Зарплаты квотербэков в НФЛ заставляют команды принимать непростые решения

Начнем с нового контракта Тома Брэди, который вызвал гром аплодисментов в Нью-Ингленде, и заставил удивленно приподнять брови генеральных менеджеров остальных команд НФЛ.

Большинство ГМ-ов, с которыми я общался, не считают, что этот контракт, давший команде больше места под потолком зарплат, а квотербэку – больше денег сейчас, но меньше в будущем, сыграет какую-то роль при подписании контрактов другими квотербэками.

«Это никак не связано с другими игроками», говорит один из генеральных менеджеров НФК. «Здесь имел место быть совершенно уникальный набор факторов, это другой игрок, и другая команда. Никто из остальных квотербэков не согласится на такой контракт, так что какая разница, что подписал Брэди? Вы что теперь, будете всем предлагать 9 миллионов в год? Удачи».


Нужно отметить, что вся эта ситуация в Пэтриотс отводит взгляд публики от другой проблемы, появляющейся в НФЛ.

Зарплаты квотербэков продолжают расти, и, как результат, растет платежная ведомость команд. При этом потолок зарплат «заморожен» на несколько лет, после того, как в предыдущее десятилетие он неуклонно рос.

Безусловно, растут доходы у игроков разных позиций, но именно у квотербэков этот рост так очевиден. Взгляните хотя бы на очередную реструктуризацию контракта Бена Ротлисбергера в Питтсбурге. Большинство этих контрактов было построено с учетом того, что потолок зарплат будет расти. И сейчас, когда начнется второй год из трех, когда потолок останется на том же уровне, у многих команд возникнут проблемы.

Подумайте вот о чем: в 2007 году потолок зарплат был установлен на уровне 109 миллионов, а сейчас, в 2013, он будет равен 123 миллионам. Это 13-процентный рост. А теперь посмотрим на зарплаты пяти самых высокооплачиваемых квотербэков в 2007 и 2013, соответственно:

2007

Карсон Палмер, Цинциннати Бенгас, 13.48 миллиона

Бретт Фавр, Грин Бэй Пэкерс, 11.8 миллиона

Илай Мэннинг, Нью-Йорк Джайентс, 10.047 миллиона

Мэтт Хассельбэк, Сиэтл Сихокс, 9.204 миллиона

Марк Балджер, Сент-Луис Рэмс, 9.125 миллиона

Среднее значение: 10.73 миллиона

2013

Мэтью Стэффорд, Детройт Лайонс, 20.82 миллиона

Илай Мэннинг, Нью-Йорк Джайентс, 20.35 миллиона

Пейтон Мэннинг, Денвер Бронкос, 20 миллионов

Дрю Бриз, Нью-Орлеан Сэйнтс, 17.4 миллиона

Филипп Риверс, Сан-Диего Чарджерс: 17.11 миллионов

Среднее значение: 19.14 миллионов

Как видите, среднее значение выросло практически в два раза. Раньше было принято, что стандартный процент от общей суммы, выплачиваемой командой игрокам, который получает квотербэк – от 10 до 13. Теперь Стэффорд и Мэннинг «съедают» от 17 до 18 процентов.

Все еще сомневаетесь, зачем Пэтриотс договаривались с Брэди о новом контракте?

«Все пытаются распределить ресурсы на более длительный срок, и речь идет о трех, четырех, пяти игроках, которые составляют основу вашей команды», говорит президент одной из команд НФК. «Но приходится подвинуться. И дело не только в квотербэках. В 2008 году, потолок был на уровне 116.2 миллиона, и минимальные зарплаты тогда сильно отличались от теперешних. Теперь у вас есть дополнительное пространство для маневра на низких зарплатах, но высокие втиснуть в платежку все сложнее».

«Внизу хотя бы есть какая-то система, а вот с большими контрактами все непросто».

Генеральный менеджер из НФК согласился с этим утверждением, и указал на модель, которую использовали Индианаполис Колтс в 2000-х годах. Основой системы, построенной Биллом Полианом, была уверенность в своих выборах на драфте. Некоторые из игроков, которых он выбирал, становились основой команды, и получали контракты, по самому верхнему рыночному уровню. Других не удерживали, когда приходило время новых соглашений, а просто заменяли новобранцами с драфта. Полиан верил, что может делать это без потери качества игры, и при этом сохранять деньги, чтобы оплачивать максимальные контракты своих истинных звезд.

В процессе, Колтс реструктурировали контракт Пейтона Мэннинга несколько раз, что привело к тому, что на последних годах его контракта зарплата достигала астрономических величин. Это давало квотербэку фантастическое преимущество в переговорах, когда стороны начинали обсуждать новый контракт. В результате работы этой системы, рыночные цены для звездных игроков по всей лиге неуклонно шли вверх.

Когда потолок зарплат рос каждый год, и рос быстро, все это работало как часы. Но теперь рост потолка прекратился. Но звезды по-прежнему продолжают получать все больше и больше, а минимальные контракты растут. Очевидно, что кому-то приходится уступать.

«Для элиты, зарплаты никогда не усреднятся до какого-то уровня», говорит ГМ из НФК. «Потолок не растет, но заплатят за это не элитные игроки, а те, которые получают меньше. Этот процесс начался еще до того, как появилось новое коллективное соглашение. Еще в 2008 и 2009 годах, зарплаты топовых игроков стали слишком быстро расти, заставив средний класс умерить аппетиты. Теперь, когда ввели лимиты для новичков, это помогает командам немного сэкономить, но все равно, при не растущем потолке, процесс разбухания продолжается».

Следующая стадия, на которую мы все обратим внимание, начнется с Джо Флакко, переговоры котрого во многом могут определить, что будет с Мэттом Райаном, Мэтью Стэффордом, и Аароном Роджерсом. Потом будет следующая волна, когда придет время подписывать Кэма Ньютона, Колина Каперника, Энди Далтона, Роберта Гриффина, Эндрю Лака, и Рассела Уилсона. Все они попали под потолок для новичков, так что пока у их команд нет проблем, но уже очень скоро под их новые контракты придется срочно расчищать платежку.

Сумма эксклюзивного тега для Флакко будет в районе 20 миллионов. И он рассчитывает как минимум на такую сумму в год по новому контракту. Если они применят не эксклюзивный тег, то рискуют его потерять.

Таким образом, если контракт с Флакко будет подписан скоро (а многие считают, что так и будет), он получит что-то в пределах того, что получил Бриз. Как сказал ГМ из НФК: «Никто не считает, что Флакко достоин денег Бриза или Брэди, но вы не можете терять квотербэка».

Таким образом, зарплаты продолжат расти, и сохранять игроков будет все сложнее. Что бы не получил Флакко, Роджерс получит еще больше, а больше всего выиграют те молодые, которые сейчас ждут своего часа.

Тем временем, в Нью-Ингленде, Пэтриотс получили элитного квотербэка в новую эру, по цене из старой эры. Это сильно поможет команде в 2013 и 2014 годах, но что будет дальше… большинство предпочитают подождать, прежде, чем делать выводы.

«Из Тома сейчас делают великодушного человека, который сделал скидку своей команде, и я не хочу сказать, что это не так. Но его реструктуризация столила им 3 миллионов, и эти деньги могли пойти куда-то еще», говорит президент команды из НФК. «Я вижу ситуацию так – если он решит уйти на пенсию через 2 года, он заработал дополнительные 3 миллиона. Если он продолжит играть на третий год, то да, здесь они получат большое преимущество. Но сейчас об этом рано говорить, и ему будет уже 38 лет тогда».

Тяжело убедить своего квотербэка взять меньше денег, чем он достоин. С точки зрения краткосрочной перспективы, Брэди дал команде огромное преимущество в сезонах 2013 и 2014. И эта сделка еще раз показывает нам, как непросто командам в наше время вписывать растущие аппетиты звезд под потолок зарплат.

Albert Breer | nfl.com