От черепахи до G.O.A.T.: Том Брэди — величайшая династия НФЛ

tom-brady-courtroom-illustration.jpg

В конце своего первого сезона в стартовом составе Брэди рассказал о разговоре, в котором он пытался объяснить своему одноклубнику, как ему удалось менее чем за два года пройти путь от новичка из шестого раунда драфта до выхода на поле в Супербоуле.

«Когда я был ребенком, был один парень, намного быстрее меня», — сказал тогда Брэди. — «Я бросил ему вызов. Он побил меня. Я снова бросил ему вызов. Он снова побил меня. Я продолжал бросать ему вызов до тех пор, пока не победил. Помните историю о зайце и черепахе? Я был черепахой».

Брэди, конечно, давно сам стал зайцем. Со своей потрясающей стабильностью и постоянно увеличивавшимся числом трофеев Ломбарди, он заставил весь остальной футбольный мир бежать за собой, от команды к команде, от конференции к конференции. Брэди всегда увеличивал свое преимущество, выиграв семь Супербоулов. В конце концов, величайшая династия в истории НФЛ не была привязана к какой-то франшизе, — даже к тем двум, которые он изменил — а была заключена в скрупулезно поддерживаемом теле, выращена маниакальной трудовой этикой.

История Брэди, который во вторник официально объявил о своем уходе, может быть сведена к следующему: G.O.A.T., никогда не перестававший думать как черепаха, убежденный в том, что должен всех превзойти, вечный игрок из шестого раунда, даже после того, как он победил всех своих сверстников и тех, кто пришел позже.

С того самого первого Супербоула, когда Пэтриотс обыграли «Величайшее шоу на газоне» Сент-Луис Рэмс, после того, как некоторые все еще сомневались, стоило ли Биллу Беличику оставить Брэди с его растянутой ногой и вернуться к 100-миллионному бэкапу Дрю Бледсо, до его главного достижения — Супербоула в Тампе — он оставался тем медлительным ребенком, превзошедшим все мыслимые ожидания.

У Брэди была не самая классная рука и, конечно, не самые быстрые ноги. Но он обладал сверхъестественным самообладанием и глубоким пониманием игры в нападении с самого начала. Его первые товарищи по команде помнят, как он подсказывал им, когда сам только начинал свою карьеру, как он хотел корректировать их маршруты. Это внимание к деталям никогда его не покидало.

В конечном итоге, целеустремленность, приведшая его к величию, способствовала его уходу из спорта. Когда-то он говорил, что хочет играть до 45 лет, но не прошло и полугода, как его семья — и признание того, как много времени и внимания отнимает у них футбол — наконец завершила карьеру квотербэка с такой бесповоротностью, как не смогла бы ни одна команда соперников. Не было ни прощального тура, ни эмоционального ухода. Когда Баккэнирз проиграли Рэмс в дивизионном раунде, Брэди просто ушел с поля, как и все остальные, а празднования остались только в воспоминаниях.

Но какие же это воспоминания. Карьера Брэди — это череда удивительных моментов и неожиданных разочарований. Когда в 2000 году его задрафтовали под общим 199 номером, он был четвертым квотербэком Пэтриотс. Билл Беличик и ныне покойный тренер квотербэков Дик Рехбайн сказали ему, что им нравится его релиз мяча, но не габариты. Ему нужно было набрать вес и улучшить работу ног. В статусе новичка он бросил всего три передачи, и Беличик позже сказал, что, основываясь на том сезоне, трудно спорить с тем, что Брэди был выбран в шестом раунде.

Тот сезон он в основном провел в тренажерном зале, а в следующее межсезонье принял участие в каждой из 60 тренировок Пэтриотс. К моменту открытия лагеря в 2001 году Брэди весил уже около 100 кг, имел лучшую механику и обгонял некоторых партнеров, что было шокирующим, так как его отец шутил, что время Брэди можно засекать по солнечным часам. Он стал настолько лучше, что получил в лагере привилегированное парковочное место, где ставил свою машину канареечного цвета. Бледсо был высокооплачиваемым игроком основы, но Беличик уже подозревал, что Брэди это лучший квотербэк его команды.

Лайнбекер Джетс Мо Льюис — в виде удара, разорвавшего кровеносный сосуд в груди Бледсо — открыл Брэди путь в лигу в начале сезона 2001 года, выпустив TB12. Поход к первому Супербоулу был чистым удовольствием. Брэди все еще выглядел долговязым подростком в кепке и толстовке. Было «Правило Така» и рождение Пути Пэтриотс. Та первая чемпионская команда была защитной, но Нью-Ингленд развивался по мере того, как развивался Брэди. Его понимание нападения, чувство времени, способность ощущать давление и уходить от него, подталкивали команду к пасовому нападению, которое сейчас считается стандартом игры. Титулы копились, в первых четырех сезонах, где он был стартером, их было три.

В 2007 году Рэнди Мосс составил с ним наэлектризованный тандем. Они прошли регулярный чемпионат непобедимыми, а затем последовало ошеломляющее поражение в Супербоуле — первое из двух — от Джайантс. Здесь были кажущиеся ежегодными перестрелки с его другом и соперником Пейтоном Мэннингом, в которых часто решалась судьба посева в плей-офф АФК. Была спорная дисквалификация, когда НФЛ обвинила его в том, что он был в курсе схемы со сдуванием мячей для улучшения сцепления. А затем, когда Брэди уже было около сорока, последовало еще три чемпионства с Пэтриотс, каждое из которых все дальше продвигало игрока в пантеон величайших в истории. Ни один игрок не был так тесно связан с имиджем франшизы, ни один игрок не двигал свою команду на самый высокий уровень с такой методичностью и постоянством.

За 18 сезонов, в которых Брэди был стартовым квотербэком Пэтриотс и был здоров (кроме 2008 года, когда он получил травму открытия в первом матче), команда пропустила плей-офф лишь однажды, в 2002 году. Из этих 17 плей-офф Пэтриотс с Брэди 13 раз доходили как минимум до финала конференции, в том числе 8 раз подряд с 2011 по 2018 год. Он привел Нью-Ингленд к девяти Супербоулам, выиграл шесть из них и четырежды признавался MVP игры.

Все эти успехи сделали Брэди звездой далеко за пределами футбола. Он женился на одной из самых звездных моделей в мире. Он основал компанию, занимающуюся здоровьем и связанным с ним образом жизни, и написал книгу о том, как достичь пика своей производительности. Он сделал мороженое из авокадо серьезной вещью.

Очень рано Беличик начал использовать слово «потрясающий», говоря о своем квотербэке, но их отношения в конечном итоге испортились, после того, как в 2014 году он выбрал Джимми Гаропполо в качестве потенциального преемника, а сам Брэди устал от рутинной работы в Нью-Ингленде. При всех своих достижениях и сопутствующем финансовом успехе, Брэди все еще был настолько погружен в футбол, что выглядел по-настоящему несчастным, когда число плеймейкеров в Пэтриотс уменьшалось, а нападение в 2019 году просто выглядело проблемным.

Когда в начале 2020 года произошло неизбежное расставание, это все еще шокировало. Брэди настолько сблизился с Робертом Крафтом, что владелец команды часто называл его еще одним своим сыном. Уход Брэди причинил боль им обоим, но он же положил начало тому, что стало величайшим достижением в его карьере.

Брэди подписал контракт с Тампой в тот момент, когда НФЛ приостановила деятельность в связи с пандемией. Не было ни встреч с тренерами на базе, ни программы в межсезонье, ни мини-лагеря для знакомства с новыми партнерами. Он присоединился к команде, которая могла претендовать на выход в плей-офф, и он вел себя как голодный игрок из шестого раунда, которым он когда-то был. Брэди потребовал у генерального менеджера Джейсона Лихта номера телефонов своих принимающих. Он сказал Лихту, что точно знает, сколько часов осталось до открытия командой сезона. Он оказался в чужом доме, разыскивая своего нового координатора нападения. Он организовал тренировку с принимающими в общественном парке, но их оттуда выгнали, так как парк был закрыт. Он проводил полулегальные занятия в школьном спортзале, к ужасу лиги и профсоюза, которые запретили подобные встречи. Он лихорадочно изучал своих новых ресиверов и новое нападение.

Брэди начал все сначала в возрасте 43 лет в самых необычных и сложных обстоятельствах, — которые в значительной степени благоприятствовали командам с преемственностью и хорошо знакомыми квотербэками — но не было заметно, что он обременен переездом. Его аккаунты в социальных сетях стали более юмористическими, а пресс-конференции — информативными.

За несколько дней до Супербоула в прошлом году, тренер квотербэков Тампы Клайд Кристенсен сокрушался по поводу потерянного времени и сотен тренировок, которые Брэди не успел провести со своей новой командой. Тогда он пожелал, чтобы у Баккэнирз было еще восемь матчей, чтобы нападение смогло достичь такого уровня, на который, по его мнению, был способен Брэди.

Но Брэди бросал вызов ожиданиям еще в Мичигане, где боролся за место в составе с крутым рекрутом Дрю Хенсоном. И первый сезон новой эры Тома Брэди завершился точно так же, как многие кампании предыдущей: №12 держал в руках Трофей Ломбарди. Вместе с Баккэнирз он разгромил Чифс и Патрика Махоумса, сдерживая будущее так же, как и собственное старение. Династии Чифс надо было подождать, династия Брэди все еще была на троне.

В тот вечер Брэди сказал, что у него не было времени подумать о том, что эта победа будет значить для его наследия. Но все остальные успели. Величайший был велик как никогда, его необыкновенная карьера прошла целый круг, замкнувшись чемпионством, столь же невероятным, как и первое.

Брэди учился у Бледсо перед первым выигранным в Нью-Ингленде титулом, как все остальные игроки лиги учились у Брэди все последующие годы. Они увидели нечто редкое — игрока, который в конце своей карьеры добивался еще большего, чем в начале. Брэди должен был стать членом Зала славы еще после первых трех титулов с Пэтриотс. А затем, каким-то образом, он стал еще лучше, подняв уровень своей игры и свою команду. Если разделить его карьеру пополам, то в каждой из частей будет больше побед и тачдаунов, чем за всю карьеру Джо Монтаны.

Когда Брэди еще стоял на подиуме посреди разбросанных конфетти, его попросили сравнить последний Супербоул со всеми остальными. Он выиграл их больше, чем любая другая франшиза, чем любой другой игрок. Ему принадлежат почти все основные пасовые рекорды в регулярных чемпионатах и плей-офф.

«Каждый год удивителен», — сказал тогда Том, получив свою пятую награду MVP Супербоула. — «Эта команда — чемпионы мира навсегда. Вы не сможете забрать это у нас».

Эта сцена была для Брэди одновременно рутинной и уникальной. Он был в непривычной форме, в новой команде, но с теми же результатами. Владелец Баккэнирз Джоэл Глейзер с трофеем в руках рассказал одну историю. У его покойного отца Малколма было любимое выражение. Если вы хотите узнать дорогу, говорил старший Глейзер, спросите у человека, который там побывал.

Баккэнирз нашли такого человека. Брэди знал дорогу к чемпионству лучше, чем кто-либо еще. И когда все 22 игрока вернулись к началу этого сезона, Тампа-Бэй была нацелена пройти этот путь еще раз, ко второму подряд трофею.

В свои 44 года Брэди стал лучшим в НФЛ по пасовым ярдам (5316, лучший в карьере результат) и тачдаунов (43). Он в 15 раз выиграл голосование в Пробоул, что тоже является рекордом. В 18 раз он стал победителем дивизиона. Но в конечном итоге, ослабленные травмами Баккэнирз не достигли цели, проиграв в дивизионном раунде, несмотря на безумную попытку камбэка. Она стала еще одной выдающейся главой в несравненной истории Тома Брэди.

Брэди однажды сказал, что уйдет, когда станет отстоем. Этого так и не произошло. Вместо этого, игрок, считавший себя черепахой, спустя два десятилетия все еще бегает вокруг остальной лиги.

Комментарии

Николай
Исправте......2021 на 2001......несколько раз опечатались......