Тот самый пас
Великие исторические события, писал Гегель, повторяются дважды: один раз как трагедия, второй раз как фарс. В спорте знаменательные события повторяются гораздо чаще, так что тот, кто вчера оказался победителем в удивительном по напряжению и драматизму матче, сегодня, вполне возможно, покинет поле с опущенной головой. Так работают законы вероятности. Нам хочется видеть в этом руку судьбы, веление кармы, но, на самом деле, все очень просто: когда встречаются два равных по силе соперника, исход поединка решает случай. Или одно единственное правильное или неправильное решение. Именно поэтому мы запомним минувший Супер-Боул как матч, в котором судьбу титула определило один очень спорный шаг главного тренера «Сиэтла» Пита Кэррола. Тот самый пас, которого не должно было быть.
А так получилось, что плюшевые акулы, оказались самой большой неожиданностью вечера, ибо весь остальной матч прошел примерно так, как все и ожидали. Как очень точно подметил Билл Беличик в большом перерыве: «В этой игре нет никаких загадок, все решит исполнение». Так оно и было.
«Сихокс» весь вечер играли так, как они играют в последние три года: предельно жестко и аккуратно в прикрытии, создавая давление на Брэйди через слабое место в оффенсив-лайн «Патриотов» – центр. И медленно, через Линча, в атаке, в нужный момент взрываясь бомбами Уилсона. Это работало, поскольку это работает у «Сиэтла» всегда, и, одновременно, не работало, потому что «Нью-Ингленд», в свою очередь, методично выполнял наилучший из возможных контр-планов. В нападении упор на точные горизонтальные пасы в исполнении Брэйди – чтобы скомпенсировать относительную слабость выноса «Патриотов» и эффективность защиты «Сиэтла» против него же, и, вдобавок, чтобы выключить из игры устрашающих корнеров противника. Ричард Шерман, конечно, один из лучших CB лиги, но если за шестьдесят минут в его сторону бросают один раз, значит ББ и Брэйди нашли способ задействовать другие цели. Плюс эпизодические геройства Гронковски, который в состоянии обыграть один на один любого защитника. В защите Беличик справедливо уповал на то, что у противника нет ни одного действительно классного ресивера. Это был поединок хорошо изучивших друг друга, по-настоящему равных команд. Счет первой половины – 14:14 – и небольшая разница в итоговом результате – 4 очка – подтверждают это. В концовке все решало то, кому принадлежит инициатива. Так что если бы «Сиэтл» гнул свою линию до конца, в Диснейленд поехали бы не Джулиан Эдельман и Малкольм Батлер, а Рассел Уилсон и Ричард Шерман. Ибо все решилось в том самом последнем розыгрыше, когда на втором дауне за двадцать шесть секунд до конца матчп координатор нападения «Сиэтла» Деррел Бэвел и главный тренер Пит Кэррол решили играть тот самый пас.
Вы видели это сами. Если нет, то увидите, услышите и прочитаете об этом розыгрыше еще много раз. Уже сейчас написано несколько десятков статей и много тысяч форумных постов о том, почему Кэррол принял неправильное решение, и примерно столько же о том, почему «Сиэтл» все сделал верно, просто карта легла не той стороной. Отныне и навсегда футбольные болельщики, осбуждая этот момент, будут разделены на два лагеря. Защитники Кэррола приводят в его пользу статистику о том, что Моршон Линч в этом сезоне только однажды из пяти попыток набрал этот один недостающий ярд. И еще цифры о том, что вероятность успешного паса в такой ситуации примерно равна эффективности выноса. И что перехватов на пасах на такую дистанцию практически никогда не бывает. Это все – правда. Я со всем этим согласен, пусть и с некоторыми оговорками. Но есть множественные доводы в пользу тех, кто считает, что Кэррол ошибся. Два из них я приведу здесь, поскольку они наиболее четко выражают мою личную позицию по этому вопросу.
Во-первых, примем во внимание тот факт что в одном ярде и полуминуте от второго подряд чемпионского титула находилась не абстрактный клуб NFL, а именно «Сиэтл», одна из самых эффективных команд в NFL при игре в вынос на коротких даунах. А против них была защита, которая на этих самых коротких даунах, работает против выноса из рук вон плохо – защита «Нью-Ингленда». Это конкретная статистика, точная применительно к моменту, а не усредненная, учитывающая как все команды лиги играли в последние пять лет. Во-вторых, мы видели это весь матч – план «Сиэтла» работал. Кэрролу в этот раз не пришлось изобретать ничего выдающегося, никаких фейковых филд-голов. «Сиэтл» был собой весь вечер, и это привело их 88% вероятности победить в матче меньше чем за тридцать секунд до конца. И он, Кэррол, в этот момент, буквально, взял самое сильное из того, что было в арсенале нападения его команды, – Моршона Линча, и положил его на полку, в обмен на возможность сделать пас, чтобы потом дважды – по его словам – попытаться играть вынос на третьем и четвертом даунах. Это самое настоящее «горе от ума», ужасное, непростительное решение, и очень хорошо, что Кэррол сам это понимает.
Я сознательно игнорирую усилия «Патриотов» и, в особенности, фантастический рывок корнера Батлера, сделавшего ключевой перехват в этом эпизоде. «Сиэтл», разумеется, не проиграл матч сам себе: было кому набрать двадцать восемь очков и поставить чемпионов прошлого сезона в положение отыгрывающихся, было кому сделать перехват. Но именно тренер «Сиэтла» самостоятельно принял неправильное решение в ключевом эпизоде. 88% вероятности победить после перехвата превратились в один процент. Это не гений темного лорда ББ, не опыт Брэйди, это он, тот самый пас, которого не должно было быть.
* * * * * * * *
Есть еще несколько моментов, касающихся Супер-Боула и минувшего сезона, о которых стоит вспомнить.
Во-первых, о том, что на футбольную картину мира результат последнего матча года ни повлиял ровным счетом никак. То факт, что «Сиэтл» не выиграл, не делает их слабее или менее опасными в будущем. Это все еще династия, у которой есть еще как минимум пара сезонов в запасе прямо сейчас, начиная с 2015-го. Им придется учиться балансировать бюджет с Уилсоном, у которого будет обычный для куотербека-чемпиона контракт на много мегабаксов, им нужно будет поработать над тем, чтобы сделать нападение более разноплановым, нужны ресиверы на драфте, замена покинувшему команду координатору защиты Дэну Куину, и резерв для Линча. Но все это решаемые проблемы. Все сильные команды существуют в подобных условиях.
В свою очередь, тот факт, что «Нью-Ингленд» не проиграл, не повлиял никак на место Билла Беличика и Тома Брэйди в истории футбола. Тандем этих двух по совокупности многих параметров может считаться сильнейшим в истории лиги за всю ее почти столетнюю историю, и уже несколько лет как не важно, сколько у них перстней, три, четыре или восемнадцать. Субъективно я не перевариваю эту парочку по целому комплексу причин, но объективно – они одни из лучших. Лучшие, если считать по сумме достижений и стабильности результата на длинном отрезке времени.
Зная это, особенно обидно осознавать, что сезон, в какой-то момент обещавший много неожиданностей, завершился банальным с точки зрения интриги поединком двух лучших команд. Нет, это был отличный матч, один из лучших в году, и это был очень интересный плей-офф, но фанат андердогов во мне скорбит о том, что в Супер-Боул вышли именно те, кого мы там ожидали увидеть, а ни сюрприз года «Аризона», и ни «Даллас» с обретшим второе дыхание Тони Ромо, и ни «Грин-Бэй» с лучшим куотербеком настоящего времени, и ни «Денвер», который мог сделать Мэннинга-старшего бессмертным, выиграй он второй перстень со второй командой, или ни еще кто-нибудь еще. Победа сильнейшего может быть самый справедливый из всех возможных исходов, но и самый скучный. По-настоящему запоминающаяся история всегда неожиданна.
Еще одно сожаление – и недоумение – вызывает тот факт, что NBC и NFL решили вырезать празднования тачдаунов из трансляции. Я заподозрил, что что-то нечисто, когда судья матча дал Дагу Болдвину пятнадцать ярдов штрафа за «неспортивное поведение» – а причину наказания толком не показали. Уже после игры оказалось, что в том эпизоде ресивер «Сиэтла» отпраздновал тачдаун весьма своеобразно – изобразив, как он делает кучу в зачетной зоне соперника.
Еще один раз режиссёры трансляции побеспокоились о целомудрии телезрителей после ТД Моршона Линча. Бегущий «Сихокс», похоже, на радостях схватил себя за причинное место. На этот счет у очевидцев и у судей нет общего мнения, но все равно, ох ты, боже мой, какой ужас! Спасибо, NBC, что вы защитили традиционные ценности! Если серьезно, то это обычные лицемерие и цензура. И как любая попытка сделать мир не таким, какой он является, она делает только хуже. Линч, поедающий «скиттлз» перед матчем, значит, вполне допустим, любите, детишки, хорошего Линча, покупайте футболки с его именем. А вот Линча, хватающего себя за неназываемое, просто нет.
Цензура и приукрашивание / очернение истории – всегда зло. Цензура по такому смешному поводу, как малоприличный жест игрока, да еще и в условиях, когда в интернете все равно все обо всем знают, это идиотизм. Неприятные кому-то факты, неприглядные истории и некрасивые поступки, должны быть известны. Давайте знать тех, за кого мы болеем, не только в лицо, но еще и в другие части тела, если они считают нужными нам их демонстрировать. Когда я буду рассказывать своему сыну о том, что мой любимый футболист это Бретт Фарв, я обязательно вспомню и о том, что Фарв свое время лечился от наркотической зависимости, а потом посылал неприличные смс-ки малознакомым женщинам.