История одного снэпа, The Longest Yard
Здравствуйте, мои юные любители футбола. Исторический кружок НФЛРУС вновь гостеприимно распахивает свои двери. И сегодня объектом нашего рассказа станет встреча, сыгранная в небывалых для футбола условиях, и по праву считающаяся одной из величайших игр в истории и бессмертной классикой НФЛ.
31 декабря 1967 года. Северный Висконсин. Логово великой Династии Винса Ломбарди. NFL Championship Game. Титульный матч сильнейшей футбольной лиги на планете, Даллас Каубойз - Грин Бэй Пэкерз на Лэмбо Филд. Ледяной Кубок, Ice Bowl.
Шестидесятые - эпоха Пэкерз. Пять чемпионских титулов НФЛ и два победных Супер Боула. Феноменальные 9-1 в постсезонных встречах. Барт Старр, Рэй Ницшке, Херб Аддерли, Вилли Дэвис, Форрест Грегг, Вилли Вуд, Генри Джордан - все эти игроки команды образца сезона 1967 года рано или поздно окажутся в Зале Славы. Один из главных оппонентов Пэкерз тех лет - молодая команда Ковбоев во главе Томом Лэндри. Два бывших коллеги, координаторы нападения и защиты Джайнтс в сезоне 1954 года, Ломбарди и Лэндри, два тренера-антипода впоследствии будут признаваться величайшими стратегами обороны и нападения своей эпохи. Но до этого еще далеко, хотя их путь к золотым страницам истории уже начался. Именно этим двум тренерам суждено разыграть матч, который станет одним из величайших в истории игры.
В регулярном сезоне чемпионы двух последних лет и победители первой World Championship Game, которую впоследствии назовут Супер Боулом, показали не феноменальный, но тем не менее вполне уверенный результат 9-4-1, привычно разместившись на первой строчке Центрального Дивизиона. Ковбои Лэндри с рекордом 9-5 праздновали успех в дивизионе Кэпитол. В первой встрече плей-офф Ковбои при великолепной игре квотербека Дона Мэридита на знаменитом Коттон Боул в пух и прах разнесли победителей Дивизиона Столетия Кливленд Браунз, 52-17, Пэкерз же уверенно разобрались с чемпионами Дивизиона Побережья, Лос Анжелес Рэмз, 28-7.
Эта встреча должна была стать повторением Чемпионской Игры прошлого сезона, когда 1 января успех также праздновали Пэкерз. Фаворитами с форой 6.5 были футболисты из Висконсина. Но в ход повествования вмешивается погода, на севере США к востоку от Великих Озер стояли крепкие морозы, и Пит Розелл, комиссионер Лиги, поручил исполнительным директорам Джиму Кенсилу и Дону Вайзу обзавестись самым точным прогнозом погоды. Уверения синоптиков в том что температура вдень игры будет порядка пятнадцати градусов ниже нуля (по Цельсию) дали зеленый свет работникам стадиона, и приготовления трибун и того, что в Грин Бее до того дня называли футбольным полем (после матча поле Лэмбо Филд с легкой руки одного журналиста получит прозвище, которое по сей день с гордостью произносится фанатами Пэкерз) ко встрече начались.
Настал день игры. Рассказывает Лэнс Рэнтцелл, ресивер Ковбоев: "Я просыпаюсь в номере отеля от телефонного звонка. Снимаю трубку, и вежливый голос метрдотеля приветствует меня - Доброе утро, мистер Рентцелл. Сейчас восемь утра. Температура воздуха - двадцать пять градусов ниже нуля. Ветер северо восточный, пятнадцать метров в секунду. Приятного Вам дня!" За окном стоял самый холодный канун Нового Года в истории города Грин Бей.
В день игры многие игроки Пэкерз не смогли завести свои машины. Попробуйте представить себе реакцию на происходящее привыкших к теплу футболистов из южного Далласа. Но если вы думаете что мороз помешал болельщикам прийти на стадион - вы заблуждаетесь, на самой холодной в истории НФЛ игре был привычный для этих мест аншлаг, пятьдесят пять тысяч человек.
Судьи не могли пользоваться свистками. Когда главный арбитр встречи Норм Шахтер попытался подать сигнал к кикоффу - его металлический свисток примерз к губам. Он попытался оторвать его, и вместе со свистком оторвал кусок кожи с губы. Вместо того чтобы потечь, кровь на его губе замерзла в виде капли. До конца встречи арбитры предпочли отдавать команды голосом. А комментатор телеканала CBS Фрэнк Гиффорд запомнился произнесенной в эфире фразой "откушу-ка я кусочек кофе". Ресиверы, не в силах имитировать активность, отвлекающие маршруты бежали, не вынимая рук из кармана на животе и даже не пытаясь приготовиться к приему мяча.
Чтобы поле окончательно не превратилось в каток, на него высыпали несколько десятков тонн сена и опилок.
Счет в матче открыли футболисты из Грин Бея, 9-минутный 83-ярдовый драйв из 16 снепов завершился тачдауном, пас на Войда Доулера отдал Барт Старр. защита Грин Бея вынуждаен Даллас пробить пант, и ответный драйв Пэкерз приводит к еще одному тачдауну, на сей раз давшемуся граздо быстрее- 3 снепа и 65 ярдов. Второй драйв Ковбоев быстро завершился перехватом, Пэкерз начинали владение на расстоянии филд-гола от зачетной зоны Далласа, но сэк на Старре отбросил их на расстояние слишком большое для удара по воротам.
Во второй четверти две потери зелено-золотых принесли 10 очков Ковбоям. Фамбл Старра и возврат в тачдаун, фамбл на приеме панта и филд гол. Нападение же Далласа за всю вторую четверть не смогло заработать даже первого дауна.
В третьей четверти нападение Ковбоев все же перебралось на половину поля Пэкерз, но драйв завершился фамблом. Еще одно владение - и филд-гол неудачен. Единственные очки нападению техасцев принес 50-ярдовый тачдаун-пас на Лэнса Рэнтцелла, исполненный раннингбеком Дэном Ривесом на первом снепе четвертой четверти.
Позже Пэкерз за счет нарушения, захвата за маску, после панта продвинулись вперед и начинали свой драйв с 47-ярдовой линии ковбоев, имели шанс сравнять счет, но Дон Чендлер смазал 40-ярдовый удар.
За пять минут до конца игры пантер и кикер Ковбоев Дэнни Вилланова отправил пант в сторону зачетной зоны Пэкерз, Вилли вуд вернул его на 9 ярдов, и решающий драйв Пэкерз начинали с отметки в 32 ярда. Драйв, который, пожалуй, можно назвать квинтессенцией Пэкерз эпохи Винса Ломбарди. На кону победа, на кону титул, предельное напряжение, воля к победе и северный мороз. Температура ледяного ветра, по некоторым данным, достигала полусотни градусов Цельсия ниже нуля. За три с лишним минуты Пэкерз добрались до 3-ярдовой линии редзоун Ковбоев. Столбик термометра застыл на отметке "минус тридцать".
Дважды раннингбек Донни Андерсон пытался прорваться в зачетную зону соперника, но дважды был остановлен. На третьем дауне Пэкерз берут последний таймаут, и Барт Старр спешит на совещание с Винсом Ломбарди. До заветной цели зелено-золотым оставалось пройти еще один, последний, Самый Длинный Ярд.
Том Лэндри впоследствии рассказывал, что с уверенностью ожидал пасовый розыгрыш. В случае инкомплита у Грин Бея оставался еще один даун на то чтобы пробить филд-гол и перевести игру в овертайм, а неудачный вынос не оставил бы времени на выход на поле спецкоманды. Но Винс Ломбарди решил - или всё, или ничего. Сник Барта Старра и тачдаун. Тачдаун, окончательно оформивший величие команды из Висконсина, возможно лучшей команды за всю историю футбола. Пять чемпионских титулов за декаду, два победных Супер Боула, россыпь холл-оф-феймерови имя тренера, навеки выбитое на главном трофее профессионального футбола, Vince Lombardi Trophy.
В оставшиеся секунды был еще кикофф, тачбек и два инкомплита. Команды показали ужасающие цифры в нападении - менее двухсот ярдов каждая, 215 ярдов пасом на двоих, менее половины реализации попыток паса и 16 пантов за игру. Впрочем, в таких нечеловеческих условиях ожидать чего-то иного было трудно.
Тяжелейший матч выжал все силы из игроков. После игры некоторые говорили, что это была игра не с мяячом, а со смертью. В раздевалке Грин Бея футболисты не стесняясь, открыто плакали, а полет на юг, в родной Техас вся команда Ковбоев провела в абсолютной тишине - за три часа никто не проронил ни единого слова. Трое Ковбоев, а также Барт Старр и Рэй Ницшке заработали обморожение. Многие игроки слегли с простудой. Из 11 камер, снимавших игру, к моменту решающего сника Барта Старра пять отказали из-за холода, в частности камера снимавшая крупный план из за эндлайн.
А в качестве наследства Грин Бею осталось прозвище, которое, как я уже упоминал, дал журналист Текс Мол. The Frozen Tundra.
Двумя неделями позже, в Майами, Пэкерз без труда разобрались с Оклендом, 33-14, в игре которую чуть позже в анналы занесут под именем "Супер Боул 2". Но это уже совсем другая история.