Пленка Зака Уилсона: у парня хватает сильных сторон, но сможет ли он быть стартером с первой недели?

TedsFilmRoom-Zach_Wilson-1024x683.jpg

Давайте сегодня рассмотрим игру третьего из пяти квотербэков, оценивающихся футбольными специалистами на первый день драфта – речь про Зака Уилсона из университета Бригэм Янг. Раньше офисы команд НФЛ напрягали проспекты, за плечами которых был лишь один успешный сезон, но в последние два года два первых оверолла – Кайлер Мюррей и Джо Бурроу – взлетели на вершины драфта именно благодаря последнему сезону в колледже. Зак Уилсон поднялся так высоко ровно по той же самой причине – существенные изменения в его игре в сезоне 2020 и шикарные хайлайты.

Более того, некоторые франшизы оценивают Уилсона выше, чем Тревора Лоуренса, которого с самого первого сезона в Клемсоне готовили на роль первого выбора драфта.

Способности Уилсона играть вне запланированного сценария и непринужденно исполнять сложные броски, высоко ценятся в сегодняшней лиге, но присутствуют и обоснованные опасения. Джош Аллен и Джастин Херберт – вот недавние примеры квотербэков, выбранных за аналогичные качества, несмотря на то, что оба нуждались в глубокой прокачке во многих областях своего мастерства. На Уилсона будут смотреть аналогичную призму, но как сильно, а главное, как долго его придется развивать после того, как он переберется в профессионалы?

Рука

Быстрый релиз Уилсона, его умение обеспечивать крутящий момент вне стойки, точные передачи на дальнюю дистанцию, мощь броска и доставка мяча из неудобных позиций – безусловно, дразнят воображение. Это вещи, которые нельзя натренировать.

В Бока Ратон Боуле, играя против университета Центральной Флориды, бровка Кугарс назначает раннинбэку «лик»-концепт, в котором Уилсон делает фейк с бегущим, отскакивает в противоположную от раннера сторону, рассчитывая направить на себя защитный поток, а затем исполняет пас на противоходе, находя бэка на лик-рауте.

Сразу после фейка, Уилсон столкнулся с внутренним давлением. Розыгрыш был разработан из того расчета, что перед глубокой передачей квотербэк встанет в базовую стойку, однако Уилсону, чтобы уклониться от рашера, пришлось сделать шаг вперед, а затем уйти дальше вправо. Тем не менее, он смог сделать точный пас на своего бегущего на левую бровку. Это был невероятно сложный розыгрыш. Лишь немногие квотербэки в НФЛ способны его завершить успешно, но Уилсон сделал все так, словно это проще пареной репы.

В той же самой игре Уилсон столкнулся с мен-блицем. Работая против Кавер-1, Уилсон планировал атаковать выстроившегося внизу ресивера, бегущего керл-раут. Но, похоже, квотербэк прочитал грядущий сэйфти-блиц, так как перед снэпом подал знак своему раннинбэку, перестроив его с левой стороны на правую. Именно бэк и сработал против блица.

Дополнительно, Уилсону пришлось сделать шаг вперед и вправо, но его бросок пошел к левой бровке. Не переставляя ног, лишь за счет верхней части тела, он смог создать достаточный крутящий момент, чтобы точно и сильно бросить на ресивера, отлично разместив мяч в пространстве - траектория пошла вниз, но достаточно плавно, чтобы принимающий успел не только развернуться и принять передачу, но и защитить себя и мяч от хита. Способность Уилсона бросать только за счет верхней части тела – это редкий талант и одна из тех причин, по которой скауты так высоко оценивают его потенциал.

В этом ролике собраны несколько эффектных бросков Уилсона, сделанные против Бойзи Стейт. Они демонстрируют его способность запускать мяч на дальние расстояния с большой скоростью. С места или в движении – 50 ярдов по воздуху для Уилсона не проблема.

Точность и размещение мяча

И хотя от хайлайтов Уилсона трудно оторваться – настолько это приятно смотреть – на других записях проявляются те опасения, мимо которых нельзя пройти отмахнувшись. Например, его непостоянная точность и нестабильное размещение мяча.

Особенно заметны проблемы в тот момент, когда давление сжимает конверт. Линия нападения Бригэм Янг отыграла прошлый сезон на высочайшем уровне, предоставляя Уилсону нереальное пространство для работы. Временами конверт обеспечивал такой пас-протекшен, что в пределах 7 ярдов было чистое поле. И в таких случаях Уилсон исполнял свои лучшие передачи. Однако, когда квотербэка зажимали в конверте, точность моментально падала, что и вызывает озабоченность. При броске Уилсону не требуется много вертикального пространства, и он без проблем выполняет пасы вне стойки, но, похоже, его напрягает, когда конверт разрушают, особенно по центру.

В чистом конверте Уилсон стабильно демонстрирует отсутствие проблем с правильным размещением мяча в пространстве.

Здесь Кугарс играют концепт со свитч-релизом, когда банч-ресиверы бегут хитч, диг и шэллоу-кросс. Защита заблокировала точку атаки, прижав центрального принимающего к линии скримиджа, исполняя «банджо»-технику для двух других игроков. Внешний корнербэк должен был принять первого ресивера, совершившего аутсайд-релиз, тогда как внутренний ди-бэк работал по игроку, первым оказавшимся на инсайд-маршруте.

Ближний к квотербэку инсайд-ресивер сделал аутсайд-релиз и побежал хитч-раут. Этот маршрут был специально разработал для того, чтобы принимающий разворачивался вовнутрь зачетной зоны, ловя мяч в стороне от корнербэка за счет внешнего плеча. Однако Уилсон успел заметить, как корнербэк проникает вовнутрь, умно бросив мяч наружу, опять-таки, на противоположную сторону от защитника. Этот момент демонстрирует понимание игрового процесса и способность действовать не по шаблону (никто бы не упрекнул Уилсона, брось он на автомате вовнутрь, как и задумывалось на бумаге). Опять же – конверт отработал отлично, предоставив квотербэку время на анализ ситуации.

Дополнительные моменты, вызывающие озабоченность

Некоторые из тех розыгрышей, что мы рассмотрим ниже, завершились положительно, но необходимо внимательнее изучить то, как действует Уилсон, потому что вскоре ему предстоит играть против гораздо более сильных противников. Кое-что из того, что срабатывало на уровне колледжа, не будет работать в НФЛ.

Уилсон любит и умеет бросать фейд-передачи на дальнее плечо. Для него это подходящий пас из-за силы руки и быстрого релиза – до того, как корнербэки успевают развернуть голову и посмотреть на мяч. Однако, хватает случаев, когда Уилсон бросал фейды в тех ситуациях, когда в этом не было никакой необходимости.

Бойзи Стейт играют мен-ту мен с шэллоу-сэйфти, расположенным достаточно далеко влево, что позволяет исполнить фейд-пас вправо. Уилсон принял адекватное решение, бросив фейд, но его ресивер обыграл корнербэка, на что квотербэк не обратил внимание. Когда Уилсон добрался до дальней точки своего дропбэка, принимающей пробился через бамп-кавредж и оказался выше своего опекуна. Пасующий обязан был понять, что ресивер вот-вот отделится от корнербэка, а значит, можно было кинуть передачу на ход, чтобы тот продолжил свой забег. Вместо перспективного плея под тачдаун, Уилсон бросает на дальнее плечо. В результате, принимающему пришлось тормозить, теряя преимущество. Да, это комплит, но более классный корнербэк прочитал бы по глазам ресивера, что тот собирается развернуться, попытавшись из-за спины занять более выгодную позицию, чтобы сыграть в мяч.

Похоже, Уилсон хочет исполнять бэк-шолдер пасы каждый раз, как только он видит, что ди-бэк повернулся к нему спиной. Возможно, он просто делает то, чему его учили, но Уилсон должен лучше разбираться в игровых ситуациях и понимать, когда есть шанс бросить мяч на ход вперед, что позволяет продлить розыгрыш, превращая его в биг-плей. У него достаточно силы руки, чтобы совершать такие передачи.

Кроме того, у Уилсона есть проблемы с прогрессиями. И у него есть тенденция примерзать к одной цели.

В этой кросс-концепции Уилсон изначально проверил скинни-пост на краю поля. Защита действовала в построении с двумя широко разведенными сэйфти – один из них как раз контролировал дальнего уайд-ресивера. Тогда Уилсон перешел к следующему риду – кросс-рауту – но защитник отлично отработал в прикрытии, столкнувшись с принимающим и сопровождая его на маршруте, располагаясь между ним и мячом. Вместо того, чтобы переключится на третью опцию, Уилсон остался с кросс-ресивером, попытавшись перенаправить его на другую точку паса, показав руками новое направление передачи. Однако третий рид на бэксайд представлял собой открытый диг-раут.

Да, пас на раннинбэка подходит для хайлайтов. Но из-за некорректного процесса прогрессии, ему пришлось скрэмблить в надежде на чек-даун, даже несмотря на идеальный конверт. Бегущий оказался открыт лишь по одной причине – прикрывающий его защитник исполнил блиц. Розыгрыш завершился красиво, с набором огромного количества ярдов, но в НФЛ Уилсону необходимо отрабатывать прогрессию намного чище и последовательнее.

Отчасти, проблема Уилсона состоит в том, что он плохо перемещается на ногах при переходе от одного рида к другому, что и способствует неточным передачам. И, похоже, что квотербэк это знает.

В этом «меш/вил» концепте, Уилсон добрался до четвертого рида, но его глаза «не сочетались» с работой его ног. Когда он бросил, ноги оказались не в том положении, чтобы мяч полетел по задуманной траектории. Пас в больницу – вот как это называется. Мяч должен был отправляться ниже и ближе к центру, но ноги в стойке смотрели совершенно в другую сторону.

Временами, терпение и выдержка, когда квотербэк позволяет маршрутам раскрутиться – окупаются.

На 3-и-14 в матче против Коастал Каролины, Кугарс назначили роллаут с сэйл-концептом. Похоже, что Бригэм Янг предоставляют своему принимающему дополнительную опцию на сэйл-маршруте, позволяя взять вариант с открытым пространством между зон – это встречается на записях неоднократно.

На видео защита откатывается в Кавер-3. Два нижних защитника опускаются ближе к линии скримиджа. Уилсон мог сыграть чек-даун во флэт, но он продлил розыгрыш. Когда инсайд-лайнбэкер устремился в его направлении, Уилсон бросил красивый пас в противоход (который уже раз), приняв хит. Мяч приземлился точно в руки ресивера.

С одной стороны, вы не захотите, чтобы квотербэк отказывался от подобной агрессивной игры, с другой, он обязан лучше понимать, когда необходимо переходить к следующему риду.

Этот розыгрыш был заготовлен под короткий пас на H-бэка. Z-ресивер в флай-моушене и бежит баббл-скрин на плейсайд. H-бэк на «сталк-рэйл» маршруте – он делает вид, что блокирует на баббле и улетает в даунфилд. X-ресивер тоже на плейсайд - он бежит пост-раут.

После того, как Z-ресивер начал моушен, фри-сэйфти разворачивается под его прикрытие и сопровождает перемещение вдоль линии, что оставляет середину поля без резервной поддержки. Пост-маршрут был открыт, но Уилсон этого, почему-то, не заметил. В идеале, ваш квотербэк должен определять прикрытие и проверять пост, который ведет в тачдаун; однако Уилсона, похоже, научили только лишь следить за H-бэком. Просить его прочитать изменившееся прикрытие (два сэйфти превратились в одного без оттяжки дополнительного защитника) и скорректировать прогрессию (изменив порядок ридов из-за изменений в кавредже) – возможно, это слишком много для колледж-квотербэка.

Тем не менее, даже игнорируя ситуацию с пост-ресивером, Уилсон должен был видеть, как защита изолировала H-бэка и моментально переключиться на чек-даун. Его линия вновь держала отличный конверт, но квотербэк смотрел только на свою главную опцию, в итоге выбросив мяч за пределы поля.

За 38 секунд до окончания первой половины матча, Уилсон и Кугарс находились на 35 ярдах на половине поля Бойзи Стейт. Бровка выбрала идеальный концепт «ножницы», созданный под Кавер-4. С двумя вертикальными пересекающимися маршрутами, Кавер-4 превращалось, по сути, в Кавер-0 (персональное прикрытие без помощи в глубине).

Корнер-раут был абсолютно открыт. Если бы Уилсон бросил пас по таймингу и с предвосхищением развития событий, Бригэм Янг набрали бы большое количество ярдов и остановили бы часы. Уилсон мог даже сделать передачу на инсайд-ресивера – средний пас по центру. Но, по какой-то причине, квотербэк передержал мяч, приняв отвратительный сэк. Часы продолжили идти, а команда потеряла возможность пробить филд-гол.

Уилсон невероятно выиграл от того, что у него была одна из лучших линий нападения в стране и минимум конкурентоспособных соперников. Лучшей командой, с которой он столкнулся в 2020, была Коастал Каролина, придерживающаяся атакующих, а не оборонительных принципов. Именно против них Уилсон сыграл плохо – его нападение набрало 17 очков, а Кугарс проиграли тот матч – их единственное поражение в сезоне. В 2019, когда у Уилсона было намного более жесткое расписание, он бросил 11 тачдаунов при 9 перехватах.

И хотя талант Уилсона окажется среди первых 10 пиков драфта, он всего лишь проект, перспективная разработка. Команде, которая его выберет, придется быть терпеливой и уверенной в своей способности (и желании) развивать Зака. Он точно сможет извлечь для себя выгоду, если посидит один год за спиной ветерана, оттачивая свою технику и узнавая, как можно улучшить свои ментальные навыки. Фактор «бум-о-баст» Уилсона намного выше, чем можно было ожидать до просмотра пленки. Это может быть, как попадание в десятку, так и тотальный провал.