально. Поэтому мы начнем с самого простого – базового дерева маршрутов (route tree).
Базовое дерево маршрутов – это схема, которая включает в себя все самые основные маршруты, которые могут бегать принимающие, все возможные направления движения на поле. Это не означает, что оно включает абсолютно все маршруты. Только самые главные, на базе которых зачастую появляются (и уже существуют) другие маршруты. Есть так же более редкие варианты. Но об этом в следующих статьях. А пока – основа основ, с которой игроков знакомят еще в школьном возрасте.
Собственно любая пасовая концепция включает в себя набор маршрутов, т.е. маршрут для каждого принимающего игрока, в том числе, если в роли принимающего выступает тайт-энд или раннинбек. Любой маршрут может начинаться с любой точки поля, как по отношению к центру поля, так и по глубине расположения в бэкфилде, ну или на линии скриммиджа. По крайне мере на бумаге. На практике же по-другому. Более глубокие маршруты чаще бегают либо фланкеры, либо сплит-энды. Игроки, играющие ближе к центру – тайт-энды и слот ресиверы, как правило, бегают более короткие маршруты. Ну и совсем не бегают никаких длинных маршрутов игроки из бэкфилда – раннинбеки, фулбэки и т.д.
Очень важно помнить, что маршрут – это направление движения от точки снэпа, до той точки, где находится теоретическое окончание маршрута. Все что происходит после, любой дополнительный набор ярдов, никакого отношения к маршруту не имеет. Маршрут может, заканчиваться как на определенном расстоянии (route breaking), так и наоборот. «Вертикальные» маршруты, нацеленные на глубину поля, часто заканчиваются только в энд-зоне. Это не означает, что нельзя поймать мяч раньше, просто игрок не останавливается в определенной точке, а бежит дальше.
Очень важно знать, где заканчиваются маршруты. Почему? Из-за изменения направления движения на маршрутах. Не существует маршрутов, за исключением, так называемых трехшаговых (Слэнт, Флэт), которые были бы короче 12-15 ярдов. Представьте себя в роли ди-бека НФЛ. Вы видите принимающего, который пробежал 8 ярдов и замедлил движение, возможно даже остановился. В такой ситуации ожидайте, что он побежит дальше, поскольку нет маршрутов, которые заканчиваются на 8-ми ярдах. Но есть одна важная деталь: если принимающий не закончил маршрут на расстоянии 12-15 ярдов, вам лучше со всех ног бежать за ним, поскольку он не остановится до самой энд-зоны.Ну а теперь собственно само дерево маршрутов и пояснения к ним.
Флэт (1) – базовый маршрут для гораздо большего количества других концепций: Слэнт-Флэт, Кёрл-Флэт, Флэт-7 и т.д. Обычно его играют из бэкфилда или номинальный первый принимающий, расположенный сплит-эндом, или второй принимающий, расположенный ближе к центру
Слэнт (2) – самый популярны трехшаговый (когда направление движения меняют после трех шагов от снэпа) маршрут. Его можно найти в любом плэйбуке. Чаще всего играют с позиции сплит-энда. Этот маршрут эффективен, когда нужно обыграть схему защиты Кавер 1 за минимальное время, т.е. набрать небольшое количество ярдов.
Камбэк (3) – один из самых сложных маршрутов в НФЛ, в той ситуации, когда его играют глубоко (15 ярдов и больше). Часто используют против Кавер 1. Это единственный случай (кроме маршрута Фэйд), когда совпадают два фактора – расположение принимающего как можно дальше от центра и глубокий вертикальный забег по бровке.
Кёрл (4) – это достаточно простой маршрут, который является основной «рабочей лошадкой» против схем защиты, основанных на зонном прикрытии. Вертикальный забег в глубину поля и изменение направления обратно, в сторону квотербека. Чтобы бороться с этим маршрутом, в Кавер 3 и Кавер 4 есть специальный игрок, работающий по зоне в центре поля.
Аут (5) – маршрут похожий на камбэк. Аут, играющийся в глубину поля, один их самых непростых для квотербека бросков. По нему очень часто судят о способностях пасующего, сможет ли он эффективно бросать на этот маршрут? Принимающие на этом маршруте располагаются либо между центром и другим принимающим, либо у бровки на линии скриммиджа.
Диг (6) – классический маршрут. Средний по глубине, заканчивается в центре поля. Майк Марц делал его большим по глубине (иногда в пределах 20 ярдов), когда был тренером Рэмз с Айзеком Брюсом в составе. Эта концепция прижилась, и сейчас в НФЛ есть несколько схожих комбинаций. Ресивер бежит по прямой, а затем уходит в центр поля. Можно эффективно играть против любой схемы прикрытия.
Корнер (7) – основной маршрут против схемы защиты Тампа 2, так как он оказывает сильное давление как на корнербека, так и на сэйфти. Играют с позиции ближе к центру, иначе ресиверу просто не хватит места на поле (маршрут ограничен боковой линией).
Пост (8) – Скинни-Пост один из самых распространенных маршрутов в современной лиге. Маршрут очень эффективен против персонального прикрытия один в один. Сэйфти для успешной игры против него должен обладать отменной дисциплиной и выдержкой.
Фэйд (9) – простой прямой маршрут до самой энд-зоны. Так же известен как Гоу. Есть абсолютно в любом плэйбуке, любой команды НФЛ. Позволяет выигрывать противостояния один на один в глубине поля. И как я уже писал выше, если принимающий располагается близко к боковой линии и бежит глубокий маршрут, это будет, либо Камбэк, либо он остановится только в энд-зоне.