Film Room: Джеймис Уинстон
«Если бы задача квотербэка заключалась только в том, чтобы бросать мяч, то это была бы самая легкая футбольная работа». Это же самое предложение можно интерпретировать и по-другому. Наверняка большинство людей воспримут данные слова наоборот, что квотербэк должен быть лидером, связующим звеном и иметь способность, позволяющую его команде побеждать. Такое объяснение приведенной выше цитаты больше похоже на сказку. И такое ощущение, что это шаблонная заготовка, чем искренний ответ, основанный на доказательствах.
Никого не хвалят за лидерство или сплочение, если он постоянно проигрывает. Кроме того, оценивать отдельно взятого квотербэка по победам означает, что каждый из них играет в равных и одинаковых условиях на протяжении всей карьеры.
Более логичным толкованием этого предложения может являться то, что относится к техническим и психологическим аспектам игры на этой позиции. «Бросить мяч» указывает скорее на движение руки и тела, чем на ответственность, если речь идет о стартовом квотербэке.
Квотербэки добившееся успеха в НФЛ, это игроки, которые умеют читать кавредж и способны выдержать давление на карман. Это относиться к таким пасующим как Дрю Бриз, Филип Риверс, Том Брэди и Пэйтон Мэннинг. Не случайно, что именно эти аспекты позиции наиболее трудны для освоения. На уровне колледжа можно быть отличным стартером, если обладаешь определенной точностью и достаточной силой рук, чтобы сделать пас в различные участки поля, или умеешь быстро бегать. В НФЛ окна для броска гораздо уже, а кавередж гораздо комплекснее, поэтому, чтобы преуспеть, нельзя полагаться на одни лишь физический способности. Кроме того, пас-раш в исполнение профессионалов намного динамичнее, нежели у студентов, так что квотербэк в НФЛ имеет меньше времени на чтение и играет в ограниченном пространстве.
Найти молодого квотербэка, продвинутого и технически, и психологически - это очень трудная и редко выполнимая задача. Вот почему пресса подняла шумиху, когда Тедди Бриджуотер был выбран в самом конце первого круга драфта 2014. Через 12 месяцев газетчики уже как должному отнеслись к выбору Джеймса Уинстона.
Тампа-Бэй Баккэнирз выбрали Уинстона первым оверолл-пиком в 2015 году. Джеймис Уинстон доказал свой талант одного из лучших квотербэков еще в сезоне 2013. Этот редширт-фрешмен был основой команды из Флориды, которая была забита игроками уровня НФЛ. Он выиграл Хайсман Трофи, бросив победный тачдаун в матче за чемпионский титул. Более того, Уинстон показал уровень игры и технические способности такого уровня, что у скаутов НФЛ буквально потекли слюни. Он всё ещё был 19-летним парнем, так что связанные с ним ожидания могли только улучшиться по мере роста игровой практики. И пусть этого не случилось, так как звезда Флорида Стэйт немного просела в 2014, но набор навыков, которыми он обладал, никуда не делся.
По сравнению с другими квотербэками Лиги, по ходу своего дебютного сезона в Тампе, у Уинстона была весьма посредственная защита паса. Хотя многие разыгрывающие «расслабляются» на профессиональном уровне. Тренерский штаб, работая над схемами в нападении, упрощает чтение прикрытия, полагаясь на плей-экшн и скрины, в то время как о-лайн прикрывает квотербэка в пасовых розыгрышах. Баккэнирз во многом полагаются на выносное нападение и используют шесть линейных чаще других (кроме еще одной команды), при этом плей-экшн ими использовался весьма не часто. Плюс команда занимает 30-е место в применении шотгана или пистол-построений. Дирк Коттер старался не подставлять Уинстона, не загонять его в стрессовые ситуации, но все же нагружал футболиста гораздо больше, чем большинство других новичков. На кадрах выше игра против Нью-Йорк Джайантс, где видно базис, на котором основан успех Уинстона.
При виде сверху можно хорошо рассмотреть построение линии защиты Гигантов. Они довольно агрессивны, учитывая 7 блицующих с линии скримиджа. Уинстон руководит своим прикрытием и подает знак ресиверу (в самом низу экрана) сместиться ближе к краю поля. Опираясь на ситуацию перед снэпом Уинстон ожидает мен-кавредж, и Джайантс не делают ничего непредсказуемого до момента снэпа. Это означает, что Джеймис может мгновенно найти пасом слот-ресивера, чтобы из положения 3-и-5 получить 1-и-10. Перемещение принимающего ближе к боковой линии было чрезвычайно важным моментом в розыгрыше, так как после этого Уинстону больше не нужно было беспокоиться о корнербэке, которого увели с того места, куда он собирался бросить мяч.
Камера стоящая в зачетной зоне позволяет еще лучше понять то, какую именно поправку сделал квотербэк Бакс и зачем.
Несмотря на то, что у Джайантс 7 защитников в боксе, Баккэнирз также имеют 7 потенциальных блокирующих -это пять лайнменов, бегущий и тайт-энд. Квотербэк мог бы использовать тайт-энда на блоке и уровнять шансы, но он не был уверен по поводу намерений сэйфти, который хоть и находился в боксе, но стал бы он участвовать в блице или отскочил бы для работы в мен-ту-мен. Поэтому Уинстон располагает своих блокирующих так, чтобы каждый защитник кроме сэйфти получил своего оппонента. Сэйфти расположен дальше других по отношению к квотербэку и если он решится атаковать, то Уинстон будет иметь чуть больше времени для того увидеть это и сделать пас. Кроме всего прочего, сэйфти может и не будет участвовать в блице, но он единственный, кто реально может повлиять на весь дизайн кавреджа. Джеймис вынужден играть с одним неизвестным и ему придется реагировать на изменения уже после снэпа. До этого момента он не может скорректировать свою защиту.
Уинстону предоставляется окно, в которое он может попасть с его точностью, но это окно открыто ровно столько, сколько у него есть времени на пас, какие-то доли секунды, ведь сэйфти все же пошел блицевать, а значит при промедлении сэка не избежать. Предусмотрительно отодвинув внешнего ресивера к бровке, он выиграл расстояние, так как времени у него могло и не быть (что и случилось). Тем самым принимающий отработал маршрут и не дал дать корнеру возможности среагировать на летящий мяч. Но слот-ресиверу придется дать время, чтобы тот углубился в поле. Уинстон проявляет максимальное терпение и избавляется от мяча за мгновение до того, как принимает на себя хит от сэйфти.
Уинстон демонстрировал много похожих моментов в своем дебютном сезоне. Это не только показывает, как он держится под давлением в “конверте”, как перемещается внутри и как выполняет пас с задержкой по времени. Это демонстрирует основу его способностей, основу, которая дает ему шанс быть отличным стартовым квотербэком на протяжении всей профессиональной карьеры.
Хотя только это не сделает его великим.
Чтобы Джеймис Уинстон достиг потолка своих возможностей ему нужно поработать над двумя аспектами игры. Первый, самый очевидный, перехваты. После исторического сезона 2013 года, Джеймс принялся штамповать перехваты один за другим. Соотношение тачдаунов к перехватам у Уинстона составляет 40 к 10 в 2013 и 25 к 18 в 2014. Можно добавить сюда и 7 фамблов, если вести речь о защите мяча в целом. Квотербэк постоянно вынуждал партнеров отыгрываться. Наломав дров в первой половине игры, он начинал играть более важную роль в преодолении им же и организованных трудностей, пытаясь отыграться во второй половине матча. Наиболее серьезная вещь во всех перехватах Уинстона - это их повторяющаяся причина. Несмотря на то, что он отлично справляется с броском, Джеймис постоянно принимал плохие решения, имея одну и ту же слепую зону при андерниз-кавредже.
Многие указывают на бейсбол, как на причину этих трудностей. Неважно, так ли это на самом деле, но он перенес свою проблему из колледжа в первый сезон НФЛ.
15 перехватов для новичка - это не конец света. Сразу 37 квотербэков, сделавших себе имя в НФЛ, имеют 15 или больше перехватов в своем первом сезоне, включая таких игроков как Пейтон Мэннинг, Терри Бредшоу, Трой Айкман, Керри Колинз, Карсон Палмер, Эндрю Лак и Кэм Ньютон. В прошлом году только 4 пасующих кинули больше перехватов, чем Уинстон. Хуже всего не их количество, а тот факт, что он кидал перехваты слишком часто. Уинстон оформлял по перехвату на каждые 20.6 попытки. Лишь 6 разыгрывающих теряли мяч чаще, причем трое из них играли травмированными в этот период: Джонни Манзел , Блэйк Бортлз и Райан Фитцпатрик.
Перехваты — это недостаток, от которого можно избавиться. Из 26 потенциальных перехватов Уинстона, 16 были из-за плохих принятых решений. Из этих 16-ти почти половина (7) пришлись на первые 4 игры сезона. Теоретически неправильных решений должно становиться все меньше и меньше с появлением игрового опыта. Так что с этой точки зрения у Джеймиса неплохие перспективы. Это не значит, что он 100% улучшит свою игру в новом сезоне в данном аспекте, но вероятность такая есть.
Остальные возможные перехваты стали результатом плохой точности. Точность Уинстона — это и есть его вторая проблема на данном этапе карьеры и это то, что имеет гораздо меньшую вероятность по изменению к лучшему.
Ни один из 35 квотербэков, кого рассматривали в Pre-Snap Reads Quarterback Catalogue, не имел худшего процента точности. Уинстон имеет 71.9 %. Он единственный, кто не смог перешагнуть отметку 72%. Только он и Фитцпатрик были ниже 73% в прошлом сезоне. Без учета статистики, в контексте игровых схем этой пары, Уинстон был, пожалуй, даже более точным. Коттер использует вертикальные маршруты, что требовало от Уинстона постоянных бросков в даунфилд. Несмотря на то, что это оправдывает его в сравнении с Фитцпатриком, это не дает нам достаточного повода, чтобы назвать его средним пасующим или даже пасующим ниже среднего. Как показывает таблица, Джеймис неточно бросает в любую зону поля, но дальние пасы стоят выделяются особенно. Честно говоря - Уинстон плохо кидает мяч.
Что следует отметить: у квотербэка Баккэнирз есть достаточно большое количество красивых передач, которые можно взять как пример хорошей работы. Проблема в том, что он всегда комбинирует эти красивые розыгрыши с 6-7 значительно более простыми по исполнению бросками, которые идут мимо цели. Нападение обычно полагается на более примитивные броски - это базис. Поэтому неточность в их исполнении перекрывает любые дальние бомбы, которые не становятся решением глобальной проблемы Уинстона.
К счастью для Баккэнирз, у них были габаритные ресиверы, которые могли постоянно подстраиваться под мяч в точке приема, спасая неточные броски Уинстоном в его дебютном сезоне. Это хорошее дополнение к молодому квотербэку, но это не то, на что квотербэк может постоянно рассчитывать. Во-первых, трудно постоянно поддерживать состав нападения в таком высоком уровне (в прямом и переносном смысле). Во-вторых, даже эти ресиверы не могут прыгнуть выше головы. Они не в состояние поймать мяч, летящий далеко от цели. А значит показатели точности у квотербэка Бакс будут падать и дальше.
Таблица выше убедительно показывает, что наибольшие трудности Уинстону испытывает тогда, когда он делает пас в правую сторону поля.
Непойманные мячи Майка Эванса стали притчей во языцех в прошлом сезоне и это справедливо. Но эти потери затмили тот факт, как часто именно Уинстон не давал Эвансу поймать мяч, после того как тот оторвался от опеки ди-бэка. Безо всяких сомнений у Эванса есть и талант, и габариты, есть атлетическая подготовка и умение работать с мячом - все это дает квотербэку определенный допуск на ошибку, причем больший, чем могут предоставить 95% ресиверов НФЛ. Майку не нужна идеальная доставка мяча, но пасы для него должны все равно быть лучше тех, что он пытался выловить в 2015. Видео выше показывает типичный промах Уинстона - подобные ошибки он делал достаточно часто на любом уровне поля по глубине и с “завидной” регулярностью.
Эванс играет против корнербэка Чарльза Тиллмана. Только что завершивший карьеру Чарльз был отличным корнером, но травмы и возраст сделали его легким соперником. Эванс сперва расправляется с Норманом, после он изменяет маршрут и уходит на внешнюю сторону, оставаясь совершенно открытым. Уинстон не испытывает никакого давления на “конверт”, так что должен спокойно вложить мяч в руки Майка, позволяя ресиверу поймать мяч и успеть повернуть в глубину поля, чтобы набрать хорошие ярды ногами. В самом худшем варианте, Уинстон должен доставить Эвансу мяч на бровку, что будет достаточно для первого дауна.
Иногда квотербэки не могут точно бросить какие-то отдельные мячи и это нормально. Нельзя сказать такое про Уинстона - в какую бы точку поля он не бросал, часто он промахивается очень сильно в казалось бы простых ситуациях. Примеры приведены на видео выше. Однако, когда он делает пас на правую сторону поля, в особенности Эвансу, то постоянно не добрасывает ресиверу или наоборот, отправляет мяч слишком далеко в поле. Часто Уинстон требует от своих принимающих совершать сложную подстройку под мяч или полностью исключает их даже из борьбы за мяч.
У Уинстона не самые лучшие руки в Лиге. В них силы больше, чем это нужно и это, очевидно, препятствует правильной механике движения. Его пасы, как правило, откланяются от цели, куда бы он не бросал мяч. Джеймис не демонстрирует нам, что стремится делать броски точнее, а тупо полагается на свою силу. Обычно силу руки можно проверить по тому, как далеко в даунфилде ресивер может получить мяч. Квотербэк с сильной рукой может забросить мяч достаточно далеко, совершенно не изменяя механику броска и не разгоняя мяч специально. Это позволяет посылать мяч на 20 и более ярдов с высокой точностью. Так как пасы Уинстона достаточно часто уходят в сторону, он больше надеется на удачную игру ресиверов, чем на самого себя. Энди Далтон прекрасный пример квотербэка с точно такой же манерой броска.
Отсутствие рычагов, способных скорректировать талант и точность, больше всего сказалось на Майке Эвансе.
Выше показан фрагмент игры против Атланты. Эванс уходит на маршрут по дуге в сторону боковой линии, где поворачивается в сторону бровки для приема мяча. Он рассчитывал, что мяч прилетит в точку приема в тот самый момент, когда он повернется. Пас должен пройти перед его лицом, снаружи, так, чтобы после приема он мог уйти от защитника в сторону боковой разметки поля. Вместо этого Уинстон отправляет мяч так далеко вовнутрь от Эванса, что тому приходится разворачиваться в противоположном направлении. Мяч по существу ровно посредине между ресивером и корнербэком. Десмонд Трюфонд играет в корпус ресивера, но Эванс успевает среагировать и фиксирует мяч. Если бы ресивер Баккэнирз был менее талантлив, то Уинстон заработал бы на этом розыгрыше чистый перехват. Схожих по габаритам и реакции ресиверов в Лиге не так и много, а принимающие меньшего размера были бы наказаны жестким тэклом и инкомплитом.
Независимо от того, кто был бы целью для этого паса, бросок был выполнен из рук вон плохо.
Уинстон испытывает затруднения и с тем, чтобы воспользоваться возможностью для дальнего броска, когда его ресиверы уходят от ди-бэков. У него были передачи, которые выглядели точно также, как на видео выше. Это матч против Филадельфии, когда выпущенный им мяч опустился на 5-6 ярдов ближе намеченной цели.
Розыгрыш выше, против Далласа, просто хай-лайт того, что творится с рукой Уинстона. Этот бросок стал таким тяжелым только потому, что он странно держит свое тело в момент паса. Джеймис должен бросить мяч на внешнее плечо, в сторону бровки, чтобы увести его от ди-бэка, не дав тому шанс сбить или перехватить мяч. Но вместо этого пущенный им мяч отклоняется внутрь, что позволяет Брэндону Кэрру добраться до него раньше, чем это сделал Эванс.
Уж слишком много бросков Уинстона выглядят ровно так, как те, что приведены здесь. Является ли это проблемой механики паса или это встроенная в него естественная неспособность доставить мяч точно - не имеет значения. Неточность бросков Уинстона — это то, что не позволяет ему подняться выше среднего уровня квотербэков НФЛ. Если он сможет исправить эту проблему, то его рост как пасующего вполне возможен. Но лишь только после этого он сможет бороться за право стать топ-квотербэком.