Мифы НФЛ: Героические усилия элитных раннеров
Уважаемые друзья, поскольку статья об одном из мифов НФЛ, размещенная мной на прошлой неделе, вызвала живой и, надеюсь, не поддельный интерес, то представляю вашему вниманию еще одну серию, в которой развеется очередное заблуждение. В прошлый раз мы обратили внимание на высокую материю современного футбола – квотербеков и их игру в клатче. Пришло время спуститься с небес на землю. Касаться сегодняшний материал будет выносной игры, а еще конкретней того, как, по мнению аналитиков, чаще всего защищаются команды против отличных раннингбеков.
Суть мифа: подавляющую часть времени элитные раннеры героически пробиваются сквозь защиту с восемью игроками во фронте или больше.
Миф
В принципе, можно использовать для примера любого более-менее отличного бегущего, но давайте все же выберем самый очевидный вариант. Тем более после того, как этот игрок практически побил рекорд по ярдам за сезон, да еще и вернувшись в строй после тяжелейшей травмы. Итак, берем самого ценного игрока прошлого сезона – Эдриана Питерсона. Большая заслуга его результата лежит в том, что Викинги обладали совершенно невнятной воздушной атакой – Кристиан Пондер набросал передач лишь на 2935 ярдов даже несмотря на то, что провел в регулярном сезоне абсолютно все пасовые розыгрыши команды. Собственно отсюда и растут ноги мифа – раз соперникам нет большой нужды перекрывать кислород Пондеру, то можно нагрузить игроками «коробочку» и осложнить жизнь Питерсону.
Реальность
Несмотря на то, что миф постоянно культивировался, но фраза о том, что Питерсон «разрывал оборону, несмотря на восемь защитников перед ним» умирает с каждым кадром просмотренного видео. Статистический департамент ESPN предоставляет следующие данные – Питерсона провел в прошлом году 104 выноса против восьми или более защитников вблизи линии розыгрыша, в среднем набирая 6,45 ярда за вынос. Оказывается, что против Сан-Франциско даже больше раз играли с помощью подобной оборонительной методики не смотря на то, что там и квотербек и принимающие поопаснее.
В общем, данные по Питерсону следующие.
Хм, можете себе представить? Такой гениальный бегущий, как Питерсон, встречался с перегруженной линий защиты лишь на 30% своих выносов. Согласно сайту ProFootballFocus (их репутация статистиков повыше, чем у ESPN) у Питерсона 34.5% выносов против восьми и более защитников, а лидер по этому показателю Фрэнк Гор – 42,3 %. А в среднем по лиге лишь 23,3 процента своих выносов раннингбэки бегали против фронта с большим количеством защитников.
Это куда меньше, чем нас пытаются убедить специалисты из телестудий. У Питерсона, кстати, в среднем даже выше результат на подобных розыгрышах, что ясно говорит о том, что если бегущий прорывается через такую плотную стену, то дальше его остановить еще сложнее – впереди лишь пустое поле и не самые сильные тэклеры в лице секондари. В прошедшем сезоне Питерсон чаще всех отмечался в длительных забегах – семь раз он выносил на 50 или более ядов. Но тут стоит оговориться, что прошлый год Питерсона это скорее исключение из правил. В историческом ракурсе видно, что вынос против плотного фронта не дает настолько хорошие результаты.
Например, можно взглянуть на того же Питерсона в его 2011-м году. Так вот год назад Эдриан выходил в 35% своих розыгрышей против фронта из восьми и более человек и набирал в среднем лишь 3,68 ярда за вынос. А это уже более похоже на среднеисторические показатели. Вот, например, значения, которыми оперирует редактор и создатель сайта Football Outsiders Аарон Шатц (для каждого из видов фронта защиты): фронт-4 - 6,1 ярда, фронт-5 – 5,6 ярда, фронт-6 – 4,7 ярда, фронт-7 – 4,3 ярда, фронт 8 – 3,4 ярда, фронт-9 – 1,2 ярда.
Вполне логично, что средний показатель уменьшается с увеличением числа защитников. Однако, несмотря на то, что кол-во защитников действительно важно, общая пропорция комбинаций, в которых оборона выходит с таким персоналом гораздо ниже, чем нам пытаются вменять аналитики. Почему? Ну, например, возможно, что, несмотря на перегруженный фронт, у нападения может быть достаточно игроков, чтобы блокировать всех. В случае Питерсона лишь на 39 его выносах игроков обороны на линии розыгрыша было больше, чем игроков у нападения. Ни у одного раннера в лиге не было более 58 подобных случаев. Так что вполне возможно иметь достаточно игроков, чтобы свести эффект загруженности фронта к минимуму.
Второе, в тех пропорциях перегруженного фронта, что обозначены выше, есть и еще нюанс. PFF резонно рассудили, что само нападение может влиять на те или иные формации защиты лишь своей собственной формацией. Например, когда атака выходит на розыгрыш лишь с одним отдельно стоящим ресивером, то они словно сами приглашают оборону сплотиться к мячу. Так вот Фрэнк Гор выносил мяч на 53,5% розыгрышах, когда Сан-Франциско использовали такое построение (это высший процент в лиге), что и объясняет его высокие цифры по проценту игры против загруженного фронта. Питерсон выносил из построений с одним ресивером 37,6% раз, это третий результат.
Но даже если вы по каким-либо причинам не видите (ну, или не хотите видеть) связи между построением атак и следствием построения защиты, то все равно ни один раннер не выносит и половины своих розыгрышей против перегруженного фронта. Это просто неэффективная тактика для частого использования в обороне НФЛ.
Еще о Викингах
Многое уже было сказано о балансе атаки и о том мифе, что вынос помогает пасу и наоборот. Так вот, не смотря на феноменальный успех выноса через Питерсона, его квотербек Кристиан Пондер был предпоследним во всей Лиге по среднему набору ярдах в комбинациях, играемых с плэй-экшеном (всего 6,3 ярда). И вообще Викинги лишь одна из 22-х команд, начиная с 1970 года, у которых в среднем за вынос набиралось больше ярдов, чем за пасовую комбинацию. Так что если уж какая команда и должна была извлечь выгоду в пасовой игре от выноса, то это они. Но ничего такого не наблюдалось. И даже с учетом этого защита все равно не заполняла пространство вблизи линии розыгрыша так часто, как, казалось бы, была должна.
Пара примеров из жизни. В декабре прошлого года Миннесота играла в Висконсине против Пэкерс. Во второй четверти случилось так, что Викинги дошли до ситуации 3-и-1 на своей 19-ти ярдовой линии за 5:24 до конца второй четверти. К тому моменту у Пондера было лишь 36 ярдов на семи пасах. Да, у него был еще и тачадун, но было совершенно ясно, что это не пасовое нападение. На подобном розыгрыше (напомню было 3-и-1) Дом Кэйперс, координатор защиты Пэкерс, должен был с большой вероятностью считать, что будет вынос. Может его смутило то, что на прошлом розыгрыше Викинги уже сыграли выносную комбинацию и не получили ни ярда. Тогда как раз Пэкерс подтянули сэйфти к линии розыгрыша, который и сделал захват. В этот раз они не стали перегружать фронт, даже не смотря на то, что Викинги вышли в I-формации. Пэкерс оставили семерых защитников (кадр из игры можете видеть справа).
О, как же Кэйперс поплатился на этом розыгрыше. Питерсон ушел вправо и легко получил первый даун еще до первого контакта с обороной. Затем, прорвав на своем пути четыре захвата, он совершил свой самый длинный вынос за карьеру и заработал тачдаун.
Две недели спустя перед матчем Миннесоты и Сент-Луиса на экранах появилась корреспондентка Кристина Пинк и продолжила популяризировать миф: «Не секрет, что обе защиты выйдут для того, что бы насыщать зону перед линией розыгрыша и остановить вынос, так что дело за квотербеками»
Ок. Это, как мы уже видели, не так, но на самом ярком выносе Питерсона в матче Рэмс действительно играли с восемью защитниками (кадр из игры рядом). При этом Викингам понадобилось лишь два хороших блока и срезка Питерсона, чтобы всех обмануть. Один игрок, пришедший на подмогу во фронт, не сделал такой уж большой разницы. Вообще говоря, если у вас есть хорошие блокировщики и талант типа Питерсона, то вы скорее даже будете надеяться на то, что впереди будет большая группа защитников. Ведь позади них будут огромные незаполненные никем территории.
Поскольку в межсезонье Миннесота укрепила свой ростер ресиверами (Грегг Дженнингз и Кордарелл Паттерсон), то можно ожидать, что в новом году у Эдриана будет поменьше встреч с перегруженной линией, вот только не совсем понятно хорошо это для него или нет.
Итог
Не фокусируясь на Миннесоте можно сказать, что нам пора давно вырвать струны у скрипки, которая поет жалобные песни о раннерах, которые каждый раз героически бьются головой о стену фронт-8 или плотнее. По крайней мере, в современной Игре это точно не подходящая тактика для постоянного применения. Может быть, если мы рассмотрим лишь выборку из прошлого века, то это будет иметь смысл. Но точно не в наше время.
Так что если вы услышите, как какой-нибудь упрямый Джим Браун скажет: «А вот в мое время мы постоянно бились с восемью защитниками», то может он и не врет. Но если услышите подобное от Даррена МакФадена, то можете смело просить его не рассказывать сказки.
Бонусный псевдо-миф: значимость выносной игры снижается
Поскольку уж мы затронули сегодня тему выноса, то для более полной картины будет небезынтересно дополнить статью еще одним небольшим заблуждением об этом компоненте игры.
Даже непосвященный болельщик знает, что в последние годы пасовая защита значительно уступает в воздушном пространстве пасовому нападению, ну навроде того, как истребитель времен ВОВ уступает современному аппарату пятого поколения. Квотербеки безраздельно правят небом и никакие министры или секретари обороны не могут этого изменить. Результаты по пасовой статистике ежегодно бьют все мыслимые рекорды: попытки паса, ярды, тачдауны, рейтинг пассера и т.п.
Но, неожиданно, именно то же самое, что помогает пасу, помогает и игре по земле. Практически также, как превосходство в воздухе на войне помогает пехоте, превосходство в пасе дает шанс раннингбэкам носиться сквозь защиту, как будто ее нет.
В общем, шоковые новости: еще никогда в истории Лиги не было настолько легко выносить мяч. Верно и обратное - еще никогда не было так сложно играть выносную оборону.
Прошедшие два года были наиболее характерны в этом плане – средний вынос за этот период потянул более чем на 4,25 ярда. То есть достаточно вложить мяч в руки среднестатистического бегуна и в среднем он будет за вынос покрывать по 13 футов чистой искусственной травы. Вот, посмотрите на 12 самых выдающихся сезонов в истории НФЛ по выносной игре: 8 из этих 12 сезонов случились за последние 10 лет.
Помимо общей картины мы также можем видеть улучшение выносной игры на примере появление команд, которые смело можно называть одними из самых великих выносных команд в истории, включая прошлогодних Викингов и Редскинс, а также Орлов, Викингов и Пантер из сезона 2011-го года. Все пять команд имели средний вынос более 5-ти ярдов, что за всю историю умудрялись сделать лишь 42 команды. А тут целых 5-ть за два года.
Вдобавок, если дальше идти от общего к частному, то мы в последнее время могли наблюдать также появление раннингбеков, чьи показатели пугающе хороши. Джамал Чарльз имеет в среднем 5,79 ярда за вынос в карьере, что ставит его на целых полярда выше 50-летнего рекорда, владельцем которого является Джим Браун (5.22 ярда).
В общем, по всему выходит, что мы живем в Золотом Веке Выносной Игры. Безусловно, команды пасуют мяч гораздо чаще, чем раньше и выносят гораздо реже. Но если уж они выносят мяч, то делают эту куда эффективней, чем когда-либо.
Одним из объяснений может служить факт появления в последние годы плеяды бегающих квотербеков: типа Майка Вика, Кэма Ньютона, Роберта Гриффина и других. И это создает статистический дисбаланс – ведь если квотербека заваливают с мячом до линии розыгрыша, то это сэк и уменьшаются лишь командные пасовые ярды, а не выносные ярды игрока.
Это одна из причин, по которой команды, ведомые именно такими пасующими, лидируют в списке клубов, которые набирали в среднем по 5 ярдов за вынос в сезоне (Вик проделывал подобное в нескольких командах).
Что касается защиты, то вынос стало останавливать сложнее, потому что ты постоянно должен концентрироваться на пасе. Может именно это является причиной того, что на прошедшем драфте клубы совершили набег на тэклов защиты. Кто-то же должен наконец остановить это выносное избиение. Ведь не только лучшие команды по выносной атаке появились в последние год, но также появились и худшие выносные защиты. Сэйнст и Кольтс в прошлом году закончили сезон в позорном списке клубов, которые пропускали в среднем более 5 ярдов за вынос. А Рейдерс, Бакканирз и Лайонс сделали это годом ранее. Сэйнтс были близки к двухлетней выносной беспомощности ведь и в 2011 году одни пропустили 4,95 ядов за вынос.
Так что да, сейчас куда как проще носить мяч, но команды делают это куда реже, чем раньше. И не думайте, что это скоро изменится. Положа руку на сердце, многим командам и не нужно выносить больше, чем они это сейчас делают. Нужно лишь найти какой-никакой, но баланс. Ведь команды, которые играют в пас чересчур часто, обычно ничего не добиваются. Самый свежий пример - это Львы прошлого года.
Да и в конечном итоге, даже с ростом эффективности выноса, пас все равно остается гораздо эффективней. Ведь за последние два сезона в среднем за вынос команды набирали 4,28 ярда, а за пасовую попытку – 7,0 ярдов. Или если включать сюда даже сэки, как провалившиеся попытки паса, то все равно останется добыча равная 6,25 ярда. Значительно лучше выноса.
Так что, да, мы живем в Золотую Эпоху Выноса, лучшее из времен когда-либо существовавших для раннера. Но даже в этой эпохе квотербеки затмевают собой раннеров. Так как НФЛ есть, была и будет лигой, в которой воздушное превосходство царит над полем боевых действий.
CHFF | Scott Kascmar, Kerry J. Byrne