Inside the Playbook: I.D. игроков нападения; наиболее распространенные персоналы в атаке

PG-Example-4.jpgДанная статья открывает постоянный, как хотелось бы надеяться, цикл Inside the Playbook. Цикл будет посвящен тактике, тактике и еще раз тактике футбола. Статьи из него будут пересекаться со статьями из All-22 с той лишь разницей, что Inside the Playbook посвящен только теоретической части игры, All-22 же будет рассматривать применение тактик и стратегий непосредственно на поле. All-22 статьи большей частью будут представлять из себя переводы статей Мэтта Боуэна с National Football Post. Inside the Playbook так же опираются на работы этого журналиста (и, в прошлом, игрока), но содержат так же информацию из других источников, и пояснения к некоторым схемам и понятиям, сделанные вашим покорным слугой. Сделано это по той причине, что в оригинальных статьях не всегда подробно и просто расписаны некоторые схемыопределения и т.д. и т.п.

Особый разговор о переводе терминов с английского на великий и могучий. Сразу оговорюсь, что переводов игровых амплуа и имен собственных (таких как названия команд, построений, формаций, комбинаций, маршрутов и т.д.) не будет. В тексте возможны употребления этих названий кириллицей в максимально близком к оригинальному звучанию варианте. Переведены на русский будут только общеупотребительные понятия, например route = маршрут. И далее в том же ключе.

Начнем с самых базовых понятий. А конкретнее с обозначения игроков атаки. Это те самые заветные буковки, которые можно увидеть в любой тактической схеме, в любом плэйбуке. Так же в данной статье расскажу про самые распространенные варианты игрового персонала. Как можно догадаться из последнего предложения, речь пойдет об игроках атаки. Почему именно нападение? По двум основным причинам. Для большинства зрителей (и соответственно читателей) проще следить за игроками нападения, это интереснее и понятнее чем специфика игры в защите. Большинство базовых терминов, таких как персонал, формация, построение, маршрут, относятся именно к атаке. Таким образом, если есть стремление начать с базовых понятий, прежде чем переходить к более сложным вещам, таким как описание конкретных комбинаций и техник игры, то проще опять-таки начать с нападения.

Что же такое I.D.? Это одна или две условные буквы, которыми обозначаются игроки на схеме. Не стоит путать I.D. и общеупотребительные сокращения игровых амплуа. I.D. используются только в игровых схемах и плэйбуках. Сокращения названий амплуа можно встретить где угодно - от статей до игровой статистика во время матча.

Стоит отметить, что в целях компактности и экономии места далеко не все игроки получают обозначения на схемах. Так, например игроки линии нападения почти никогда на схеме не обозначаются, так как всегда имеют одинаковое расположение на поле. Большей частью это просто пять одинаковых пустых кружков. Центр часто чуть выдвинут вперед по сравнению с остальными, и нередко это черный кружок в отличие от белых – других лайнменов. Единственное исключение – схемы блокировки, когда перемещающийся со своей исходной позиции лайнмен может быть обозначен как буквами (в зависимости от того какую роль он играет) так и другой фигурой. Например, квадратом вместо круга.

Все выше сказанное касается и других частных случаев. Например, если хотят описать игру ресиверов, то игроки бэкфилда могут быть не обозначены. Стоит отметить, что ресиверов обозначают чаще других позиций. Но не всегда. Самое главное, что стоит знать – жестких правил не существует, все зависит от того человека, которых описывает ту или иную схему и от того, на чем прежде всего он хочет сконцентрировать внимание. Более того в упрощенных схемах (например когда рисуют мелом на доске) обозначения игроков вовсе необязательны. Защиту обозначают Х, нападение – О. В данной ситуации подразумевается, что все присутствующие хорошо знают о чем идет речь и какой игрок какому О или Х соответствует. Это достаточно сложно для начинающих, поэтому не наш случай. Мы будем использовать более информативные схемы и обозначения здесь и в дальнейшем.

И так. Какие же обозначения наиболее распространенные для игроков разных амплуа? Далее вы найдете подробное описание. В скобках будет указано общеупотребительное сокращение игрового амплуа. Его тоже достаточно часто применяют в различных схемах. Так же это полезно для новичков. Для них же – краткое описание игровой позиции, соответствующей тому или иному сокращению (или скорее наоборот).

I.D. игроков нападения:

QB (Q) – квотербек. Игрок, который находится прямо за центром, первым получает мяч после снэпа (в подавляющем большинстве случаев) и решает, что с этим мячом делать. Он может отдать пас, бежать с мячом сам или отдать его другому выносящему игроку.

R (RB) – раннинбек. Основной выносящий игрок команды.

F (FB) – фулбэк. Еще один игрок бэкфилда. В отличие от раннинбека его функции в подавляющем большинстве случаев заключаются в блокировке игроков защиты для того, чтобы освободить путь раннинбеку.

Y (TE) – тайт-энд. Игрок большей частью располагающийся с краю линии нападения. Своего рода гибрид принимающего и лайнмена. Может, как блокировать, так и принимать мяч.

U – так обозначают второго тайт-энда на поле.

Z – так называемый фланкер. Фланкер – это принимающий располагающийся за линией розыгрыша (отстоит от линии на один-два шага). Очень часто фланкер располагается с той же стороны линии, где играет тайт-энд. В большинстве случаев фланкер располагается поближе к бровке поля, хотя бывают и исключения.

X – сплит-энд. Принимающий играющий на линии розыгрыша. Как и фланкер это наиболее дальний от центра игрок. В большинстве случаев играет на противоположной от тайт-энда стороне поля. Как правило, номинальный первый ресивер команды.

W – слот-ресивер. Как правило, третий ресивер на поле. Хотя бывают комбинации, где слот-ресивер может быть и вторым (количественно) ресивером на поле. Отличие слот-ресивера от фланкера и сплит-энда заключается в том, что он располагается между линейными и основными ресиверами команды за линией розыгрыша. Роль слот ресивера так же может играть тайт-энд. В такой ситуации он играет дальше от крайнего лайнмена и ближе к бровке. В этой ситуации он обозначается буквой Y. Этой же буквой игрок в слоте (на позиции слот-ресивера) может обозначатся и в ситуации если на поле больше трех ресиверов, даже в ситуации если это номинальный принимающий а не тайт-энд.

H – этой буквой обозначают либо 4-5 принимающего, либо третьего игрока бэкфилда, либо третьего тайт-энда.

T – так тоже иногда могут обозначать третьего тайт-энда.

S – а так иногда, третьего принимающего.

WR- это общее обозначение принимающих вне зависимости от их расположения на поле. Как правило, это обозначение чаще можно встретить в различных статьях, чем непосредственно в схемах игры, но иногда можно увидеть и в плэйбуке. Например, когда идет описание выносной комбинации и, в общем, не важно, какой из ресиверов сплит-энд, какой слот, а какой фланкер. Тогда их могут обозначать одинаково.

Отдельно хочу отметить, что здесь представлены самые распространенные обозначения. Бывают и другие. Так фланкера иногда обозначают FL и т.д.

Рассмотрев основные обозначения (I.D.) игроков на поле, переходим к персоналу. Персонал – это количество игроков того или иного амплуа. Комбинация различных игровых позиций. Персонал непосредственно определяет стиль игры, вероятность той или иной комбинации. Вполне логично, что с тремя игроками в бэкфилде более вероятен вынос, а с четырьмя принимающими – пас. Все исключения, скорее будут фэйками, призванными запутать защиту соперника. Так, выведя на поле четыре ресивера, можно заставить защиту поверить в пасовый розыгрыш и сыграть успешную выносную комбинацию. Но это скорее исключение из правил.

Всего в атаке 6 заранее предопределенных позиций – 5 лайнменов и квотербек. Лайнменов на поле не может быть меньше, согласно требованиям правил игры. Квотербек чисто теоретически не обязателен, и бывают комбинации без его участия, но они очень редки. Поэтому когда описывают персонал на поле, указывают только тайт-эндов, игроков бэкфилда, и принимающих. При этом принимающих обозначают WR (вне зависимости от того где они располагаются), игроков бэкфилда RB (даже если это фулбэк, тайт-энд или даже номинальный принимающий) и TE (без деления на первого и второго тайт-энда). Для новичков это возможно будет несколько сложно. Но на самом деле это достаточно легко усвоить. Нужно просто помнить, что есть обозначения на схемах, где позиции игроков обозначаются более детально и общие обозначения игровых позиций (из двух букв), которые используют для обозначения игроков во всех остальных случаях – статьи, описание персонала, игровая статистика во время матчей и т.п.

Исторически сложилось, что у каждого персонала есть свое собственное название. Нужно это для того, чтобы как можно быстрее объяснить игрокам кто должен выходить на поле в тот или иной розыгрыш. Каждая команда для обозначения персонала использует свои собственные понятия, например цифирные обозначения – 11, 22, 21 и т.д. Это самый распространенный случай. Но бывают и исключения. Например, названия игральных карт – туз, короли, королевы. Чтобы не путаться в этом разнообразии, существуют общеупотребительные названия того или иного персонала. Их мы и рассмотрим. При этом будут показаны только самые распространенные варианты. В приведенных ниже рисунках не стоит обращать внимание на конкретное расположение игроков. При персонале с двумя принимающими, например, один из них может быть слот-ресивером, а может быть и фланкером. Персонал это только набор игроков, но не их расположение и тем более не формация (о расположениях и формациях мы поговорим в другой статье).

Для удобства, различные типы персонала скомпонованы в четыре группы. В скобках – цифровой вариант обозначений персонала. Его используют, пожалуй, даже чаще. Но далеко не все команды (как уже писал выше). Идея цифровых обозначений очень проста – ресиверов не считают вообще, первая цифра – количество игроков бэкфилда, вторая – тайт-эндов.

Группа 1:

-Регуляр (21)

-Эйс (12)

-Посс (11)

OFF1

Это самые универсальные варианты персонала. Из них можно играть как пасовые, так и выносные комбинации. В них обязательно присутствует как минимум один тайт-энд, что так же увеличивает универсальность этих типов персонала (тайт-энд может быть как блокировщиком, так и играть на приеме).

Группа 2:

-Джет (10)

-Хьюстон (20)

-Короли (01)

OFF2

Эта группа наоборот заточена больше под пасовые розыгрыши. Все наборы содержат по три или четыре ресивера. Игроки бэкфилда могут играть как на блоке, так и на приеме.

Группа 3:

-Танк (22)

-Хэви (13)

-Джамбо (23)

OFF3

Даже из названий понятно, что это более «массивные» варианты, нацеленные, прежде всего на вынос. По одному принимающему максимум. Принимающие в данной ситуации как правило так же могут играть на блоке.

Группа 4:

-Уайлдкэт (31)

-Джокер (02)

OFF4

Специфические варианты, играющиеся по большей части в колледжах. Тем не менее, изредка применяются и на профессиональном уровне. Персонал Уайлдкэт характерен тем, что номинальный квотербек играет на позиции ресивера. Это, пожалуй, единственный персонал, где позиция одного из игроков жестко заскриптована.

Знание обозначений игроков и возможного персонала важно далеко не только для профессионалов, но и для любителей футбола. Это поможет вам, как лучше разбираться в тактических схемах игры, если вы встретите их при прочтении какой либо статьи, так и лучше понимать что происходит на поле во время самой игры. Стоит еще раз отметить, что все отраженное выше не есть истина в последней инстанции. Футбол далеко не математика и каждая, команда, каждый тренер на любом уровне может иметь свои обозначения схем, персонала, игровых ситуаций. Данная стать лишь описание самых распространенных случаев. Очень надеюсь, что она окажет полезной и интересной!

В дальнейшем перейдем к описанию других базовых понятий, таких как расположения игроков на поле (alignments), формациям (formations) и самым распространенным на про-уровне философиям нападения – про-стайл, спрэд (шотган формации), пистол (в том числе модный рид-опшн) и уайлдкэт. Ну и более конкретное описание как та или другая комбинация «работает» против той или иной схемы защиты. И наоборот.

P.S. В качестве бонуса предлагаю найти и назвать в комментариях персонал с «заглавной» картинки. Его описания в статье нет.