The eye test: Три пары

Привет, друзья. В воскресенье состоялась игра, лучше которой в этом году я еще не видел. Противостояние Сан-Франциско и Нью-Ингленда, лучшей защиты лиги (с отрывом) против лучшего нападения лиги (с большим отрывом) – вывеска у матча была что надо. К счастью, сама игра не обманула ожиданий, а с точки зрения драматизма, их даже превзошла.

Для моего блога этот матч так же сулил массу великолепного материала. Во-первых, я давно хотел рассказать о защите Фотинайнерс, потому что она а) лучшая в НФЛ, и б) использует несколько уникальных приемов, которые не могут себе позволить другие команды. Во-вторых, ноу-хадл нападение Пэтриотс. Это совершенно очевидно растущий тренд, который будет копироваться всеми командами лиги в ближайшие годы.


До игры я планировал, что сделаю разбор и того, и другого, тем более здесь многие аспекты тесно переплетены. Но когда начал, стало ясно, что ноу-хадл Пэтриотс занимает в моей голове так много места, что это будет либо заметка на четыреста страниц (а я люблю своих читателей, незачем их так насиловать), либо надо делать цикл статей, поэтому я оставил это дело до лучших (на самом деле, худших) времен – до межсезонья.  Таким образом, сегодня будем говорить о Сан-Франциско – городе в стиле диско!

«Три пары», которые я использовал в заголовке, это: два ди-лайнмэна – Джастин Смит и Алдон Смит, два лайнбэкера Наварро Боуман и Патрик Уиллис, и два сэйфти – Дашон Голдсон и Донте Уитнер. Это лучшие игроки в защите Фотинайнерс, причем заметьте, все «пары» - из разных линий – передней линии, линии лайнбэкеров, и секондери. Именно этим сильна их защита – почти нет слабых мест, во всех фазах игры звезды.

Немного теории: чем характерна защита Сан-Франциско. Первое – физикалити. Они бьют. Бьют блокировщиков соперника в передней линии, бьют раннеров соперника, если те доходят до лайнбэкеров, и бьют принимающих соперника, когда те получают мяч в секондери. Игра построена на физическом давлении, это основная философия команды, причем интересно, что на этих же принципах построено их нападение. Если вы играете с Сан-Франциско, вас будут бить, и если вы не готовы дать отпор – дело дрянь. Причем бить будут, даже если это противоречит правилам. Аарону Эрнандесу зарядили шлемом в шлем так, что там явно не обошлось без микро-сотрясения, судьи дали флаг, и 15 ярдов, но что толку? Через пару розыгрышей при попытке поймать пас, Эрни уже боялся удара, неуверенно, оглядываясь, выставил руки, мяч отскочил от них, и в результате – перехват Алдона Смита. В этом смысле Пэтриотс сильно не хватало Гронка - эта детина не позволила бы себя так избивать. Ну да ладно, продолжим…

Второй основной принцип – простота. Они играют почти все розыгрыши обычным м-т-м прикрытием. Коренры кроют принимающих, лайнбэкеры кроют тайтэндов и раннеров, д-лайнмэны атакуют линию блока, а сэйфти страхуют все это дело сверху. Звучит так просто и понятно, не так ли? Все так, но используются такие принципы в современной лиге очень редко. Возникает вопрос – почему? Ответ очень прост – раннеры и тайтэнды сейчас настолько круты в плане атлетизма, и приема мяча, что прикрывать их лайнбэкерами просто не представляется возможным – ни один лайнбэкер не может 1-в-1 играть против Джимми Грэма на постоянной основе – он будет уничтожен. Поэтому придумываются зоны, двойные прикрытия, и так далее. А чаще всего, на поле выпускают дополнительного ди-бэка. Вот тут мы и подходим к главному золоту Сан-Франциско – их лайнбэкерам. Уилллис и Боуман – уникальные игроки, не в каждой команде есть даже один такой, не говоря уже о сразу двух. Они сильны, великолепно противостоят выносу, как и должны делать ЛБ, но при этом крайне быстры, и способны играть в прикрытии против кого угодно. Это дает СФ роскошь, которой нет у других – они могут не убирать обоих центральных лайнбэкеров с поля во всех ситуациях, даже на длинных третьих даунах. В игре против Пэтриотс это особенно критично, ведь основное преимущество, которое получают Пэтс своим ноу-хадлом – соперник не успевает сменить персонал. Он не успевает выпустить ди-бэков, когда на поле явно пасовая ситуация, и Брэди пользуется этим. Но Фотинайнерс это попросту не нужно! Они играют всю игру в 12 человек (11 стартеров + 1 никельбэк, выходящий периодически против построений с 3-4 принимающими). Такая маленькая обойма необходимых игроков – главная сила СФ, и уникальная для лиги. Кроме них нечто подобное может делать только Сиэтл, и то, не в полной мере.

С другой стороны, если вы можете быстро убрать атаку СФ с поля (это редко получается, атака построена на выносе), и навязать ураганный темп защите 49-х, то эти 12 человек могут порядочно выдохнуться к концовке, что мы и видели во второй половине матча. Но сделать это не удается практически не кому, и это тема для другого разговора, а пока, давайте посмотрим, как работают принципы, о которых я написал выше.

3-и-1 – первый драйв Пэтриотс в игре

11

Пэтриотс нужно набрать всего 1 ярд, чтобы продолжить свой драйв, выпускается тяжелый выносной персонал. Ридли должен будет выносить в сторону левого гарда. Ди-энд Рэй МакДональд, весьма недооцененный игрок, должен смять правого гарда, и расчистить окно для Боумана, который ворвется как бы с «черного входа» этой комбинации.

12

Как видите, Ридли еще даже не добрался до линии скриммэджа, когда на него летит Боуман – у раннера просто нет шансов.

Фамбл Ридли. Связка сэйфти Голдсон – Уитнер – весьма хороша в прикрытии, хотя не сказать, что команда ставит перед ними какие-то неподъемные задачи – им, по сути, нужно просто «не облажаться». А вот в чем они действительно хороши – это в силовой игре. Про момент с Эрнандесом я уже рассказал, теперь посмотрим еще один момент, изменивший игру.

5

Обычно в своем блоге я обращаю внимание на тактические моменты, но здесь хотел бы поговорить о технике индивидуальной игры. Мы видим раннера – Ридли, в конце его 9-ярдового рывка. Ему удалось пройти первую и вторую линию защиты, перед ним только сэйфти. Обратите внимание на два аспекта – 1) эталонный текл в исполнении Уитнера – шлем идет прямо в мяч, при этом он готов обхватить руками ноги соперника, чтобы тот не ушел. Если вы играете в футбол, ваш тренер учит вас делать захваты именно так. 2) Оба игрока защиты идут на мяч. Этому тоже учат еще со школы – Голдсон дальше от мяча, но он не может знать, удастся ли Уитнеру остановить соперника, так что он тоже спешит на помощь. И так должен делать каждый защитник, пока не услышит свисток судьи. Это все фундаментальные принципы, которым обучают каждого футболиста с детства, но самое занятное, что в НФЛ они далеко не всегда соблюдаются. Лично я всегда считал, что хорошую защиту от плохой отличают не какие-то схемы, или тактические изыски, а именно правильная базовая техника, и дисциплина. Это два колосса, на которых держится хорошая защита.

6

В результате, как видите, мяч выбит, его сейчас подхватит Голдсон (еще одна причина никогда не останавливаться, и идти на мяч до конца), и вернет к самой зачетке Пэтриотс.

Пересечение текла и энда, или розыгрыш имени двух Смитов.

T-E stunt – или, по-русски, маневр ди-энда и ди-текла, когда их пути как бы пересекаются – очень распространенная штука в НФЛ, но мало кто выполняет ее так здорово, как два Смита из Сан-Франциско. Кевин Джилбрайд – координатор нападения Джайентс, перед игрой с СФ даже обратил внимание судей на то, что Джастину Смиту слишком многое прощается, ведь он попросту хватает своего опекуна за форму, даже не пытаясь добраться до квотербэка – его задача, просто сковать соперника, чтобы освободить дорогу Алдону Смиту. Посмотрим, как это работает:

3

Для начала, чтобы понять, как работает T-E-stunt, посмотрим на пример стандартного давления. Как видите, Джастин Смит будет атаковать по зоне левого гарда, а Алдон Смит – по зоне левого текла.

4

Алдон, кстати, обходит Солдера на скорости, и Брэди приходится бросать слишком рано. Здесь индивидуальное мастерство пас-рашера, он просто обыгрывает своего опекуна 1 на 1.

1

А вот – то, что мы ищем. Как видите, до розыгрыша все так же – Джастин напротив гарда, Алдон – напротив текла. Но идея здесь состоит в том, что Джастин Смит бросится в проход между гардом и теклом, постарается сковать их обоих, и тем самым освободить коридор Алдону.

2

Все получилось, как задумано – Алдон Смит, лидер лиги по сэкам, абсолютно свободно бежит на Брэди, а два лайнмэна бодаются в это время с одним Джастином Смитом. Здесь еще хочется чтобы вы посмотрели на две вещи – 1) Джастин Смит, несмотря на то, что ему противостоят двое, поднял Мэнкинса в воздух! Это просто безумие, я никогда в жизни не видел, чтобы Мэнкинсу оторвали ноги от земли. Смит – просто буйвол, невероятная сила. Не зря Галерус посвятил ему одну из своих колонок, кто не читал – почитайте. ) 2) Боуман и Уиллис (номер 53 и 52) плотно прикрыли Эрнандеса и Вудхеда, Брэди нужно спешить, или будет сэк, но бросить некому – приходится избавляться от мяча.

О прикрытии я и хотел бы поговорить в завершении.

7

Итак, Пэтриотс ставит спрэд – 3 принимающих, Эрнандес, и Вудхед – по сути, это тоже принимающие, и против них играют персонально лайнбэкеры – это обычно как раз то слабое место, в которое бьет Нью-Ингленд. Проблема в том, что Уиллис и Боуман слишком хороши в прикрытии – они наглухо закрывают своих подопечных. А это самая концовка игры, когда они, по идее, уже очень устали.

8

Видите, Эрнандес просто начисто закрыт – Брэди приходится просто выбросить мяч.

А теперь, 4-и-2, розыгрыш, который решил исход игры.

9

Здесь Пэтриотс пытаются растянуть защиту еще сильнее – Вуди уходит из бэкфилда на край, и за ним идет Боуман. В итоге Пэтриотс получают в середине поля Эрнандеса против Уиллиса 1 на 1, при огромном пространстве для маневра. Да и Вудхед на краю обычного ЛБ должен обыгрывать – слишком много пространства.

Посмотрите на сэйфти Сан-Франциско, они показывают стандартный кавер-2, как и играют обычно, но на самом деле, у Голдсона задание помочь Уиллису, они не могут оставить его против Эрнандеса на таком огромном свободном пространстве. Проблема в том, что Брэди об этом не знает, он-то думает что Эрни откроется где-то в районе судьи (в центре белого прямоугольника), и туда можно будет отдать пас.

10

В итоге они играют кавер-1, с двойным прикрытием на Эрнандеса, туда пасовать невозможно, и Брэди должен обратиться к своему второму адресату – Вудхеду. Он делает против Боумана простой curl-маршрут, разворот, но бросок следует слишком поздно (из-за того, что Том сначала искал Эрнандеса), и Боуман успевает сблизиться со с Вудхедом настолько, чтобы помешать ему. Незавершенный пас, и игра сделана.

На сегодня все, спасибо всем кто читает мои комиксы (отличное название, кстати, спасибо пользователю под ником usc_it_vacansy).