Роджер Гуделл первый в очереди на новый контракт, но ряд владельцев просят подготовить сменщика

960x0.jpg

Когда в конце мая владельцы франшиз НФЛ собрались в Атланте, чтобы обсудить, в том числе, и следующий контракт комиссионера Роджера Гуделла, усевшегося в это кресло в 2006 году, возник вопрос: кто однажды станет его преемником? Источник, знакомый с ходом обсуждений, рассказал, что ряд собственников интересовался: стоит ли прописать в новом соглашении Гуделла обязательство по его уходу и следует ли рассматривать новый контракт как мост к следующему комиссионеру?

И хотя обсуждения по новой сделке начались, тем не менее, текущий договор Гуделла с лигой не истечет до марта 2024 года, что нивелирует любую срочность в этом вопросе. На момент истечения контракта Гуделл будет комиссионером НФЛ уже 18 лет, что на год больше, чем его предшественник Пол Тальябу, но намного меньше, чем у Пита Розелла, властвовавшего четыре десятилетия: с 1960 по 1989.

В то время как критика Гуделла со временем превратилась в любимый вид спорта среди СМИ и футбольных фанатов, что подчеркивается освистыванием на драфте НФЛ (кажется, Гуделлу это уже даже нравится), именно благодаря его усилиям доходы и цены на франшизы взлетели до небес. Взять тех же Денвер Бронкос, проданных на днях за $4,65 миллиарда. До того, как Гуделл занял свою должность, последняя проданная команда (Атланта Фэлконс) обошлась новому собственнику в жалкие $545 миллионов.

Стоит отдать должное: несмотря на риски, критику и давление со стороны властей США, он проскочил через пандемию коронавируса с минимально возможным ущербом, отыграв все матчи регулярного сезона и плей-офф. Гуделл руководил согласованием и заключением двух десятилетних коллективных договоров между лигой и профсоюзом игроков (безусловно, на выгодных для владельцев условиях, что логично, раз уж они его и нанимают), а также активно двигает НФЛ в сторону цифрового будущего.

Недостатки в его работе тоже хорошо известны: от изначально символического наказания Рэя Райса за нокаут своей невесты в лифте (теперь жены Джанай Палмер) до неловкой и странной реакции на игроков, принявших вставать на колено вовремя предматчевого исполнения государственного гимна, дабы привлечь внимание к жестокости полиции по отношению к расовым меньшинствам. Нельзя забывать и про непростые переговоры с Сент-Луисом, когда Рэмс переезжали в Лос-Анджелес, что привело к соглашению об урегулировании, обошедшееся лиге в $790 миллионов.

Как бы там ни было, собственники команд явно остались довольны работой Гуделла: по данным New York Times, они гарантировали ему ежегодные выплаты, превышающие $60 миллионов. Владельцев устраивает, что происходит с их кошельками сейчас, но некоторых волнует, что у Гуделла бэкап. Интересно, что, когда Роджер подписал свой контракт в 2018, его пресс-атташе Джо Локхарт заявил перед журналистами, что это последняя сделка Гуделла в роли комиссионера. Однако позднее НФЛ отказалась от этих слов, переведя стрелки на владельцев команд: мол, как они решат, так и будет.

Кто-то думал, что Гуделл уйдет сразу после заключения непростого коллективного договора 2020, кто-то называл дату 2021, когда он завершит подписание рекордной медиа-сделки на $100 миллиардов. Но он остался. Когда в начале прошлого года топ-менеджер Крис Халпин неожиданно вышел в отставку, многие инсайдеры упали со своих стульев. Именно его рассматривали в качестве замены Гуделла, однако Халпин перебрался в Interactive Corp, что позволило сделать простой вывод: он знал, что в обозримом будущем Гуделла никто не сдвинет.

После скандала с Райсом, Гуделл ввел должность главного исполнительного директора, которым вначале стал Тод Левеки, а затем Марианн Турки. Из-за характера работы и титула «правой руки» Гуделла каждый из них рассматривался в роли возможного приемника «когда-нибудь». Вот только к 2020 году оба покинули офис НФЛ, а должность была ликвидирована.

Факты говорят о том, что очевидного сменщика Гуделла теперь нет.

Если Гуделл подпишет новый 4-летний контракт в 2024, то следующий комиссионер не объявится как минимум до 2028 года. И поскольку переговоры о следующем соглашении лиги с профсоюзом игроков начнутся в 2029 или 2030, то собственники точно захотят иметь под рукой комиссионера с долгосрочным контрактом. Продлят ли они Гуделла еще раз?

В число потенциальных кандидатов на замену Гуделлу включают Брайана Ролаппа, отвечающего за работу со СМИ и бизнес-процессы – он курирует основные источники доходов НФЛ и Торя Винсента – бывшего корнербэка, работающего сейчас вице-президентов по футбольным операциям лиги.

Возможен ли вариант с относительно посторонним кандидатом? Например, тот же Халпин. Его международное портфолио и опыт работы с Гуделлом вполне соответствуют всем требованиям. К примеру, Пол Тальябу был лишь внешним консультантом офиса НФЛ, что не помешало ему усесться в главное кресло в 1989 году. Кое-кто называет теневым фаворитом Кевина Уоррена – комиссионера Биг 10 из студенческого футбола, тем более, что он работал в фронт-офисе Миннесоты Вайкингс. Правда, чернокожих комиссионеров в НФЛ еще не было, а Уоррен (и, кстати, Винсент) именно такие. Согласятся ли с ним работать владельцы команд?

Настоящий внешний кандидат, без опыта работы в НФЛ, маловероятен. Слишком много работы связано с управлением 32 командами лиги, а это политическая задача высочайшего уровня, в которую сложно впрыгнуть с парашютом.

Когда в 2006 году Гуделл столкнулся с целым рядом внешних конкурентов, он легко превзошел их, единогласно став новым комиссионером. Покойный Дэн Руни, владелец Питтсбург Стилерз, сказал после голосования: «Это всегда был Роджер», намекая на то, что владельцы изначально, еще до всех собеседований знали, что работа достанется тому, кто изнутри знает все тонкости профессиональной лиги.

В 2028 году Гуделлу исполнится 69 лет - Розелл передал дела в 62, Тальябу в 66. И хотя еще один контракт Гуделлу гарантирован, некоторые собственники уже интересуются планами преемственности. Не исключено, что в свой последний срок Гуделлу придется сосредоточиться не только на зарабатывании денег для собственников команд, но и на поиске человека, способного сменить его на футбольном троне.