Изменит ли правила игры контракт Дешона Уотсона с Кливлендом, если все останется в силе?
Переход Дешона Уотсона в Браунс может стать самой крупной сделкой в НФЛ в период ограничения расходов на зарплату игроков, существующего с 1994 года. И драфт-капитал не является тому причиной, хотя Хьюстон получил за Уотсона и шестой раунд 2022 за три первых (2022-2024), один третий (2023) и два четвертых (2022, 2024).
Для всех стало неожиданностью, что с Уотсоном заключат контракт на пять лет на сумму 230 млн. долларов, учитывая выдвинутые против него обвинения в сексуальном насилии и недостойном поведении. У Уотсона была в силе четырехлетняя сделка, подписанная в сентябре 2020 года на 136 млн. долларов с ежегодными выплатами в 39 млн. долларов.
Кливленд сделал «финт ушами», благодаря новому соглашению. Изначально Уотсон ограничил список команд, в которых он готов был отказаться от пункта о запрете на обмен, до Фэлконс и Сэйнтс. И лишь огромная сумма, в самый последний момент, вернула Браунс в список претендентов.
Сделка с Уотсоном побила рекорд НФЛ по полностью гарантированным выплатам, в два раза превысив гарантированное вознаграждение квотербэка Пэкерз Аарона Роджерса, заключившего контракт на три ближайших сезона за 151 млн. долларов (хотя в договоре прописаны еще два дополнительные года, но это лишь уловка для формирования удобоваримого пространства «под кепкой»).
Аарон Роджерс установил новые стандарты выплат, став первым игроком в лиге с зарплатой в 50 млн. долларов в год при абсолютно гарантированных 101,5 млн. долларов и гарантированных с учетом возможной травмы 151 млн. долларов.
С Уотсоном заключили такой тип сделки, которая обычно используется для самых прибыльных контрактов НБА. Яркий пример - контракт “Милуоки Бакс” с Яннисом Адетокунбо, играющим на позиции тяжелого форварда и ставшим MVP в 2019 и 2020 годах. Контракт на пять лет, подписанный в декабре 2020, вступающий в силу в этом году, гарантирует ему выплаты в размере 228,2 млн. долларов.
В августе прошлого года “Голден Стэйт Уорриорз” на четыре года продлили контракт с защитником Стефеном Карри на общую сумму 215 млн. долларов. В итоге пятилетняя сделка, с учетом сезона 2021-2022, гарантирует Карри 261 млн. долларов. В отличие от НФЛ, полностью, а не условно гарантированные контракты являются нормой и для НБА, и для МЛБ.
История уже давала шанс
Не факт, что контракт Уотсона навсегда изменит экономический ландшафт НФЛ. Более того, история повторяется. Трехлетняя сделка на 84 млн. долларов, которую квотербэк Кирк Казинс заключил с Вайкингс в 2018, стала первым полностью гарантированным соглашением среди ветеранов лиги.
Кирк Казинс создал отличные условия, при которых другие высококлассные игроки могли настаивать на подписании аналогичных сделок. Но шанс был упущен после того, как в следующие несколько месяцев продлились Мэтт Райан и Аарон Роджерс. Пятилетний контракт Райана с Атлантой, при годовой зарплате 30 млн долларов, сделал его самым высокооплачиваемым игроком НФЛ с полностью гарантированными выплатами при подписании в размере 94,5 млн. долларов. Аарон Роджерс превзошел Райана по среднегодовым платежам (33,5 млн. долларов), но полностью гарантированные деньги оказались даже меньше, чем у Казинса (78,7 млн. долларов).
На протяжении трех лет обязательные гарантии Райана являлись максимальными, пока квотербэк Дак Прескотт не заключил 4-летнее соглашение с Каубойз на 160 млн. долларов, включая полностью гарантированные 95 млн. долларов, пусть и символически, но опередив пасующего Фэлконс.
Сложности в системе финансирования НФЛ
Открытию денежного шлюза с опорой на контракт Уотсона могут помешать финансовые правила лиги. Новый коллективный договор, утвержденный сторонами в 2020, изменил условия, требовавшие от команд (читай – собственников) размещать на депозитном счете все гарантированные контрактом суммы, за исключением обязательных выплат в случае травм.
Новые правила выглядят следующим образом:
Руководство НФЛ может потребовать, чтобы к установленной дате каждая франшиза внесла на отдельный счет сумму, рассчитанную по ставке дисконтирования (за вычетом 15 млн. долларов отсроченной гарантированной компенсации), складывающуюся из отсроченных гарантий или гарантий при подписании по каждому контракту, если невыплаченные гарантии превышают 75% от общей суммы вознаграждения по контракту. Сумма удержаний в размере 15 млн. долларов действительна для годов 2020-2028, для сезонов 2029-2030 годов эта цифра возрастет до 17 млн. долларов.
Проблемы финансирования станут наиболее острыми для команд с небогатыми владельцами. Агенты довольно часто слышат от переговорщиков, что предложенные контрактные идеи не могут быть реализованы из-за проблем с финансированием.
Разговор с одним бывшим генеральным менеджером лишь подтверждает сомнения относительно способности франшиз финансировать гарантии. Он также отметил, что владельцы продолжат ссылаться на новые правила в качестве удобного предлога для ухода от полностью гарантированных сделок.
Некоторые посчитают, что случай с Уотсоном является исключительным из-за того, что команды были вынуждены предлагать ему такие условия ради отказа от пункта о запрете на обмен. Кто-то может занять иную позицию: мол, Уотсон скорее был на тот момент свободным агентом (учитывая полный пропуск сезона 2021), а не кандидатом на продление контракта, когда переговоры ведутся в закрытом режиме и только с фронт-офисом своей команды.
Неудивительно, что франшизы попытаются склонить элитных игроков или их агентов к подписанию контракта с традиционной структурой, где первые два года (и, возможно, третий) полностью гарантированы, а подписной бонус больше чем обычно. Подписной бонус Прескотта в размере 66 млн. долларов является самым большим в истории НФЛ. Командам, скорее, будет комфортнее при выплате крупного подписного бонуса, чем соглашаться на полностью гарантированную сделку.
Два примечательных кандидата
Уже в это межсезонье Ламар Джексон и Кайлер Мюррей могут заключить свои первые полноценные контракты. Мюррей, у которого осталось два года по соглашению новичка, всячески оказывает давление на руководство Кардиналс, требуя сделку то до начала драфта, то до старта тренировочного лагеря. Не исключено, что разговоры про возможный обмен, которого может затребовать Мюррей – это вовсе не слухи. Однако, скорее всего, на этот шаг пойдет не квотербэк, а Аризона, дабы минимизировать влияние новой сделки Уотсона на будущее всей франшизы.
Ситуация с Ламаром Джексоном до сих пор для всех является загадкой, поскольку у него нет агента. Вероятно, с ним работает временный, но компетентный консультант, способный помочь с процессом переговоров и анализа структуры контракта. В прошлом году Джексон, уже имевший право на новую сделку, перенес все разговоры на это межсезонье, дабы сконцентрироваться на сезоне, но воз и ныне там. Ожидается, что Джексон отыграет сезон 2022 по опции пятого года, гарантирующей ему 23 млн. долларов.
По слухам, Джексон не боится и франчайз-тэга, что в свое время дважды подряд демонстрировал Кирк Казинс, после чего, став свободным агентом, и подписал свой полностью гарантированный контракт. Если Балтимор окончательно поверит в то, что MVP 2019 готов пойти не только на опцию, но и на тэг, то это вполне может закончится подписанием полностью гарантированного соглашения (в это межсезонье или в следующее) по типу того, что было заключено с Уотсоном.
… и еще пара-тройка узнаваемых лиц
У свежеприобретенного квотербэка Бронкос Рассела Уилсона остается еще два года действующему по контракту или 50 млн. долларов. Марк Роджерс, его агент, который не боится мыслить нестандартно. Как сообщается, на последних переговорах с Сиэтлом он предлагал увязать оставшиеся по контракту сезоны с ростом потолка зарплат. Если говорить о полностью гарантированной сделке, то и здесь у Роджерса достаточно знаний, учитывая его опыт работы бейсбольным агентом.
Если же ни Уилсон, ни Мюррей с Джексоном так и не воспользуются преимуществом, подаренным им Уотсоном, то выбранные в первом раунде драфта 2020 Джо Бурроу и Джастин Херберт могут стать такой лакмусовой бумажкой в межсезонье 2023. Всего за два года в НФЛ Бурроу и Херберт стали участниками дискуссий об элитных квотербэках лиги, а значит и получили моральное право вести переговоры о серьезных гарантиях уже в феврале следующего года.
Но одна вещь, которой точно суждено измениться из-за сделки Уотсона (по крайней мере, в разрезе Бурроу) - это устаревшая структура контрактов в Цинциннати. Нынешние сделки с ветеранами Бенгалс бесцветные и банальные.
Единственными абсолютно гарантированными выплатами являются подписные бонусы. Точка. Отказ офиса от включения в потенциальную сделку с Бурроу традиционных для лиги гарантий наряду с огромными подъемными, без сомнений, станет непреодолимым препятствием для заключения нового контракта.