Воспитание сына тренера
Неделю назад отгремел очередной Супер Боул, который многие считают лучшим за всю историю. Но давайте отмотаем время немного назад и обратим свои взгляды на одного не самого обычного человека, причастного к этому событию.
Стивен Беличик – тренер секондари в «Нью-Ингленд Пэтриотс». И так же он сын Того Самого. И, несмотря на то, что этот 29-летний парень, несомненно, является ходячим результатом воспитания Билла, Стив горит желанием показать всем, что он не только сын великого тренера. Особенно сейчас, в преддверии Супер Боула.
Сейчас в Хьюстоне идёт традиционная "неделя Супер Боула", и внимание всё большего числа представителей СМИ приковано к Стивену, который сильно выделяется среди членов своей семьи. Только этот Беличик имеет длинные светлые волосы, которые спадали бы до плеч, не собери он их в хвост.
К нему подходит репортёр и задаёт уже привычный Стиву вопрос: "Что является самым сложным в том, чтобы быть сыном Билла Беличика?". Тот отвечает: "То, что вы подходите и задаёте этот вопрос. Я – Стив Беличик. Это и есть самое сложное". Но сложности на этом не заканчиваются. А другой репортёр тем временем спрашивает Стива о Кайле Шенахане – координаторе нападения Атланты и сыне такого же известного отца-тренера Майка Шенахана.
В воскресенье лучшее нападение лиги, построенное Шенаханом-младшим, будет противостоять защите «Пэтриотс», за последним рубежом обороны которых бдительно следит Стив, чья фамилия является одной из самых известных в истории футбольных тренеров. Как и все сыновья тренеров, Кайл Шенахан встретил серьезную критику от разных людей, считающих, что он получил работу лишь благодаря своему отцу.
Поэтому Стива спросили, приходилось ли ему слышать такое о себе. "О, такое я слышал почти каждый день, спасибо, что подняли этот вопрос", - отвечает Беличик-младший. Если ребёнок с фамилией Спрингстин возьмёт в руки гитару или маленький Спилберг соберётся сделать карьеру в кино, то ему (или ей) не получится просто тихо и спокойно заниматься своим делом. Это можно применить и к Стиву Беличику, который в этом году стал полноправным позиционным тренером после четырёх лет на позиции ассистента. Этот парень не из тех, кто известен на весь мир или собирает огромные толпы фанатов, но в воскресном Супер Боуле ему предстоит сыграть свою важную роль.
С одной стороны, Стивена раздражает, что многие считают, будто его фамилия играет такую огромную роль в его жизни и продвигает его по карьерной лестнице. С другой же, он не может не отметить тот факт, что, будучи Беличиком, он получил самое лучшее футбольное образование. "Много ли людей говорят вам, что у вас такой же голос, как у отца?", - спрашивает один из репортёров на первой медиасессии перед Супер Боулом.
"Я уверен многим сыновьям такое говорят", - отвечает Стив, чей голос, по факту, почти полная копия Билла Беличика. Такой вопрос был задан лишь из любопытства, зато ответ на него вновь показывает ту же картину: Стив продолжительно и с интересом говорит о том, как он живёт и работает сам по себе, не упоминая жизнь в тени отца. Но если вдруг нужно ответить на вопрос, который ему не нравится, он становится Настоящим Беличиком. "У каждого есть право на своё мнение", - подытожил Стив
Стива назвали в честь его деда, известного футбольного тренера и бывшего военного. Стив Беличик-старший был автором книги «Методы футбольного скаутинга», которая является очень авторитетной в тренерской среде. А то, как он обучал своего сына Билла, послужило основой для книги «Воспитание тренера» за авторством Дэвида Хэлберстэма.
И хотя многие уроки футбола Стив-младший получил от своего отца, который считается величайшим тренером в истории НФЛ, он говорит, что основную часть футбольных знаний получил именно от деда. С юных лет находясь в такой атмосфере, тренер сейфти «Пэтриотс», безусловно, опередил многих современников в плане матчасти. Занятия всегда начинались с одного аспекта: кнопки отключения звука. "Мой дед ненавидел слушать комментаторов. Так что звук всегда был выключен, и он мог говорить", - вспоминает Стив. "Он научил меня, как надо смотреть футбол и на что нужно обращать внимание. Он всегда просто сидел и пристально наблюдал за игрой. Так он и умер – в своём кресле, смотря субботний футбольный матч".
От просмотра матчей по телевизору обучение Стива перешло на трибуны. Дед и внук вместе ходили на матчи «Армии» против «Флота», когда Стивен-младший учился в начальной школе. Бывший скаут команды морского училища учил внука, за какими зонами на поле нужно следить перед снэпом и другим премудростям аналитически правильного просмотра игры.
Стив вспоминает: "Во время кик-оффа он находил лучшего игрока пробивающей команды и заставлял наблюдать за ним. На третьем дауне он говорил мне, за каким ресивером нужно следить, т.к. он уже до снэпа знал, кому бросят мяч. Мы не говорили друг другу что-то вроде: "Ты видел, как они это сделали?", футбол – очень быстрая игра, так что мы уже анализировали следующий розыгрыш. Для меня дед мог замедлить игру и сузить её до пары игроков и их действий, ведь он знал, что произойдёт дальше".
Когда Стиву было около 12, его дед начал учить его тонкостям игры спецкоманд, включая процесс лонг-снэпа. "Это не тот тип занятий, которыми хочется заниматься часами. Это тебе не бегать маршруты и ловить мячи. У тебя будет кружиться голова от этого, но ты должен продолжать выстреливать мячом между ног", - говорит Стив-младший. И, так или иначе, этим они занимались часами. Билл Беличик известен тем, что работает с людьми любой позиции в каждой из трёх игровых фаз. Он может отдельно заниматься как с ди-бэками, так и с квотербэками или лонг-снэпперами. И Стив придерживается той же позиции.
Он играл каждый снэп каждой игры в свой последний год в школе, выходя на поле как лайнбэкер, сэйфти, лонг-снэппер, фуллбэк, тайт-энд и на спецкомандах при кик-оффе. Если для того, чтобы остаться на поле, ему нужно было перейти на другую позицию, он делал это.В университете он играл на позиции лонг-снэппера, а также в лакросс – спорт, который Билл Беличик просто обожает.
Когда Стив-младший заговорит о позиции лонг-снэппера и игре спецкоманд, вы, к собственному удивлению, осознаете, что в семье Беличиков главный фанат спешл-тимс именно Стивен. Хотя среди тренеров НФЛ как раз Билл считается самым большим любителем разговоров о тонкостях игры в этом направлении.
"Мы выиграли пару Супер Боулов с хорошими снэпами, но все говорят о том, что Адам Винатьери забил отличный филд-гол, и, поверьте мне, я не отбираю лавры у Адама, но он не смог бы нанести тот отличный удар, если бы Лони Пакстон не выполнил бы идеальный снэп".
Хотя спецкоманды всегда будут занимать особенное место в сердце Стива, сейчас он сконцентрирован на том, чтобы остановить или хотя бы замедлить Хулио Джонса и нападение Атланты в воскресной игре.
Сэйфти «Пэтриотс» Дюрон Хармон говорит, что Стив в первую очередь обращает внимание всех на надёжность тэклов. Надёжность, правильность и сила при столкновениях с игроками нападения Атланты будет играть важнейшую роль, ведь именно эта команда лидирует в лиге в ярдах после приёма.
Это будет огромный день для Стива, и ему абсолютно наплевать, как, по вашему мнению, он добрался туда, где он есть сейчас. "Жизнь несправедлива. Но я и не ожидал другого", - говорит Стив. "Я люблю, когда всё, что я имею, добывается трудом. Я всегда буду сыном Билла Беличика для всех в СМИ. Но для тех, кто важен мне, моих друзей, семьи, я - просто Стив. И это как раз те люди, которые заботят меня. На остальных мне плевать".
Хармон говорит, что между сыном и отцом есть одна большая разница: "Стив намного более расслаблен, чем Билл. У него есть отцовский разум, но есть ещё и свобода, присущая молодым".
"Он умён, он шарит в футболе, он – Беличик. В то же время, он моложе и нам проще с ним общаться. Он понимает, в насколько сложных ситуациях мы оказываемся, и поддерживает нас, но при этом он всегда хочет, чтобы мы делали свою работу", - отзывается о Стиве сейфти Брэндон Кинг. Да, и Беличик-младший неукоснительно следует девизу отца, требуя того же от других: "Делай свою работу".
Стив говорит, что он не собирался обязательно становиться тренером, но он точно хотел заниматься чем-то, что связано с футболом. Когда он был подростком, он приходил к своему отцу во время тренировочного лагеря, наблюдая за всем и взращивая в себе ещё большее желание стать частью этой футбольной жизни, в любой должности.
Когда Стива спрашивают, почему он выбрал именно работу в защите, он отвечает, что лучше спросить его отца. Но добавляет, что всегда рад получить должность, связанную со спецкомандами или защитой (заметьте, спешл тимс всё так же на первом месте). Он отказывается отвечать на вопросы о его целях в тренерской карьере, лишь давая понять, что просто хочет "быть счастливым, как и раньше".
С другой стороны, это всё ещё удивительно, что Стив решил так же создать карьеру в футболе. Он постоянно получал уколы от критиков, которые адресовали оскорбления и недовольство и Биллу, и его семье. И, несмотря на успех Беличика-старшего, который вышел в свой седьмой Супер Боул, в жизни Стива запоминается намного больше поражений, чем побед. Он называет людей, что поливали Билла грязью во время ухода из Кливленда "слишком тупыми, чтобы всё понять", добавляя, насколько тяжело было слышать такое мальчику, которому ещё и десяти лет не исполнилось. Я не знаю, понимает ли кто-нибудь, что те заголовки в газетах делают с семьями. Очевидно, это тяжело, и все, кто попадают в НФЛ, знают, какое давление будет на них оказываться. Но некоторые вещи намного более важны, чем другие.
Стив вспоминает: "Мой отец сказал мне однажды простую мудрость: "Мы делаем это не для СМИ. Мы делаем это не для пресс-конференций, как некоторые другие тренеры. Мы делаем это потому, что любим свою работу"". И уж кто-кто, а Билл Беличик здесь абсолютно честен.
Стив говорит, что его семья стала сильнее и сплотилась настолько, что вся критика в адрес Беличиков теперь кажется "весёлой темой для разговоров в День Благодарения". "Нас как только не называли за эти долгие годы, так что меня уже трудно чем-либо удивить".
Говоря о семьях, у Стива и его девушки в октябре родилась дочка. После трёх детей (Стив, Аманда, которая работает главным тренером команды по лакроссу в «Холи Кросс» и Брайан - ассистент в службе скаутов «Пэтриотс») это первый внук для Билла. Когда репортёр спросил Стива о том, действительно ли у дедушек с внуками общение идёт легче, чем с детьми, тот ответил, что теперь может абсолютно с этим согласиться.
Сейчас Стив проводит всю неделю, рассуждая на камеру о фамилии Беличиков и обо всём, что идёт в комплекте: давление, ожидание и футбольное обучение. По его словам, пресс-сессия в понедельник была самой длинной в его жизни, а вся эта неделя в целом – самой важной. Действительно, это его шанс получить немного славы и как сын Беличика, и как отдельная часть организации. Это не тот момент, что позволит ему сделать своё собственное имя, но и эта возможность придёт со временем.
Когда его спрашивают, какая его часть выросла больше всего за этот год, Стив отвечает: "Мои волосы. Следующий вопрос, пожалуйста".
Да, этот парень точно Беличик.