Координатор Балтимора Майк Макдональд переходит к гибкой защитной философии
Под руководством координатора защиты Дона Мартиндейла Рэйвенс финишировали в топ 10 защит по метрике эффективности DVOA от Football Outsiders в трех из четырех сезонов (дважды в топ 5). Однако после всего лишь одного неудачного года, омраченного травмами, главный тренер Джон Харбо и офис Воронов приняли несколько неожиданное решение, заменив Мартиндейла его бывшим ассистентом Майком Макдональдом.
34-летний Макдональд – это самый молодой координатор защиты в НФЛ. Несмотря на свои годы, он провел в Балтиморе семь сезонов (один в качестве стажера и шесть как помощник тренера), прежде чем в 2021 присоединиться к Мичигану, возглавляемому Джимом Харбо, родным братом главного тренера Рэйвенс.
Он произвел там серьезное впечатление, превратив защиту Вулверинс в топовый юнит, напрямую поспособствовав попаданию программы в колледж плей-офф. Теперь перед Макдональдом поставлена еще одна задача – вернуть в правильное русло балтиморскую франшизу, долгое время являвшейся примером неизменно сильной игры в обороне. И хотя Макдональд сыграл свою роль в разработке системы, которую Мартиндейл инсталлировал в 2018 году, Вороны будут постепенно менять философию и уходя от прежних схем.
Почерком Мартиндейла был тяжелый, агрессивный блиц с персональным прикрытием. В Мичигане Макдональд перешел от системы мен-хэви бывшего координатора Дона Брауна к тому, что по сути стало более простой версией систем Ника Сэйбана и Кирби Смарта, когда мен-хэви использовалось для создания нужных мисс-матчей. По ходу сезона Макдональд совершенствовал данных подход, добавляя свои фишки. Тем не менее, он не является приверженцем какой-то одной конкретной схемы. В Балтиморе он вместе со своим штабом разработал систему, соответствующую сильным сторонам имеющихся в ростере футболистов. Гибкость Макдональда, вероятно, и стала одной из причин, по которой он заменил Мартиндейла, упрямо придерживавшегося своей агрессивной схемы, хотя в прошлом сезоне у него явно не хватало здоровых корнербэков, способных эффективно и стабильно крыть ресиверов мен-ту мен.
Рэйвенс точно перестанут играть персональное прикрытие в таком объеме, как это было раньше, став более разнообразными в своей защитной философии, что подразумевает схемы с зонным кавреджем. Мы увидим больше сплит-сэйфти (два глубоких сэйфти в Кавер-2 или Кавер-4), будет Кавер-6 (с разбивкой поля на четверть, четверть и половину) и Тампа-2 (две глубокие зоны прикрытия). В Мичигане Макдональд не блицевал столь же мощно и опрометчиво, как Мартиндейл, используя от 5 до 6 футболистов, хотя и были игры, где он проявлял агрессию, выпуская зверя из клетки (например, с Огайо Стейт). Но намного чаще можно было видеть давление с имитацией, при котором в пас-раш отправляются стандартные четыре человека, но четвертый рашер подключается со второго или третьего уровня, а не с позиции линейного.
Несмотря на столь серьезные изменения, своим подходом к обучению Макдональд быстро завоевал расположение и персонала, и игроков. Сразу после найма он собрал тренеров, обсудив каждое прикрытие – как шло обучение раньше и какие методы при этом применялись. Тренеры подняли проблемы, с которыми сталкивались при внедрении определенных схем и техник прикрытия, обсудив сильные и слабые стороны каждого из подходов. Например, как именно должны действовать корнеры и сэйфти в схожих прикрытиях, чтобы оказаться на маршруте ниже ресивера? Как должна измениться работа ног сэйфти с зонным прикрытием с четвертями? Макдональд пересмотрел все, чему он и его штаб будут учить защитников, чтобы или утвердить прежний подход, или внедрить новый.
«Он делает уникальную работу. Я не сталкивался с подобным никогда раньше, - сказал корнербэк Марлон Хамфри в мини-лагере. – Он объединяет прикрытия в пакеты, заставляет всех понять философию каждой защитной группы, действительно сделав нас всех умнее, когда я знаю, что будет делать ди-лайн в тот или иной момент. Я знаю, что будут делать лайнбэкеры и как сыграют сэйфти, потому что теперь я понимаю, в чем суть и идея каждого назначенного колла».
Часто, изучая оборонительный плейбук, защитники зубрят лишь свою работу в рамках того или иного назначенного плея, не понимая общей картины. Тренеры требуют, чтобы они понимали свои персональные обязанности и четко их выполняли, не забивая голову «лишней информацией». Безусловно, если у вас обширный плейбук, то концентрация внимания лишь на своей зоне ответственности облегчает подготовку к сезону. Однако Макдональд учит своих игроков цели и смыслу каждого колла в общем, объясняя, в какой ситуации он может быть назначен.
«Он хорошо объяснил причины, почему мы сейчас выбираем именно этот колл, - рассказал один из сотрудников Рэйвенс. – Например, схема с двумя сэйфти, каждый из которых отвечает за свою половину, нужна для обязательного выключения из игры ресивера №1, для которых хлебом являются высокие пост-маршруты, от чего защитят сплит-сэйфти. Мы проговорили все сильные и слабые стороны каждого прикрытия».
Заставляя игроков понимать причину каждого колла, Макдональд делится с ними им не только частью ответственности, но и инструментами для решения проблем на поле. Например, если защитники видят более медленного ресивера, выстроившегося в слоте и скоростного снаружи, есть определенные сигналы, чтобы перераспределить ресурсы, перестроившись по ситуации. Стивен Адегоке – сейчас тренер, отвечающий за качество защиты в Сан-Франциско – был в штабе Мичигана и лично сталкивался с методами обучения Макдональда.
«На третьем дауне вы могли просто сказать: «Эй, играем никель, давайте там внимательнее», потому что вас именно так научили управлять игрой, - сказал Адегоке. – Но теперь, если вы понимаете суть происходящего, например: «Так, сейчас ситуация от 3-и-7 до 3-10 с персональным прикрытием», вы уже знаете, что как только прозвучит этот колл, то тебе, как сэйфти, необходимо не просто сыграть по своему ресиверу, а закрыть ему стик-раут, сыграв с преимуществом изнутри, обеспечивая выдавливание наружу».
«Допустим, сейчас я ди-лайнмен и мне объяснили, что при этом колле фронт или стант используется против выносящих квотербэков в редзоун. Теперь я знаю, что мы не должны прорываться на уровень квотербэка в надежде его захватить, а нам нужно оставаться в боксе, чтобы перемешать их назначенные выносные линии, создавая хаос. Когда ты понимаешь, зачем нужно то действие или другое, а не бездумно его заучиваешь, играть в футбол намного проще».
Что касается пакетов прикрытия, о которых говорил Хамфри, то он имеет ввиду, что Макдональд разделяет типы прикрытия, кодируя их типовым обозначением.
«Предположим, что все ваши прикрытия со сплит-сэйфти названы обувными брэндами, а три глубоких зоны названы телефонными компаниями, - говорит Адегоке. – Поэтому, когда я слышу «T-Mobile», «Verizon» или «AT&T», то я точно знаю, что мы защищаем дальние зоны втроем. Это все абстрактные названия, которые больше ничего не означают, кроме принципиальной схемы построения защиты».
И когда 80 тысяч человек кричат, тебя заливает дождем или заваливает снегом, необходимо достигнуть такого уровня автоматизма, чтобы несколько услышанных слов извлекали из памяти тип прикрытия, схему и представление о том, что необходимо сделать тебе, партнерам, а главное почему. Одна из причин, по которой полезно понимать работу остальных 10 человек, заключается в том, что при определенных моушенах или шифтах, происходящих за считанные секунды, защитнику, возможно, придется обменяться обязанностями со своим напарником.
«Никогда раньше не сталкивался с такой гибкостью и универсализмом, - сказал Хамфри. – Думаю, мы хотим, чтобы любой ди-бэк мог сыграть на чужой позиции в любой момент времени. Я практикую внутри, действую на месте сэйфти. Чак Кларк опускается к линии, играя корнера. Это взаимозаменяемость».
Добавление сэйфти Кайла Хэмилтона в первом раунде драфта – что увеличивает и без того глубокую и разностороннюю группу сэйфти с Кларком, Маркусом Уильямсом и Тони Джефферсоном – обеспечит защите возможность обмениваться обязанностями с максимальной маскировкой своих намерений. Вероятно, Вороны не будут столь агрессивны при оказании давления на конверт, зато они будут больше времени тратить на контролируемый хаос, перераспределяя обязанности и обеспечивая нападению дискомфорт на пре-снэп риде.
«Новая агрессивность означает выведение атаки соперника из равновесия, - сказал Макдональд на своей вступительной пресс-конференции. Видя на каждом дауне одно и тоже, он не должен верить своим глазам. Можно из раза в раз за счет схемы демонстрировать одно и тоже давление. Но что произойдет дальше? Может быть, в этот раз это фальшивое давление. Может поменяться точка стресса. Можно показать одно зонное прикрытие, а сыграть другое. Все, что от нас требуется – это посеять сомнения. Необходимо стать теми, кто раздвигает границы возможного, а не наоборот. Именно такая агрессивность должна стать принципом Балтимор Рэйвенс».
Сложно спорить с тем, что Вороны были весьма успешной организацией с защитным подходом Мартиндейла «живи-и-умри-блицуя». Они по-прежнему будут оказывать давление на квотербэка, но, скорее всего, оно превратится в «безопасное давление» с зонными блицами и имитациями. Макдональд будет полагаться на более надежную игру в задней части поля, сосредотачиваясь на маскировке и создании путаницы для пасующих, подобно тому, что делал Вик Фанжио. Возможно, Балтимор считает, что это лучший способ, чтобы остановить элитных квотербэков АФК – Патрика Махоумса, Джоша Аллена, Джо Бурроу. Потому что когда ты блицуешь этих парней, то наказание неизбежно. Неожиданный переход от проверенного Мартиндейла к неопытному Макдональду – это азартная игра, но Рэйвенс никогда не боялись мыслить нестандартно. Это будет команда, за которой будет интересно наблюдать по обе стороны мяча.