The Eye Test: «о западном Питтсбурге»
Привет, друзья! Безумная неделя в НФЛ, а? Кажется, самая обсуждаемая тема в национальной Футбольной лиге сейчас – не футбол. Это печально, потому что действительно классного футбола, который стоило бы обсуждать, мы увидели как никогда много. К счастью, нам не нужно спрашивать у судей разрешения, чтобы снова запустить All-22, и погрузиться в игру.
Одним из самых ярких впечатлений начала чемпионата стала Аризона Кардиналс. Еще не так давно эта команда играла в Супер Боуле, но потом великий дед Курт Уорнер ушел на телевидение, и о них снова забыли. Теперь они готовы напомнить о себе, и на этот раз дело совсем не в квотербэке. Если победа в Фоксборо многими воспринималась с долей неуверенности – чего там было больше, их хорошей игры, или плохой игры Пэтриотс, то после уверенного выноса Филадельфии, сомнений осталось мало – да, they are for real! По крайней мере, их защита, о которой и поговорим.
Команду из Аризоны часто называют Питтсбургом с запада, и не случайно. Их главный тренер, Кен Уизенхант, до прихода в Кардиналс долгое время помогал Биллу Кауэру в Стилерс. Любопытно, что Уизенхант – тренер атаки, и всю свою карьеру тренировал именно нападение, но уйдя на повышение из Стилерс, у него не было никаких сомнений, какую именно защиту он будет строить в своем новом проекте. Зонный блиц из схемы 3-4, разработанный Диком ЛеБо, о котором мы уже говорили ранее, оказался не только суперуспешной философией, но и очень «заразной». Показательно, что даже когда Стилерс сами меняли главного тренера – вместо Кауэра, из Миннесоты пришел Майк Томлин (защитный специалист, работавший в совершенно иной 4-3 защите), они не стали менять философию под нового коуча, потому что у них все еще был ЛеБо.
Когда Уиз пришел в команду, в 2007 году, координатора обороны было решено оставить прежнего – Клэнси Пендергаст работал еще в штабе Денниса Грина, и показал себя неплохо. С ним Уизенхант даже выходил в Супер Боул, хотя это была в основном заслуга нападения, под руководством великолепного Курта Уорнера. Любопытно, что в том СБ, в 2009 году, они уступили именно Питтсбургу. Через неделю после Супер Боула, Пендергаста уволили. На его место пришел человек, который должен был строить 3-4 защиту, и уже имел такой опыт, правда, под руководством Майка Нолана в Сан-Франциско, - Билли Дэвис.
Ничего хорошего из этого не вышло, и через пару сезонов Уизенхант решил, что пора внедрять не просто 3-4, а именно 3-4 Дика ЛеБо, для чего и выписал из Питтсбурга своего нового координатора, работавшего там тренером ди-бэков, Рэя Хортона. Хортон известен тем, что когда он тренировал секондери в Стилерс, с 2004 по 2010 годы, каждый сезон их защита была в топ-10 лиги. Ему же приписывают немалую роль в развитии таких игроков, как Айк Тейлор и Трой Поламалу.
Второй год этот специалист руководит обороной Аризоны, и их прогресс просто очевиден. Предлагаю рассмотреть поближе, как они охотились на Майкла Вика, и могу спорить, многим болельщикам Стилерс эти розыгрыши покажутся до боли знакомыми.
Но прежде, чем мы начнем, пару слов о двух исполинах в самом сердце защиты Хортона, ведь какая бы хорошая не была схема, без исполнителей она не будет эффективна. Дарнел Доккет и Калаис Кэмпбелл – два ди-энда, две суперзвезды в защите Кардиналс. Безусловно, очень ярко играет лайнбэкер Дэрил Вашингтон, а корнербэк Патрик Питерсон вообще имеет все предпосылки, чтобы стать вторым после Ревиса истинным шутдаун корнербэком в этой лиге. Но Доккет и Кэмпбелл – это основа их защиты, первая линия, которая определяет все, и чего так не хватает сейчас самому Питтсубургу. Вроде бы, остались и Поламалу, и Вудли с Харрисоном, и Фут, и Кларк с Тейлором, но нет больше Аарона Смита, а Хэмптон уже совсем не тот. Фронт защиты дает себя продавливать, и это тянет за собой целый ворох последствий, от пропущенных выносных ярдов, до слабого давления по центру при пасе. Ну да ладно, о Питтсбурге у нас на сайте есть, кому рассказать, вернемся к нашим Кардиналам.
Базовая защита, классическое 3-4 (3 ди-лайнмэна, 4 лайнбэкера) построение:
Кэмпбелл и Доккет – по краям красной линии, передней линии защиты.
Самое крутое для Аризоны то, что базовая защита в современной НФЛ уже перестала быть базовой. По статистике, уже более половины (а у многих команд и более 60 процентов) прозыгрышей играется из так называемых sub-формаций, когда на поле, вместо обычных 4 ди-бэков, выходит 5, или даже 6. Это делается для того, чтобы противостоять формациям с 3, 4, 5 принимающими, которые сейчас превалируют.
Так вот, когда соперник выпускает на поле третьего ресивера, ты выпускаешь третьего корнербэка, и при защите 3-4, чаще всего этот корнербэк выходит вместо ноуз текла – это самый крупный игрок, находящийся в центре красной линии, на рисунке выше. Таким образом, у тебя получается 5 ди-бэков (3 корнербэка, и 2 сэйфти), те же 4 лайнбэкера, и всего 2 ди-лайнмэна. Преимущество Аризоны перед другими командами в том, что эти 2 ди-лайнмэна – Доккет и Кэмбел, способные разрушать любые блоки, даже двойные, способные чуть ли не вдвоем контролировать вынос по центру, да еще и давить на квотербэка. Давайте посмотрим:
Филадельфия ставит формацию с 3 принимающими, на поле у Аризоны: два наши героя (красные), 4 ЛБ (синие), и 5 ДБ.
Аризона будет играть зонный блиц, по центру: два центральных лайнбэкера, Вашингтон и Леннон, отправляются в блиц, за головой Вика, два крайних лайнбэкера отвечают персонально за двух раннеров, стоящих в бэкфилде рядом с квотербэком. Два крайних корнербэка играют вместе с сэйфти зону кавер-2, а третий корнер (DB5 на рисунке) играет 1 на 1 со слот-ресивером. Порисуем:
Доккет и Кэмбелл (90 и 93 номера на схеме) так опасны, что против них почти наверняка будут двойные блоки – в исполнении гардов, и теклов. В итоге два блицующих ЛБ останутся против одного центра, и кто-то наверняка прорвется, а там останется только победить раннера. Два крайних ЛБ кроют раннеров, если те не остаются помогать в блоке, а бегут маршрут. Если остаются в блоке, крайние ЛБ уходят крыть зону. Вот, как было в реальности:
Двое крайних принимающих закрыты наглухо, снизу корнерами, сверху – сэйфти. Слот ресивер остается м-т-м с третьим корнером, левый раннер уходит на маршрут, и его сразу берет правый ЛБ Аризоны (красный кружок), правый раннер остается спасать Вика от блица, и левый ЛБ, который за него отвечает, уходит прикрывать зону по центру (белый эллипс). Вид из зачетной зоны:
Как и ожидалось, центр (номер 66) может блокировать только одного из двух блицующих, второго должен взять МакКой (номер 25). Если он справится, то в принципе, у Вика будет шанс сыграть на того ресивера, который 1 на 1 с третьим корнером. Обратите внимание, Вик именно туда и смотрит. Это единственный, подчеркиваю, единственный адресат, на который он вообще может пасовать, хотя бы теоретически. Но для этого нужно время, чтобы ресивер открылся.
МакКой не успевает за Вашингтоном, Вик только чудом уходит от сэка в первый раз, но так как дождаться пока слот-ресивер откроется, играя 1-на-1, он не успел, уйдя от сэка он смотрит уже в другую сторону. Там двойное прикрытие, как мы видели раньше, Вик в панике, начинает семенить вперед, чтобы спасти розыгрыш ногами, но уже поздно, Вашингтон, от которого Вик ускользнул изначально, настигает его со спины. Сэк.
Поехали дальше:
У Филадельфии похожее построение, только вместо одного из раннеров, на поле тайтэнд, с правой стороны блока. Аризона выпускает такой же персонал на поле, как в предыдущем примере, но на этот раз, это будет так называемый overload блиц – когда основной удар делается с какой-то одной стороны схемы. Как Вы видите на рисунке, атаковать квотербэка будут 2 ди-лайнмэна, правый ЛБ, и находящийся справа же ди-бэк. Два центральных лайнбэкера, наряду с левым, уходят в прикрытие. Обратите внимание, в каком хаотичном порядке стоят защитники перед розыгрышем, центральные ЛБ ходят туда-сюда, один из сэйфти опустился, пытаясь показать Вику кавер-1, хотя на самом деле будет кавер-2. Такой организованный хаос – тоже фирменная черта защиты Питтсбурга, которую переняли уже многие агрессивные команды, в том числе и Аризона.
Как видим, против Кэмпбелла и Доккета снова двойной блок. МакКой сразу определяет, откуда блиц, и направляется туда (очень умный игрок, этот Шеди МакКой). Вик пока ищет, кто откроется. Вроде бы, все отлично сработало, для нападения, они определили, что играет защита, и это всегда половина успеха. Есть только одна проблема. Через секунду, Калаис Кэмпбелл порвет этот двойной блок, как тузик грелку, и окажется у Вика прямо перед носом:
Как видите, Вик уже знает, кому бросить, МакКой закрыл блицуещего корнера, вот только бы Майклу еще полсекунды, на бросок. Но их нет, Кэмбелл уже готов сломать ему очередные пару ребер, и нужно спешить с броском. Итог – неточный пас, едва не перехваченный лайнбэкерами.
Я выбрал этот пример не случайно. Это отличное доказательство того, что какая бы хитрая схема не была, ее можно раскусить. Но даже если ее раскусить, и сделать все правильно в теории, есть игроки, способные решать момент исключительно на своем мастерстве, без всяких схем, и против любых схем. За это мы и любим футбол – это шахматная партия, но иногда, даже если ты уже видишь, что вот-вот победишь, соперник может просто взять доску, и влупить тебе по голове. А если нет того игрока, кто это сделает, то даже у такого гроссмейстера, как Дик ЛеБо, могут возникнуть проблемы.
В Аризоне эти игроки – Кэмпбелл и Доккет, кит и слон, заставлявшие чуть больше недели назад Тома Брэди падать на землю в позе эмбриона при одном их виде. Вообще, это очень любопытная тема: в лиге так много хороших молодых квотербэков, они так мобильны, что традиционным пас-рашерам все сложнее держать их в страхе. Блицевать слишком большими силами тоже нельзя – оголишь тылы. Поэтому как никогда ценны становятся пас-рашеры, действующие по центру, если они прорываются, от них некуда деться, даже таким мобильным распасовщикам, как Роджерс и Бриз. Джастин Смит в Сан-Франциско, о котором рассказывал galerus совсем недавно, Джей Джей Уотт в Хьюстоне, Кэмпбелл и Доккетт в Аризоне – только некоторые из звездных игроков этого амплуа. В их командах очень сильные защиты, с множеством других звезд, но именно эти большие парни «решают».
О Хьюстоне и Сан-Франциско наверняка еще поговорим, а пока на этом все, спасибо за внимание, продолжим через неделю.