Мэннинг, Миф, Легенда

Когда в 2011 году Пейтон Уильямс Мэннинг восстанавливался после травмы шеи, в НФЛ случился локаут. Тодд Хелтон, первый бейсмен Колорадо Рокиз и университетский товарищ Пейтона, предложил ему воспользоваться тренировочной базой команды в Денвере. Тонкая ирония ситуации станет очевидной лишь некоторое время спустя.

Пока же Пейтон бросал первые пасы в клетке для бэттинга в закрытом зале. Это именно то, чего ему хотелось - быть подальше от любопытных глаз. Пейтон бросал так плохо, что Хелтон сперва подумал, что тот дурачится. Нет, это не было шуткой, травма повлияла на силу рук, на работу трицепсов, на точность броска.

Будущее Мэннинга в футболе было под большим вопросом.


Через несколько месяцев последует операция на позвоночнике, еще через несколько - увольнение из Колтс.

Мэннинг был в середине четвертого десятка - весьма почтенный возраст, выход на пенсию никого бы не удивил, и точно не удивил бы тех, кто по воскресеньям выходит на поля Национальной Футбольной Лиги и не понаслышке знает, чего это стоит. Даже близкие Мэннинга не были уверены в том, что сила руки вернется, что он сможет быть достаточно точен, что он сможет вернуться на поле, что он способен хотя бы отчасти походить на того на выдающегося игрока, каким он был до травмы.

Карьера Пейтона похожа на сборник рассказов. Не все они обзавелись доброй концовкой, но интересными стали все без исключения. Мы следили за тем, как Пейтон растет в Новом Орлеане, где всё внимание было приковано к наследнику Арчи Мэннинга. Резкие взлеты и падения, захватывающие игры, выдающиеся победы в регулярном сезоне и поражения в плейофф. Наконец - первый титул. Тяжелая травма, восстановление, блестящий сезон, россыпь рекордов, спад ...

... и - один из самых тяжелых сезонов в карьере. Тренер, чья философия так не похожа на то, к чему он привык, сокращение зарплаты, травма, скамейка запасных, возвращение в стартовый состав, последний рывок из последних сил, второй титул.

Через четыре года после того как Мэннинг вернулся, залечив спину, день, наступления которого и он, и его окружение, ждали много раньше, настал - день, когда накопившиеся травмы, физическая слабость, падение эффективности не оставили ему выбора. Но - у него в руках Ломбарди Трофи, у него за спиной выдающаяся карьера, над ним кружатся конфетти, его последний пас - двухочковая реализация в Супербоуле.

После 18 лет в НФЛ, после четырех участий в Супербоуле с четырьмя разными главными тренерами, Пейтон объявил о том, что казалось неизбежным после злоключений последних месяцев, казалось решенным в тот момент когда он держал своих четырехлетних близнецов на руках, стоя на поле стадиона в Санта Кларе, он объявил о своем уходе. И он уйдет так, как удается далеко не всем, даже величайшим из великих.

Он уйдет чемпионом.

Пейтон был в центре внимания даже тогда когда не был на поле. Его последние недели в НФЛ были омрачены сообщением телеканала Аль Джазира, обвинявшим ряд спортсменов, в том числе и Мэннинга, в использовании гормона роста. Пейтон отверг эти обвинения, однако НФЛ объявила, что ведется расследование. Сразу после этого всплыла история 20-летней давности, в которой он был одним из обвиняемых в сексуальных домогательствах к тренеру по физподготовке. Дело в свое время было улажено Университетом, несмотря на это тренер в дальнейшем подала в суд на Мэннинга за оскробительное описание в книге мемуаров.

Что касается футбольного поля – Мэннинг уходит в отставку с двумя сотнями побед за плечами – больше чем у любого квотербека, когда либо игравшего в НФЛ, и рекордную, юбилейную, двухсотую, он одержал в Супербоуле. Он провел лучшие годы в Индианаполисе и последние четыре сезона в Денвере, выиграв титулы с обеими франчайзами, в качестве непререкаемого лидера и ключевого игрока в одном и в качестве важной детали отлаженного механизма в другом.

До травмы шеи, из-за которой он ни разу не сыграл в сезоне 2011 года, Пейтон пропустил лишь один снеп из-за травмы – из-за перелома челюсти – за всю карьеру. Однако следует признать, что несмотря на красоту развязки, срежиссированной Кубиаком и Элвеем, тело Мэннинга больше не способно выносить нагрузки и удары, которые являются неотъемлемой частью игры в футбол. Несмотря на по прежнему блестящее «дирижирование» защитой, его физические уязвимости очевидны. Сам Мэннинг признавал, что в Супербоуле он уже не мог быть тем, кем был всю карьеру, он иногда не мог даже двигать цепи. На его плечах лежала непривычно малая доля ответственности.

Его последний сезон начался отвратительно, и только несколько лихих поворотов сюжета сделали его незабываемым. 7 тачдаунов и 10 перехватов в первых 6 играх. Отчасти это было, конечно же, обусловлено переходом к нападению Кубиака (в этом можно было увидеть в том числе и стремление Денвера научиться играть без Мэннинга). Но также налицо были и снижение силы броска, и отсутствие решительности и уверенности в себе.

Мозг Мэннинга всегда был его главным оружием, и это – его вклад в развитие футбола. Он изменил сам образ игры квотербека, руководя игрой из шотгана, меняя комбинации, управляя движением игроков, рассекая защиту точными передачами. Позднее этот подход переняли и усовершенствовали такие квотербеки как Том Брэди и Аарон Роджерс.

Лайнбекер Браян Кушинг уверял, что в лучшие годы Пейтона защитники могли просто глядя на него понять, разгадал ли Мэннинг их замысел, и если разгадал – понимали, что сейчас их оставят не у дел. Дэн Марино уверял, что ни один квотербек никогда не брал на себя такую роль в плейколлинге, как Пейтон.

Но в первые недели 2015 года это был другой Мэннинг. Первые шесть игр Бронкос выиграли, но не благодаря, а вопреки. Начало сезона для Мэннинга выглядело последней гастролью, и после того как в игре с Канзасом на десятой неделе Пейтон бросил четыре перехвата, а затем покинул поле с травмой ноги, казалось, что поставлена точка.


Когда говорят о том, что Мэннинг не был ключевым игроком в победном 50-м Супербоуле – забывают, как он выиграл свой первый титул: 13 точных передач и перехват, без тачдаунов. Забывают о том что Джон Элвей, после того как, наконец, смог поднять над головой Ломбарди Трофи, тоже не мог похвастать выдающимися цифрами в победном финале. Слабая статистика Мэннинга в плейофф всегда считалась единственным пятном в его выдающемся резюме, что в частности было следствием завышенных ожиданий, преследовавших его всю карьеру, с того самого момента как средний сын Арчи Мэннинга вышел на поле в форме школьной команды.

О нем много говорили уже тогда, когда звездным студентом он решил не выходить на драфт, решив остаться в Теннесси еще не сезон, надеясь выиграть национальный титул и Хайсман Трофи. Для многих это решение стало разочарованием, в особенности для Джетс, которые в тот год выбирали под общим первым пиком.

Хайсман Трофи ему не покорился. И говорили перед драфтом не только о нем. К примеру, Раян Лиф. Считалось, что его физические кондиции, его сила руки дают ему больше шансов стать звездой в НФЛ, однако на стороне Пейтона были футбольный интеллект и умение видеть поле. Также он смог впечатлить Билла Полиана, менеджера Колтс, на скаутинг комбайне, четко и ясно отвечая на вопросы о том каким будет оффенс, во главе которого будет играть молодой проспект. Многие менеджеры предпочли бы выбор Раяна Лифа, но в Индианаполисе не совершили этой ошибки.

Полиан посетил воркаут Мэннинга в Теннесси и пригласил пройти тест физической готовности в Индианаполисе. Там Мэннинг отметился ставшей знаменитой фразой:

«Если вы выберете меня, то я гарантирую вам, мы выиграем чемпионат, и у нас будет великая команда.»

«Если ты меня обманешь – я надеру тебе задницу», ответил Полиан.

Полиан выбрал Мэннинга и не ошибся. После трудного первого года Пейтон стал одинм из лучших и самых стабильных футболистов Лиги. С самого начала он получил широкие полномочия в плейколлинге. В 2001 году Мэннинг и его нападение были единственными, кто играл ноу-хаддл на постоянной основе. Это стало отличительной чертой Колтс Мэннинга – постоянное лидерство по результативности нападения. Другой отличительной чертой той команды была защита, а точнее её слабая игра.

Тем не менее мастерство Пейтона позволяло раз за разом выходить в плейофф, а нападение оказывалось в топ-5 по результативности 9 раз за те 13 сезонов, что Пейтон получал снепы в Индианаполисе. Мэннинг стал одним из самых узнаваемых футболистов НФЛ, даже нынешний стадион Колтс, Лукас Ойл Стэдиум, в шутку называют «Домом, который построил Пейтон». Трудно представить, какой была бы судьба франчайза Колтс, если бы Пейтон не одевал по воскресеньям сине-белую форму.

Но главный трофей НФЛ раз за разом ускользал от Пейтона. Первые шесть попаданий в плейофф закончились ничем, в четырех случаях – в первой же игре. Самым обидным было поражение 2005 года – после старта сезона 13-0 Индианаполис застолбил первый посев, но, тем не менее, уступил дома Питтсбургу в дивизионном раунде.

В 2006 удача, наконец, улыбнулась Колтс – сперва были повержены Рэйвенз и их жесткая оборона, затем пришла очередь Патриотов. В одной из самых запоминающихся схваток Мэннинга и Брэди Пейтон смог отыграться со счета 3-21. Наконец под южным зимним дождем во Флориде были повержены Медведи из Чикаго, а Мэннинг стал МВП Супербоула.

Разочарования вновь быстро стали привычными. Уже в 2007 году Колтс, впервые за многие годы в довесок к элитному нападению получившие элитную защиту, снова проиграли первый же матч плейофф.

Сезон 2009 года лучше всего характеризуется двумя играми. Сперва – вторая неделя, когда Долфинз сделали всё чтобы держать Мэннинга на бровке, владели мячом три четверти встречи, однако даже 14 минут и 53 секунд Мэннингу хватило для победы. Затем – ещё одна классика в исполнении Брэди и Мэннинга, и 4-и-2 от Беличека на своих 28 ярдах. Супербоул – и онсайд-кик от Шона Пейтона в начале второй половины, его Сейнтс побили Колтс и получили Ломбарди Трофи.

В следующий раз подобраться ко второму титулу Пейтон сможет спустя годы и в форме другой команды.


Пейтон впоследствии рассказывал, а Тони Данжи подтверждал, что первое повреждение шеи было получено ещё в 2006 году, в игре с Вашингтоном. В тот момент обследование не выявило серьезных последствий. Затем последовала первая серьезная травма на первой неделе сезона 2010 в игре против Хьюстона. Пейтон позже признавался, что весь сезон играл с болью, а сила его броска стала ниже. Впрочем, в том сезоне, несмотря на снизившийся процент точных передач, Мэннинг набросал 4700 ярдов, и Колтс вновь проиграли в первом раунде плейофф.

Затем началось путешествие по операционным. Четыре операции на шее. Колтс тем временем впервые за многие годы почувствовали себя командой без квотербека. Менеджмент никогда всерьез не думал о необходимости иметь бэкапа, и в 2011 году сразу три ветерана выполняли роль «врио» в конверте Индианаполиса – Керри Коллинз, Кертис Пейнтер, Дэн Орловски.

Последствия оказались суровыми – всего две победы, увольнение Билла Полиана и главного тренера Джима Колдуэлла. Первый общий выбор на грядущем драфте и лучший за многие годы проспект-квотербек Эндрю Лак – то, что помешало Пейтону провести всю карьеру в составе одной команды. Состояние его здоровья не давало поводов для оптимизма, многообещающий новичок сам шел в руки Колтс, и Пейтон был уволен.

Как он рассказывал впоследствии, и он, и владелец команды Джим Ирсей не смогли сдержать слез, когда во время встречи пришли к выводу о необходимости расторжения контракта.

Пейтон стал свободным агентом. И вряд ли какой-либо другой свободный агент в истории Лиги привлекал такое же внимание. За ним следили с вертолетов, когда он был в Майами. Джим Харбо, в худи и под покровом темноты, следил за его воркаутами в университете Дьюк, Мэннинг ездил на просмотр в Нэшвилл, обсуждал контракт с Джетс.

Но успеха в переговорах добился Джон Элвей. Менеджер, желавший найти замену Тиму Тибо, прекрасно понимал, что чувствует Мэннинг – Элвей два своих перстня выиграл на закате карьеры, и знал, чего хочет Пейтон. Ему не нужны огромный контракт и внимание, ему нужен титул, ему нужна сильная команда. Денвер, побеждавший в плейофф с Тибо, был такой командой, и нуждался только в квотербеке.

Спустя год после того как Тодд Хелтон констатировал критическую слабость руки Пейтона, Мэннинг прибыл в Денвер подписывать контракт с Бронкос.

«Я не знал, готов ли он на 100 процентов относительно своих лучших лет», рассказывал Элвей о своих впечатлениях от Пейтона в тренировочном лагере, - «Но я видел, что он может выиграть чемпионат».

В 2013 году Пейтон выдал один из лучших сезонов, какие когда-либо удавались квотербекам, отдав рекордные 55 передач в тачдаун и в пятый раз став МВП Лиги. Но избиение, которому Пейтон и Бронкос подверглись в Супербоуле, выглядело как начало конца. В том сезоне он был здоров от первой до последней недели, но это был последний сезон, когда проблемы со здоровьем не подкашивали его. Уровень его игры упал во второй половине сезона 2014, когда Пейтон порвал квадрицепс. Бронкос уступили в первой же игре плейофф, по странной иронии –Колтс.

Но у Элвея было свое видение будущего команды. Решив сыграть в рискованную игру и выжать максимум из последнего сезона Пейтона, он уволил Джона Фокса и нанял Гари Кубиака, своего давнего друга и бывшего бэкапа, который, по его задумке, должен был превратить Бронкос в команду, похожую на ту, что позволила самому Элвею выиграть два чемпионских титула.

Новые Бронкос были более сбалансированной командой. Они больше не полагались на нападение, более того – нападение не полагалось на пас, выросла роль выноса. Задачей тренерского штаба было создание новой роли для Пейтона, роли, которая не предполагала бы гиперответственности и серьезных нагрузок.

Последнее шоу Мэннинга, на 8 неделе сезона 2015 года против Пэкерз, когда он, как в былые годы, разрезал защиту на части точными аккуратными пасами, было всего лишь вспышкой. На 10 неделе Мэннинг, бросив 4 перехвата, отправился на скамейку, уступив место в конверте Броку Освайлеру.

Да, это была травма ноги, но всем было понятно, что Пейтону, проведшему 18 лет на сцене в лучах софитов, пора уходить. Однако Гэри Кубиак, бывший координатором ещё у Элвея, не стал торопиться с выводами, заявив прессе, что, несмотря на травму Мэннинга и победную серию с Освайлером, Пейтон все еще может вернуться на поле.

Спустя время нападение вновь стало барахлить. Усилий Освайлера оказалось недостаточно, и Бронкос, до тех пор уверенно боровшиеся за первый посев, столкнулись с перспективой остаться вовсе без победы в дивизионе.

К последней неделе судьбы первого посева АФК и первой строчки дивизиона так и не были решены, и Пейтон вернулся в состав. Правда, всего лишь запасным, впервые за два десятка лет, впервые со времен первых лет в Университете. В середине третьей черверти, когда Бронкос уступали Чарджерс со счетом 7-13, Кубиак велел Мэннингу разминаться. Освайлер не был плох – он пасовал достаточно хорошо, но его ресиверы дропали мячи, раннеры фамблили, и Денверу требовалась инъекция уверенности и опыта.

Это был, пожалуй, самый весомый вклад Пейтона в победу в минувшем сезоне. Всего пять точных передач, но – четыре результативных драйва, и преимущество своего поля в плейофф. Ковбой вернулся на поле для последнего родео.

Через пять лет Пейтон будет выбран в Зал Славы. Его запомнят как игрока, изменившего игру в нападении. Никто до него не играл на позиции квотербека на столь высоком уровне.

По-прежнему активно обсуждается его будущее. Пейтон – совладелец сети Папа Джонс, близок со своей альма-матер, Университетом Теннесси, в теплых отношениях с владельцем Браунз Джимми Хэсламом. Пейтона так уважают игроки и менеджмент, что работу во фронт-офисе одной из команд или на телевидении он получит легко, было бы желание.

Большое видится на расстоянии, и в скором времени все забудут невзрачную игру последних месяцев, вновь начнут оценивать его почти двадцатилетнюю карьеру, полную удивительных передач, ярких побед и захватывающих историй, целиком.

Второй титул – практически идеальная с точки зрения драматургии концовка для этой карьеры. Эта победа позволила Мэннингу записать на свой счет очередное уникальное достижение – никто до него не становился чемпионом в качестве стартового квотербека с двумя разными командами. А полотно карьеры Пейтона наконец стало выглядеть цельным и завершенным, второй перстень в коллекцию наград был просто необходим.

Сам же Мэннинг, несмотря на все неудачи последних месяцев, оставался тем же, кем был ещё в те времена, когда начинал наводить страх на защитные ряды соперников.

Тем, за кем стоит следить, и тем, кого стоит остерегаться.


Комментарии

StarGazer
Отлично, спасибо за перевод. Игрок, которому трудно подобрать какие-то оригинальные слова для характеристики или благодарности. Просто спасибо, Пэйтон. Очень жаль, что больше не услышим «Омаху» (((
Олег
Спасибо.
Yovan
Надо же, если бы Пэйтон вышел на драфт годом ранее, я бы был не фанатом его, а хейтером.
salcon
Спасибо за перевод!
Рад что в живую наблюдал за легендой!
Widells
Спасибо. Классно написано.
jay
Спасибо большое за перевод. Хорошая ода.

PS Забавная опечатка Ждимми Хаслам