Теперь ты в «Викингах», сынок! (Сезон 2014)
«Чтоб ты жил во время перемен!» – говорят, что таким образом китайцы некогда проклинали своих недругов. Не знаю, кто и за что наслал несчастья на «Викингов», но следующий сезон для футбольной команды из Миннеаполиса будет именно что годом больших изменений. Новый тренер, новый временный стадион, и, конечно, новый куотербек. Сегодня мы поближе познакомимся с Тедди Бриджуотером, нашей новой Большой Надеждой, а заодно перемоем косточки остальным новичкам, выбранным на драфте. Но начнем традиционно с краткого подведения итогов по дебютантам минувшего сезона.
В прошлогоднем обзоре я особо отмечал тот факт, что Рик Шпильман, похоже, изменил своим привычкам, и в первых раундах стал выбирать «сырых» игроков – не очень умелых, но с большим потенциалом. Двое из трех студентов, взятых в «Миннесотой» в первом раунде 2013-го, как раз относились к таковым. Насколько это оправдало себя?
Таблица 1. Новички сезона-2013, Minnesota Vikings
Количество снэпов (розыгрышей) показывает как часто игрок выходил на поле. % от снэпов – процент от общего количества снэпов для нападения или защиты, в зависимости от позиции игрока. Если процент низкий, это значит, что футболист играл мало. Снэпы в составе спец. бригад не учитываются.
Я предполагал, что драфт-2013 будет продуктивнее, чем его предшественник, но на деле получилось с точностью до наоборот. В 2012-м «Миннесота» усилилась сразу пятью игроками стартового состава, а из призыва 2013-го только коррнер Завьер Роудс сумел пробиться в старт, да и то, ближе к концу сезона. Флойд был незаметен весь год, Паттерсон часто попадал в видео лучших моментов играя на возвратах пантов и кик-оффов, но в основном ростере был в лучшем случае третьим принимающим – при том, что «Викинги» обычно играют с двумя. Весь остальной драфт, по большому счету, тоже не принес пока «Миннесоте» какой-либо видимой пользы. Майкл Маути и Джеральд Ходжс неплохо смотрелись в спец. бригадах, но и только. Джефф Локе был единственным пантером, поэтому конкуренции за место у него не было. Но если сравнить его статистику с цифрами Криса Клюи за 2012-й, получится, что «Миннесота» зря потратила пик в пятом раунде – Клюи давал примерно такой же результат, правда, за большие деньги. Двое футболистов, выбранных весной 2013-го в седьмом раунде, Эверетт Доукинз и Трэвис Бонд, вообще не пробились в финальный ростер по итогам летнего лагеря.
Фактически, весь «потенциал», который Шпильман выбрал год назад, так и остался в области предполагаемого. Возможно, в 2014-м и Флойд, и Паттерсон, и прочие начнут отрабатывать авансы, но пока за весь класс драфта 2013-го генеральный менеджер «Викингов» получает неуд. Важно не то, сколько раз ты выбираешь в первом раунде, а то, кого именно. Даже как-то неловко писать такие банальности.
Проваленный прошлогодний драфт был одной из причин, по которой перед нынешним межсезоньем состав «Викингов» имел больше дыр, чем кусок сыра на голове болельщика «Пэкерз». Посмотрим же, как у Шпильмана получилось отработать в этот раз.
Под общим девятым номером в первом раунде драфта «Миннесота» выбрала аутсайд лайнбэйкера Энтони Барра из UCLA. Даже если судить об этом пике безотносительно событий, последовавших позднее, выбор Барра выглядит крайне рискованной затеей. Если есть некая размерность, определяющая степень неподготовленности футболиста к NFL, то ее следует назвать в часть этого игрока. Определение одного Барра включает в себя крайне непродолжительный опыт игры на нынешней позиции (до 2012-го Энтони Барр был раннинг-беком), плюс наличие единственного сильного козыря из необходимого комплекта талантов (Барр умеет быстро бежать к куотербеку соперника, на этом его понимание роли лайнбэйкера заканчивается). В UCLA перед Барром стояла одна-единственная задача – пасс-раш. В прикрытии он играть не умеет, и против выноса он тоже на данный момент бесполезен. И этот футболист был выбран под девятым номером на драфте! Однако же, на все эти аргументы «против» есть одно существенное «за»: заполучить Энтони Барра очень хотел новый главный тренер «Викингов» Майк Зиммер. Учитывая репутацию Зиммера, я склонен авансом признать этот пик приемлемым.
Как мне кажется, Барр в 2014-м будет играть в команде ту же роль, что и Паттерсон в прошлом сезоне: несколько гениальных розыгрышей при крайне ограниченном времени на поле, – не огранённый алмаз.
Столь высокий номер, под которым выбрали Барра, определил судьбу самого главного пика «Миннесоты». Да, «Викингам» нужен был лайнбэйкер. Им нужен был пасс-рашер, особенно после потери Джареда Аллена. Но еще больше «Викингам» был нужен куотербек. До драфта все аналитики сходились на том, что Шпильман возьмет Джонни Мэнзела. Как потом выяснилось, это предположение было верным – в середине первого раунда «Миннесота» начала торговаться с другими командами, пытаясь вернуться в первый раунд за Джонни Футболом. Но «Браунз» успели раньше и забрали Мэнзела под 22-м номером. Гипотетический вопрос: что бы вы сделали, если бы вашу невесту буквально из-под венца увел другой? Я, вероятнее всего, взял паузу на раздумья. Рик Шпильман, судя по его реакции, решил бы немедленно взять в жены самую красивую из девиц, присутствующих в тот момент в церкви. «Минни» хотели Мэнзела, но, в конце концов, утешились Тедди Бриджуотером, и даже совершили ради него обмен, чтобы опередить «Хьюстон».
Я не могу сказать, что доволен тем, что «Викинги» упустили Мэнзела, по моему мнению, самого талантливого QB выпуска этого года, но Бриджуотер это, пользуясь недавней аналогией, не просто одна из подружек невесты, которую мы сгоряча выбрали. Возможно, что в первом ряду зевак, ставших свидетелями того, как наша несостоявшаяся жена сбежала с другим, стояла супер-модель и по совместительству голливудская звезда. Как насчет того, чтобы соединить наши жизни навсегда, красотка?...
Еще в начале весны Бриджуотер был твердым кандидатом на общий первый номер на драфте. Он отлично выучен и играл в системе нападения pro-style offense, т.е. похожей на профессиональную. Его последний сезон в колледже был лучше, чем предыдущий. Он отлично играет в «конверте» и при этом обладает достаточно быстрыми ногами, чтобы периодически включать скорость молодого Майкла Вика. Он умеет читать защиту, почти безупречен в коротких пасах, и единственное, что ему можно записать в минус – некоторая неуверенность в дальних пасах. И это может стать проблемой, учитывая, что любимая система нового координатора нападения «Минни» Норва Тернера – Air Coryell. «Воздушный Кориелл», в двух словах, это то, что всю свою карьеру в «Сан-Диего» играет Филип Риверс. Такое нападение начинается и заканчивается длинными пасами. QB выбирает цели среди ресиверов не снизу, – от ближайших к нему, а сверху, – от самых дальних. Мэнзел вписался бы в эту схему идеально. Бриджуотер же, судя по его играм за Луивилль, напоминает молодую и более талантливую версию Кристиана Пондера. Это звучит не очень интригующе, согласитесь. Но, все-таки, два месяца назад Тедди был номер один. И единственная причина, по которой он опустился на драфте так низко – неудачный «выставочный день» (pro day). Но pro day – это не футбол, а шоу. Известно примерно миллион случаев того, как посредственный QB выдавал отличный pro day, но впоследствии не добивался в NFL ничего. Возможно, мы только что стали свидетелями обратного.
Подробно о Бриджуотере мы поговорим как-нибудь в другой раз, пока же стоит сказать, что он, вероятно станет стартовым куотербеком «Викингов» с первого же матча нового сезона: Кассел или Пондер в краткосрочной перспективе могут быть более продуктивными, но Тедди – это будущее. Держать его на скамейке имело бы смысл только в том случае, если бы команда в будущем сезоне претендовала на что-то существенное и имела в составе опытного ветерана. К «Миннесоте» это неприменимо.
В третьем раунде был взят дефенсив-энд из университета Орегон Стэйт Скотт Кричтон. В определенном смысле Кричтон это антипод Барра. Если Энтони Барр это, условно, пуля, нацеленная в голову куотербеку соперника, то Кричтон – это молот. У Кричтона нет впечатляющей «физики» и потенциала Барра, но на его стороне статистика – 7.5 сэков, 47 тэклов, три отбитых паса и три вынужденных фамбла за последний сезон. Он опытен (три года в университете), дисциплинирован и хорошо играет против выноса. Для третьего раунда это был бы очень неплохой выбор, если бы ни одно «но» – у «Миннесоты» уже есть два стартовых DE, которые совсем недавно подписали с клубом контракты на большие суммы и сроки. Эверсон Гриффин этой весной получил $42.5 миллиона на пять лет; с Брайаном Робинсоном «Викинги» договорились прошлой осенью о продлении контракта на четыре года за $28 миллионов. Есть вероятность того, Кричтон будет играть не с краев, а изнутри, на позиции тэкла – в колледже он это уже делал. Или же Зиммер будет проводить активную ротацию эндов, как он это делал в «Бенгальцах». В другой ситуации я бы критически оценил выбор в третьем раунде игрока, шансы которого на место в старте в ближайшие три года близки к нулю, но одна из проблем «Викингов» это как раз отсутствие глубины состава. Если Кричтон станет хорошим третьим DE, жаловаться не придется.
Второй из имевшихся пиков в третьем раунде Шпильман потратил на Джерика МакКиннона, универсала из колледжа Джорджия Саутерн. За четыре года в студентах МакКиннон играл одновременно на позиции куотербека (пять матчей в старте в 2013-м), ресивера, фуллбэка, раннингбэка и даже корнера, плюс регулярно был задействован в спец. бригадах на возвратах. Для команды из слабой конференции такая универсальность хороших игроков явление не редкое, но МакКиннон все же выделяется продуктивностью: почти четыре тысячи ярдов за четыре года плюс 42 тачдауна. Если кто-то заскучал по Джо Уэббу, покинувшему команду, то вот вам новый любимчик: работяга, душа раздевалки, и при этом без определенной позиции в NFL. В ростере на данный момент МакКиннон значится как RB, и оценивать его перспективы в «Миннесоте» логично именно в этом качестве.
Но как раз здесь начинаются проблемы. Как бегущий МакКиннон не очень хорош для NFL: ему недостает умения продираться сквозь защитников. Джорджия Саутерн играла triple-option нападение, и в этой системе у МакКиннона почти всегда было много свободного пространства для выноса. В NFL картина, мягко говоря, другая. К тому же, у МакКиннона нет опыта игры на приеме – всего десять пойманных пасов за карьеру. Прямо сейчас я вижу его кандидатом для спец. бригад и, в лучшем случае, третьим RB в основном составе. Для третьего раунда это кажется неоправданной расточительностью, но посмотрим, что покажет тренировочный лагерь.
Следующим игроком, которого выбрали «Викинги», стал линейный нападения из Стэнфорда Дэвид Янки (пятый раунд). Как бы компенсируя авантюрность предыдущего пика, этот выбор можно назвать традиционным. Янки считается очень хорошо выученным, разносторонним и опытным (играл на всех позициях OL кроме центра) футболистом, чьим слабым местом является «физика». В мок-драфтах некоторых специалистов Янкли прогнозировали едва ли не конец первого раунда! Почему он котировался так высоко, сказать легко: лучший лайнмен конференции Pac-12 в 2012-м году, All-American в 2012-м и 2013-м. Почему Янки «упал» до пятого раунда, пока остается загадкой. В худшем случае он будет еще одним запасным, а лучшем – поборется за стартовую позицию левого гарда, единственное по-настоящему слабое место в OL «Миннесоты».
В шестом раунде «Викинги» взяли двух дефенсив-бэков. Много DB не бывает, но шестой раунд – это шестой раунд, и поводов для сомнений здесь больше, чем для оптимизма. Энтон Экзум из Джорджия Тек выдал отличный сезон в 2012-м, но пропустил почти весь 2013-й из-за травмы. Если он восстановится на 100%, то будет конкурировать за место в составе в качестве сэйфти (по словам Рика Шпильмана). Кендалл Джеймс из Мэйна, вероятно, будет бороться в лучшем случае за попадание в practice squad: для NFL у него неподходящие габариты – мелкий, легкий, недостаточно атлетичный, короткие руки.
Футболистов, выбранных в седьмом раунде, мы на данный момент проигнорируем вовсе: статистика показывает, что шансов пробиться в основной состав у них очень мало. Если кто-то из тройки студентов, выбранных «Миннесотой» под занавес драфта, останется в команде к началу сентября, я напишу об этом отдельно.
* * * * * * * * * *
Итак, подведем итоги. Второй год подряд Рик Шпильман активно ставит на игроков с потенциально высоким «потолком» – в первую очередь, из-за физических данных – но не готовых к NFL. Следует ли тратить пики в первом и третьем раунд на таких футболистов? По моему мнению, нет. Во-первых, большой риск, что Шпильман ошибся – особой гениальности за ним пока не наблюдается. Во-вторых, кому-то выходить на поле придется уже этой осенью. Если Барр, к примеру, не будет готов, лайнбэйкера с «сильной стороны» придется играть Оди Коулу, а это дыра в защите. Старательная, прилежная, но дыра. Если МакКиннон не заслужит право занять роль основного сменщика Эдриана Питерсона, то других достойных кандидатов на это место в составе у «Миннесоты» нет. Значит, будет играть кто-то по остаточному принципу. Усугубляет проблему то, что на некоторые из оставшихся пиков ГМ «Викингов» берет игроков, восстанавливающихся после серьезных травм. Маути в прошлом году, Экзум в этом. Это еще одно рискованное вложение в будущее, до которого еще нужно дожить. Когда так поступают «Фотинайнерс», не имеющие проблем с составом, это понятно. «Миннесоте» же откладывать заполнение ростера на неопределенный срок противопоказано.
Второй важный момент: «Миннесота» получила нового куотербека, и, возможно, Бриджуотер будет одним из главных «стилов» этого драфта. Хуже чем с Пондером не будет, это уж точно. С другой стороны, если и с Бриджуотером Шпильман ошибся, процесс смутного времени перемен в команде может растянуться надолго, и закончится он, весьма вероятно, уже в «Викингах», управляемых новым генеральным менеджером.