Пленка Тревора Лоуренса: ищем то, чего не должно быть у первого оверолла

L1.jpg

Межсезонье расставляет все по своим местам. Аналитики и специалисты определились с пятеркой лучших квотербэков, которая наверняка уйдет в первом раунде драфта 2021. Мы познакомим вас с этими проспектами, но не станем перечислять успехи по студентам и рассказывать биографию. Намного интереснее посмотреть их записи, выделив наиболее характерные черты игры, их сильные и слабые стороны. Начнем, пожалуй, с Тревора Лоуренса, чья первая рэнкинг-позиция никогда и никем не оспаривалась.


Но может ли так оказаться, что Лоуренс – это неимоверный талант, но не самый перспективный проспект в этом классе? Теоретически, да. У него есть все физические данные, необходимые современному квотербэку, но и играл он в нападении, не требовавшем от него слишком многого с психологической точки зрения. Тем не менее, этот факт вряд ли повредит его драфт-перспективам, однако он делает оценку Лоуренса немного сложнее. Ведь Тревор просто исполнял то, что от него просили с бровки, и он исполнял это отлично. Но мы не знаем, повлияет ли на него «фактор самостоятельности», оказывающий влияние практически на всех новичков НФЛ.

Нет сомнений, что в профессиональном нападении от него потребуется делать много больше, чем прежде, но это касается всех бывших студентов – Лоуренс тут не исключение. В его игре есть моменты, требующие исправлений и пока нет ощущения, что со временем они мутируют в серьезные проблемы. Заманчивый потенциал Лоуренса в сочетании с его стабильностью и успехами на протяжении целых трех лет в роли стартера – он выиграл национальный титул в первый же сезон за Клемсон – делает его почти таким же перспективным квотербэком, каких мы не видели со времен Эндрю Лака.

Процесс броска

У крупных, высоких квотербэков, как правило, имеются проблемы с последовательностью действий – они слишком рано открывают плечо, полагаясь в момент броска только на силу своей руки. Подобные проблемы были у Кэма Ньютона, Джоша Аллена и Карсона Венца, но лишь Аллен смог добиться радикального прогресса (на третий год), что существенно повысило его точность.

У Лоуренса с последовательностью все в порядке. У него плавный выпуск мяча, а за счет отличного вращения бедер он добавляет своему броску силы. Когда передняя нога опирается на землю, его переднее плечо (по направлению к цели паса) все еще закрыто – вначале он позволяет сделать первое движение в нужном направлении своим бедрам – и только потом начинается ход руки вперед. В итоге, броски Тревора идут от бедра: они хлесткие, словно удар кнутом, а не рубящие, что и вызывает неточность.

Когда он опускается в конверт, то обычно встает с широкой базой, с опорой на всю ступню. Но под давлением или, когда ему в конверте приходится много двигаться, Лоуренс может растягивать шаг, получая только ненадежную пяточную опору, из-за чего часть его передач не находят нужного адресата. В целом же, его механика броска достаточно отработанная и мягкая – ему не требуется вносить в нее никаких существенных корректив.

Рука

Лоуренс способен исполнять броски на дистанцию, может делать быстрый релиз в любую точку поля. Он может даже задержать бросок на «го» маршруте и все равно, поразить цель. На счету Лоуренса достаточно точных бросков на внешнюю сторону хэшей, которые в колледже шире, чем в НФЛ. Он способен вписывать мяч в игольное ушко (пространство в Кавер-2 между корнербэком и сэйфти, что можно увидеть в клипе выше на третьем розыгрыше). Его рука однозначно находится на одном уровне с такими молодыми ганслингерами, как Махоумс, Аллен и Херберт – тот самый талант, который жаждет заполучить каждая франшиза.

Доставка мяча

Лоуренс отлично контролирует траекторию своего броска. Он способен мощно выстреливать по прямой, не хуже получается и перебрасывать мяч через защитников по дуге. Может совершать разрезающие передачи в стык зон ответственности, точно доставлять мяч на фейд-маршрутах, в том числе, и находя ресиверов в углу зачетной зоны.

Дальнее плечо

Лоуренс, как и все другие топовые проспекты, способен сделать пас на дальнее плечо. У него хватало крупногабаритных ресиверов, что упрощало задачу: Ти Хиггинс, Амари Роджерс и Джастин Росс. Нападение Клемсона попросту терроризировало беспомощных защитников этими бросками. По большому счету, Тревор мог проходить все поле только на передачах через бэк-шолдер. Они выглядят настолько простыми для исполнения, что часть из них Лоуренс делает с задней ноги, без опоры на переднюю. Из-за подобных трюков, многие не относились всерьез к Махоумсу, считая, что в НФЛ такое не работает.

Угроза в движении

Лоуренс – это атлет высокого класса. У него достаточно взрывной силы ног и стартовой скорости, чтобы оторваться от защитников в горизонтальных опшен-розыгрышах, таких как, зоун-рид. Несмотря на то, что для своего роста ему придется добрать веса (сейчас 97 кг при 197 см), ему хватает физики, чтобы работать и с вертикальными опциями, вроде пауэр-рида. Лоуренс подвижен и резок, что необычно для такого высокого футболиста. Конечно, в НФЛ он не станет двойной угрозой, вроде Ньютона или Ламара Джексона, но будет опасен на всех опшен-плеях и как скрэмблер.

Лоуренс точно бросает при забегании как вправо, так и влево. Он способен исполнять передачи из неудобных положений. В ролике выше, в первом розыгрыше, убегая влево, Лоуренс атакует своего ресивера, намеренно бросая ему в спину, видя, что пространство перед принимающим закрывает зонный защитник. Во втором розыгрыше он точно атакует ресивера на фейд-маршруте, зная, что после ему грозит жесткий контакт с блицующим игроком. В третьем, убегая вправо на полной скорости (спринт-аут), Лоуренс быстро находит открытого принимающего, бросая мяч себе в противоход. И опять-таки напрашивается аналогия с работой Махоумса.

Принятие ударов

Как ни странно, Лоуренс принял на себя огромное количество хитов, хотя и играл в нападении Клемсон Тайгерз. Возможно, дело в не лучшем подборе персонала в линию нападения, а быть может, дело во множестве ран-пас-опшен (РПО) концепций, развивающихся в даунфилде, когда талант ди-лайн соперника перевешивал талант о-лайн Клемсона. Тем не менее, Лоуренс продемонстрировал свою прочность и стойкость, регулярно выполняя броски под сильным давлением, исполняя передачи перед или в момент хита.

На видео Тайгерз играют инсайд-зоун концепт в сочетании с вил/пост концептом. Настраивая свои РПО, команды обычно совмещают опции выноса и быстрого броска, но Клемсон регулярно задействовал вместе с выносом более длинные пасовые варианты, что подразумевало затяжку с релизом мяча, а значит и повышало вероятность контакта с пас-рашерами. Судя по всему, Лоуренс считывал действия широко выстроившегося защитника справа. Тот не ушел в прикрытия, выбрав блиц. Лоуренс сохранил мяч у себя, не отдав его бегущему, но вместо быстрого сброса, ему пришлось выжидать развития вил-маршрута. Защитник мчится на него на полной скорости, готовясь вложиться в удар. Лоуренс, за счет стойки на двух ногах (и понимая, что этот факт не позволит ему толком увернуться от блицующего) успевает набрать достаточно энергии, чтобы завершить передачу.

Блицы

Пожалуй, худшим матчем в колледж-карьере Лоуренса была встреча за звание национального чемпиона – битва с ЛСЮ в сезоне 2019. Он буквально страдал на блицах против перегруженной защиты, возглавляемой одним из лучших координаторов страны - Дэйвом Арандой, теперь главным тренером Бэйлора. В свой выпускной год Лоуренс, похоже, улучшил игру против блица. Он научился их корректно идентифицировать и корректировать свои цели, включая хот-риды, чтобы успешно им противостоять.

Здесь защита дарит ему блиц-индикатор в лице сэйфти, выстроившегося напротив его второго ресивера и защитника, сместившегося ближе к конверту. Сэйфти оттянут от линии скримиджа на 10 ярдов и расположен чуть ближе к центру, чем ресивер, намекая на персональное прикрытие, а не зону – это означает блиц от вставшего шире о-лайн рашера. И принимающий, и Лоуренс правильно прочитали ситуацию. Ресивер укоротил маршрут, используя слишком большую подушку безопасности, а Лоуренс бросил ему на дальнее плечо, что позволило добрать ярды после ловли.

Здесь защита не оставила Лоуренсу явных блиц-индикаторов на преснэп-риде. После того, как Тревор увидел лайнбэкера со слабой стороны, он сначала попытался задействовать Х-ресивера на бровке, являвшегося хот-ридом, но помешал сэйфти, оставшийся внизу и готовый сработать по мячу. Несмотря на давление, Лоуренс спокойно перешел к риду №2 в центре поля, завершив розыгрыш комплитом.

Перемещения внутри конверта

Лоуренс быстр в конверте и способен на резкие перемещения. Он хорошо справляется с управлением конвертом, возвращаясь в него при необходимости. Он не паникует и не старается убежать в сторону, хотя его атлетизм позволяет нанести сопернику ущерб за счет ног. Бывают моменты, когда его внутренние часы стоило бы ускорить, но в целом Лоуренс спокоен, используя свои физические данные и силу, чтобы увернуться от защитников или подняться в конверт и выиграть время.

Предвидение развития событий

Самая большая проблема, над которой, судя по всему, придется трудиться Лоуренсу – это броски с бóльшим пониманием того, как будет развиваться розыгрыш. Временами он просто держит мяч и ждет, пока его принимающие откроются или сломают маршрут – только после этого Лоуренс бросает мяч. Такая потеря во времени позволяет одним защитникам восстановить прикрытие, а другим добраться до квотербэка на пас-раше.

У Тигров вертикальная концепция с пустым бэкфилдом. У защиты замаскированный Кавер-3 с фри-сэйфти, отвечающим за середину поля и изначально выстроившимся справа. Лоуренс правильно прочитал ситуацию, предположив, что на стыке зон второй принимающий окажется открыт. Однако он ждет, пока ресивер полностью освободится от прикрытия, прежде чем исполнить передачу. Лоуренс обязан был предвидеть, что при данном раскладе принимающий сможет открыться и бросить ему пас раньше. В результате, пока Тревор терял время в ожидании, фри-сэйфти воспользовался своим шансом и пересек больше половины поля, успев выбить мяч из рук ресивера.

Согласно этой «стик-нод» концепции, тайт-энд отлично пробегает свой маршрут и открывается, но Лоуренс дважды подряд не решается выполнить передачу, дожидаясь, когда его тайт-энд развернется в апфилд и лишь затем делая пас. В результате, казалось бы отыгранный сэйфти, успевает вернуться и сбить мяч. Лоуренс должен был либо раньше бросать, либо отказываться от этой опции в пользу кого-то другого.

У Лоуренса лучше получаются передачи на перспективу, когда он взглядом умышленно игнорирует защитников. Прогресс в этой части он продемонстрировал по ходу плей-офф 2020, в играх против Нотр-Дам и Огайо Стейт.

В этой комбинации защита Нотр-Дам играла Кавер-1 (персональное прикрытие с одним глубоким сэйфти). Лоуренс не смотрит на фри-сэйфти, упираясь взглядом в единственного принимающего на правой бровке, прежде чем переключиться на пост-раут слева. Лоуренс смотрел вправо, продавая свой пас, до те пор, пока сэйфти не поверил и не оттянулся в ту сторону. В центре никого не осталось, зона под пост-маршрут оказалась раскрыта - Тревор мгновенно отправляет мяч на своего ресивера, отправляя того в долгий забег в тачдаун.

Здесь защита Огайо Стейт расположилась в Кавер-1 с симуляцией давления, что позволило через стант освободить ди-энда. Лоуренс знал, что его цель - это сворл-раут справа, но ему пришлось бросить мяч раньше, чем планировалось – все из-за свободного пас-рашера. Бросковое движение началось задолго до того, как ресивер смог развернуться в нужную сторону. Тем не менее, Лоуренс предвидел развитие событий, бросив идеальный пас в ту точку поля, где вскоре окажется его партнер, одновременно с этим принимая на себя хит. Тайминг и место передачи позволили принимающему продолжить движение после ловли, финишировав в зачетной зоне.

Благодаря успехам Махоумса, Аллена и Херберта, команды теперь ищут не просто квотербэка с сильной рукой, даже если тот не способен двигаться – им нужен полный пакет удовольствий. Лоуренс предлагает НФЛ именно этот прототип квотербэка – заряженного на пас и на перемещения. Одновременно с этим, Лоуренс – это уже усовершенствованный пасующий, в отличие от остальных проспектов. Это не означает, что в итоге он окажется лучше, чем другие парни, но Тревор точно более перспективен. У него есть все необходимые инструменты для достижения различных высот и однозначно меньший набор вещей, над которыми ему предстоит серьезно поработать.