Film Room: Энди Далтон
"Какой способ стать миллионером самый распространённый?"
Это был первый вопрос, который задал нам мой преподаватель в колледже. Мы бились над поиском ответа всё время занятия, подстёгиваемые усмешками учителя и его убеждением в том, что никто из нас не сможет найти правильный ответ. Мы генерили идеи группами и по-одному, предлагая варианты от создания вэб-сайта до торговли недвижимостью или работы на госслужбе. Это задание оказалось непосильным для студентов факультета журналистики, но окончательно всех добил правильный ответ.
Самый распространённый способ стать миллионером - это родиться им.
Всякий раз, когда новый главный тренер приходит в команду, играющую в атакующий футбол и ведомую хорошим квотербэком, я вспоминаю о словах своего преподавателя. Самый лёгкий способ сделать успешную карьеру в НФЛ - работать с квотербэками уровня Аарона Роджерса или Тома Брэди. Роджерс - свидетель того, как двое из его координаторов после работы в Грин-Бэй стали главными тренерами. Речь о Джо Фиблине и Бене Макадо. Брэди играет немного дольше и помог уже трем координаторам получить работу хэд-коуча. Это Чарли Вэйс, Джош Макдэниелс и Бил О’Браен. Ни Роджерс, ни Брэди особо не пострадали от отсутствия этих тренеров рядом с собой, но зато тренеры испытывали острую нужду в своих квотербэках.
Сравнить друг с другом тренеров в Лиге довольно трудно, так как не все получают игроков одного и того же уровня таланта или трудолюбивых. Тренер, привыкший к работе с сильными футболистами, к незначительному количеству ошибок, часто не может проявить себя в новой команде, так как теперь у них нет стабильной опоры в виде классных игроков. Это не говорит о том, что в командах с отличными квотербэками не бывает хороших тренеров, это говорит о том, что в таких командах сразу вычислить бездарного тренера довольно трудно. В идеале команде необходим тренер, умеющий работать при существенных недостатках подопечных, тренер, способный разработать схему игры команды при неидеальных начальных условиях.
Вот почему в это межсезонье Хью Джексон был идеальным кандидатом на пост главного тренера (речь идет о предыдущем межсезонье, прим. НФЛРУС). Джексон не сильно избалован общением со звездами. Состав, который он тренировал до этого, был одним из самых талантливых в лиге, но при этом под его руководством не было соответствующего уровню ростера квотербэка. Джексон был вынужден выстраивать нападение вокруг Энди Далтона, внося корректировки, позволяющие показать сильные стороны Далтона и спрятать слабые. Это стало вторым случаем в карьере Джексона, когда он был вынужден доказывать свою способность выстроить нападение вокруг не самого талантливого игрока. Первый раз он это делал в безвыигрышной ситуации, работая в Окленд Рэйдерз.
Вот таблица точности передач Энди Далтона в минувшем сезоне.
На протяжении всей своей карьеры Энди Далтон выглядит довольно противоречивой фигурой. Так как игра квотербэка в наши дни всё ещё оценивается по количеству его побед и поражений, то успехи Далтона в регулярном сезоне кажутся заметными, а затем, на их фоне, дотошного болельщика удивляют его неудачи в концовке сезона и в плей-офф. Эти зимние неудачи не позволяют оценить Далтона как квотербэка выше среднего уровня. И именно квотербэки среднего уровня сильнее всего зависят от схем игры и окружающих игроков, тогда как более талантливые квотербэки сами делают своих товарищей по команде, а слабые якорем тянут команды и партнеров на дно.
Джексон понимал, что представляет из себя Далтон. Он соглашался с тем, что пасующий перед снэпом всё делает великолепно, но у него есть трудности с дальнейшим чтением защиты и техника броска тем хуже, чем дольше он держит мяч. Кроме того, Джексон заметил, что Далтон хорош в коротких передачах на короткие и средние дистанции, если ему удается прочитать защиту (бросать с задержкой), но умением сделать пас в глубину поля он похвастать не может.
Джэксон построил нападение вокруг Далтона так, что это позволило последнему читать защиту перед снэпом, и намного упростило чтение после снэпа при бросках примерно на 5 ярдов. Статистика в таблице выше чётко иллюстрирует эту тенденцию. 167 пасов Далтона отдавались на 5 ярдов или ближе, что составляет 43.3% от общего числа его бросков. Football Outsiders рассматривают игру Энди Далтона немного под другим углом, и его процент коротких передач возрастает до 49% (разные сайты по-разному классифицируют броски на короткие, средние и дальние - прим. НФЛРУС). Для многих квотербэков НФЛ этот показатель окажется 50%, но большинство из них вынуждены сделать короткий пас из-за сильного давления защиты. У Далтона же всё построение заточено именно под то, чтобы делать короткие броски. В его случае они не являются вынужденной необходимостью.
В прошлом году 21% бросков Бенгалс были адресованы игрокам до линии скримиджа. Только шесть команд имели показатель выше. Скрин-пас был ключевой комбинацией в игре нападения Цинциннати, а лайнмены нападения нередко выстраивались шире обычного. На снимке выше видно, что у Бенгалс на поле два принимающих тайт-энда вместе с двумя ресиверами и одним раннинбэком. Джексон полагается на необычную формацию, навязывая таким образом свою игру защите. С двумя тайт-эндами, стоящими на позициях ресиверов, у него есть два крупных блокирующих для скрин-пасов, при этом у него есть и ресиверы для длинных маршрутов. По отдельному розыгрышу мы, конечно, не будем судить о нападении в целом, но суть на этом примере понятна и принципы, по которым строится нападение Бенгалс, видны.
Неважно, что будет делать защита, Энди Далтон заранее знает, что не будет долго держать мяч в конверте. Ему нужно решить достаточно простую задачу, чтобы выяснить, куда бросить мяч. На краю поля, в верхней части снимка, видны два ресивера, стоящих на одной линии. Тексанс смещают туда лайнбэкера и сэйфти. Далтон понимает, что не станет бросать мяч направо, так как он играет из шотгана, а его раннинбэк стоит слева. Однако он может сыграть рид-опшн. Тексанс продолжают держать пять защитников в боксе, закрывая пути для выноса Далтона или Джереми Хилла. Остается один вариант развития атаки - пас налево. Слева четыре игрока Бенгалс (два легальных блокирующих и два ресивера), и Тексанс не могут прикрыть всех, и оставляют одного защитника на линии розыгрыша, а сэйфти играет выше.
Марвин Джонс готов принять скрин-пас. Джонс - хорошо физически развитый ресивер с уверенной ловлей и хорошим видением поля. Его основным прикрытием на блоке является левый тэкл Эндрю Уитворт, одни из лучших тэклов NFL, и тайт-энд Тайлер Айферт. Судя по трасположению защиты перед снэпом, Айферт имеет возможность выдвинуться в поле, оттягивая на себя внимание сэйфти. С Уитвортом на блоке Джонс может набрать несколько простых ярдов, прежде чем свернуть внутрь. Его в итоге накроют, но не раньше, чем он заработает 16 ярдов. Без всякого давления в кармане Далтон делает точный бросок, переходя от неудобных 1-и-20 ко вполне комфортным 2-и-4. Чтобы заработать первый даун, Далтон выберет тот же розыгрыш.
Найти противоядие против такого построения нападения достаточно трудно, особенно из-за того, что Джексон варьирует расстановку игроков, поэтому всегда трудно предположить, кого именно он будет использовать в качестве основной цели. Чтобы усложнить сопернику задачу, Хью Джексон так же использует шифт, оставляя защите ещё меньше времени на раздумья. Розыгрыш ниже точно такой же, как использованный на 1-и-20 против Хьюстона. Корнербэк в верхней части экрана стоит от линии скримиджа чуть дальше, чем следует. Это позволяет Далтону бросить бабл-скрин на Эй Джей Грина, тогда как Райан Хьюит играет на блоке. Далтон отдаёт пас достаточно быстро, чтобы позволить Грину без проблем обойти лайнбэкера, идущего ему навстречу. Этим розыгрышем Бенгалс с лёгкостью набирают 6 ярдов.
Далтон не может долго держать мяч, так как у него нет тэклов нападения для защиты от пасс-раша. При этом Далтон должен так же быстро избавляться от мяча, если адресат находится в даунфилде. Дифенсив-бэки видят расстановку для скрин-паса и подтягиваются к линии скримиджа, таким образом тэклы нападения убирают ди-бэков из прикрытия одним своим присутствием. Вот так лайнмены, который не пересекают линию розыгрыша и не работают на блоке, влияют на пасовую игру. Благодаря влиянию лайнменов ресиверам проще освободиться от персональной опеки. Далтон совершает бросок практически моментально, легко находя открытую цель в даунфилде, ведь из такого построения квотербэку легче читать защиту.
На кадре выше можно увидеть эволюцию этого розыгрыша, на сей раз против Питтсбург Стилерз. Стилерз хорошо знакомы с игрой Бенгалс, так как уже к тому моменту уже встречались с ними в текущем сезоне, и лучше прочих команд могут подстроиться под шифт нападения Цинциннати. 10 защитников придвинулись к линии скримиджа и находятся в пределах 5 ярдов от неё, уравнивая баланс сил на блоке перед скрин-пасом, а 11-й защитник Майк Митчел подходит к линии, опускаясь со своей позиции дип-сэйфти. Митчел даёт Далтону прочитать свою позицию перед снэпом. Далтон знает, что будет бросать не на левый фланг, где играет Митчелл, а направо, туда, где у него есть Тайлер Айферт и Марвин Джонс. Джонс и Айферт уходят вглубь поля параллельными маршрутами, так что Далтон может держать их обоих в поле зрения.
В этом розыгрыше Айферт показывает отличную игру. Он не обыгрывает защитника, но ему удаётся поймать мяч кончиками пальцев в красивейшем прыжке. Тайлер ростом 6 футов 6 дюймов и весом 250 фунтов, Грин - 6 футов и 4 дюйма, 207 фунтов. Трудно найти пару таких же крупных ресиверов в одной команде, которая к тому же была бы эффективна на приеме, как Айферт и Грин. Оба игрока с мячом на "ты" и обладают отличной техникой приема, что облегчает задачу квотербэку, ведь пасы не должны быть идеально точными. В прошлом сезоне у Далтона было четырёх таких ресивера. Марвин Джонсон и Мухамед Сану могли не только поймать пас, но набрать много ярдов ногами после приема, что позволяло квотербэку набирать больше ярдов, выполняя достаточно простые передачи. Теперь, в их отсутствии, Далтон имеет менее одарённых ресиверов и должен полагаться на Айферта сильнее, чем годом ранее.
Айферта невозможно прикрыть в редзоун. До тех пор, пока Далтон будет отдавать более или менее точные передачи, тайт-энд будет способен их принимать. Не имеет значения, высоко идет мяч или низко, уткой или пулей. У Айферта идеальные размеры, навыки и гибкость для того чтобы подстроиться под любой бросок. 25-летний игрок в минувшем сезоне записал на свой счет 13 тачдаунов, все они - на передачах менее 22 ярдов и 11 - после снэпов в ред зоун. Айферт - это эффективный и универсальный принимающий, способный играть на любом участке поля, и, несмотря на то, что его общее число приемов не так уж и велико, в системе Хью Джексона он регулярно является целью передач, направленных между защитников или в центр поля.
На фрагменте выше Айферт отправляется в центр поля, защита Канзаса играет Кавер-2 и персональное прикрытие, что дает ему шанс открыться против внутреннего лайнбэкера. За счет своего атлетизма Тайлеру Айферту удается открыться в борьбе с лайнбэкером, используя руки, при этом успевая посмотреть на своего квотербэка. Эйферт видит полет мяча, и благодаря своему росту без труда принимает высокий пас. Всё, что потребовалось сделать Далтону - отправить мяч чуть дальше тайт-энда в даунфилд, чтобы и после приема Айферт мог продолжать набирать ярды ногами. Это еще один пример того, что квотербэку не нужно раздавать идеально выверенные передачи.
Не так трудно найти тайт-энда, способного обыграть защитника и принять высокий пас. Гораздо сложнее найти тайт-энда, способного сделать то же самое, но обладающего быстрыми ногами и ни на фут не отклоняющегося от маршрута. На розыгрыше ниже Айферт занял позицию ближе к краю и играл против корнербэка Брэндона Флауэра. Флауэр не прессинговал его на линии скримиджа, однако находился в непосредственной близости. У тайт-энда - преимущество в габаритах, но он выигрывает дуэль за счет обманного движения плечами, умело перемещая массу тела, обманув опекуна. После приема он показывает хорошую работу ног, оставаясь в поле. Такие незначительные на первый взгляд нюансы позволяют Айферту весь матч достаточно успешно открываться на разное расстояние и на разных участках поля.
Минувший год был лучшим в карьере Далтона, и в этом велика заслуга Хью Джексона. Он один из немногих тренеров НФЛ, понимающий, что должен работать с учетом способностей своих игроков, и умеющих при том это делать. Он не скован рамками конкретной философии и не придерживается жестких схем. Если стартовым квотербэком Кливленда будет новичок Коди Кесслер, то Джексон может попытаться воссоздать систему, которую он построил вокруг Далтона. Кесслер умеет читать защиту перед снэпом и играть рид-опшн. Соответствует ли его талант уровню НФЛ - ещё вопрос, и фаворит в борьбе за место в стартовом составе - Гриффин Третий, но всё же никто из них не будет обладать таким набором ресиверов и таким блоком, как Далтон, так что ждать от Браунс повторения результатов Бенгалс в обозримом будущем преждевременно.
Вернемся к Цинциннати. 2016 год будет важным для Далтона. Он, несомненно, останется основным квотербэком Бенгалс, и будет им долгое время, но, судя по всему, ему предстоит научиться лучше читать игру и вывести взаимодействие с партнерами по команде на новый уровень. В минувшем году мало у кого было такое же талантливое нападение, как у Цинциннати, и, даже если под руководством Кена Зампизе, заменившего Джексона, команда сможет сохранить костяк в нападении, если получится эффективней использовать Джио Бернарда, всё равно будет крайне нелегко остаться на том же уровне. А травмы могут в одночасье разрушить всю систему, так сломанный палец Далтона, возможно, лишил Цинциннати шанса побороться за попадание в Супер Боул.
text by Cian Fahey