Ирландские легенды: Золотой мальчик
Эра Фрэнка Лихи переживала свой закат. Великолепный тренер уже не выдерживал постоянных нервных стрессов, вызванных его неспокойной работой, и ещё в 1953м году после игры с Джорджией Тэк слёг в больницу с панкреатитом.
Нотр Даму требовался новый главный тренер, способный заменить Лихи. Такую кандидатуру разглядели в бывшем полузащитнике «ирландцев» Терри Бреннане, защищавшем цвета команды в 1945-1948гг.
Но перед тем, как уйти на покой, тренер Фрэнк оставил своей родной программе великолепный подарок в лице одного из самых великих футболистов за всю историю игры.
Штат Кентукки, город Луисвилль, места знаменитые скорее своей алкогольной продукцией и любовью к баскетболу, нежели успехами в забаве с овальным мячом. Именно здесь 23 декабря 1935 года появился на свет Пол Хорнунг, ставший одним из ярчайших игроков двадцатого века.
Когда начинают искать связь между клубами НФЛ и студенческими программами, то в отношении Нотр Дама всегда упоминаются «Сан-Франциско» и «Грин-Бэй». Действительно, мужская половина семейства Йорков, владеющего «49ми» обучалась в Нотр Даме, а в честь Джона Йорка даже названо одно из зданий университета. В то же время бывший студент Кнута Рокне Кёрли Ламбё, вынужденный прервать учёбу из-за семейных проблем, вернулся в родной Висконсин и основал в своём городке футбольную команду, её дальнейшая история включает в себя четыре выигранных Супербоула и множество других титулов. Однако далеко не все скажут, что же значит и для «ирландцев» и для «упаковщиков» номер «5». Цифра, ставшая одним из столпов величия команды Винса Ломбарди в конце 50-х – первой половине 60-х. Именно под этим номером выступал Пол Хорнунг.
С ранних лет юный Пол пользовался успехом у школьных тренеров, девушек и друзей. Он был лучшим в футболе, баскетболе и бейсболе. Это был феноменальный атлет. Настоящая находка. По «золотому мальчику» сходил с ума весь штат. И как же хотел видеть этого самородка у себя в команде тогда только начинавший свой путь к олимпу Пол Брайант.
Но учёбе в родном Кентукки у Брайанта Хорнунг предпочёл кампус Нотр Дама и Фрэнка Лихи. Однако тренер Фрэнк покинул команду перед началом 54го, и Полу так и не довелось поиграть под его началом. Также как и не доведётся ему стать национальным чемпионом.
Набор Лихи сделал своё дело и Нотр Дам продолжал держаться на плаву, оставаясь одной из самых сильных команд в стране. Хорнунг, поставленный на позицию квотербэка, показывал великолепную игру как на пасе, так на выносе и приёме. К тому же он стал основным киккером и сэйфти команды. «Ирландцы» великолепно провели 54й и с результатом 9-1 стали четвёртыми в чемпионате, затем последовали 8-2 в 55м и общее девятое место.
Уже тогда концепция наставника Бреннана давала сбои, и играла не команда, а отдельные личности. Заветы Кнута Рокне остались жить вечно. «Играй как чемпион сегодня». Именно эта надпись и в наши дни висит у входа в раздевалку «ирландцев», напоминая о великих предшественниках действующих футболистов. Тогда же перед глазами юного Хорнунга эта табличка сверкала постоянно.
Он отчаянно понимал, что разрозненный коллектив, сжираемый национальной прессой и толпами фанатов, не может превратиться в по-настоящему действенный механизм и сделать результат при очень серьёзной конкуренции.
Однако Пол продолжал играть в футбол и доказывать, что Нотр Дам является не просто одной из титулованных футбольных программ, что это философия, смысл жизни, что это неописуемое, заставляющее людей меняться в лучшую сторону, терпеть, преодолевая все трудности и идти к успеху.
Поединок 19 ноября 1955 года в Саут-Бенде с Айовой наглядно показал всё величие Хорнунга. В четвёртой четверти «ястребиные глаза» вели 14:7 и не давали никаких шансов своих соперникам. Но сначала Пол совершает прорыв со своей половины на 23 ярда, а затем, несколько розыгрышей спустя, он сделал сорокоярдовый пас в тачдаун. В конце встречи у «ирландцев» и их соперников закончились силы. Обе команды выдохлись. Мяч упорно не хотел приближаться к энд-зоне одного из коллективов. Однако в самом конце матча Нотр Дам продавил Айову, забравшись в «красную зону» противника. Пол получил право на 26-ти ярдовый филд-гол и с блеском его исполнил. Финальный свисток застал 17:14 на табло в пользу хозяев и ликующие трибуны стадиона в Саут-Бэнде.
Неделю спустя Хорнунг будет биться как лев в матче против заклятых врагов из Южной Калифорнии, но Нотр Дам уступит «троянцам» и потерпит второе поражение в сезоне.
После двух лет проб и ошибок в 1956 году «ирландцы» Бреннана перед началом сезона считались третьими в нации и всерьёз рассматривались как одни из претендентов на чемпионство.
Однако уже в первой игре в Далласе против команды Южного Методиста Нотр Дам неожиданно проиграл. Хорнунг в том матче сделал великолепный выносной тачдаун на 57 ярдов, но этого оказалось недостаточно.
Кто же мог тогда знать, что это будет началом одного из самых неудачных сезонов за всю историю программы?
Пол стал вторым в нации по ярдам на возврате, 15м на пасе, 16м по общим набранным очкам, но его усилий оказалось недостаточно, и «ирландцы» сумели одержать лишь две победы в десяти матчах. Ужасные 2-8.
По завершении сезона, Хорнунг был не только лучшим по показателям в нападении «ирландцев», он также стал вторым защитником команды, сбив больше всего передач соперника, став вторым по перехватам и таклам в программе.
Такое выступление не осталось незамеченным, и, несмотря на кандидатуры Джима Брауна из Сиракьюз, Томми МакДональда и Джимми Таббса из Оклахомы, Хорнунг был награждён Хайсман Трофи.
Это единственный случай в истории трофея, когда им наградили футболиста команды, имевшей проигрышный сезон.
{youtube}kdWn0e5PQIY{/youtube}
Первый номер драфта
В 1957 году Хорнунг был выбран «сырноголовыми» под общим первым номером драфта. Он провёл в составе «Грин-Бэя» девять великолепных лет, заслужив от своего наставника Винса Ломбарди прозвище «остриё энд зоны». В самые тяжёлые и напряжённые моменты встречи, когда оставалось пройти всего несколько ярдов, но соперник стоял намертво, мяч отдавали именно Хорнунгу. За свою карьеру в составе «Пэкерс» он заработал 760 очков, включая 62 тачдауна и 66 филд-голов. Пол был награждён титулом МВП НФЛ в 1961м.
Стиль Пола отличался полной безбашенностью на поле, он не жалел ни себя, ни соперника, идя в самые жестокие столкновения. Он полностью отдавался на поле. Он, помня заветы Кнута Рокне, играл как чемпион. В 1960м Хорнунг установил рекорд лиги по набранным очкам за сезон - 176, продержавшийся до 2006, когда его побил ЛаДэйниан Томлинсон.
История 60-х «Пэкерс» пестрит заголовками с фамилиями Барта Старра и Фрэда Ничке. И тот и другой являются символами духа игры, её первозданной чистой красоты. Они были совершенны на поле.
Но ни Старр, ни Ничке никогда так не бились до конца. Этому человеку был нужен только мяч. Тренеры не всегда жаловали Хорнунга и ставили то фуллбэком, то запасным квотербэком, но Пол всегда приносил пользу своей команде.
Обласканный вниманием кентуккийской прессы «золотой мальчик» стал поистине золотым в холодном Висконсине, вместе с партнёрами завоевав чемпионские титулы в 61м, 62м, 65м и 66м годах.
После того, как Пол окончил Нотр Дам, в кампусе университета долго не было близких по потенциалу футболистов.
Бреннан был у руля программы ещё два года, добившись результатов 7-3 в 57м, и 6-4 в 58м.
После его сменил Джозеф Кухарич, с которым команда имела 5-5 в 59м, 2-8 в 60м, 5-5 в 61м и 62м, и 2-7 в 63м при Хью Деворе, ушедшем после первого же своего сезона.
Слишком динамично развивался футбол и мир в целом во второй половине двадцатого столетия. Нотр Дам не успевал за этими процессами.
Родившись в Кентукки, и закалившись техасским солнцем родился дьявол, явивший Америке своё величие в Алабаме. Его звали Пол «медведь» Брайант. Это тот самый человек, что хотел когда-то заполучить к себе в команду Хорнунга. За время своей тренерской деятельности он прославился как один из самых жёстких наставников, наплевательски относившихся к игрокам. Настоящий диктатор, завоевавший 6 титулов национальных чемпионов. Он превратил футбол в армию, поставив во главу угла дисциплину и беспрекословное выполнение тренерских установок.
В самом сердце американской глуши, Небраске, родилась ещё более беспощадная машина, чем в Алабаме.
Обласканные солнцем и океаном мальчики из Южной Калифорнии всегда могли заполучить себе любой талант, ведь сам Голливуд им помогал в этом, и они великолепно этим пользовались.
Где-то в дремучих зарослях Огайо, в Коламбусе, под постоянным дождём, появился феноменальный каштановый ураган, собиравший в свои ряды лучшие кадры севера и севера-востока.
Как было бороться с этими монстрами? Казалось, что время легенд и весёлого ирландского футбола прошло навсегда. Команда была популярна, но с ростом университета, превратившегося в исправительное заведение для мажоров, отличавшихся плохим поведением, падала привлекательность футбольной программы среди выпускников, которым не было дела до строгих католических догм, традиций и своего образования.
Однако подобно весёлому армянскому тосту победы вновь пришли в кампус «ирландцев», но об этом в следующий раз…