Грегг Коузел: эволюция футбола

До открытия тренировочных лагерей осталось уже меньше месяца, и это заставило меня задуматься, чего я жду от нового сезона НФЛ. Скажу более конкретно, развития какой тенденции я жду? Совершенно очевидно, это стало аксиомой в наши дни: НФЛ – пасовая лига. Это можно легко доказать с помощью статистики, но дело не только в ней. Я хотел бы копнуть глубже, и поговорить о развитии взаимоотношений между нападением, и защитой, о том, как защита реагирует на действия нападения.

Помню матч открытия прошлого, 2011, сезона, в котором встречались Нью-Орлеан Сэйнтс и Грин Бэй Пэкерс. У меня до сих пор перед глазами 36-ярдовый пас, который принял Даррен Спроулз на 3-и-6 в первой четверти. Вот, как все было: у Сэйнтс на поле было 3 принимающих, тайтэнд Джимми Грэм, и Спроулз. Пэкерс ответили на это никель-построением, с персональным прикрытием, в котором лайнбэкеры Десмонд Бишоп и А.Дж. Хок играли против Грэма и Спроулза, соответственно. Спроулз стартовал из бэкфилда, побежал маршрут по центру поля, и без труда обошел Хока, как стоячего. Этот розыгрыш засел у меня в голове. На мой взгляд, в одном этом розыгрыше уместилась 50-летняя история тактических изысканий в НФЛ, и в итоге мы можем видеть то, куда, на мой взгялд, движется лига в данный момент.


Для начала, давайте отойдем назад, и посмотрим, как развивалась пасовая игра в НФЛ, начиная с 1960 года.

НФЛ тогда жила полностью по заветам легендарного Винса Ломбарди: два раннинбэка, тайтэнд на линии скриммэджа, и два принимающих. Ограниченное количество розыгрышей игрались снова и снова, а упор делался именно на четкость исполнения. Это была борьба на выносливость, где нападение делало явный акцент на вынос, а для защиты, соответственно, важнейшей задачей было остановить вынос, и делалось это чаще всего с помощью 4-3 построений. Пас использовался только по необходимости, когда его диктовало положение на поле. Он никогда не считался основным оружием для разрушения защиты соперника.

Потом настало время инноваций Дона Корьелла, и Билла Уолша. Их философия игры брала свое начало у Сида Джилмана, на тот момент – главного тренера Сан-Диего Чарджерс из АФЛ. Джилман не стремился подражать догмам НФЛ. Он делал акцент на том, чтобы талантливый игрок нападения оставался против защитника на открытом пространстве, тем самым заставляя защиту думать об обороне как можно большей территории. Его главным детищем было взрывное нападение, в котором именно пас играл основную роль. Это была практически противоположность подходу Ломбарди (контроль мяча, методичный набор ярда за ярдом). Корьелл и Уолш взяли философию Джилмана, и продолжили ее развивать. Они были своего рода мечтателями, и видели в пасе неограниченные возможности. Именно Корьелл был первым, кто обнаружил невероятную ценность тайтэндов, когда стал использовать Келлена Уинслоу не только в традиционном месте, но и на месте принимающего. Уолш вообще представлял себе нападение, как огромное поле для тактических маневров, и хитроумных комбинаций. Для него футбол был игрой мысли, а не физической силы. Он создал пасовую игру, основное направление которой было по центру поля. Билл Уолш полностью поддерживал один из главных постулатов Джилмана: если ты контролируешь пасом середину поля, ты можешь атаковать и края.

Уолш и Корьелл навсегда изменили облик НФЛ. Не будет преувеличением сказать, что они заложили основу того, что последовало в 90-е: расстановки с тремя, четырьмя, а иногда и пятью принимающими, многозадачные тайтэнды, располагающиеся в любой части поля, раннеры, умеющие ловить мяч не хуже принимающих, активное использование шот-ган формации. Защита должна была что-то ответить на все это, иначе они просто были бы не конкурентоспособны.

Когда Корьелл начал ставить Уинслоу на край, он шел впереди своего времени. Тогдашние принципы прикрытия включали в себя два основных момента – индивидуальное прикрытие из базовых формаций, подразумевающее, что против Уинслоу играл лайнбэкер или сэйфти, и зонные схемы, которые не предусматривали чтения маршрутов. Дополнительный корнербэк, так называемый никель-корнер, быстро стал важной частью защиты. Изначально его роль была – играть против Уинслоу, ну а потом в лигу пришли все больше построений с 3-4 ресиверами, так что его роль стала очевидна. Зонный блиц легендарного Дика ЛеБо (который сейчас есть в арсенале абсолютно каждой команды в НФЛ) во многом обязан своим появлением именно пасовой игре, которую разработали Корьелл и Уолш.

Да  и если взглянуть в целом, защите пришлось быстро перестраиваться под современные требования. Построение с 3 принимающими стало абсолютной нормой, и используется практически на любых дистанциях. Никель-корнербэк, некогда бывший узким специалистом, игравшим по 12-15 розыгрышей за игру, теперь стал основным игроком команды, проводящим на поле не менее 35 снэпов каждую неделю. Стандарт для построения защиты был установлен, и он действует по сей день: три корнербэка, два сэйфти, и два лайнбэкера, против трех принимающих, одного тайтэнда, и одного раннера. Теоретически, все логично, до того момента, когда выясняется, что лайнбэкер, или сэйфти, не способен полноценно закрыть тайтэнда или раннинбэка.

И здесь мы подходим к тому, с чего начали наш разговор: 36-ярдовый прием Спроулза против лайнбэкера Хоука. Это всего один пример, но он характеризует то, как сейчас думает нападение. Вот, к чему мы пришли к лету 2012 года: все больше шот-ган формаций, тренеры ищут универсальных тайтэндов (как Уинслоу), которые могут играть на любой позиции, и раннеров, которые могут бежать любой маршрут, как короткий, так и вертикальный. Если у команды есть такие игроки, защищаться против них обычным никель-построением очень сложно. У Сэйнтс есть Спроулз и Грэм, у Пэкерс есть Джермайкл Финли, наверное самый атлетичный тайтэнд в лиге, а у Пэтриотс есть Роб Гронковски и Аарон Эрнандес.

Поставьте себя на место координатора защиты. Я уже обрисовал проблему, которую ставит перед вами Сэйнтс. Грэм идет на бровку, и играет, как принимающий. Уверенно ли вы себя будете чувствовать, если у вас против него лайнбэкер?

Когда Пэтриотс выводят на поле одного раннера, два ресивера, и Гронковски с Эрнандесом, что вы будете с этим делать? Считать эту парочку тайтэндами, и играть из базовой формации? Или сделать своей базовой формацией никель?

А как насчет Пэкерс, с их тремя принимающими, и Финли? Кого вы поставите против него – лайнбэкера или сэйфти? Стоит ли рассматривать его, как четвертого принимающего, и играть с шестью ди-бэками? Помню матч между Пэкерс и Джайентс на 13 неделе прошлого сезона, первый розыгрыш на победном драйве Грин Бэй в четвертой четверти. Координатор защиты Джайентс, Перри Фьювел играл никель формацию, персональную, против построения с 3 ресиверами, и Финли. Лайнбэкер Жакуан Уильямс играл против Финли, и был легко обыгран на бровке: принятый пас на 24 ярда.

Противостоять принимающим намного проще с точки зрения схем. Координаторы обороны делают это годами. Теперь же, у них появились новые проблемы: тайтэнды и бэки, способные растянуть защиту как горизонтально, так и вертикально. Чем ответит защита, в этом непрекращающемся шахматном матче между обороной и нападением? Традиционных лайнбэкеров будет становиться все меньше, и играть они будут весьма ограниченную роль. Им просто нет места на поле против пяти принимающих. Наверное, мы будем все чаще видеть модель, применяемую Хьюстоном. Они играют построение дайм (6 дибэков), вместо никель (5 дибэков). Это позволяет им куда лучше работать в прикрытии паса, хотя и заметно ослабляет защиту физически. Не случайно, защита Тексанс была одной из лучших в прошедшем сезоне, их примеру наверняка будут подражать.

Вот реальность, которая нас окружает на пороге сезона 2012: никогда еще игра не была настолько спредовой (растянутой), как сейчас.

Безусловно, всегда есть исключения, но если вы хотите победить хорошую пасовую команду, вы должны быть готовы к большому количеству шот-ган построений, при пяти принимающих, способных играть на разных позициях. НФЛ продолжает развиваться, и нынешний этап ее развития характеризуется скорее борьбой в открытом поле, нежели в «окопах», как было раньше. Старомодным тренерам непросто принимать такие перемены, но им придется это сделать, иначе им здесь просто не будет места.

Greg Cosell | nfl.com