Говори со мной на одном языке
С тех пор, как Том Брэди стал 12 лет назад стартовым квотербеком команды из Фоксборо, Пэтриотс 11 раз попадали в топ 10 самых результативных нападений лиги. Но их методы все время менялись. В ранние годы Беличик не строил нападение вокруг Брэди, а поддерживал своего молодого квотербека высококлассными ресиверами и отличной выносной игрой. После того, как Том стал примой нападения, необходимость в этом отпала, и на смену той тактике пришла новая, призванная подчеркивать сильные стороны и умения квотербека.
Конец первой четверти. Предыдущий розыгрыш едва закончился, а Том Брэди уже выстраивает своих игроков на линии розыгрыша. Он машет рукой принимающему, хлопает линейного нападения по спине. «Алабама, Алабама». Розыгрыш стартует, и мяч летит в руки Стивену Ридли, который добирается до сорока ярдов Хьюстона. Очередной первый даун Патриотов. После следуют замены, и нападение вновь готово играть. Но теперь уже Шейн Верин стоит на позиции ресивера. После снэпа Брэди находит его на хитч маршруте, и тот, ускользнув от лайнбекера Брэди Джеймса, набирает еще 25 ярдов.
Затем следует идентичный розыгрыш с идентичным персоналом нападения, который не дает защите оправится. Три ресивера слева от Брэди бегут скрещивающиеся маршруты, в то время как Аарон Эрнандез, занимавший место в бэкфилде слева от квотербека, отправляется во флэт. Он и ловит очередной пас от Брэди, и ему не хватает только одного ярда до зачетки соперника. Все тот же 11 персонал (1 тайт энд и 1 раннинбек) выстраивается на линии, но теперь уже Верин расположился за Брэди. Идет вынос влево, и Верин забегает в энд зону. Тачдаун, Нью Ингленд!
Вначале это было шотган - спрэд нападение с Рэнди Моссом и Уэсом Уэлкером. Позже, с приходом Роба Гронковски и Аарона Эрнандеза оно модифицировалось в нападение, базирующееся на двух тайт эндах. Но Гронковски точно пропустит плей-офф, а в это же время Ридли и Верин заметно прогрессируют. Нападение Пэтриотс вступает на новый виток эволюции, и в этот раз акцент смещен на двух раннинбеков. Меняются схемы, меняются координаторы нападения – Чарли Уайс, Джош Макдэниэлс, Билл О’Брайан - и кажется, что единственной константой в этой организации являются Билл Беличик и Том Брэди.
Но сохранять свои позиции нападению Новой Англии позволяет тот факт, что Брэди и Беличик – не единственный незыблемые столпы этой системы. База их системы нападения вплетается во все схемы, стабилизируя изменения и позволяя эволюционировать дальше. Организация и дизайн нападения Патриотов лучше всего подходит для адаптации к одной конкретной игре, где любые варианты изменения персонала, схем и трендов могут быть собраны воедино.
Сейчас вы, наверное, будете в шоке, но все нападения в НФЛ – однородны. Грубо говоря, они все играют одни и те же розыгрыши, кто-то больше, а кто-то меньше, в зависимости от философии тренера.
В НФЛ есть три основные системы нападения: Вест Кост, Коруэлл и Эрхард-Перкинс. Таким образом, все команды играют по большому счету одни и те же розыгрыши, и отличается это все тем, как уже говорилось выше, в сторону каких розыгрышей смещен акцент.
Нападение Вест Кост, созданной Биллом Уолшем, к слову все еще самое популярное в лиге. При выносных розыгрышах там используется самая простая двузначная система обозначений, которая популярна в колледжах. А в пасовых розыгрышах обозначения пляшут от маршрута основной пасовой опции - Z-In, X-Hook. Такая система стара как сам футбол, поэтому неудивительно, что наставнику Уолша Полу Брауну приписывают создание современной концепции хаддла, геймпланов и плейколлинга. Больше 20 лет эта система была доминирующей в НФЛ.
Система Коруэлла, названная в честь бывшего тренера Сан Диего Чарджерс Дона Коруэлла и используемая в свое время такими специалистами как Норв Тернер, Эрни Зампезе и Майк Мартц, построена вокруг концепта дерева маршрутов. Многие команды использует дерево маршрутов, но у Коруэлла оно лежит в основе системы плейколлинга. Например, у Даллас Каубойз времен Троя Эйкмана был розыгрыш «896», согласно которому внешний принимающий бежал ин-маршрут (6), тайт энд – сим маршрут прямо вглубь поля (9), а сплит энд – скинии пост (8). Задумка была такова, чтобы, используя дерево маршрутов, тренер мог более эффективно заказывать розыгрыши, и у каждого ресивера цифра ассоциировалась с определенным маршрутом.
Но по мере развития нападения и защиты, по мере их эволюционирования – увеличения видов персонала, формаций, схем и т.д. – конструкции, начинавшиеся с «22 Z-In» оказались громоздкими.
В системе Коруэлла вся элегантность трехзначного обозначения маршрутов со временем оказалась полностью устаревшей. Дело в том, что в НФЛ последние годы преимущественно используются формации с одним бэком, где чаще всего маршруты бегут больше чем три игрока. И для заказа любой пасовой комбинации требуется использование как цифр, так и слов - “896 H-Shallow F-Curl”. К тому же, такая система хоть и дает возможность тренеру заказать любое сочетание маршрутов (если брать за основу дерево маршрутов от 0 до 9 – 59 049 возможных вариантов), но все же никому не нужен такой гигантский объем комбинаций. И да, большинство команд использует гораздо больше 10 базовых маршрутов, что требует создания новых обозначений для них.
Поэтому современное воплощение системы Коруэлла по названиям комбинаций более походит на Вест Кост, где встречаются монструозные по длине конструкции вроде “Scatter-Two Bunch-Right-Zip-Fire 2 Jet Texas Right-F Flat X-Q.” Но преимущество данной системы заключается в том, что она лучше остальных дает понять игроку, в чем заключается его задача на каждый отдельно взятый розыгрыш. Минусы же тут очевидны: во-первых, дико сложные и неудобные названия, а во-вторых, один и тот же концепт может быть назван совершенно по-разному.
Нападение Нью Ингленда можно причислит к третьей системе, системе Эрхард-Перкинс. Это нападение названо в честь двух специалистов, Рона Эрхарда и Рэя Перкинса, которые создали ее в 1970-ых в Пэтриотс с Чаком Фэйрбэнксом.
В основе системы Эрхард-Перкинс лежит принцип, что пасовые комбинации обозначаются не согласно дереву маршрутов или отдельному маршруту каждого принимающего, а согласно «концепту». У каждого розыгрыша есть имя, которое вызывает у игроков и тренеров в воображении определенную картинку. Но самое главное, что каждый концепт может быть сыгран практически из любой формации с любым персоналом. Как говорил Перкинс: «Вы можете играть одно и то же, подавая сопернику один и тот же концепт под разным соусом».
Главным преимуществом такой системы является то, что она играется с точки зрения квотербека. В других системах, даже если основы и принципы розыгрышей могут быть схожими, называться они в любом случае будут по-разному. Вместо того, чтобы обрабатывать весь этот массив информации в режиме реального времени, квотербек системы Эрхард-Перкинс должен учитывать только набор своих принимающих. «Можно сократить количество розыгрышей, но одновременно и получить различные вариации одного и того же из разных формаций с разным персоналом. Это легче выучить игрокам. Этому легче научить квотербека», - сказал Чарли Уайс еще в 2000 году. «Мы получаем разные вариации без смены самого концепта, и нам не требуется огромное количество розыгрышей для этого».
Такая упрощенность послужила причиной того, что система Эрхарда-Перкинса стала внедряться повсеместно. По словам Дирка Кеттера, система позволяет менять персонал и формации, и при условии, что игроки знают сам концепт, у вас появляется гибкость в заказе розыгрышей. Он также считает, что система цифровых обозначений только ограничивает тренеров, поскольку не позволяет охватить весь объем желаемых комбинаций.
Успешной система была, например, в Джайантс времен Билла Парселлса, ну а провал, к слову, пришелся на времена работы Эрхарда у Рича Котите в Джетс. Таким образом, общие принципы известны всем, но у Патритов они все же иные, свои.
В оригинале нападение Эрхард-Перкинс основано на выносной игре. Это подтверждает и мантра самого Эрхарда: «Бросай, чтобы набирать очки, и выноси, чтобы выигрывать». При помощи своих ассистентов Беличик смог перейти от нападения Эрхарда-Перкинса к системе Эрхарда-Перкинса, которая базировалась на способе обозначения и организации розыгрышей. Само по себе нападение с точки зрения игровой философии нейтрально. Собственно, таким образом, используя терминологию и структуру возможно наименее прогрессивной системы нападения, Брэди и Беличик создали одно из самых взрывных, динамичных и устойчивых нападений в истории НФЛ. Спред пришел на место консерватизму, менялись игроки и тактики – но базовые принципы остались все теми же.
А теперь давайте взглянем на розыгрыш, который долгое время был столпом нападения Патриотов. По сути, тут мы имеем два совмещенных концепта - “ghost/tosser», где «ghost» используется с одной стороны построения, а «tosser» - с другой. Концепт «ghost» предполагает наличие одного крайнего ресивера, который бежит вертикальный маршрут, средний ресивер бежит 8 ярдов вверх, а потом уходит во флэт, а самый ближний сразу идет во флэт. Это одна из форм “stick or turn” концепта, который используется каждой командой НФЛ. С другой стороны у нас «tosser», согласно которому ресиверы бегут дабл слэнт.
Базовость тут заключается в том, что мы в любом случае имеем крайнего, среднего и ближнего принимающих, каждый из которых бежит заданный ему маршрут. Для квотербека это значит, что концепт может играться из различных формаций с различным персоналом, но цели и маршруты неизменны. Как только принимающие поймут каждый концепт, им необходимо будет знать лишь то, куда им вставать на поле. Персонал и формации могут заставить защиту каждый раз играть по-разному, но для Нью Ингленда это меняет лишь то, где будет открыт ресивер или куда захочет кинуть непосредственно Брэди. Этот концептуальный подход объясняет, каким образом Пэтриотс умудряются играть одни и те же базовые розыгрыши, растягивая защиту четырьмя или пятью принимающими или используя раннинбеков с тайт эндами.
Главной инновацией в системе Эрхарда-Перкинса, сделанной умельцами в Фоксборо, стало внедрение но-хаддла. В 2012 году Пэтриотс были лидерами по количеству сыгранных розыгрышей, первых даунов, очков и ярдов в нападении – и везде с большим отрывом. Другие команды тоже использовали быстрое нападение, но у них не получилось достичь планки Пэтс по одной причине: терминология. Ни одна команда, использующая Коруэлл или Вест Кост, не сможет легко адаптироваться к настоящему ап-темпо но-хаддл. Причина проста: они не могут быстро передавать информацию меж собой так же эффективно. Пэтриотс созданы для того, чтобы общаться фразами по 2-3 слова, ведь куда удобнее донести до всех на поле несколько ключевых слов, чем выкрикивать длинный шифр.
Симбиоз терминологии и техники, эффективности и элегантности – вот что делает Патриотов столь притягательными. Как и нападения, защиты в НФЛ тоже стали пользоваться длинными зубодробительными терминами, что опять же мешает им играть против быстрых Пэтриотс. Таким образом, защиту ставят перед выбором: поменять терминологию или сдаться сразу. Для нападений это в большей степени императив. Пэтриотс задали стандарты для современного нападения, и остальным нужно поменять не то, во что они играют, а то, как они это называют.