История одного снэпа, Instant Replay Game
Снова здравствуйте, мои юные любители американского футбола. Приношу извинения за столь долгую паузу между заседаниями нашего Исторического Кружка, на то были обьективные причины - всех нас, в том числе и меня, заботил день сегодняшний, а точнее плей-офф сезона 2011 года. Но теперь все кубки и награды розданы, козлы отпущения назначены, а значит наступило долгое межсезонье. Поэтому, чтобы разбавить сонм слухов о будущем Пейтона и Эндрю, спешу открыть новую рубрику (которая, надеюсь, станет более или менее регулярной), в первом выпуске которой хочу рассказать об одном розыгрыше, вошедшем в историю двух славных старых франчайзов.
Итак, 5 ноября 1989 года. Грин Бей, что в Северном Висконсине. 9 неделя регулярного чемпионата. Вечное райвалри, Chicago Bears против Green Bay Packers.
Если вы думаете, что судьба всегда была благосклонна команде в зелено-золотом, вы ошибаетесь. Период с 1972 по 1991 годы в истории Сырноголовых зовется "второй эпохой тьмы" (первым таким периодом стало безвременье, простиравшееся полтора десятилетия между уходом из команды Карли Лэмбо и приходом Винса Ломбарди). Лишь однажды за эти два десятка лет команда смогла пробиться в плей-офф, случилось это в укороченном из-за локаута до 9 игр сезоне 1982 года, и в дивизионном раунде случилось поражение от Ковбоев.
Дела же другой команды с побережья озера Мичиган, Медведей из Чикаго, обстояли куда как радужнее. Легенда клуба, бывший тайт-энд Майк Дитка, создал феноменальную дружину. В 85 году Медведи стали чемпионами, уступив по ходу сезона лишь один раз (в гостях великолепным Дену Марино и Дону Шуле), в плей-офф всухую (!!!) разгромив сперва Гигантов, затем Лос Анджелес Рэмс, напоследок в Супер Боуле поиздевашись над Новой Англией 46-10. Та команда получила прозвище Monsters of Midway и по сей день считается одной из сильнейших, когда либо игравших в футбол. К описываемым событиям Дитка подошел в качестве полноправного обладателя бронзового бюста в городе Кантон, штат Огайо.
А теперь давайте еще раз познакомимся с нашими старыми друзьями, которых особенно рады будут приветствовать болельщики Сан Франциско.
Перед сезоном бывший стартовый квотербек команды, Джим Макмэйхон, был обменян в Сан Диего, на позиции номер 1 в Чикаго назрели перемены. 1989 стал первым сезоном, когда на поле стал выходить взятый в первом раунде на драфте-87 квотербек Джим Харбо. Несмотря на то что он числился номинальным бэкапом Майка Томчака, Джим стартовал в 6 играх. Дитка настолько был доволен дуэтом квотеребков, что в ростере команды не было третьего кью-би. Харбо мужал на глазах и следующие четыре года провел уже в качестве полноправного стартера.
Лидером же оборонительных рядов был будущий член Зала Славы, лайнбекер, которого звали "Сердце Защиты" на трибунах и Майк Синглтери по паспорту. Майк отыграл все 12 сезонов своей карьеры в сине-оранжево-белой форме и по праву заслужил перстень чемпиона и два титула Защитник Года.
Позвольте познакомить вас с лидером атаки зелено-золотых того времени. Дон "Majik" Маковски. Прозвище "волшебник" (пусть вас не смущает странное английское написание прозвища, это производная от фамилии) он получил за умение с блеском выходить из трудных ситуаций и был любимцем трибун. Дон будет квотербеком в Грин Бее до сезона 1992, когда на третьей неделе он получит травму и его заменит на поле выменянный в Атланте 33 выбор драфта 1991 года, молодой квотербек Бретт Фарв.
Итак, ноябрь восемьдесят девятого. Медведи подошли к встрече в ранге фаворитов, несмотря на то что результат их не был выдающимся - 5-3 и соседство на первой строчке дивизиона с Викингами. Пэкерз наступали на пятки, 4-4. Однако статистика говорила в пользу чикагцев - 8 встреч продолжалась победная серия Чикаго во встречах с заклятыми друзьями (самая долгая в истории райвалри со знаком "плюс" для мишек), всего же сырноголовые к тому моменту могли похвастаться лишь двумя победами над Диткой-тренером.
Упорная борьба, 7-3 после первой половины, но Медведи склоняют чашу весов на свою сторону, тачдаун и филдгол, 13-7 к концу четвертой четверти, пант Медведей, и за 4 минуты 44 секунды мяч остановился на 27 ярдах Грин Бея, последний драйв, последний шанс для зелено-золотых переломить ход игры.
Следующий кадр нашего рассказа. Последняя минута, 7 ярдов Чикаго. 1-и-гол.
1 даун. Блиц Чикаго. Лайнбекер Джон Ропер пытается накрыть пас Маковски, но тот уходит в сторону и Ропер в невообразимом пируэте выбивает мяч из рук Маковски правой ногой. Блэйр Буш, линейный Грин Бея, подбирает фамбл, мяч на 14 ярдах.
2 даун. Блиц Чикаго. Пас Маковски на раннингбека Кейта Вудсайда в двойное прикрытие в район 10 ярдов не был пойман.
3 даун. Под жестким давлением Маковски бросает мяч в сторону леса рук прорвавшихся к нему защитников, пас сбит, тайм аут Грин Бей. 41 секунда до конца встречи.
4 даун войдет в историю.
"Этот пас должен был быть шестиярдовым слэнтом на Шарпа, но защита оттянулась в энд-зону" - рассказывает Маковски. Ему пришлось делать то, что он умел делать хорошо - импровизировать.
Дон под давлением выходит из конверта и бежит в сторону правой бровки, ища глазами открытого ресивера. В конце концов ему это удается, пас на Стерлинга Шарпа, который ловит его в эндзоне. Взмывшие в воздух желтые флаги остались незамеченными на фоне всеобщего ликования.
Далее следует оглашения вердикта судей. "Нелегальный пас вперед, квотербек перешел линию скриммаджа. Потеря дауна. Первый даун, Чикаго." Игроки Медведей радуются на поле, на лицах Пэкерз недоумение.
"Синглтери подошел ко мне и сказал - извини, парень, жаль что этот тачдаун не засчитают" - рассказывает Маковски. "Я ответил, что судьям должно быть стыдно, если они отнимут у нас этот тачдаун. Я точно знал, что я не перешел линию розыгрыша."
Но это еще не всё, судьи принимают решение о пересмотре эпизода. Эта встреча войдет в историю как первая игра, судьбу которой решил видеопросмотр.
Прошло пять минут, стадион всё ещё в напряжении, вердикт судей не оглашен. Комментаторы вовсю обсуждают эпизод, рассматривая телеповторы. Согласно правил того времени, положение квотербека при пасе оценивалось по точке поля, где его ноги касались земли перед тем как тот выпустил мяч. Снеп был на 14 ярдах, Маковски же отчетливо стоял на 15 ярдах перед тем как отправить мяч в сторону Шарпа, но мяч, равно как и его рука, обьективно пересекли 14-ярдовую линию.
После продолжительной паузы рефери Том Дули огласил вердикт, произнеся фразу, ставшую знаменитой.
After further review we have a reversal ... Touchdown.
"Синглтери - прекрасный игрок" - продолжает Маковски. "Шесть лет мы сходились с ним дважды за сезон по обе стороны мяча. Я уважаю его, и, когда судьи огласили окончательное решение, не стал вступать с ним в полемику, а просто подмигнул ему."
Экстрапойнт и Грин Бей впереди. У Чикаго просто не хватило времени на то чтобы сделать что-то на поле в оставшиемя секунды, а лайнбекер Грин Бея Тим Харрис успел записать на свой счет сэк на Харбо. Счет 14-13 стал окончательным.
Признаюсь честно, вид недоуменного лица Майка Дитки, отрешенно жующего жвачку под рев публики на Lambeau Field, до сих пор поднимает мне настроение :)
Параллельно, буквально в те же минуты, во встрече Рэмс и Викингов был установлен рекорд по числу филд-голов в одной встрече, Рич Карлис реализовал 7 попыток. О Риче я упоминал, когда говорил о босоногих кикерах.
После этой встречи было изменено правило Illegal forward pass, с того момента судьи следили уже не за ногами квотербека, а за положением мяча. Майк Дитка настоял на том, чтобы пометка об изменении правил (символизирущая, по мнению администрации и болельщиков Медведей, нелегитимность победы Пэкерз) стояла во всех клубных изданиях Чикаго, в которых упоминается этот матч. Так продолжается и по сей день.
"Это одно из худших решений арбитров на моей памяти" - рассказывал позже Дитка. "Просмотры эпизода нужны для того, чтобы принять верное решение. Неважно, сколько времени потребуется. Но в тот день это была мука для обеих команд, ждать решения. Людям свойственно ошибаться, и просмотр отдал победу Грин Бею. Иногда эпизоды трактуют в твою пользу, иногда - нет. В тот раз нам не повезло. Но это - часть истории райвалри Чикаго и Грин Бея, и я горд быть частью этого райвалри"
Дон Маковски никогда не был против обсудить тот момент еще разок. "Это было словно несколько лет назад. Время летит, игры забываются, но этот момент останется одним из самых ярких в моей спортивной биографии. Каждый раз, когда я приезжаю в Чикаго или Грин Бей, вновь заходят разговоры о том розыгрыше. Фанатам все еще нравится обсуждать эту тему". Неудивительно, почему Дон так любит этот эпизод. Ведь в одночасье он превратился из виновника поражения (а ту встречу он отыграл неубедительно) в творца одной из самых запоминающихся побед в истории Лэмбо Филд.
А в Грин Бее прижился слоган, растиражированный на плакатах и футболках.