Новый маршрут до Супербоула

Последние два Трофея Ломбарди выиграли команды с квотербэками-ветеранами, проводившими первый сезон в новой для себя франшизу. Как Баккэнирз-2020 и Рэмс-2021 повлияют на строительство команд в НФЛ?

Это лига квотербэков. Она является таковой, потому что это пасовая лига, и так продолжается уже некоторое время. В 2000-х и в начале 2010-х годов правила изменялись, чтобы защитить ресиверов и квотербэков. В 2011 году в коллективном соглашении появилась шкала зарплаты для новичков, поставившая размер контракта игрока в зависимость от того, под каким номером его драфтовали. Это нововведение больше всего повлияло на квотербэков. До него, в 2010 году, выбранный первым Сэм Брэдфорд подписал шестилетний контракт на 78 млн и стал игроком Сент-Луис Рэмс. Год спустя Кэм Ньютон, выбранный Каролиной тоже под первым номером, получил контракт на четыре года и 22 млн.

С этим изменением хороший квотербэк на контракте новичка внезапно стал самым значимым преимуществом в лиге. Как быстро выяснили команды, «контракт новичка» был важной составляющей, но «хороший» — было куда важнее. После подписания коллективного соглашения клубы лиги вложили значительный драфт-капитал в квотербэков, но добились успеха не все. В том же классе, что и Ньютон, был большой, мобильный и обладавший мощной рукой Джейк Локер, оказавшийся бастом. Блейн Габберт, Джонни Мэнзел, И Джей Мануэл, Джеймис Уинстон, Маркус Мариота: много таланта, мало успехов команды.

Первые несколько лет действия соглашения принесли и удачные попадания: Ньютон, Эндрю Лак, Блейк Бортлз (не великий квотербэк, но хороший за свою цену) и Роберт Гриффин III(до травмы). Но важны не эти люди, а Кирк Казинс.

После того как RGIIIвыбыл из строя из-за травмы, Казинс, выбранный в четвертом раунде, стал стартовым квотербэком Вашингтона и под руководством координатора нападения Шона Маквея стал лидером конкурентоспособного нападения. Затем Маквей переехал в Лос-Анджелес и создал такую же среду вокруг выбранного первым в 2016 году Джареда Гоффа. В окно, образовавшееся в период действия его контракта новичка, Рэмс добрались до Супербоула. Обоих квотербэков не столько развивали, сколько подключали к системе, где от них не требовалось быть элитными конвертными пасующими, как Том Брэди и Пейтон Мэннинг, или выдающейся двойной угрозой, как Ньютон. Система была настолько удобной и дружественной к квотербэкам, что им не требовалось много времени на развитие, а значит, окно оставалось открытым дольше.

Другие команды нашли похожие пути для получения ранней отдачи от новичков. Расцвела концепция ран-пас-опшн, благодаря которой в Филадельфии игру калибра MVPдемонстрировал второгодка Карсон Венц. В Канзас-Сити Чифс она облегчила Патрику Махоумсу переход из эйр-рейд нападения Техас Тек. Кайлер Мюррей в буквальном смысле перешел в нападение Техас Тек — тренер этой программы Клифф Кингсбери возглавил Аризону. Сотрудничество Клиффа и Кайлера это идеальный пример стремления выжать максимум из квотербэка на контракте новичка. Постройте каркас вокруг его сильных качеств, а оставшиеся деньги потратьте на позиции, требующие усиления. Нужны доказательства? Просто посмотрите на чемпионов АФК Цинциннати Бенгалс, которые с одной стороны взяли игровые планы ЛСЮ для Джо Бурроу, а с другой — построили защиту с помощью рынка свободных агентов.

Эта стратегия построения команды в ближайшее время никуда не исчезнет. Но когда все команды делаютрезкий поворот, есть смысл последовать этому. Мы видим, как изменился рынок квотербэков: сейчас это рынок ветеранов. Баккэнирз подписали контракт со свободным агентом Томом Брэди и сразу же выиграли Супербоул. Рэмс избавились от отработавшего дешевый контракт Джареда Гоффа, выменяв у Лайонс Мэттью Стаффорда. И тоже выиграли Супербоул.

Легко проследить, как падают костяшки домино. Команды с квотербэками-новичками получают больше места под потолком зарплат. Они используют его для подписания ветеранов. Если вложения удачны, то они выходят в плей-офф, но если их квотербэк не Расселл Уилсон, то после окончания первого контракта они переходят к борьбе за выживание. Окончания контракта новичка приводит к столкновению с пугающей реальностью: остальная команда по-настоящему хороша, она может стать победителем Супербоула, но нужно улучшить одну позицию — квотербэка.

Так Баккэнирз перешли от Уинстона к Брэди. Конечно, большую роль в успехе сыграли доморощенные таланты — поход за трофеем был бы невозможен, не выбери они на драфте Тристана Уирфса и Антуана Уинфилда. Но линию нападения укрепили сделками с Донованом Смитом и Райаном Дженсеном, фронт защиты преобразили подписания Джейсона Пьер-Пола, Эндамукона Су и Шакила Барретта. Рэмс меньше работали на рынке свободных агентов и активнее обменивались (получив Вона Миллера и Джейлена Рэмзи), а также продлили контракты с ключевыми игроками — Аароном Доналдом, Леонардом Флойдом и тем же Рэмзи.

Для победы в Супербоуле нужно, чтобы все сложилось правильным образом: хороший квотербэк, хорошие свободные агенты, хорошая работа на драфте и немалая доля удачи. Но поздний приход квотербэка-наемника переворачивает порядок формирования команды с ног на голову. Вместо того, чтобы быть плохой командой, чтобы получить талантливого новичка, выстроиться вокруг него и пытаться победить в это окно, клубы могут выбрать квотербэка на драфте, собрать вокруг него действительно хороший состав на свободные деньги, а затем, если новичок не справляется, встроить в систему другого квотербэка.

Мы видим, как команды выстраивают костяшки домино уже сейчас. Хороший пример это Бронкос. У Денвера есть много высоко выбранных игроков скилл-позиций, укомплектованная ветеранами линия нападения имолодая защита, которой не хватает пары звезд, чтобы стать элитной. В последние пару лет у них были дешевые игроки на позиции квотербэка, а приглашение на пост главного тренера Натаниела Хакетта это хороший плацдарм для работы по приглашению Аарона Роджерса. Почему бы Денверу не пойти таким путем? Они были одними из первых бенефициаров квотербэка-ветерана, меняющего команду, когда в начале 2010-х годов пригласили Пейтона Мэннинга, вышедшего на рынок свободных агентов из-за травмы шеи. Это позволило им сразу же улучшить состав, который с Тимом Тибоу выходил в плей-офф, но не мог добиться большего.

В схожей ситуации и Вашингтон. Долфинс, если смогут починить свою линию нападения, тоже где-то рядом. Пантерз имели такую возможность, но пожадничали, решив, что смогут починить карьеру Сэма Дарнолда. У Стилерз не было преимущества в виде квотербэка на контракте новичка, так как они двигались через последние годы карьеры Бена Ротлисбергера, но отличное управление финансами и работа на драфте генерального менеджера Кевина Колберта позволили им построить команду плей-офф, которая в этом году занимает 11 место по свободному месту под потолком зарплат. На подходе Иглс и Лайонс, и обе команды представляют собой критически важное звено в цепочке перемещений квотербэков: мертвые деньги. Из пяти самых крупных отдельно взятых кэп-хитов в истории НФЛ, три пришло на прошлый сезон, и все они были связаны с обменами квотербэков.

Иглс отдали Венца, который был ценным на первом контракте, и перестал таковым быть после подписания второго, в Колтс за пики первого и третьего раундов, но ради этого им пришлось принять 33,8 млн долларов мертвых денег в 2021 году. Рэмс взяли на себя груз в 22,2 млн долларов, чтобы отправить Гоффа в Детройт в обмен на Стаффорда, который, в свою очередь, оставил Лайонс 19 млн долларов мертвых денег.

Колтс и Лайонс посчитали, что способны конкурировать прямо сейчас, имея квалифицированного ветерана, и оказались правы. Одна команда получила нужного квотербэка, вторая нет. Но чтобы получить их, команды с ветеранами должны были быть готовы понести значительные потери. Раньше такие контракты считались «необмениваемыми» из-за размеров кэп-хитов. Теперь, когда другие клубы готовы отдавать выборы первого раунда за опытного квотербэка, который может приблизить их к победе, эти кэп-хиты принимать стало легче. Лайонс в этом году играли плохо, а вот Иглс попали в плей-офф, несмотря на 34 млн долларов, которые они платили Венцу, чтобы тот играл за другую команду.

Хотите знать почему? Новичок Джейлен Хертс был довольно хорош. Достаточно хорош, чтобы получить второй контракт? Пока это неважно. Важно лишь то, что он достаточно хорош, чтобы вывести Филадельфию в плей-офф, а команда может потратить деньги на игроков других позиций и в конце концов собрать конкурентоспособный состав, с Хертсом или без него.

По крайней мере, таков план. Но Иглс могут быть нетерпеливыми. Многие команды могут быть нетерпеливыми. После недавних успехов наемников в плей-офф, увеличения потолка зарплат в 2022 году после проблем прошлого сезона, а также учитывая ужасный класс квотербэков ближайшего драфта… рынок квотербэков-ветеранов внезапно начал выглядеть привлекательным.

Я имею в виду, что он реально хорош. Роджерс, MVPлиги, может покинуть Грин-Бэй, где он в целом успешен, но не слишком счастлив. Уилсон, победитель Супербоула, показывающий почти элитную игру, вместе с Сиэтлом находится в этой же лодке. Дерек Карр хочет 35 млн долларов в год; это столько же денег, сколько Вайкингс могут сэкономить, если обменяют Казинса. Джимми Гаропполо практически гарантированно будет обменян всего через год после победы в финале НФК. Дешон Уотсон больше года пытается уйти из Хьюстона, но поданные против него иски делают разговоры об обмене спорными.

Если вынести за скобки Уотсона, это пять ветеранов с опытом игры в плей-офф. Уилсон и Роджерс это игроки калибра Супербоула, но, прежде чем Карр, Казинс и Гаропполо будут отвергнуты как игроки ниже приемлемого для квотербэка-наемника уровня, мы должны отметить, что Стаффорд до этого сезона в плей-офф не побеждал вообще. Конечно, он талантливее Карра, Казинса и Гаропполо, но успех в играх на вылет зависит от команды. И если команда сочтет, что готова к походу за Супербоулом, они могут рискнуть, поставив на ветерана из второго эшелона.

Подведем итог: это лига квотербэков. Команды совершают качественный скачок, когда кардинально улучшают позицию квотербэка. Иногда это скачок от полной некомпетентности к вершинами (Цинциннати-2021 или Филадельфия-2017). Иногда это скачок, позволяющий преодолеть последний барьер (Рэмс-2021 или Баккэнирз-2020). В любом случае, команде нужен правильный квотербэк.

Правильного квотербэка так же легко встроить как последнюю часть пазла, как и найти его в качестве первой детали. В тот момент, когда Роджерс покинет Грин-Бэй или Уилсон уйдет из Сиэтла, на рынке окажется ходящий и говорящий билет в Супербоул — при условии, что у предложившего лучшую цену, есть необходимая инфраструктура, чтобы собрать головоломку. Квотербэки-новички развернули лигу, теперь ветеранам предстоит сделать ответный ход.