Film Room: Нападение Рэмс
Шон Маквей - не волшебник, штампующий готовых квотербэков с помощью заклинаний. Иначе нам пришлось бы согласиться с тем, что Маквей имеет уникальнейшие способности, помогая распасовщикам развить уже имеющийся у них набор навыков. Никто из тренеров не может сотворить подобное щелчком пальцев. Это невозможно. Скорее, Маквей является первоклассным плейколером нападения, и его квотербэки просто превосходят себя, так как всё нападение построено с учетом умений и талантов кьюби.
В предыдущие три года Маквей выполнял обязанности координатора нападения Вашингтон Редскинс. Именно он ответственен за создание иллюзии, в которой Кирк Казинс выглядит намного лучше, чем на самом деле. В 2015 и 2016 годах, когда Казинс стартовал во всех 16 играх обеих сезонов, его рейтинг был шестым и пятым соответственно по данным пасового рейтинга DVOA. К тому же, в последние два сезона Казинс был третьим в Adjusted Net Yards per Attempt (ANY/A) среди пасующих принявших участие минимум в 24 играх. Выше кьюби Вашингтона стояли только Том Брэйди и Мэтт Райн.
Лос-Анджелес Рэмс наняли Маквея в этом межсезонье и сделали его главным тренером команды, несмотря на юный для тренерской работы возраст. Ему 31 год, и он гораздо моложе всех остальных главных тренеров НФЛ, но у руководства клуба судя по всему нет никаких предубеждений касательно возраста главного наставника команды. Рэмс был необходим свежий взгляд Маквея на игру, он должен был помочь вытянуть из болота Тодда Гёрли и Джареда Гоффа, двух игроков, выбранных в первых раундах последних драфтов.
После того, как Гёрли выиграл звание лучшего новичка 2015 года, он буквально свалился в пропасть в 2016. Его показатели скатились вниз ещё в конце первого сезона в лиге. Тогда казалось, что причина в общей невыразительной игре команды, а не предзнаменование будущего. Однако в 2016 году, дела лучше не пошли. Играя с никудышной линией нападения, Герли выносил чуть больше, чем на четыре ярда за попытку. Зная взрывной потенциал игрока, Рамс было просто необходимо дать его таланту заново раскрыться.
Гофф, с другой стороны, в свой первый год показал уровень игры ниже плинтуса. Он занял 50 место по упомянутому выше Adjusted Net Yards per Attempt (ANY/A) рейтингу среди 52 пасующих, отыгравших хотя бы 6 игр как новички. Эта статистика охватывает период за последние 16 лет. Вдобавок ко всему у него было лишь 5 тачдаунов, но зато 7 перехватов. За 7 игр он получил 26 сэков. Ситуация, в которой приходилось играть Гоффу, была ужасной, но он был ничем не лучше остальных 10 игроков на поле.
В это межсезонье фронт офис Рэмс намеревался полностью перестроить всё нападение, позволив их главному тренеру применить свои умения. Как мы видим, Маквей не подвёл. На данный момент игра Гоффа выглядит многообещающе. В своём втором сезоне квотербэк имеет более надёжную линию нападения, что позволяет ему чувствовать себя гораздо комфортней на поле. Маквей раскрыл потенциал линии так, как Фишер никогда не делал ни для одного из своих пасующих.
Пространство и вертикальное давление являются основными компонентами нападения, построенного Маквеем. Главный тренер Рэмс славится тем, что играет со скомпонованными группами игроков, применяя формации, соответствующие их набору навыков. Выстраивая игроков в плотные формации, тренер выделяет для ресиверов больше пространства на периметре и дает прямой доступ к стыкам зон ответственности игроков защиты. Плотные формации не позволяют защитникам разобрать своих ресиверов сразу после снэпа. Расположение ресиверов близко друг к другу даёт возможность раньше переплетать маршруты и сбивать с толку защитников. Такое расположение заставляет корнеров противника играть дальше от своей зоны прикрытия и оборона должна использовать оба глубоких сэйфти как меру предосторожности. Маквей уже успел встретиться с командой, в которой работал до недавнего времени. Редскинc приехали в Лос-Анджелес обновлённые и объединённые идеей дать бой своему бывшему координатору нападения. Как мы знаем, Вашингтон уехал с западного побережья с победой, и эта игра не стала легкой для защиты гостей.
Было достаточно рискованно играть против нападения Маквея с одиночным глубоким сэйфти. В принципе, игра с одним глубоким сэйфти таит в себе риск во встрече с нападением любой команды, но Маквей очень хорошо разбирается в том, как связать глубоких сэйфти и заставить корнербэков, никельбэков и бокс-сэйфти ошибаться, подбирая неправильного ресивера при прикрытии. Даже защита команды, которая должна понимать систему нападения Шона лучше других, имела трудности с тем, чтобы удержать всё под контролем.
Уайд ресивер Роберт Вудс и тайт-энд Джеральд Эвертт расположены вплотную на правой стороне формации. Вудс ближе к линии скримиджа и он же самый дальний игрок на этой стороне поля. В это же время, Эвертт находится дальше от линии и за Вудсом. При таком расположении опытный игрок понимает, что тайт-энд будет двигаться во флат зону по отношению к линии скримиджа за спиной уайд ресивера, после чего может повернуть в поле, либо продолжать движение до кромки поля. В обоих случаях предполагается, что нападающий будет двигаться за спиной внешнего ресивера, что создаст проблему для защиты, так как принимающий в данной ситуации выполняет роль буфера между защитником и тайт-эндом.
Корнер Джош Норман и сэйфти Ди Джей Свиренгер играют против двух принимающих Рамс. При снэпе Норман (№24 внизу экрана) разворачивается в сторону поля, сопровождая Эвертта. Ресивер Рамс движется по вертикальному внешнему маршруту и Норман безошибочно выполняет требующиеся от защитника действия.
Свиренгер, был сбит с толку первым шагом Эвертта. Тайт-энд показал, что собирается двигаться широко в право, давая понять, что будет уходить за спину ресивера. Свиренгер ловиться на эту приманку и тоже смещается в право, но это ошибка. Эвертт, своим движением просто немного сдвинулся в сторону, чтобы сделать шире предполагаемый маршрут с возможностью вернуться ближе к центру. Гофф изначально смотрит налево, но позже находит Эвертта, ушедшего от опеки Свиренгера и ещё не прикрытого ближайшим сэйфти. Рассмотренный пример является хорошим показателем того, насколько рискованной может быть защита с единственным прикрытием.
Когда защита начинает понимать, что единичное прикрытие может ей дорого обойтись, для нападения Рэмс настает лучшее время играть вынос. В начале последней четверти матча хозяева выбирают симметричный персонал 21 (2 тайт-энда, один раннинбэк) на своих 1 и 10. Пять линейных нападения и два тайт-энда располагаются на линии скримиджа, давая Рэмс группу из семи блокирующих. С другой стороны мяча в боксе Редскинc выставили три линейных защиты и четырех лайнбэкеров. Корнербэки Вашингтона играют на 7 ярдах от ресиверов Рэмс и 2 ярдах в сторону. Сэйфти расположены выше, примерно в 12 ярдах от линии скримиджа. Защита Редскинc опасается комбинаций маршрутов Рэмс.
Линейные Маквея давят бокс широким блоком, одновременно давая ресиверам богатый выбор маршрутов, от вариантов во флэт зоне до вертикальных. Обыгранные до этого несколько раз дальними пасами, гости пытаются избежать очередной неудачи, давая возможность Тодду Герли вынести через неплотную защиту на 8 ярдов.
Вертикальные комбинации Маквея открывают потенциал и для флэт опций. Лайнбэкеры смещаются внутрь к центру, корнербэки не торопятся прикрывать ресиверов на скрин пасах. Два сэйфти выше по полю недостаточно готовы к защите флэт зон, дают возможность для Гёрли набирать обороты, увеличивая свою результативность.
Ещё раз повторим, Маквей использует уплотнённую формацию. Уайд ресивер Семи Уоткинс и тайт-энд Дерек Керриер прижаты к линии скримиджа на левой стороне формации. На другой стороне расположены ещё два игрока, две предположительные цели для Гоффа. Гёрли находиться 7 ярдах сзади. Раннинбэк расположен так, что с лёгкостью может стать третьей целью для пасующего на любой из сторон поля.
Защита Редскинc играет прикрытие кавер-4. Четыре игрока в глубине, 2 внешних корнера и 2 сэйфти, рассчитанных на игру в глубине поля, в это же время три нижних защитника патрулируют флат зону и центр. Маквей в этой ситуации выбрал идеальный розыгрыш для нападения при такой схеме защиты.
В верхней части мы видим, как Уоткинс бежит маршрут на 10 ярдов. Вертикальная граница зоны прикрытия заставляет корнербэка преследовать его в поле, но при этом же задерживает сэйфти на этой же стороне. Тайт-энд двигается почти следом за Уоткинсом, ресивер в этой ситуации, как уже отмечалось, может быть потенциальным буфером для игрока, который с лёгкостью может уйти на внешнюю сторону. Вместо этого Керриер пробегает 5 ярдов стик маршрута. Два лайнбэкера не могут сразу определиться с действиями, играть против стик маршрута или оставаться и прикрывать флэт зону раннинбэка. В итоге лайнбэкеры остаются, корнербэки играют с Уоткинсом в глубине и некому держать Гёрли, принимающего свинг пас во флэт зоне.
В итоге вся команда выигрывает от схем, предложенных Маквеем, потому что они облегчают работу каждого. Вынуждая защиту заботиться о дальних пасах в одних случаях и зевать игроков в те моменты, когда они об этом не думают, нападение Рэмс воскресло. Теперь игра по воздуху стала более эффективной. Защита должна считаться с пасовым нападением Рэмс, что позволяет Гёрли выносить через облегчённые боксы защиты, возвращая себе былую репутацию.
Нападение Рэмс ещё развивается. Гофф пока не избавился от многих ошибок, которые преследовали его в первом сезоне. Маквею просто удаётся их более искусно прятать. Если развитее квотербэка Рамс остановиться, то всё нападение начнёт буксовать. В любом случае, то что сейчас показывает Гофф и нападение Рамс находиться далеко впереди от той же команды прошлого года. Маквей показывал, что умеет адаптироваться к изменениям по ходу сезона. Нет причин считать, что ему это не удастся на этот раз.