Ирландские легенды: Руди
Среди высоких клёнов Индианы, что покрываются золотом с началом нового футбольного сезона, среди холодных ветров, среди дождей и лютой зимы родилась одна из самых трогательных и великих легенд за всю историю профессионального спорта.
Что есть человек, для чего мы рождены, и как должны пройти свой путь? Отдать все годы ценностям привычным? Быть может воплотить свою мечту? То воля каждого из нас. И лишь мы сами, упорством и стремлением, зажечь способны для себя звезду.
Рождение мечты
23 августа 1948 года в маленьком городишке штата Иллиноис, носящего название Джульет, в бедной шахтёрской семье Руттигеров появился на свет третий ребёнок. Это был мальчик, которого было решено назвать Дэниэлем.
Детство мальчика, как и последующую его жизнь, нельзя было назвать лёгкой. Он рос в самых нищих окраинах Чикаго, в семье из 14 детей, видя своего уставшего отца, работавшего день и ночь, чтобы прокормить свою многочисленную семью.
Единственным светлым пятном в жизни маленького Дэни были матчи футбольной команды Нотр Дама. В тот момент все члены семьи собирались у небольшого телевизора и, затаив дыхание, смотрели матчи «ирландцев». Глава семейства Руттигеров настолько любил футбол, что называл эту игру пятнадцатым ребёнком в семье.
Так, с малых лет в сердце Дэниэля родилась мечта стать игроком Нотр Дама.
Непреодолимые препятствия
Шло время, из маленького мальчика Дэни превратился в одного из лучших корнербэков своей школьной команды. Выступая за футбольный коллектив старшей школы Католической Академии Джульет, он стал одним из самых статистически успешных игроков в штате на своей позиции. Но, не смотря на неплохие результаты, проспект Руттингер не интересовал скаутов футбольных программ университетов, поскольку обладал далеко не самыми выдающимися габаритами – 168см и 75кг. К тому же, многие специалисты полагали, что пользовавшийся огромным авторитетом тренер Джорди Гилиспи мог заставить неплохо играть даже самого бездарного подростка.
Но, пожалуй, главным препятствием для попадания в студенческий футбол для Дэниэля была дислексия. Да, и не хотел юный Руттигер поступать никуда, кроме как в Нотр Дам, всегда предъявлявший очень жёсткие академические требования к своим абитуриентам.
Для тех, кто из вас незнаком с этим заболеванием, я поясню. Дислексия – нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Дэни не был умственно отсталым, он отлично соображал, но читать, увы, не мог. На лечение у семьи Руттигеров денег было.
С таким недугом у Дэниэля были серьёзные проблемы с учёбой. И, несмотря на успехи в некоторых предметах, он считался твёрдым троечником. Конечно, с подобными результатами было трудно рассчитывать даже на половину оплачиваемой стипендии в университете. А денег на оплату хотя бы двухгодичного колледжа у родителей Дэни не было.
И ему оставался один путь по окончании учёбы в школе – на завод.
Через тернии в кампус
Импульсом, разбудившем в невзрачном бедном замкнутом пареньке, ураганный порыв осуществить свою мечту стало, увы, печальное событие – гибель его лучшего друга Пита, покинувшего наш мир в результате несчастного случая на производстве, где работали оба мальчика.
Пит всегда уговаривал Дэни попытаться попасть в Нотр Дам. И его смерть заставила Руттигера собрать вещи и отправиться в своё легендарное путешествие в Саут Бэнд, несмотря на негативную реакцию членов семьи. Кто-то из них считал Дэниэля мечтателем, кто-то откровенно насмехался над ним, но никто, даже родители, не пожелали ему удачи.
Бедному неказистому мальчишке, имевшему плохие оценки и больному тяжёлым недугом высшее образование получить, казалось бы, было не суждено.
Возможно, это касается всех остальных университетов в Америке, но только не Нотр Дама. Места, призванного славить традиционные христианские ценности. И добродетель одна из важнейших таких ценностей.
Конечно, никто не позволил Дэниэлю стать студентом Нотр Дама. Но после беседы с отцом Кавано, президентом учебного заведения, было решено, что Руттигеру дадут шанс попасть в Нотр Дам после того, как он закончит Холи Кросс, двухгодичный колледж из системы католического образования США, находившийся там же, в стенах кампуса Нотр Дама.
За полтора года, что Дэни был студентом в Холи Кросс, он проявил себя как старательный юноша, обожавший, ко всему прочему, футбол и «ирландцев». Но, к сожалению, перед выпускной работой у него накопилось слишком много академических долгов, которые он был не в состоянии сдать.
Все эти полтора года Руттигер безуспешно пытался справиться с учёбой, кроме того, ему негде было жить, и он ютился в свободной комнатушке, находившейся в баскетбольном зале университета. Пытаясь хоть как-то поучаствовать в жизни «ирландцев», Дэниэль стал работать футбольным садовником.
Так и прошли эти три семестра. Полтора года. Вместе с опавшими листьями клёнов Индианы, в пропасть жизненной несправедливости начала медленно падать и мечта Дэниэля Руттигера стать футболистом Нотр Дама.
Зная, что его не примут в университет переводом из колледжа, поскольку он был отчислен, Дэни решил в последний раз попытать счастья и вновь подал заявление на поступление в Нотр Дам.
Годы занятий вместили в себя величины нам, простым обывателям, далёкие, чуждые и непонятные: преодоления собственных недостатков и комплексов, жалкое существование в тесной тёмной комнате и постоянная нехватка времени ввиду огромной занятости на работе, а также нищета и практически полное отсутствие друзей.
Несмотря на всё это, судьба смилостивилась над упорным юношей, и Руттигер был зачислен на первый курс Нотр Дама. Так его мечта начала осуществляться.
Рождение легенды
Тренер Ара Парсегян очень любил программу привлечения обычных студентов в футбольную команду. Конечно, те 15 человек, что попадали в группу игроков, пытавшихся стать «ирландцами», крайне редко превращались в героев кампуса. Но, история помнила волшебный случай, когда привлечённый в основной состав в 67м здоровяк Майк Ориард, провёл стартовым центром свой выпускной сезон и был выбран «Канзасом» в пятом раунде драфта НФЛ, отыграв за «Вождей» 3 сезона.
Естественно, что Руттигер не мог не попробовать свои силы в этой резервной команде. Несмотря на невыдающиеся 168 см роста и 75кг веса, Дэни показывал хорошее знание футбольной тактики, обладал богатым техническим арсеналом, но, главное, у него была феноменальная самоотдача. Каждую секунду на тренировке он выкладывался по полной. Именно эта страсть и подкупила одного из помощников Парсегяна Мерва Джонсона взять Руттигера в основную команду.
Сначала маленький неказистый Дэниэль, поставленный играть защитного энда, вызывал у партнёров только смех. Его заталкивали на тренировках, он не мог сделать захват куда более мощным игрокам нападения, чем те парни из резервной команды, с которыми у него вроде бы получалось играть в футбол. Однако великий мотиватор Парсегян видел в этом парнем ту силу, что способна объединить его не всегда хорошо ладивших друг с другом игроков.
Нотр Дам был элитой. Туда шли очень сильные школьные выпускники. Это была золотая эра «ирландцев», 70-е. Надменные, привыкшие быть на первых полосах местных газет молодые люди презирали Руттигера. Но тот прошёл слишком долгий и тернистый путь, на котором он встретил куда более серьёзные препятствия, чем холодная стена, возведенная его партнёрами. И Дэни не обращал на них внимания, с утроенной энергией работая на тренировках.
И заслужил этим уважение. Парни уже не насмехались над ним, а подбадривали. Так, из робкого недотёпы Дэниэль Руттигер превратился в любимца команды, в Руди.
Видя желание своего подопечного выйти хотя бы раз на поле, Парсегян очень хотел его выпустить. Но он также был тренером, а не волшебником, и думал, прежде всего, о своей команде. Ара считал, что Руди пока не готов к настоящей игре, но пообещал ему выпустить того в следующем сезоне.
Обстоятельства сложились так, что 74й оказался последним для Парсегяна в качестве главного тренера «ирландцев». Его сменил Дэн Девайн, имевший своё представление о футболе.
Для Руди всё началось заново. Однако пренебрежение нового тренера, скептически относившегося к футболисту Руттигеру, помогли преодолеть партнёры по команде, всячески подбадривавшие Дэни.
Настроения внутри «ирландцев» в итоге привели к тому, что Девайн разрешил Руди надеть форму Нотр Дама и выйти в составе команды против очень сильных парней из Джорджии Тэк. Это был уже конец сезона, 8 ноября 1975 года.
Лишь под самый занавес встречи, когда её победный исход был уже ясен, наставник «ирландцев» всё-таки выпустил Руди на поле. Кому-то может показаться, что время, отведённое пареньку было предательски малым. Всего два розыгрыша. Но, чтобы выйти на них, этому парнишке пришлось совершить настоящий подвиг.
После первого снэпа Руди был сбит с ног огромным линейным соперников, весившим намного больше ста килограмм. Однако уже в следующем розыгрыше Дэни Руттигер сумел пройти лайнмэна Джорджии и сделал сэк.
{youtube}-z950ovP7N4&feature=related{/youtube}
Такова была мечта этого паренька. Всего два розыгрыша. Один сэк. И целая вечность, чтобы это сделать. Настоящий подвиг, достойный уважения и восхищения.
Если вы когда-нибудь впадёте в депрессию, почувствуете, что у вас не хватает сил сделать ещё один шаг на пути к своей мечте, то вспомните о Руди. И продолжайте сражаться.
P.S. В 1993 году на экраны вышел великолепный фильм, снятый Дэвидом Энспо, рассказывающий о непростом пути, пройденном Руди. К сожалению, лично мне данная картина не попадалась с русским переводом, но, просмотр в оригинале, полагаю, каждому из вас доставит огромное наслаждение.
{youtube}rB0k21sGT_A{/youtube}