История в фотографиях: Coaches film. Истоки


Воскресное утро 14 октября 1923 года в Грин-Бэй оказалось достаточно холодным, поскольку за ночь температура опустилась намного ниже нуля. Но осеннее солнце и мягкий бриз с озера Мичиган быстро прогревали атмосферу. Обитателей ожидал комфортный тёплый день, как и обещали метеорологи. Местный фотограф Отто Стиллер, приближающийся к своему тридцатилетию, спустился вниз по ступенькам отеческого дома, расположенного на Ист Уолнат Стрит. На заднее сиденье своего автомобиля он поставил новенькую камеру Сине-Кодак Модель А, треногу и боксы с киноплёнкой. Двигаясь на восток по Ист Уолнат Cтрит, Стиллер успел оценить начавшиеся работы по строительству комплекса Ист Хай Скул на месте бывшего стадиона Пэкерз. На Мейн Стрит свернул к бейсбольной арене Белльвью Парк, где Упаковщики должны были принимать соперников из Чикаго.

Войдя в ворота боллпарка перед полуднем, Отто обменялся приветствиями с тренером Кёрли Лэмбо. Накануне, буквально до часа ночи, Лэмбо готовил свою команду к игре. На поле игроки Бэарз заканчивали последние упражнения предматчевой разминки. Пэкерз перебрались на Белльвью Парк, чтобы освободить место для строительства комплекса новой школы и новой городской футбольной арены рядом с ней, на которой планировали принимать соперников с начала сезона 1925 года. Интерес к игре Упаковщики – Медведи подогревался спортивной национальной прессой. Даже комиссар НФЛ Джо Карр из своего офиса в Коламбусе приветствовал соперников, выразив надежду, что эта игра должна стать одной из лучших на неделе.

 

Ему вторил спортивный обозреватель Грин-Бэй Пресс-Газетт и, одновременно, один из соучредителей и директор по связям с общественностью Пэкерз, Джордж Уитни Кэлхун. В своей колонке он отметил: «Команда Грин-Бэй в этом году оценивается как претендент на национальный титул, и в одном из самых важных матчей дня Упаковщики постараются удивить Медведей». Это была старая уловка, Кэлхун всегда немного приукрашивал ситуацию, вводя в заблуждение соперника, родную команду, зрителей, чтобы возбудить интерес к игре и собрать полные трибуны.
Пэкерз вступили в свой третий сезон в НФЛ. В 1921 году они заняли 7 место с результатом 3-2-1, а в 1922 – стали восьмыми, сыграв 4-3-3. В текущем году Упаковщики победили Хиббинг Майнерс 10-0 в предсезонной встрече, а в рамках чемпионата одолели Миннеаполис Маринерс 12-0 и разошлись миром без набранных очков с Олл-Стар из Сент-Луиса. Достижения Медведей, известных в 1920-1921 годах как Декэйтер Стэйлис, были несравнимо выше. В первом сезоне Американской Профессиональной Футбольной Ассоциации, они стали вторыми, уступив первенство Акрон Про. В следующем году Стэйлис, к тому времени перебравшиеся в Чикаго, стали чемпионами, завершив сезон вровень с Баффало Олл-Америкэнс, но опередив их по дополнительному показателю. В 1922 году Медведи снова заняли второе место, пропустив вперёд Бульдогов из Кантона. До этого дня соперники встречались лишь однажды. В чемпионский сезон, Бэарз принимали Пэкерз на Ригли Филд перед аудиторией в 7000 зрителей, и не оставили Упаковщикам шансов, победив 20-0. Соперники отличались как две параллельные вселенные: Бэарз представляли город с трёхмиллионным населением, Пэкерз – небольшой городок в 30 000 человек; первые могли собрать огромную аудиторию на своей арене и находились под патронатом состоятельных и влиятельных владельцев, тогда как вторые постоянно нуждались в средствах и преобразовали франчайз в акционерное общество. Однако, как утверждал Кэлхун: «...сегодня звезды благоприятствуют Упаковщикам, а Медведи будут повержены, подобно тому, как Давид победил Голиафа». Осеннее солнце приблизилось к зениту, когда Отто Стиллер направился на крышу трибуны Белльвью Парка. Он окинул взглядом арену. 4451 человек в нетерпении ожидали игры – все 3600 посадочных мест и несколько рядов временных скамеек были заполнены. Болельщики заняли места в проходах, вдоль ограждений, а некоторые взгромоздились на заборе. Билеты были распроданы задолго до игры. «Это самая большая толпа, которая когда-либо посещала спортивную встречу на северо-востоке», – написала Грин-Бэй Пресс-Газетт после матча. Отто отыскал наилучшую точку для съёмки, с которой было видно все поле, и начал устанавливать штатив. Первые прототипы кинокамер, например, «Фотографическое ружьё», появились в начале 80-х годов ХХ века, а к середине 1890-х с изобретением Уильяма Диксона и братьев Люмьер, производство кино аппаратов было налажено промышленно. В 1909 году польским изобретателем Казимиром Прушинским был сконструирован «Аэроскоп» – прототип репортёрских кинокамер. В январе 1923 года компания Истмэн-Кодак представила портативную модель Сине-Кодак и вместе с ней 16-миллиметровую плёнку, предназначенную для репортажной и домашней съёмки.

Эти события вызвали бум в любительском кинопроизводстве: узкоплёночный аппарат оказался компактным, а ёмкость кассеты стала достаточной для длительной съёмки. Хотя начальная цена была по карману далеко не всем. Отто Стиллер стал гордым владельцем камеры, штатива, плёночного сплиттера, проектора и экрана Кодаскоп, всего за 335 долларов. В те времена примерно сколько же стоял знаменитый автомобиль Форд Модель Т.
Устанавливая камеру, Отто вспомнил, как накануне к нему подошёл Кёрли Лэмбо и попросил перейти от фотографирования игровых моментов к киносъёмке действий команды в матче. Лэмбо объяснил, что хочет после игры просмотреть фильм с игроками Пэкерз. Согласившись на предложение, Стиллер вместе с Лэмбо определили условия съёмки и место расположение кинокамеры. Эрл «Кёрли» Лэмбо был очень амбициозным человеком. В тот день его игроки сражались против команды, успевшей стать лучшей в Лиге. Чтобы испытать подобный успех самому, Кёрли был готов на нестандартные шаги. Он всегда стремился обеспечить своим игрокам лучшие условия. Например, он настаивал, чтобы команда отправлялась на выездные игры поездом и размещалась в качественных номерах приличных отелей. Позже Пэкерсз Лэмбо станут первой командой, воспользовавшейся услугами авиакомпаний. С другой стороны, он всегда требовал от подопечных полной самоотдачи на поле и соответствия имиджу команды. Например, он настоял, чтобы игроки на публике носили строгие костюмы. Разница между командами в верхней части Лиги была незначительной – один-два топовых игрока, способность линии открывать и защищать проходы, преимущество в методах обучения. Лэмбо понял, что запись матчей может дать ему это преимущество. Не забываем, что Кёрли был играющим тренером, и не имел возможности наблюдать за игрой с бровки поля. Стиллер дважды проверил аппаратуру. Когда кикер Медведей сделал начальный удар, Отто включил свою камеру и начал поворачивать рукоятку. Для достижения изображения 16 кадров в секунду в реальном времени, оператору требовалось вращать рукоятку камеры со скоростью 2 оборота в секунду. Игра была вязкой и в основном происходила в центре поля. Вынос преобладал. Команды лишь трижды добрались до точки, удобной для пробития филд гола, но Упаковщики две свои попытки промазали, а Медведи были точны. В конце игры у Пэкерз был шанс занести мяч в зачётную зону, но прорыв Лэмбо был остановлен. Игра так и закончилась со счётом 3-0 в пользу гостей. Разочарованные зрители покидали трибуны Белльвью Парка, исчезая в вечерних сумерках.

Несмотря на поражение, Грин-Бэй Пресс-Газетт хвалила игру команды против «знаменитого врага», отмечая, что Упаковщики выглядели увереннее и чаще атаковали. В тот же день Отто Стиллер отправил фильм для проявки в лабораторию Истмэн-Кодак.
Где и когда Кёрли Лэмбо просмотрел плёнку, отснятую Отто Стиллером, как и какие выводы он сделал, мы уже никогда не узнаем. Возможно просмотр был организован в магазине братьев Стиллер на Черри Стрит, возможно в доме Стиллера или Лэмбо, или в другом месте. Но где бы не происходил подобный «киносеанс», просмотр специально отснятого кинофильма, предназначенного для использования в учебных целях, был новаторским подходом, впервые использованном в НФЛ. Нельзя сказать, что Лэмбо сразу же получил огромное преимущество благодаря технологиям. Фактически, он имел дело с довольно грубыми «движущимися картинками». Однако для того времени это было революционным нововведением. Тренер мог по нескольку раз, кадр за кадром (а иногда и в обратном порядке), пересматривать моменты, изучить действие соперника и своих игроков, оценивать их производительность и рассмотреть ошибки. И все это с высокой точки обзора над полем. Он мог пересмотреть игровые схемы, изучать с подопечными фундаментальные элементы игры (блок, захваты, вынос, бросок, приём и другие) и расположение на поле. Лэмбо имел возможность изучить склонности соперников к конкретным комбинациям и использовать эти знания в следующем матче, ведь в то время изменения в стиле игры и составах команд от сезона к сезону не были настолько кардинальными. Упаковщики закончили сезон 1925 года на третьем месте с результатом 7-2-1. Медведи с рекордом 9-2-2 стали вторыми, снова уступив непобедимым Кантон Бульдогз. Отто Стиллер, с командой помощников, продолжал снимать на фото и киноплёнку игры и тренировки Упаковщиков до начала 1960-х годов. Харли Грин, ученик Отто, которого считал своим вторым отцом, вспоминал, что видеосъёмка была опасной работой. На крышах различных стадионов было много незаметных ловушек и скрытых выступов, часто приходилось лавировать между открытыми проёмами или работать сидя на балках. Странно, но мне не удалось найти почти никаких фактов из биографии Отто Стиллера. Ни на официальном сайте Пэкерз, ни во всезнающей интернет-паутине. Представьте, что не удалось найти и фотокарточки человека, посвятившего жизнь фотографии. Известно, что он, как и его четыре брата, очень увлекались изобретениями и технологиями. В 1917 году они основали фирму Стиллер Компани, которая просуществовала до 1972 г. Пионер в городе в сфере фотографии, компания продавала различные товары, начиная от золотых рыбок и заканчивая электрическими рекламными вывесками.



Большое собрание фотографий Отто Стиллера храниться в Общественном музее Невилла округа Браун, расположенного в самом центре Грин-Бэй. Среди коллекции очень много изображений Пэкерз 1920-1950-х годов, а также различные снимки, на которых запечатлён старый Грин-Бэй и основные события в жизни города.
И если Вы рассматривайте старую фотографию Грин-Бэй Пэкерс, знайте, что с вероятностью 99% она сделана Отто Стиллером или его братьями.


Насколько фильм Стиллера, снятый в тот далёкий октябрьский день, и все его последующие съёмки помогли Пэкерс достигнуть успехов, оценить сложно. Одно можно утверждать наверняка, – он повлиял на подходы в подготовке к матчам, и, возможно, стал предтечей тактических изменений игры. К сожалению, нынешнее местоположение этого фильма, если плёнка вообще сохранилась, неизвестно.

Сергей «peacock» Павленко

по материалам Green Bay Press-Gazette, www.franklygreenbay.com, www.wikipedia.org

P.S. Когда материал был готов и отправлен редактору для размещения на сайте, я вдруг подумал: «Если Отто Стиллер был на крыше, то кто снимал его с поля?». На этот вопрос точного ответа, конечно же, мы не получим. Можно предположить, что за объективом фотокамеры стоял кто-то из его братьев или помощников.

Комментарии

salcon
Спасибо! Как всегда интересно!
vanaku
Ну класс! Жги
nestOr
спасибо
alexkum
Просто восхитительно. Не устаю повторять, что это мой любимый блог. Спасибо
brave
Очень круто!
peacock
Тебя не настораживает разница в количестве игр в сезоне?
Нет, не настораживает. В первых сезонах Лиги команды проводили разное количество игр. Как и с кем удавалось договориться. Лига только утверждала календарь представленный франчайзами и определяла какие игры пойдут в зачет. Главным был процент побед (ничьи, которых было намного больше чем сейчас не учитывались). Такой ситуацией пользовались и возникали скандалы. Но это тема отдельного разговора. Есть некоторые задумки на будущее.
SirMichael
Сергей, ну как у тебя получается ТАК писать? :)


У меня только один вопрос: «Упаковщики закончили сезон 1925 года на третьем месте с результатом 7-2-1. Медведи с рекордом 9-2-2 стали вторыми, снова уступив непобедимым Кантон Бульдогз.»

Тебя не настораживает разница в количестве игр в сезоне?

Widells
Серга, спасибо, как всегда хорошо и информативно.)