О жадности
Привет, друзья! Ну что, все аккуратно ждем драфта, изучаем проспектов, и стараемся гнать от себя нехорошие мысли. Конечно, должны договориться, как же иначе. Как же мы без футбола?
Мой любимый Билл Симмонс тем временем написал статейку, переводом которой спешу с вами поделиться. Очень интересно знать, кто что думает.
Итак...
Глубоко вдохните, успокойтесь, отбросьте нотки недоверия, и пройдите этот гипотетический (и по всеобщему признанию, смехотворный) сценарий со мной…
Сейчас декабрь 2006 года.
Я решаю покинуть ЕСПН, открываю свой собственный блог, и устанавливаю плату 10 долларов в год с каждого читателя, кому интересны материалы в моей колонке. Чисто по приколу, и повторяю, гипотетически, давайте представим, что у меня 1 миллион подписчиков, что гарантирует мне прибыль 10 миллионов за мой первый год (2007). Так же давайте предположим, что я заключаю три рекламных контракта со спонсорами, по 2 миллиона каждый, что повышает мой доход уже до 16 миллионов за первый год. Следующие 12 месяцев я посвящаю тому, что много пишу, и прокручиваю у себя в голове светлое будущее. Жизнь прекрасна!
Теперь перенесемся в декабрь 2007. Я только что понял кое-что о себе. И мне это не понравилось. Я знаю, это неправильно, но не могу отделаться от этого. Понимаете, мне очень, очень понравились деньги. Даже несмотря на то, что я в жизни не мог представить заработать 16 миллионов, тем более всего за год, теперь я чувствую, что зависим. Сколько еще я могу сделать? Как далеко я могу зайти? Однажды, я хочу чтобы мой финансовый советник радостно взвизгнул, и сказал: «Боже правый, я понятия не имею что делать со всеми этими деньгами». Вот, чего я хочу.
Отсюда вытекает, что я хочу общего увеличения стоимости моей «франшизы». Я разрабатываю более изысканный веб-сайт, плачу за это дизайнерам, и дополнительным программистам, а потом нанимаю группу писателей, которые будут на меня работать. Это создает расходы в размере 2 миллионов за второй год, что я окупаю найдя четвертого спонсора. Ну и чтобы окончательно покрыть дополнительные расходы, я «вынужден» увеличить цену подписки до 25 долларов. (По крайней мере, именно это я говорю моим идиотам читателям). В этот раз, подписываются только 700 тысяч человек. Учитывая спонсоров и подписчиков, у меня все еще гарантированы 23.5 миллиона прибыли за год 2. Прибыль. Это хорошо. Я расту. Даже несмотря на то, что я медленно теряю аудиторию.
К концу второго года, у меня самый популярный сайт в интернете. Все хотят работать на меня, и не только потому, что это престижно, но и потому, что я делю часть выручки со своими работниками (они получают зарплату, плюс, маленькую часть общего пирога). Конкуренция среди спонсоров позволяет мне увеличить прибыль в третьем сезоне до 30 миллионов. Но знаете что? Мне нравится запах денег. Я не могу надышаться им. Иногда я прихожу в банк, снимаю со счета кучу 100-долларовых банкнот, бросаю их на стол, ложусь на них лицом, и наслаждаюсь их запахом, который приятнее запаха любого печенья. Не могу насытиться, мне нужно больше.
На третий год, я ограничиваю количество подписок до 300 000, и начинаю продавать «персональные лицензии на подписку». Всего за 200 долларов, читатель получает право подписываться на мой блог в течение 10 лет, своего рода десятилетний контракт, при этом цена подписки может мной меняться. Вы уловили смысл последних четырех слов? Цена подписки может мной меняться! Насколько глупы эти люди? Я знаю, они мои фанаты… но разви они не понимают, что сами плывут мне в сети? Разве они не понимают, что теперь я становлюсь самым жадным и бездушным человеком, когда либо жившим на земле? Мне нужны их деньги! Это Америка! Жадность – это хорошо. Я обезумел.
Это невероятно, но я продал эти 300 000 лицензий, на общую сумму 60 миллионов, а потом добавил еще 50 000 таких лицензий в год по принципу – кто успел, тот и съел. (Естественно, не бесплатно). Стоил ли этот денежный поток нещадной критики в прессе и проклятий на гостевых книгах в интернете? Вы шутите? Пожалуйста. Добавьте еще 12.25 миллиона за 35-баксовые подписки за третий год (заметили, я незаметно поднял цену еще на 10 долларов), плюс еще надежные 20 миллионов за рекламу, и даже за вычетом расходов и налогов, я положил в карман 80 миллионов.
Теперь я на обложке Бизнес Недели, и частый гость на всех известных шоу на телевидении. Я рок-звезда, писатель – бизнесмен, превративший простой блог в бизнес стоимостью в девятизначное число. Я потратил 5 миллионов на новый персонал, еще 10 миллионов на 5-этажное здание на Голливудском Бульваре, и еще 10 миллионов на совершенно невероятный офис, произведение искусства с двухэтажным спорт-баром, и 250-дюймовой плазменной панелью, ценой в 400 тысяч. Кстати, за нее я даже не платил, мне не нужно платить, потому что я убедил город Лос-Анджелес, что все это нужно поискать в деньгах налогоплательщиков. Я буду зарабатывать на журналистах, туристах, на чем угодно. По крайней мере, так мне кажется.
Видите, на этот раз я откусил больше, чем могу съесть.
Мой сайт на третий сезон уже не так хорош. Несколько моих лучших писателей ушли, потому что я не повысил им зарплату в достаточной мере. Запустились несколько конкурирующих ресурсов – все бесплатные, и пожирающие мою аудиторию. Это привело к тому, что отток людей из-за этих лицензий и непомерной годовой платы только растет. Не то, чтобы меня сильно это заботило. Единственное, что действительно важно, бизнес не показывает нужного роста. Даже после продажи трети моего дела зарубежному инвестору за 100 миллионов (мои работники не получили ни копейки от сделки, конечно), и даже после повышения цены на подписку до 50 долларов за 4 сезон, на которое обязаны были пойти мои 300 000 подписчиков, которые были достаточно тупы, чтобы купить эти лицензии, которые теперь нельзя продать – вот как выглядит моя динамика:
1 год (2007): прибыль 16 миллионов долларов
2 год (2008): прибыль 23.5 миллионов долларов
3 год (2009): прибыль 80 миллионов долларов
4 год (2010): прибыль 95 миллионов долларов
Я недостаточно быстро расту. Я уже не полностью владею своим бизнесом. Я уже использовал два своих главных козыря (лицензии и инвесторы). У меня уже более 100 работников, и штат продолжает расти. Заглядывая в 5 год, я понимаю, что должен несколько сменить свою политику разделения прибыли с работниками. По сути, я прошу их отказаться от какой-то части денег, чтобы компенсировать прогнозируемое падение прибыли. Они сопротивляются. Они хотят работать на тех же условиях, на которых и раньше, да еще и хотят более дорогие медицинские страховки. Мой контраргумент: Я согласен, но при условии, что вы согласитесь работать 6 дней в неделю, чтобы компенсировать мои потери, потому что, как я и говорил, МОЙ БИЗНЕС ДОЛЖЕН РАСТИ!!!
Это было мое самое напористое предложение к ним. Я сделал это несмотря на то, что пришли новые медицинские данные (здесь сделайте еще один большой вдох гипотетичности), согласно которым, проводить много времени возле компьютера куда более опасно, чем мы когда-либо могли себе представить. Доктора считают, что чрезмерное использование компьютера (ЧИК), напрямую ведет к ранней смерти, болезни Паркинсона, сотрясениям, раку, слепоте, и многим другим ужасным вещам – то есть к неприятным для меня проблемам, потому что, вы же понимаете, мой бизнес стоит на людях, проводящих много времени за компьютером. Это касается и читателей, и работников. Три года, я просто игнорировал проблему, хотя об этом неоднократно писали Нью-Йорк Таймс и Нью-Йоркер, а на 4 год я сделал вид, что озаботился проблемой здоровья. На самом деле, вы же понимаете, мне совершенно плевать, я должен только сделать вид, что забочусь об этом, потому что на деле-то я собираюсь заставить людей работать только больше, несмотря на риски. Слава Богу, что ни один из моих медийных врагов не уничтожил меня на этой почве в 2007, 2008 и 2009 годах.
Мой главный страх на будущее? То, что ЧИК может оттолкнуть моих читателей и работников от компьютеров вовсе! Но это будет не скоро, как минимум через пару десятков лет. Привычки требуют времени, чтобы от них отказаться. К тому времени я уже буду жить на собственном пляже в Мексике.
А вот мой страх сейчас: Мои работники все уйдут в начале сезона 5, если я не дам им более выгодное предложение, и не откажусь от 6-дневной рабочей недели. Вы могли бы подумать, что мне есть дело до этих людей, что я уже заработал достаточно денег, и что это было бы здорово – дать некоторое послабление. Но мой бизнес еще не стоит столько, сколько мог бы стоить. Я хочу заработать 150 миллионов за 5 год. Я не могу нажать на тормоза, только не сейчас.
Для этого я пошевеливаюсь, и заключаю контракт с Apple: 200 миллионов за 5 лет, за право продавать приложения для мобильников к моему сайту. У этого контракта есть дьявольская подковырка: она не вступает в силу до начала 5 года, и если я прерву отношения со своими работниками и не выйду на рынок, я все еще могу получить 200 миллионов для себя. Как это помогает мне? Очень просто, теперь мне плевать, уйдут они или нет: у меня есть деньги от Эпл, у меня есть деньги инвестора, и у меня есть деньги от продажи лицензий. Я могу играть хардбол. Я могу позволить себе ждать, что будет, когда они уйдут. Они крестьяне. Живут от зарплаты до зарплаты. Они прогнутся. Они примут мое дерьмовое предложение. Рано или поздно.
Но вот, чего я никак не ожидал: мои работники оказались сильнее, чем я думал. Они подали в суд, на то, что моя сделка с Эпл была неэтична, что я заключил ее только для того, чтобы иметь преимущество в переговорах, и что я не должен получить доступа к деньгам до того момента, как я продолжу работать. О, нет, они выиграли суд! Тем временем, мой иностранный инвестор намекает, что 5 года может и не быть, что он чувствует, что я его обманываю. Подписчики, купившие 10-летние лицензии, грозятся подать в суд, если я не выполню обязательства по своему контенту. Счета в моем Голливудском комплексе продолжают накапливаться. Журналисты распинают меня за жадность и за то что я плюю на читателей, которые по сути помогли мне обогатиться.
Но знаете что? Мне плевать.
Если у Чарли Шина игровая зависимость, то у меня зависимость от зарабатывания денег. Я полностью потерял ощущение действительности. Мне плевать, если я потеряю читателей на какое-то время. Они вернутся. Мне плевать, если я потеряю своих работников, всегда можно найти новых. Мне плевать на здоровье моих работников, насколько я знаю, они взрослые, и в курсе обо всех рисках. Мне плевать, что мой бизнес скатывается к количеству от качества, что мы стали выпускать все больше коротких, в Гугл-стиле, материалов, вместо сложных аналитических текстов, за которые люди когда-то и полюбили нас.
Все, что мне нужно, это заработать больше денег, чем я заработал в прошлом году. Черт, да мне даже плевать, что один из моих бывших работников был настолько ментально уничтожен ЧИКом, что, вместо того, чтобы просто застрелиться, он завещал свой мозг ученым, чтобы они изучили последствия ЧИК, а потом выстрелил себе в сердце. Это была самая душераздирающая история последнего времени, одна из тех, после которых мы все на секунду задумываемся, и говорим себе: «святые угодники, что мы делаем с этими людьми»? Мне плевать. Мне плевать. Мне плевать.
Ничто не остановит меня, ничто. Я продолжу делать в этом году больше, чем сделал в прошлом, даже если мне придется балансировать на самой грани отношений покупателя и продавца. Суть в том, чтобы с 5 по 8 сезон заработать больше, чем с 1 по 4. И все. Ах да, еще суть в том, чтобы смести со своего пути каждого, кто вздумает на нем встать. Чуть не забыл эту часть.
А теперь скажите… Я был бы хорошим владельцем команды НФЛ?
Билл Симмонс | ESPN