Самые хитрые в мире. Часть четвертая: шпионские игры
Можете называть это обманом, можете проявлением смекалки, но попытка обхода правил всегда была составляющей игры в НФЛ. Перед вами перевод четвертой части стати о том, как игроки и тренеры команд разными путями пытались получить преимущество над соперником.
Во второй - о преимуществе своего стадиона
В третьей – о физическом воздействии на соперников.
Про хитрости Била Биличека написано столько книг, что он бы мог сидеть на этой стопке, как на барном стуле. Поэтому, когда Пэтриотс были заподозрены в слежке за Джетс в 2007 году, попытка оправдаться и говорить, что делал всё это было сделано только для того чтобы почтить память своих предшественников на футбольном поприще, выглядела бы глупо. Однако эти оправдания имели бы под собой почву.
Шпионаж, так же как и подозрения в слежке, появились в истории НФЛ раньше, чем шлемы.
Вернёмся в первые годы становления лиги. Бывший тренер Пэкерз Кёрли Лэмбо был настолько уверен, что Джордж Халас следит за его командой, что предостерегал своих игроков от разговоров с незнакомцами за неделю до игры с Бэарз. Он считал, что Халас всюду имеет своих агентов - в отелях, в районных центрах, в барах Чикаго. Всё это описано в книге «Ванна грязи и крови» Чифа Кристла и Гарри Демато.
Джин Ронзани знал хозяина Бэарз лучше многих, он играл в команде Халаса и затем тренировал в Чикаго. Когда он стал главным тренером Пэкерз в 1950 году, Ронзати с особой тщательностью следил за тем, чтобы любая информация не пересекала границу Висконсин-Иллинойс. Вместо того, чтобы раздать своим игрокам плейбук, он показывал им схемы в течении десяти секунд. Десять секунд и только - этого времени было достаточно, чтобы каждый игрок понял смысл своей роли на поле, но не всего розыгрыша в целом.
«Если над полем пролетал самолёт, он прекращал тренировку», - свидетельствовал в книге бывший лайнбэкер Пэкерз Дерел Тетак. – «Он был натуральным параноиком. Он всегда повторял: Шпионы (Бэарз) повсюду. Я знаю, они где-то рядом».
Позже Винс Ломбарди заставлял игроков меняться джерси на время тренировки перед игрой с Бэарз, опасаясь того, что чикагские шпионы могут быть где-то рядом.
Подозрения заклятых соперников были обоюдными.
«В ту неделю, когда мы готовились к встрече с Пэкерз, мы тренировались на Ригли Филд», - говорит игравший за Бэарз в 60-ых дефенсив энд Эд Обрадович. – «Кругом была охрана. Они стояли на верхних ярусах трибун и наблюдали за происходящим за пределами стадиона. Они стояли на балконах по двое, по трое. Посты были у входных ворот. Халас старался полностью огородить команду от глаз Пэкерз. Обстановка была натянутой, как кожа барабана, мы ощущали себя секретным подразделением, работающим над атомной бомбой».
Попытки шпионажа не были чем-то незнакомым для тренера Джетс Уба Убанка, посылавшего людей на поиски лазутчиков в коридорах стадиона Ши Стэдиум. Бывший тренер Редскинc Джордж Аллен проверял дупла деревьев на наличие там диверсантов в Дикинсон колледже, тренировочном лагере команды.
Верите вы или нет, но Халас, Убанк и Аллен имели достаточно веские причины для того чтобы беспокоиться насчет разведки соперника. Но всё это «исправил» Роджер Гуделл, «вписавший в правила» штраф размером в $500.000 для тренеров, уличённых в шпионаже.
Бывший тренер Браунс Пол Браун имел агентов среди репортёров газет, допускаемых на тренировки оппонентов. Такая практика в Лиге распространилась повсеместно. Вплоть до сегодняшнего дня многие команды запрещают присутствие иногородних представителей прессы на своих тренировках.
Легенда гласит, что для наблюдений за соперниками Браун загонял своих людей на телеграфные столбы.
Браунс также принимали меры предосторожности, чтобы быть уверенными, что никто не выведывает информацию об их подготовке к игре. В Кливленде подозревали, что раздевалки на Ригли Филд начинены жучками. Поэтому их разговор перед игрой в локер рум больше напоминал скучные речи политиков.
При всех применяемых методах охраны, в 1956 году Джайантс всё-таки сумели «украсть» плейколлинг Кливленда. Браунс были одними из первых, кто начал применять радиосвязь между квотербэком и скамейкой, Джайантс же, в свою очередь, смогли наладить радиоперехват при помощи приемника, установленного на их скамейке.
До 2006 года не было никаких специальных правил, касающихся видеозаписи действий персонала соперника. «Воровать» сигналы у других команд предпочитали в основном более старомодным способом, с помощью бинокля и блокнота, что никогда не считалось зазорным. Некоторые тренеры и скауты специализировались только на этом, порой к этому занятию привлекались и игроки.
Бывший квотербэк Рич Гэннон вспоминает игру, в которой он помог защите Чифс не меньше, чем нападению. До Канзаса Гэннон выступал за Редскинс Редскинc, так же как и квотербэк Чарджерз Стан Хамфрайз. В день, когда Канзас встречался с Сан-Диего, Гэннон заметил, что Чарджерз используют некоторые сигналы из плейбука Редскинc.
«Помню, я подбежал к тренеру секондари Чифс, Курту Шоттенхаймеру, который давал сигналы защите, и стал подсказывать», - рассказывает Гэннон. - «Сейчас будет даблмув. Сейчас будет хитч-маршрут или ещё что-нибудь. Половину того времени, что я находился на бровке, я давал им советы».
С развитием радиосвязи между игроком на поле и тренерами на скамейке примитивный радиоперехват практически сошел на нет, однако новинки техники дали зеленый свет появлению новых, более изощренных, шпионских приёмов.
В 2017 году НФЛ планирует разрешить командам вести видеозапись с бровки, что наверняка откроет новые лазейки для любителей играть нечестно.
«Лига старается контролировать ситуацию, старается сохранять чистоту борьбы», - рассказывает Джеф Фишер, – «Если кто-либо незаконно использует технические средства с целью получить преимущество в игре - скорее всего, его ждёт достаточно серьёзное наказание. Так что я не очень переживаю по поводу шпионажа».
Многие команды широко используют планшеты, что послужило причиной появления новых, цифровых, проблем в системах безопасности.
«Они постоянно пасут наши айпады, так что нам следует убедиться в том, что они в надёжных руках», - высказывается лайнбэкер Вайкингс, Чад Гринвэй, - «Порой вам приходится оставить свой планшет вне поля зрения, или же вы просто не можете взять его с собой, и вам стоит знать, что его могут стащить, и он окажется в ненадежных руках».
Команды даже ввели правила обращения с выдаваемыми игрокам табличками с комбинациями. Например, Том Кофлин штрафовал каждого потерявшего планшет с плейбуком на $25000.
«В конце игры каждый возвращает свой плейбук», - объясняет тайт-энд Рэйвенс Бен Уотсон, - «Запрещено выбрасывать ставшие ненужными картонки в мусорный бак. Те, кто знает, где их искать, могут найти их даже в мусоре. Ничего нельзя оставлять в отелях. Там работают фанаты ваших соперников, поэтому нужно внимательнее следить за тем, ты оставляешь после себя в кафетерии, зале для собраний или в вашей комнате. Вам необходимо неустанно следить за вашими вещами, в особенности на выезде, так как это - чужая территория».
Улыбаясь, Уотсон рассказывает о фокусах с дезинформацией. Некоторые могут оставить ложный плейбук в отеле или «забыть» стереть схемы с доски в зале собраний, чтобы их увидел уборщик, болеющий за команду хозяев поля.
Уотсон играл за Пэтриотс во время знаменитого Спайгейт, завершившегося денежными штрафами для Пэтриотс и Беличека и потерей выбора в первом раунде Драфта. Репутация команды была подмочена. В октябре прошлого года Долфинс привезли с собой на выезд в Бостон специальных сотрудников, которые следили бы за сохранностью имущества и не допустили бы утечки информации.
«Когда я играл за Рэйдерз, все думали, что мы следим за соперником с подачи Эла Девиса», - рассказывает Мэтт Миллен. «Каждый раз, когда кто-то играл против нас, все клялись, что всё кругом прослушивается. Теперь во всех смертных грехах принято обвинять Пэтриотс и Биличека. Тогда все шишки сыпались на Эла, теперь – на Билла».
Доказательств, говорящих в пользу того, что лидерство Пэтриотс не было бы возможным без шпионских игр, очень мало. После того как Пэтриотс поймали на видеосъемке, они выиграли 76.1% из 163 игр, тогда как в предшествующие скандалу годы этот же показатель равнялся 69.3% из 127 игр.
По словам Марка Мартца, Нью Ингленд - не единственная команда, занимающаяся шпионажем в новом тысячелетии. Мартц точно знает, что во время его работы на посту главного тренера Рэмс по крайней мере две команды посылали своих людей следить за ними, где бы они не находились. Он не хочет называть эти команды, уверен, что всё было именно так.
«Я лично ловил двух парней снимающих нас», - рассказывает Майк. «Камеру можно было увидеть с поля. Они находились на приличном расстоянии и считали себя незаметными. У одного была любительская камера, он, возможно, был фанатом, пытающимся помочь своей команде. Ему мы просто предложили упаковать свои вещи и валить. Другой находился в здании, примыкающем к тренировочному полю, и был обнаружен охраной. Мы разделались решили эти проблемы, сейчас это уже не имеет никакого значения».
Фишер рассказывает, что сталкивался с тем, что люди наблюдают за тренировкой, не выходя из припаркованных авто. Он посылал охранников к таким «зевакам», чтобы попросить их не задерживаться у поля. Охранник также записывал номер машин, чтобы позже узнать про любопытных подробнее.
По словам Фишера, им никогда не попадались настоящие шпионы, но всё равно команда со всей серьёзностью подходила к вопросом конфиденциальности.
Когда он был тренером Тайтэнс, то постоянно наблюдал за Максвел Хаус Отелем, стоящим поблизости от тренировочного поля.
«Мы общались с руководством отеля», -добавляет Фишер, - «И когда кто-то из посетителей бронировал номер с окнами, выходящими на поле, мы получали его данные, чтобы справится о том, кто этот человек».
Другим способом получения информации является подписание только что уволенных игроков. Бывший футболист НФЛ Мэтт Боуен пишет: «Практис-сквад – это проходной двор команды НФЛ. Для молодых игроков это – шанс попасть в главную команду, для соперников – источник ценных сведений».
«Все занимаются этим», - отмечает Миллен. «Вы можете узнать, почему команда играет в определенный момент так, а не иначе, но всё равно это не сильно поможет, вам придется играть в свою игру».
Возможно, он прав, но команды думают иначе. За пару недель до встречи с Сихокс в нынешнем сезоне Грин-Бэй Пэкерз подписали экс-раннинбэка Сиэтла Кристина Майкла. Матч завершился победой Пэкерз со счетом 38-10 и пятью перехватами Расселла Уилсона.
Можно долго спорить о том, насколько полезны все эти уловки, но они существуют и активно применяются, и отрицать тот факт, что всё это как минимум добавляет интриги – нельзя.